Мануэль Альварес Браво – знаменитый мексиканский фотограф
Мануэль Альварес Браво (04.02.1902 – 19.10.2002) – знаменитый мексиканский фотограф. Его снимки характеризуются сочетанием европейских и мексиканских стилей, острые политические или социальные темы разбавлены нотками иронии, а некоторые фотографии можно назвать документальными и сюрреалистическими одновременно.
Альварес Браво родился в Мехико в 1902 году. Его дед был художником-портретистом, отец работал учителем, но увлекался живописью и фотографией, поэтому стремление мальчика к искусству всячески поощрялось в семье. Когда ему было 8 лет, началась Мексиканская революция (1910-1917). Будучи ребёнком, он часто видел мёртвые тела на улице и слышал звук выстрелов во время школьных уроков. В 12 лет он потерял отца и был вынужден оставить занятия в школе. Это значительно повлияло на его творчество.
Некоторое время работал рассыльным на текстильной фабрике, потом секретарём в Мексиканском казначействе. В 1918 году поступает в Национальную мексиканскую академию искусств, где изучает живопись и музыку. Альварес Браво не закончил обучение в университете и всегда называл себя фотографом-самоучкой. В 1922 году он впервые заинтересовался фотографией. В 1924 году он покупает свою первую камеру и начинает творческие эксперименты. Он довольно быстро добился успеха, в 1926 году получил первый приз на региональной фотовыставке в Оахаке. В 1927 году впервые встречается с Тиной Модотти, чьими фотографиями в журналах он всегда восхищался. Тина знакомит его со многими интеллектуалами и деятелями искусства Мехико, включая Эдварда Уэстона, который вдохновил начинающего фотографа продолжить своё дело. Под влиянием этих личностей Альварес Браво начинает делать фотографии жизни на улицах города, оставив на время увлечение абстрактными снимками.
В 1930 он окончательно оставляет работу в государственных структурах и становится фотографом-фрилансером. В этом же году Тину Мадотти депортируют из страны по политическим причинам, и она оставляет Альваресу Браво свою камеру и работу в журнале «Mexican Folkways». В 1931 году он получает свою первую награду за фото под названием «La Tolteca».
В 1930-1931-х годах Браво работал оператором незавершенного фильма Сергея Эйзенштейна «Que Viva Mexico».
В 1932 году с большим успехом прошла первая персональная выставка Альвареса Браво в Мехико. Вскоре после выставки он встретился с двумя выдающимися фотографами: Полем Стрэндом и Анри Картье-Брессоном, которые были очень высокого мнения о его работе. В 1935 году состоялась совместная выставка фотографий Альвареса Браво, Анри Картье-Брессона и Уолкера Эванса в Нью-Йорке — это было международное признание таланта мексиканского фотографа. В 1936 году он читал лекции в Чикаго.
На многих его снимках нечто обычное и повседневное запечатлено в ироничной манере или имеет нотки сюрреализма. Он говорил: «Основной рабочий инструмент фотографа – это не фотокамера, а его собственные глаза. Удивительно, но большая часть фотографов предпочитают оставаться слепыми и использовать глаза своих коллег из настоящего или из прошлого».
Альварес Браво был знаком со многими революционными художниками и писателями, но никогда не позволял политике стать основной и единственной темой его работ, каждый снимок фотографа продуман и интересен с художественной точки зрения.
Если в ранних работах фотографа ощущается влияние европейских направлений искусства, таких как сюрреализм и кубизм, то во второй половине 30-х годов он всё чаще обращается к теме мексиканской культуры и народа родной страны. Он специально избегает традиционных художественных приёмов, его работы становятся более сложными, в них чувствуется неопределённость и утончённость мексиканской культуры. Во многих фотографиях этой серии затрагивается роль женщины в современном обществе. Альварес Браво всегда отзывался с большой любовью о Мексике: «Я очарован своей страной. Я счастлив жить на этих улицах, здесь всё что угодно может послужить объектом для моей фотокамеры.», – говорил он. Через его снимки мы видим настоящую Мексику.
Альварес Браво первым начал использовать рентгеновские снимки в своих работах. Позже этот приём получит широкое распространение.
В 1940-1950 годах он активно занимался преподавательской деятельностью, воспитав целое поколение фотографов. Он преподавал в Национальной Школе Пластических Искусств и Центральном Университете Кинематографии. В этот период он практически не создаёт собственных работ, но после двадцатилетнего перерыва снова берёт в руки камеру и продолжает заниматься фотоискусством до конца своих дней.
Вот что говорит о великом фотографе Грасиела Итурбиде, которая работала его ассистентом в 1969 году: «Иногда мы ездили за город для фотосъёмки. Он выбирал пейзаж, готовил камеру и ждал, что что-нибудь произойдёт. Он никогда не торопился. У него было особое, мексиканское чувство времени. Так он продолжал ждать, пока не получал, что хотел… Он никогда не делал много снимков, фотографировал только то, что ему действительно нравилось. Он делал не более четырёх кадров одного и того же».
Накануне своего столетия Альварес Браво сказал: «Когда кто-то делает фотоснимок, он не думает о передаче некого особого смысла, фотографа больше интересует визуальный аспект изображения. Позже в глазах зрителя это изображение может приобрести определённое значение, о котором фотограф, возможно, и не думал. Всё зависит от интерпретации фотографии зрителем».
Альварес Браво прожил сто лет и до последних своих дней оставался фотографом. Когда ему стало тяжело передвигаться, он снимал ню у себя дома. Он говорил, что «на подобную работу никто никогда не стал бы жаловаться», однако фотограф скучал по бескрайним пейзажам и городским улицам.
Источники: