Начало земледелия на перуанском побережье
В настоящее время в исторической науке все более усиливается интерес к проблемам становления производящего хозяйства. Одним из районов, особенно благоприятных для изучения этих вопросов (древний земледельческий очаг, уникальная сохранность материалов), является побережье Перу. Наряду с открытиями Мак-Нейша в Мексике раскопки соответствующих памятников перуанского побережья представляют мировой интерес. О них уже упоминалось в советской литературе[1]. За последние годы за рубежом появился ряд новых статей и публикаций, дающих довольно полное представление об облике данной культуры.
По-видимому, вплоть до начала III тысячелетия до н. э. и во всяком случае в VII—VI тысячелетиях до н. э.[2] вдоль западных склонов Анд обитали бродячие племена, занимавшиеся охотой на лам и гуанако, сбором диких семян, кореньев и наземных улиток и в меньшей степени морских моллюсков[3]. Затем в Перу на берегу океана возникают постоянные поселения, экономика обитателей которых носила иной характер. Важнейшим местонахождением, дающим представление об этих памятниках (правда не о самых ранних), является Чилька-1, открытая Ф. Энжелем в 1962 г.[4] Жизнь там протекала непрерывно с начала IV до середины III тысячелетия до н. э. Стоянка расположена на берегу сухого русла в 3 км от моря. Сейчас это группа холмов высотой несколько метров, состоящих из песка, углей, раковин, различных органических остатков. Вместо сегодняшней пустыни в IV—III тысячелетиях до н. э. ее обитателей окружала растительность из тростника, трав и небольших деревьев. Жилищами служили дома типа чума. Для их сооружения выкапывалась круглая яма глубиной около 40 см и диаметром 2,5—3,5 м. Связанные по три-четыре, стебли тростника вкапывались по краям в землю и на высоте 2 м от пола сводились посредине. Постройка покрывалась сверху стеблями травы, а ребра кита подпирали ее изнутри.
Основная пища жителей состояла из моллюсков, раковины которых в изобилии встречаются в культурном слое. О занятии рыболовством говорят два крючка с обрывком лески, один из раковины, другой костяной, а также сети из растительного волокна. Добычей обитателей становились морские птицы, черепаха, крупные морские млекопитающие (морской лев, тюлень, дельфин). Возможно, не брезговали и выброшенными на берег китами. Из китовой кости сделан плоский треугольный гарпун длиной 16 см. Листовидные наконечники изготовлялись с помощью двусторонней ударной ретуши из кварца, базальта, кремня. На некоторых из них заметны остатки клея, которым они были прикреплены к деревянным и тростниковым древкам. Однако, хотя основой существования обитателей Чильки-1 являлось море, их деятельность была уже направлена и на выращивание полезных растений: тыквы-горлянки, фасоли, батата (найдено два клубня). Плотную кожуру тыквы обрезали и получали сосуды нужной формы (тарелки, кувшины, черпаки). Фасоль являлась основным растительным продуктом питания, уступая, возможно, лишь диким клубням хунко. Энжель выделяет две ее разновидности: домашнюю и дикую[5]. Растения, вероятно, высаживались во влажную почву после весеннего речного паводка. Этот способ не требует никакого дополнительного полива и применялся в Перу еще сравнительно недавно[6]. Возможно, что при посадке пользовались заостренными костями крупных морских млекопитающих. Урожай растирали на плоских, слегка вогнутых зернотерках с помощью терочного камня. Пищу, очевидно, пекли на угольях или варили, бросая горячие камни в сосуды из тыкв.
В нижних слоях поселения найдены плащи или покрывала (в захоронениях), сделанные из травяного волокна методом twining[7]. Тот же метод применялся и при плетении корзин. В верхних слоях покрывала заменены шкурами ламы или вигони (хотя костей этих животных на стоянке нет). Тростниковые циновки встречаются во всех горизонтах. Для изготовления всех этих предметов применялись плоские костяные иглы с ушком и более толстые без него.
Умерших жители хоронили тут же, близ домов в неглубоких ямах в вытянутом положении без определенной ориентировки. Тела обернуты в тростниковые циновки. Иногда между циновками или под ними оказываются травяные покрывала, сети, возможно, остатки одежды, в верхних слоях — шкуры. Кроме покойников в ямах обернутые в циновки костяки обнаружены лежащими на полу в двух домах. На умерших лишь те предметы, которыми они украшали себя при жизни: несколько бусин на шее, а чаще вообще ничего нет. Правда, на одном из покойников была надета шапка с узорами из веревки, а в погребение младенца положена бусина из лазурита.
Кроме Чильки, поселения и могильник этого раннего периода найдены на полуострове Паракас и в бассейне реки Рио-Гранде-де-Наска[8]. Облик культуры примерно тот же. В основном она базировалась на использовании ресурсов океана: моллюсков, ракообразных, морских птиц и животных. В Монте-Гранде (5 км от моря на берегу Рио-Гранде) была найдена фасоль, а в Бока-дель-Рио-Гранде (устье реки) — пока только горлянка. Существуют отличия от Чильки в типе домов: на первом из двух упомянутых местонахождений чумы уступают место столбовой конструкции с перекладинами, а на втором — сооружениям из камня, глины, дерева и тростника, общий вид которых неясен. По словам Энжеля, в центре одного из поселений в Паракас находились, видимо, помещения из сырцового кирпича и камня, а вокруг — столбовые постройки[9]. Здесь же (Кабесас Ларгас) обнаружен могильник из шести погребений. Покойники лежат я скорченном или вытянутом положении головой на юг и завернуты в циновки, шкуры вигони и куски тканей хорошего качества, изготовленные из растительного волокна. С каждым из погребенных — один-два мелких предмета (кварцевый скребок, костяная игла, ожерелье из каменных бусин, или раковин, моток веревки). Кроме того, найден оссуарий, содержавший останки примерно 60 человек[10]. С захороненными были положены дубины или длинные палки. Энжель допускает, что это орудия труда- первых пастухов — погонщиков лам.
В нескольких пунктах в Паракас и Чильке найдены стоянки, относящиеся, судя по радиоуглеродным датировкам, к VII—V тысячелетиям до н. э.[11] Их обитатели не знали фасоли, но пользовались тыквами (дикорастущими или намеренно высаживаемыми, сказать трудно). В пищу шли продукты моря, а также корнеплоды, в том числе, может быть, маниок. Жилища строились из тростника и травы. Покойников обертывали в циновки. Возможно, это были прямые предшественники жителей Чильки-1.
Несомненное появление экономики нового типа на перуанском побережье следует отнести к первой половине IV тысячелетия до н. э. (начало выращивания фасоли). В конце III — II тысячелетии до н. э. культура первых земледельцев, незнакомых с керамикой, достигает своего расцвета. В настоящее время известно уже более 50 местонахождений, некоторые из которых открыты в 40-е годы, но большая часть обнаружена за последнее десятилетие. Большинство стоянок находится в пределах или неподалеку от современной орошаемой зоны или на берегу старых русел современных рек, но обитатели некоторых поселений могли пользоваться лишь выходами подземных вод. Море почти всегда расположено рядом пли отделено узким участком низменной прибрежной равнины.
На севере района крупнейшим памятником является Уака Приета[12]. За 1000 лет (вторая половина III — первая половина II тысячелетия)[13] здесь вырос холм высотой 12 м. В нижних слоях остатков жилищ пока не найдено. Обитатели более позднего периода рыли землянки глубиной около 2 м. состоявшие из одной-двух квадратных или овальных комнат площадью 4—5 м2. Вертикальные стены были выложены галькой, скрепленной глиной, пол покрывала утрамбованная глина, а завершала все сооружение плоская крыша из деревянных балок и ребер кита. Узкий вход со ступенькой вел внутрь. По мере роста холма, чтобы предохранить жилую территорию от эрозии, были сооружены четыре террасы, укрепленные галькой. Высота нижней более 5 м.
Основную пищу жителей составляли моллюски, морские ежи и прочие «дары моря», а также рыба. Для ее ловли использовали как сети, найденные вместе с прикрепленными к ним поплавками из тыкв, и грузилами (гальки с отверстиями), так и крючки (из раковин и колючек). Кроме редких костей морского льва, морской свинки и птиц, остатков животных не найдено. Очень мало изделий из кости (лишь несколько шильев). Нет ничего, кроме двух игрушечных пращей, что могло бы быть истолковано как оружие. Отсутствуют даже наконечники. Довольно многочисленные ядрища и отбойники служили лишь для откалывания грубых отщепов. Зато в выращивании растений были достигнуты серьезные успехи. К тыкве-горлянке прибавилось два других вида тыкв (Cucurbita ficifolia и Cucúrbita mochata). Разводили три или четыре вида бобовых, ачиру (Сannа edulis), красный перец. Сажали или, скорее всего, собирали дикими различные фрукты. Встречается много диких клубней и кореньев. Многочисленные обожженные камни, очевидно, бросали в сосуды из тыкв для варки пищи. Одна из находок может, видимо, рассматриваться как уплощенная на конце палка-копалка. Каменные сосуды, чьи обломки обнаружены, возможно, выполняли роль зернотерок. Важным нововведением в Уака Приете по сравнению с местонахождениями времени Чильки является культивирование хлопка. Это 26-хромосомный (Gossipium barbadense) гибрид американского и азиатского (возможно, когда-то произраставшего и в Новом Свете) видов[14]. Употреблялись и другие растительные волокна (молочай, кактус). Из 3000 фрагментов ткани 78% текстиля сделано методом twining. Есть и настоящее ткачество (4%). Не имея ткацкого станка, люди этой эпохи, очевидно, просто прикрепляли нити основы к палке, а между ними продевали уток. Ткацких грузиков также нет. Видимо, нить скручивали рукой[15]. Иногда на тканях заметны следы окрашивания. Есть тростниковые циновки и плетеные корзины.
Как и в Чильке, покойников хоронили на поселении в неглубоких ямах без определенной позиции и ориентации. Несколько позже стенки ям стали выкладывать булыжниками, а в верхних слоях скелеты обнаружены лежащими целыми группами на полу покинутых жилищ. В погребениях найдены великолепные образцы тканей с изображениями фантастических существ, похожих на змей с двумя симметрично расположенными головами на обоих концах тела, кондоров, крабов, а также людей. Кроме того, мертвых снабжали сосудами из тыкв, два экземпляра которых богато украшены. Композиция состоит из сильно стилизованных антропоморфных изображений и геометрических элементов, выполненных в сложившемся и оригинальном стиле. Все произведения искусства происходят из погребений, относящихся к нижним слоям.
Южнее Уака Приеты, в долине Виру, в 1 км от моря расположен холм Серро Прието [16]. Толщина докерамических отложений около 1 м. В нижних слоях находились жилища из прямоугольного сырцового кирпича (камня вокруг нет) невыявленной конструкции. К верхним принадлежат дома из глины, смешанной с раковинами, из двух-трех смежных прямоугольных комнат каждая площадью 3—4 м2. По крайней мере в одной из стен находилась прямоугольная ниша. Предметов найдено мало, однако известно, что жители ловили рыбу на крючки из раковин, собирали моллюсков и крабов, охотились на морских птиц, сажали горлянку и хлопок, растирали что-то на небольших плоских терках, изготовляли ткани методом twining и даже знали настоящее ткачество.
Между долинами Уачо и Чанкая на прибрежной равнине находится крупное древнее поселение Рио Секо[17]. Это несколько пологих холмов высотой до 4 м, которые, видимо, не вполне одновременны. В его середине располагались дома из каменных и коралловых блоков (камень доставлялся за 2 км), глины, сырцового кирпича прямоугольной формы. Раскопаны комплексы, состоящие из маленьких (3—6 м2), примыкающих друг к другу помещений. В стене одного из них находилась ниша, а верх стены был украшен рядом чередующихся каменных плит и сырцовых кирпичей. Роль перекрытия играли стволы деревьев и кости кита. Кроме того, обнаружены какие-то небольшие глиняные платформы. В радиусе 300 м от этих сооружений замечены остатки столбов.
Как и в Уака Прнете, в Рио Секо собирали моллюсков, ловили рыбу сетями с поплавками и грузилами. Найдены крючки из раковин, а также их заготовки. Объектом охоты были тюлени и птицы. Оружие — деревянные копья, к которым, возможно, прикреплялись базальтовые наконечники, пращи и копьеметалки. Из птичьих костей делали иглы, шилья, непонятного назначения трубочки длиной 1—9 см, обрезанные с обоих концов, и даже флейты. Кости тюленя и куски дерева превращали в «мальерос». Этим простейшим приспособлением до сих пор пользуются перуанские рыбаки. На кость наносятся зарубки, и по ним отмечают величину ячеек сети[18]. Остатков растений, кроме хлопка и горлянки, не обнаружено[19]. Есть терки с терочными камнями. Сосуды делались из тыкв. Один сосуд диаметром 20 см выдолблен из позвонка кита. Текстиль представлен только плетеными тканями. Основной орнамент — ромб. Иногда ткань окрашивали охрой. Практиковалось и плетение корзин. Жители украшали себя ожерельями и браслетами из яшмовых бусин, просверленными позвонками акулы и ската, подвесками из раковин. Некоторые предметы сделаны из необожженной глины. Это довольно многочисленные фрагменты грубых антропоморфных статуэток, непонятного назначения маленькие конусы высотой 2—3 см и толстые, с закругленными краями диски диаметром 2,5 см с одним или двумя отверстиями. В Рио Секо мы опять встречаем обычай хоронить покойников близ жилищ. Они лежат в овальных ямах на боку с подогнутыми ногами.
К северу от Рио Секо, в устье р. Кулебрас, находится другой памятник с каменной архитектурой[20]. Там, на склоне и у подножия холма, встречены квадратные и прямоугольные, углубленные в землю небольшие дома, сложенные из грубых камней с включением отдельных шлифованных плит. Пол сделан из необожженной глины или глины с камнем. Система террас и стен близ вершины холма группируется вокруг центральной лестницы, ориентированной на север. На одной из террас обнаружены два погребения с обычным для данной культуры инвентарем. Под поверхностью террасы оказался один черепок. Кроме того, найден некрополь. С трех сторон его окаймляют стены террас, не входящих в комплекс с лестницей. В стенках были сделаны ниши размером 30 X 30 см и глубиной 20 см из каменных плит, скрепленных глиной. На площадке между стенами находилась группа погребений. Все покойники лежали в вытянутом положении. Инвентарь могил относительно богат: корзины, тыквы, в некоторых из которых находилась известь, употребляемая при жевании коки, раковины, ожерелья из раковин и рыболовный крючок из того же материала[21].
В долине р. Чильон (к югу от Лимы) в 4,5 км от устья, Ф. Энжелем в 1965 г. было раскопано поселение Эль Параисо[22]. Комплекс из 50 комнат занимает площадь 50 X 50 м2. Помещения в центре углублены в землю, а террасы и платформы по краям значительно возвышаются над ними. К центральным комнатам ведет несколько лестниц. Стены в основном сложены из прямоугольных каменных блоков размером 30 X 15 X 15 см (их было использовано около 300 тыс.) и тщательно оштукатурены. Слоем глины покрыты и полы. Перекрытие, вероятно, состояло из легких материалов и не сохранилось. В одном из помещений найдено святилище. Середину комнаты там занимает большое прямоугольное углубление, по углам которого расположены четыре меньшие конические ямки. Все углубления носят следы огня.
Погребальный обряд (раскопано шесть могил) характеризуется обычными для докерамической эпохи чертами (захоронения в ямах рядом с поселением, покойники завернуты в ткань). Среди тканей относительно много изделий, изготовленных методом настоящего ткачества (12%). Среди остатков культурных растений ведущее место принадлежит фасоли. Разводили также хлопок, хикиму (Pachirrhizuz Tuberosus), горлянку, возможно, мускатную тыкву. Как обычно, сохранились остатки съедобных плодов и кореньев, кости рыб и млекопитающих (в основном морских), но раковины моллюсков занимают довольно скромное место. Кроме веретенец с пряслицами, игл, терок и пр. найдены две очень грубые антропоморфные статуэтки (из глины и камня) и рукоятка орудия из кости с изображением человеческого лица.
Поселение в Асии[23] находится в 100 км к югу от Лимы, на берегу пересыхающей речки Омас, в 2,5 км от моря. Его метровые отложения разделены на пять слоев. Планировка раскопанных сооружений довольно правильная. Над прямоугольным комплексом стен площадью 24 X 25 м2 располагалась соломенная крыша (найдены ее остатки), покоившаяся на столбах. Первоначально материалом для строительства служил сырцовый кирпич круглой и яйцевидной формы, позже его сменил камень, скрепленный глиной. Строения опоясаны рядом двойных степ толщиной 30— 40 см, между которыми оставлен проход шириной около метра. Главное помещение внутри делилось на комнаты. Общий вход находился в северном углу. На несколько десятков метров вокруг центрального комплекса обнаружены остатки столбовой архитектуры. Некоторые стены также уходят далеко в сторону. На протяжении трех последних из пяти периодов комплекс использовался в качестве места захоронения. Покойников погребали в овальных ямах глубиной около 30 см. Большинство умерших лежит в скорченном положении на боку, но твердо закрепленной позиции или ориентировки нет. Все покойники завернуты в тростниковые циновки, обычно в несколько: более грубые поверх более тонких. В некоторых случаях при раскопках открывались настоящие спеленутые мумии. Количество и характер инвентаря сильно колеблются, но не настолько, чтобы можно было отметить какие-то качественные различия. Интерес представляют одиночные и групповые захоронения черепов, в частности детских.
Подобно обитателям всех других рассматриваемых памятников, жители занимались сбором моллюсков. Сетями с грузилами и на леску с костяным или раковинным крючком ловили рыбу. Большинство костей принадлежит крупным морским млекопитающим и птицам. На охоте применялось разнообразное оружие: деревянные копья, дротики, гарпуны, обсидиановые и кварцитовые наконечники к ним, копьеметалки, палицы (одна из них снабжена акульими зубами), пращи. Выращивали хлопок, горлянку, фасоль, красный перец, корневища хикимы, в пищу употребляли плоды, ягоды, клубни хунко. Семена и коренья растирали на зернотерках с помощью пестов и терочных камней, хранили и приготовляли в сосудах из тыкв, камня, деревянных и выдолбленных из китовой кости колодах. Некоторые заостренные палки, как и в Эль Параисо, видимо, служили для вскапывания земли. Два орудия из китовой кости могли быть мотыгами. Часты находки листьев коки. Известь для жевания наркотика иногда клали в могилы.
Ткачество было развито довольно высоко. На покрывале, положенном в одно из погребений, сохранилось изображение двухголового существа, сходное с найденным в Уака Приете. Это один из распространеннейших впоследствии мотивов на побережье Перу. В текстильном производстве пользовались в основном хлопковым волоком, реже — другими материалами. Встречаются и изделия из перьев. Найден богатый набор текстильных инструментов: шилья, иглы, веретенца с пряслицами. Большинство пряслиц сделано из семян, плодов, смолы, но есть и каменные, на одном из которых выгравировано три изображения: млекопитающего, змеи, птицы или человека. Жители поселения носили бусы из камня, кости, раковин, семян, подвески из раковин. На одном из костяных инструментов, превращенном в подвеску, изображены обезьяны(?), трусящие в рожки. Интересны два зеркала, одно из обожженной, другое из сырой глины. Они под- квадратной формы со стороной около 10 см. В центре к глине приклеен полированный кусок антрацита, а поверхность украшена перламутровыми бусинами. На оборотной стороне обожженного зеркала вырезано какое-то стилизованное изображение.
Таковы основные памятники рассматриваемой эпохи. Сведения о других стоянках[24] подтверждают данные, изложенные выше. Характерные черты этих памятников уже отмечались Ф. Энжелем[25]. Если взять важнейшие из них, присущие всем местонахождениям, начиная с нижних слоев Чилька-1 и кончая Асией и Уака Приетой, то сюда, видимо, следует включить: 1) расположение близ берега моря[26]; 2) большое количество в культурном слое раковин морских моллюсков. Почти полное отсутствие костей наземных млекопитающих; 3) остатки тыквы-горлянки и фасоли; 4) погребения вблизи или внутри жилищ в неглубоких ямах или на полу в вытянутом или скорченном на боку положении. Покойники укрыты тростниковыми циновками; 5) текстильные изделия с применением техники twining и looping; 6) техника обработки камня, включающая в основном точечную оббивку, шлифовку, в отдельных случаях скобление, пиление, сверление. Полное отсутствие топоров, тесел и тому подобных инструментов. Чрезвычайная бедность и невыразительность каменной индустрии палео-мезолитической традиции; 7) зернотерки и терочные камни различных форм; 8) деревянное копье и дротик, копьеметалка, праща, палица, видимо, гарпун и болас, несомненное отсутствие лука и стрел.
Среди множества памятников в настоящее время представляется возможным выделить два типа: более ранний тип Чильки-1 и более поздний тип Уака Приеты, что в основном соответствует делению докерамического периода Энжелем на два горизонта: хлопковый и дохлопковый. Их отличия в следующем:
Чилька |
Памятники типа Уака Приеты |
|
|
Кроме того, можно отметить увеличение в памятниках второй группы количества погребального инвентаря (при сохранении старого обряда). Характер жилищ следует признать наиболее показательным признаком, отличающим эти два типа. Смена небольших построек, состоящих из одного помещения, многокомнатными комплексами-поселками, возможно, отражает не только рост общественного богатства, но и определенные изменения в социальной организации. С комплексом Уака Приеты, очевидно, связаны Серро Прието, Кулебрас, Асия и другие местонахождения, в которых найден хлопок. Что же касается Чильки, то здесь какие-то связи прослеживаются с местонахождениями VII—V тысячелетий на полуострове Паракас (тростниковые хижины), но об этих поселениях пока слишком мало известно. Не хватает также сведений и о более поздних, но «дохлопковых» местонахождениях в Кабесас Ларгас и в бассейне Рио-Гранде. Энжель[27] сближает Монте-Гранде с Чилькой-1, а Бока-дель-Рио-Гранде с поселением в Кабесас Ларгас, опираясь на особенности устройства жилищ. Весьма возможно, что употребление на этих поселениях в качестве строительных материалов камня и глины указывает на иную, чем в Чильке, культурную традицию, получившую свое развитие уже в период после появления хлопка.
Таким образом, памятники побережья Перу VII — II тысячелетий до н. э. рисуют своеобразную картину становления производящего хозяйства. По-видимому, в VIII—VII тысячелетиях до н. э. здесь появились коллективы, занявшиеся преимущественно морским промыслом. Обитатели берега океана были поставлены в исключительное положение по сравнению с остальными бродячими племенами. В их распоряжении оказались огромные и, самое главное, постоянные пищевые ресурсы моря. Морской промысел, делая людей независимыми от летней засухи, позволял им жить оседло и в качестве дополнения к пищевому рациону или в иных целях собирать, а затем и самим выращивать горлянку и другие культуры. Небольшие речные долины, в которых достаточно обильные, но не разрушительные паводки оставляли после себя пространства плодородной орошенной земли, были идеальным местом для первых опытов по разведению домашних растений. Иными словами, предпосылкой возникновения развитого собирательства была оседлость, во всяком случае в летнее время, а та стала возможной лишь за счет использования ресурсов моря. Но, возникнув, земледелие само стало способствовать интенсификации морского промысла и еще более прочной оседлости. Замечательно, что из трех главных культур, выращивавшихся на побережье в докерамический период (горлянка, хлопок, фасоль), первые две применялись при изготовлении рыболовной снасти.
Морской промысел, сыграв выдающуюся роль в процессе возникновения производящего хозяйства, оставался, видимо, главным источником пищевых ресурсов и в последующее время. Даже если стоянки удалены от океана на 2—3 км, раковины составляют важнейшую часть культурного слоя. Мы не располагаем данными, позволяющими утверждать, что роль моря в хозяйстве существенно упала к концу этой эпохи по сравнению с временем Чильки-I. Лишь для Эль Параисо можно предполагать больше обычного удельный вес земледелия, хотя и здесь нет прямых доказательств того, что оно уже стало господствующей отраслью экономики. Важное место занимало наземное собирательство. Возможно, оно в течение всего периода значило по крайней мере не меньше, чем выращивание растений. Исследования с целью установить, какой точно процент совокупного продукта давала та или иная отрасль хозяйства, не проводились, но земледелию следует, вероятно, отвести лишь второе или третье место[28]. Возникнув в исключительно ранний период, оно долгое время развивалось довольно медленно, что, очевидно, в основном объясняется отсутствием высокопроизводительного вида, разведение которого отодвинуло бы на второй план все прочие источники средств существования. Значительный культурный прогресс в докерамическую эпоху, сопоставимый с последствиями неолитической революции на Ближнем Востоке (каменная и глинобитная архитектура, развитое искусство, в конце периода, возможно, храмы), наступил на базе комплексного хозяйства, в котором земледелие еще не играло главной роли. Окончательная его победа на данной территории, по-видимому, произошла лишь после появления кукурузы — во второй половине II тысячелетия до н. э., что приблизительно совпало с широким распространением керамики.
J. Е. Beriozkine
LES DEBUTS DE L’AGRICULTURE SUR LA COTE PERUVIENNE
Résumé
L’article dresse le bilan des nouveaux matériaux archéologiques obtenus ces dernieres années lors des fouilles des premiers hameaux d’agriculteujs sur la cote péruvienne (IVе — IIе millénaires avant notre ere).
A la base des données péruviennes l’auteur examine un des plus importants problemes de l'histoire ancienne: la formation de l’économie produisanie au sein de l’ancienne économie d’appropriation.
Источник - «Советская Археология», № 1, 1969. Изд-во «Наука», Институт археологии РАН, Москва.
[1] В. А. Башилов. Связи древних цивилизаций Нового Света. Сб. «Археология Старого и Нового света». М., 1966, стр. 277—279; В. М. Массон. Средняя Азия и древний Восток. М.— Л., 1964. стр. 476; Б. И. Шаревская. Культура древних народов области Анд. Народы Америки, II. М., 1959, стр. 264.
[2] R. Berger, W. F. Libby. UCLA Radiocarbon Dates V. AJS; Radiocarbon, 8, 1966, стр. 476; G. J. Fergusson, W. F. Libby. UCLA Radiocarbon Dates II. AJS Radiocarbon, 5, 1963, стр. 16; M. A. Geyh. Hannover Radiocarbon Measurements, IV. AJS, Radiocarbon. 9, 1967, стр. 209.
[3] E. P. Lanning. A Preagricultural Occupation on the Central Coast of Peru. AmAn. 28. 3, 1963. стр. 360—370.
[4] F. Engel. A Preceramic Settlement on the Central Coast of Peru: Asia, Unit I— Transactions of the American Philosophical Society, Нов. cep. 53, 3, cmp. 9—10; его же. Datations a l’aide du Radiocarbon 14 et Probléme de la Prehistoire du Pérou. 52, стр. 109—113, 1963; его ж e. El Precerámico sin algodon en la Costa del Perú. XXXV Congreso Internacional de Americanistas. Mexico, 1962. Actas y Memorias. III. Mexico, 1964, стр. 141—152; С. Б. D о n n a n. An Early House from Chilca. Perú. AmAn 30. 2. part 2, 1964, стр. 137—144; M. A. Trautman, E. H. Willis. Isotopes, Inc. Radiocarbon Measurements I. Radiocarbon, 8, 1966, стр. 195—197.
[5] F. Engel. Dalations a l’aide du Radiocarbon 14..., стр. 109; H. И. Вавилов указывает на горные районы южной Мексики и Гватемалы как на зону наибольшего сортового многообразия всех американских видов фасоли. Н. И. Вавилов. Мексика и Центральная Америка как основной центр происхождения культурных растений Нового Света. Избранные труды, II. М.— Л, 1960, стр. 140—141; его же. Великие земледельческие культуры доколумбовой Америки и их взаимоотношения. Там же. стр. 165, 174. В основном те же сведения опубликованы в книге М. Таул (М. Towle. Ethnobotany of Pre-Columbian Peru. «Viking Fund Publications in Anthropology», 30, 1961, стр. 52—54), хотя она полагает, что одна из разновидностей фасоль-лимы, возможно, происходит из Анд. По мнению Л. Каплан (L. Kaplan, Archaeology and Domestication in American Phaseolus (Beans). «Economic Botany». 19, 4, 1965, стр. 366), мало вероятно, чтобы дикие предки этой разновидности произрастали на побережье, скорее, их родиной могут являться восточные склоны Анд.
[6] F. Engel. A Preceramic Settlement on the Central Coast of Peru..., стр. 7, 20.
[7] В текстильном производстве Перу было известно как настоящее ткачество (weaving), так и изготовление так называемых плетеных тканей: twining (двойное переплетение — две нити утка охватывают нить основы с разных сторон и перевивают друг друга), looping (безузелковое переплетение — нить делает ряд петель, а затем сама проходит в них, образуя петли следующего ряда), knitting (узелковоe переплетение — нити двух рядов, идущих под углом друг к другу, связываются при пересечении).
[8] F. Engel. Datos con Referencia al Estudio de Sitios Precerámicos en su Concepto Morfológico y Glymatológico. «Antiguo Peru: Tiempo y Espacio». Trabajos Presentados a la Semana de Arqueología Peruana, 9—14 Noviembre, 1959, I, Lima, 1900. стр. 126—127; его ж e. A. Preceramic Settlement..., стр. 9—10; ero ж e. El Precerá mico sin algodon..., стр. 144—152; ero же. Un groupe humaine datant de 5000 ans a Paracas, Pérou. JSA. Нов. сер.. 49, 1960, стр. 7—35; его же. Notes relative a des explorations archeologiques a Paracas et sur la Cote sud du Pérou. Travaux de l’lnstitut Frangais d’Etudes Andine, IX, 1963.
[9] F. Enge1. Datos con Referencia..., стр. 127.
[10] Первоначально эти погребения не отличались от обнаруженных в могильнике, но затем были сильно повреждены.
[11] F. Engel. El Preceramico sin algodon..., стр. 151; H. Krueger, С. F. Weeks. Geochron Laboratories Inc. Radiocarbon Measurements, II. AJS, Radiocarbon, S. 1966, стр. 156; М. A. Trautman, E. H. Wi11іs. Ук. соч., стр. 196, 199.
[12] J. В. Віrd. Praceramic Cultures in Chicama and Virú. A Reapprisal of Peruvian Archaeology. AmAn, 13, I, part 2, 1948, стр. 21—28; его же. American Oldest Farmers. «Natural History», 57, 7, 1948, стр. 296—303, 334—335; его же. Pre-ceramic Art from Huaca Prieta. Chicama Valley. «NP», 1, 1963. стр. 29—32; J. Bird, J. Mahler. America's Oldest Cotton Fabrics. «American Fabrics». 20, 1951—1952, стр. 73—78; E.O. Callen. Food Habits of Some Pre-Columbian Mexican Indians. «Economic Botany», 19, 4, 1965, стр. 335—337; F. Engel. Sites et establishments sans ceramique dans le coto peruvienne. JSA, 4G. 1957, стр. 73—74; T. W. Whitaker, J. B. Bird. Identification and Significance of the Cucurbit Materials from Huaca Prieta, Peru. «American Museum Novitates». 1426, 1949.
[13] J. B. Bird. South American Radio Carbon Dates. AmAn, 17, 1, part 2, 1948, стр. 37—49; F Engel. Le complexe précéramique d’El Paraíso (Pérou). JSA, 55, 1, 1966, стр. 56, 60.
[14] G. H. S. Вushne11. An Old World View of New World Prehistory. AmAn., 27, 1, 1961, стр. 66; M. Towle. Ук. соч., стр. 64; G. R. Willey. An Introduction to American Archaeology. 1. New York, 1966, стр. 21—22.
[15] G. H. Вushne11. Peru. New York, 1957, стр. 37.
[16] J. В. Віrwd. Preceramic Cultures in Chicama and Virú, стр. 25—26; W. D. Strong, С. I. Evans. Cultural Stratigraphy in the Virú Valley, Northern Peru. The Formative and Florescent Epochs. Columbian Studies in Archaeology and Ethnology. 4, 1952, стр. 18—23; G. R. Willey. Prehistoric Settlement Patterns in the Virú Valley, Peru. Smithsonian Institute. Bureau of American Ethnology, Bull. 155, 1953, стр. 42.
[17] F. Engel. Sites et establishments sans céramique..., стр. 79, 89—95, 103—105, 113—123; W. S. Wendt. Die Prakeramische Siedlung am Rio Seco, Peru. «Baessler — Archiv», Нов. сер., XI, 2, 1963, стр. 225—275.
[18] F. Engel. Sites et establishments..., стр. 118.
[19] Д. Колье, со ссылкой на Е. Ланнинга, сообщает о находке в верхних слоях Рио Секо, Кулебрас (см. ниже) и Уармей кукурузы. Многочисленные находки кукурузы среди типичных для докерамической эпохи отложений в Уармее описывают также Д. Келли и Д. Бонавия. (D. Collier. Agriculture and Civilizations on the Coast of Peru.— The Evolution of Horticultural Systems in Native South America. Causes and Consequences. A Symposium, Caracas, 1961, стр. 103; D. H. Kelly, D. B. В о n a v i a. New Evidence for Preceramic Maize on the Coast of Peru. NP, 1, 1963, стр. 39—41).
[20] F. Engel. Sites et establishments sans ceramique... стр. 77—78. 87—94. 103, 113, 120—122, 142; его же. Notes relatives a des explorations archeologiques... стр. 18.
[21] По-видимому, по крайней мере некоторые из описанных сооружений относительно поздние. Возможно, они как-то связаны с так называемыми докерамическими храмами, обнаруженными в некоторых пунктах побережья (Лас Альдас, Аспоро, Тэнк). Длина главного сооружения в Альдас достигает 450 м, но неизвестно, был ли весь комплекс построен уже в докерамический период (F. Engel. Sites et establishments..., стр. 78, 94, 102; E. I s h і d a a. o. Andes. Report of the University of Tokyo Scientific Expedition to the Andes in 1958. Tokyo, 1960, стр. 191—196. 444— 447; D. Collier. Указ. соч., стр. 103; E. P. banning. Ук. соч., стр. 369; его же. Highland South America. AmAn, 28, 3, 1963; «Current Research», стр. 421; J. H. Rowe. Urban Settlements in Ancient Peru. NP. 1, 1963. стр. 5; G. B. Willey. J. M. Corbett. Early Ancon and Early Supe Cultures. Columbian Studie in Archaeology and Ethnology, 3, 1954.
[22] P. Engel. Le complexe précéramique d'El Paraíso (Pérou), стр. 43—96.
[23] F. Е n g е 1. A Preceramic Settlement on the Central Coast...
[24] Среди них следует отметить Лос Чинос, Отуму, Ику, видимо. Сан Николас (А. Сasavilса Curaca. Una exploración paleontológica y arqueológica en que fueron descubiertos los primeros fósiles vertebrados del Perú y restos del periodo precerámico de lea. Actas y Trabajos del II Congreso Nacional de Historia del Perú (Época Pre-llispánica), 4—9 de Agosto de 1958, I. Lima, 1959, стр. 303; F. Engel. Early Sites..., стр. 56-64; ero ж o. Sites et establishments... стр. 82, 121, 161; ero ж e. A Preceramic Settlements.., стр. 11; W. D. Strong. Recent Archaeological Discoveries in South Coastal Peru.— Transactions of the New York Academy of Sciences, cep. 11. 16, 4, 1954, стр. 216, его же. Paracas, Nazca and Tiahuanacoid Cultural Relationships in South Coastal Peru. AmAn, 22, 4, part 2, 1957, стр. 8—11; G. S. Vesсe1іus. Some New Finds at San Nicolas, NP, 1, 1963, стр. 43—44.
[25] F.Engel. Sites et establishments..., стр. 140—141; его же. Notes Relatives..., стр. 8—20.
[26] O. Dо11fus. Effets des fluctuations et des accidents climatique sur l’ecologie humaine du Pérou. JSA, 54, 2, 1965, стр. 229.
[27] F. Еngе1. El Precerámico sin algodon..., стр. 141—152.
[28] Косвенным подтверждением этого является отсутствие женских статуэток, характерных для раннеземледельческих культур Ближнего Востока, Балкан, Мезоамерики.