Принципы построения относительной хронологии в американской археологической науке
Археологический материал бессловесен. Только тщательным анализом, при помощи четкой научной методики можно заставить его заговорить. Совершенно естественно, что советские археологи должны быть как можно лучше информированы о методических достижениях своих зарубежных коллег как в Старом, так и в Новом Свете.
Американские археологи уделяют большое внимание теоретической разработке проблем, связанных со систематизацией материала и, прежде всего, методических приемов, помогающих установить относительную хронологию — костяк любого археологического исследования. К настоящему времени общие принципы хронологии, выработанные на практике различными учеными, суммированы и сведены в довольно стройную систему Г. Р. Уилли и Ф. Филлипсом[1]. В основе их системы лежат приемы, примененные для изучения древностей южных областей США, Мезоамерики и Центральных Анд. Способы, которыми была установлена относительная хронология Перу — Боливия, стали важнейшей составной частью этой системы, и поэтому ее конкретные достоинства и недостатки легче всего рассматривать на примере Андской области.
Специфика природных условий Центральных Анд, где жизнь издревле сосредотачивалась в речных долинах, изолированных друг от друга горными хребтами и прибрежными пустынями, а также своеобразие археологического материала, говорящего о распространении некоторых форм керамики и мотивов изобразительного искусства в относительно короткие промежутки времени на больших территориях, позволили системе относительной хронологии этой области сыграть особенно важную роль в разработке общеамериканской методики. Отправной точкой системы Г. Р. Уилли и Ф. Филлипса является то, что любое археологическое единство (unit) должно быть расположено в двух основных измерениях — во времени и в пространстве. Только после создания периодизации, основанной на этих измерениях, можно переходить к историческим построениям. Археологическое единство рассматривается не как произвольная комбинация материала, а как нечто существующее объективно и отражающее определенную общность населения[2].
Конкретное содержание такой общности раскрывается авторами в терминах и представлениях современной американской этнографии, однако разбор этой стороны дела не входит в задачу данной работы. Ее тема ограничивается методикой систематизации археологического материала.
Прежде чем рассматривать пространственно-хронологическую систему и ее приложение к материалу Андской области зоны древних цивилизаций, нужно познакомиться с определениями основных понятий, которыми оперируют американские археологи. Одна группа понятий относится к разделению пространства. Первое из них — памятник (site). Основная категория памятников Перу — многослойные поселения, культурный слой которых дает стратиграфическую колонку большой продолжительности (толщина культурного слоя на некоторых памятниках достигает 12 м). Памятник, являясь точкой на пространственной шкале измерения, имеет иногда большую протяженность во времени.
Следующее по величине понятие — участок (locality). Это очень небольшой отрезок пространства, на котором мы можем предполагать полную культурную однородность в какое-то данное время. Для Перу такими участками являются упомянутые долины, резко обособленные друг от друга, где сами природные условия заставляют предполагать некоторую однородность. Участок при этом может выделяться даже по одному изолированному памятнику.
Значительно большей пространственной единицей является район (region). Выделение района зависит от нескольких причин. Очень важна при этом степень археологической изученности данной местности. Кроме того, принимаются во внимание географические факторы.
Область Центральных Анд археологически расчленяется на шесть основных районов. Это север, центр и юг побережья и соответствующие им районы в горах. Такое членение общепринято, но накопление новых данных заставляет некоторых исследователей делать попытки его пересмотра. Так, В. К. Беннет[3] выделяет на этой территории десять районов — пять по побережью и пять в горах. Вообще район — понятие в достаточной мере случайное, так как оно тесно связано с изученностью местности. По мере накопления археологического материала и увеличения наших знаний число районов может увеличиваться, а их границы изменяться. Иногда районы могут слиться в результате исследования разделяющих их пространств. В какой-то степени это относится и к участку. Своеобразие Андской области в этом отношении заключается в большой устойчивости пространственных делений, потому что их границы чаще всего совпадают с такими естественными рубежами, как высокие горные хребты и пустыни.
Наибольшее пространственное подразделение называется областью (area). Она обычно включает несколько районов. Выделение области, так же как и района, во многом зависит от исследованности. Внутри области намечаются связи между районами. Область Центральных Анд — хороший пример такой пространственной единицы.
Американские археологи применяют два понятия для обозначения самых мелких совокупностей археологического материала: компонент (component) и фаза (phase). Компонент — это совокупность материала, которая выделяется как нечто единое нa одном памятнике. Это наиболее близко сложившемуся в нашей науке понятию «содержание слоя», поскольку оно принимается за единство при интерпретации памятника.
Но компонент не является чем-то самостоятельным. Компоненты с одним культурным содержанием на нескольких памятниках данного участка, а иногда и района, объединяются в фазу. В отличие от компонента фаза имеет пространственное протяжение и рассматривается при хронологических построениях как нечто единое для данного участка или района. Нередко она совпадает с компонентом, так как практически часто выделяется по одному памятнику. Г. Р. Уилли и Ф. Филлипс дают следующее определение фазы: «Археологическое единство, обладающее достаточно характерными чертами, чтобы выделить его среди всех других единств сходного порядка, принадлежащих к той же культуре или к другим культурам и цивилизациям, пространственно ограниченное рамками участка или района, а хронологически относящиеся к сравнительно короткому промежутку времени»[4].
Хотя сам термин «фаза» не является общепринятым, сходное понятие употребляется довольно широко. Хорошим примером может служить расчленение семиметрового культурного слоя поселения Галлинасо (V—59) в долине р. Виру (северный берег Перу). Авторы раскопок У. Д. Стронг и К. Эванс выделяют здесь, в основном по керамике, три последовательно существующих компонента, каждый из которых они называют периодом — Пуэрто Моорин, Галлинасо Уанкако[5]. Эти периоды вместе с соответствующими компонентами других памятников авторы выделяют в «культуры», которые и соответствуют понятию «фаза» по терминологии Уилли и Фнллппса. Например, в культуру Пуэрто Моорин объединяются компоненты памятников V — 51, V — 59 и V — 162 в той же долине р. Виру.
Фаза может иметь различные пространственные и временные размеры и даже делиться на подфазы, но в построении хронологической системы она выступает в качестве единого целого.
Орудием для установления временных соотношений служит в первую очередь стратиграфическая колонка памятника (sequence). Она может быть довольно продолжительна во времени и включать компоненты, входящие в различные фазы.
Стратиграфические колонки памятников данного участка складываются в колонку участка (local sequence) (рис. 1). Это «хронологическая серия компонентов, фаз или подфаз, внутри географических границ участка»[6]. Фазы и компоненты в колонке участка могут быть связаны между собой не только стратиграфически, но и при помощи других средств, так как колонки памятников не всегда удается увязать между собой чисто стратиграфическими методами. Колонка участка очень ценный инструмент для дальнейших построений, потому что, имея очень незначительные размеры в пространстве, она позволяет считать различия между компонентамми явлениями чисто хронологическими. При этом она покрывает достаточно большой промежуток времени.
Рис.1. Схема построений фаз и стратиграфической колонки участка
Великолепным примером стратиграфической колонки участка является колонка долины р. Виру. Размеры этой долины практически ничтожны около 25 км в длину и 5 км в самом широком месте. Ее культура едина на всех этапах существования здесь оседлого населения. Ее стратиграфическая колонка покрывает период от докерамических памятников до испанского завоевания. Она и стала ядром колонки для всего этого района.
Стратиграфические колонки участков в свою очередь объединяются в колонку района (рис. 2). Но это не механическое объединение, поскольку для района нельзя говорить о таком же культурном единстве во все периоды, как для участка. Стратиграфическая колонка района — это «хронологическая серия фаз или подфаз внутри географических рамок района»[7]. Правда, фаза чаще всего не совпадает полностью с районом в пространстве. Поэтому связь между ними довольно искусственна и имеет чисто хронологическое значение.
Рис.2. Схема корреляции стратиграфических колонок участков при создании колонки района
Но как сопоставить между собой стратиграфические колонки различных районов? Ведь их фазы различны по содержанию и не могут непосредственно связываться путем простой идентификации, как это происходит при формировании колонок участка или района. Здесь на помощь приходит явление горизонта (horison), когда на больших территориях распространяются сходные предметы и другие черты культуры, которые носят название показателей горизонта (horison makers). Впервые это явление было открыто и использовано в перуанской археологии[8]. Здесь показателями горизонта явились стили изобразительного искусства, и в первую очередь орнаментации керамики (horison styles). Характерной особенностью горизонта является его относительная краткость во времени при широком пространственном распространении. Он определяется как «преимущественно пространственная непрерывность. представленная культурными чертами и группами, чья природа и условия находки позволяют предполагать широкое и быстрое распространение»[9]. Показатели горизонта встречаются в фазах стратиграфических колонок разных районов и могут служить, таким образом, средством установления приблизительной синхронности этих фаз, приблизительной, потому что горизонт имеет свою временную глубину. Следовательно, это явление можно с достаточной достоверностью использовать только при наличии независимо выработанной стратиграфической колонки данного района.
В Перу и Боливии прослеживается пять основных горизонтов с самыми различными показателями[10]. Так, если для раннего горизонта Чавин характерно резное изображение кошачьего хищника, скорее всего ягуара, то для более позднего «негативного» горизонта показателем является техника негативной росписи сосудов.
Пример явления, аналогичного горизонту, в археологии нашей страны — распространение скифской триады (оружия, конского убора и звериного стиля) на гораздо более широкой территории, чем район, занимаемый собственно скифскими племенами. Значение находок предметов, относящихся к триаде, для установления дат общеизвестно.
Второе связующее понятие — традиция (tradition). Она также ведет свое начало от археологии Центральных Анд[11]. Традиция применяется как противоположность понятию горизонт и представляет собой непрерывность определенных элементов культуры, в первую очередь керамики, во времени при минимальном пространственном распространении. Уилли и Филлипс считают, что археологическая традиция — это «преимущественно временная непрерывность, представленная устойчивыми формами в отдельных техниках и других системах родственных форм»[12]. Таким образом, традиция может прослеживаться не только в керамике, но и в других элементах культуры.
Лучше всего традиции прослежены в северном прибрежном районе Перу, который вообще исследован более широко и тщательно. Очень четкое описание некоторых керамических традиций в долине р. Виру дано в работе Д. Колье [13], где автор разбирает керамику периода Позднее Гуаньяпе и периодов, следовавших за культурой Мочика.
Каждый горизонт и каждая традиция теоретически имеют момент наивысшего развития, который называется климаксом (climax). Климакс переживают и культура и цивилизация, где это понятие совпадает с понятием «классический период».
Помимо перечисленных объединяющих понятий для области Перу — Боливия В. К. Беннетом [14] было предложено понятие общей традиции (co-tradition). В. К. Беннет, опираясь на концепцию культурной области, сформулированную A. Л. Кребером, рассмотрел археологические материалы Андской области и нашел, что они составляют единство, обладающее некоторыми общими характеристиками для всей территории на протяжении всей истории этого района, начиная с I тысячелетия до н. э. «Общая традиция области — это всеобъемлющее единство истории культуры области, внутри которой составляющие культуры были взаимосвязаны в течение некоторого периода времени»[15].
Характерные для всей Андской области черты таковы: основа хозяйства — интенсивное земледелие и дополняющее его скотоводство (общий набор культурных растений и домашних животных), основные земледельческие орудия — палка-копалка и орудие для разбивания комков земли. Используются также орошение, террасы, удобрения и севооборот. Известны производство керамики, металлообработка, ткачество и другие отрасли ремесла. Существует сходная строительная техника на базе таких долговечных материалов, как камень и адобы. Имеются политические объединения, сходные религиозные представления и единые мотивы изобразительного искусства. Эти характеристики, по мнению Беннета, найдены в каждом подразделении и в каждом основном периоде времени перуанской общей традиции[16].
Однако этот автор излишне обобщенно и статично трактует историю культуры Перу — Боливии. Ведь далеко не во все ее периоды и не все районы обладают всеми перечисленными характеристиками. Так, ирригационное земледелие появляется в одном из наиболее развитых районов Перу — в северной части побережья не ранее периода Салинар[17], а более ранние эпохи — Гуаньяпе и Куписнике его не знают. Ранние этапы не знают и металлообработки. Она появляется не везде и не сразу. Нельзя также говорить о единстве мотивов изобразительного искусства на всем протяжении существования общей традиции. Действительно, искусство эпохи Чавин и эпохи Тиауанако имеют сходный набор мотивов изображений, но их трактовка и, по-видимому, значение совершенно различны. Вообще большинство приведенных черт характерно для культуры Перу классического периода, но далеко не все они известны в более раннее время. Помимо того, каждая из этих черт имеет свою собственную линию развития, далеко не сходную во всех районах Центральных Анд. Однако в пределах этой части Южной Америки существует много внутренних связей и общее сходство в развитии, что и позволяет выделить ее в качестве единой области. Концепция общей традиции Беннета не получила широкого применения, поскольку она отражает во многом специфические черты Перу — Боливии, что затрудняет ее использование в других районах Нового Света.
Основные (компонент, фаза) и объединительные (горизонт, традиция) археологические единства позволяют строить общую хронологическую систему целой области. Основные единства достаточно малы во времени и пространстве, чтобы ими можно было оперировать как единицами при построении хронологии. Горизонты и традиции, из которых первые обладают большими пространственными измерениями и теоретически почти не имеют временной протяженности, а вторые, наоборот, измеряются во времени и предельно локализованы в пространстве, позволяют распределять фазы, эти кирпичики здания относительной хронологии, в пространстве и времени (рис. 3).
Рис. 3. Схема взаимосвязи компонента, фазы, горизонта и традиции
Система относительной хронологии Центральных Анд строится следующим образом: все шесть стратиграфических колонок районов связываются между собою пятью горизонтами. Традиции, в первую очередь керамические, проходят внутри колонок, соединяя отдельные фазы друг с другом. Использование этих приемов позволяет создать довольно надежную картину временных связей древних; культур Перу — Боливии.
Такая пространственно-хронологпческая система для Центральных Анд была подтверждена проведенным уже после ее создания датированием по радиокарбонному методу[18]. Даты, полученные этим независимым методом, не разрушили относительную хронологию. Они только раздвинули ее рамки в абсолютных цифрах. Расхождения между датами по С14 и относительной хронологией были невелики, и их вскоре удалось скоррелировать[19]. Это дало ценную взаимную проверку как пространственно-хронологической системе Андской области, так и радиокарбонному методу.
Сейчас, однако, есть тенденция к преувеличению роли методов независимого датирования в ущерб чисто археологическим методам построения хронологических схем[20]. Я думаю, что на данной стадии развития археологической методики необходимо применение всех возможных способов хронологизации, но определяющую роль должна играть относительная хронология, построенная с учетом внутренних закономерностей развития археологического материала, поскольку эти закономерности отражают явлення, происходившие в материальной культуре обществ, изучаемых археологами.
Самым высоким звеном пространственно-хронологических построений являются максимальные единства (maximum units) — культуры и цивилизации. Максимальные единства складываются из фаз, связанных между собой едиными традициями различных элементов культуры и горизонтами. Между ними нет различия в построении, но употребляются понятия «культура» и «цивилизация» различно. Термин «культура» приложим ко всем максимальным единствам ранних периодов истории Нового Света, а термин «цивилизация» употребляется для наиболее поздних периодов. Максимальное единство иначе может рассматриваться как «полная культурная традиция», т. е. совокупность традиций всех элементов культуры. Культура и цивилизация являются исходным понятием для исторических построений.
Изложенная выше система представляет собой сумму методических достижений американских археологов в области систематизации материала. Она производит впечатление довольно стройного построения, применимого к самым различным археологическим территориям. Здесь удачно сочетаются принципы, почерпнутые из практической работы археологов во многих районах Нового Света и на памятниках разного характера.
Однако памятники эти всегда принадлежат только к одному виду — к поселениям. Существование погребальных комплексов, которые могут дать очень много в хронологических целях, практически игнорируется, хотя именно на них М. Уле были заложены основы перуанской хронологии[21].
Наиболее существенным звеном системы Г. Р. Уилли и Ф. Филлипса является фаза. Именно на этом понятии держатся все дальнейшие построения. Теоретически она должна представлять собою нерасчленимое единство культурных черт. Это, естественно, требует выделения фазы только после всестороннего учета ее культурного содержания. Однако практически в археологии высоких цивилизаций Андской области расчленение материала проводится каждым исследователем на основе своих собственных критериев. Очень показательна в этом отношении история исследования боливийской культуры Тиауанако, где А. Познанский строил периодизацию на основе различий в строительной технике[22], В. К. Беннет — на стилистике изображений[23], а К. Понсе Санхинес — на основании анализа керамики[24]. Такой разнобой в критериях очень затрудняет построение скоррелированной периодизации и заставляет с очень большой осторожностью подходить к выделенным фазам при их использовании. Чрезвычайно мешает получению всесторонней характеристики фазы и применяемая повсеместно в Центральных Андах полевая методика. Раскопки сводится чаще всего к стратиграфическим шурфам малой площади и расчисткам архитектурных сооружений. Характерная особенность полевой работы в том, что стратиграфическая колонка зачастую становится самоцелью при раскопках памятника. Абсолютно не исследуются производственные комплексы. Таким образом, фаза, являясь удобным орудием хронологических построений, в практике археологии Андской области очень часто бывает слабо документирована.
При рассмотрении понятия горизонта, сформулированного прежде всего на основании перуанского материала, бросается в глаза разнохарактерность пяти горизонтов Перу (рис. 4). Хотя все они выделяются по распространению того или иного стиля и мотивов орнаментации, каждый из них связан с совершенно различными процессами и историческими событиями, как об этом писал еще Уилли[25]. Географическое распространение горизонтов тоже неодинаково. Если Чавин покрывает только район северных гор и северного и центрального побережья, то границы распространения стиля Инка далеко выходят за пределы Перу — Боливии, проникая на севере в Эквадор, а на юге — в Аргентину и Чили. Это соответствует исторической экспансии Инкского государства.
Рис.4. Хронология древностей Центральных Анд
Кроме того, первые три горизонта — Чавин, керамики, расписанной белым по красному, и негативной росписи — непосредственно следуют друг за другом[26]. Однако, согласно общепринятой сейчас абсолютной хронологии, общая протяженность во времени этих горизонтов — 800—900 лет. Датированию по С14, как уже говорилось выше, можно доверять в силу общего совпадения полученных дат с относительной хронологией Андской области. Период в 300 лет, приходящийся в этом случае на каждый из трех первых горизонтов, никак нельзя назвать кратким. А ведь именно кратковременность придает горизонту особое хронологическое значение.
Все это заставляет усомниться в постулируемой Г. Р. Уилли и Ф. Филлипсом четкой горизонтальности всех «горизонтов», так же как и в их незначительной временной протяженности. Вряд ли нужно сейчас на этом основании полностью отбрасывать всю концепцию такого единства. По всей вероятности, показатели горизонтов и в первых трех случаях сохраняют свое значение как показатели отдельных эпох в древней истории Перу. Однако совершенно необходимо рассматривать горизонты в индивидуальном порядке, не преувеличивая кратковременность и горизонтальность распространения каждого из них. Очень важно также дать членение каждой из этих эпох во времени на основе более тщательного и менее обобщенного исследования показателей горизонтов.
Наиболее слабым звеном всего рассматриваемого построения является его вершина — максимальные единства. Их формулировки чрезвычайно расплывчаты и не дают их ясного понимания. Однако мне кажется, что совершенно правильно намечен путь к определению культуры как определенной совокупности, единства археологического материала — совокупности, являющейся отражением в материальной культуре некогда существовавших человеческих обществ. Каких? Каковы этнические и социальные эквиваленты культур и цивилизаций? Г. Р. Уилли и Ф. Филлипс решают эти вопросы с позиций и в терминах современной буржуазной этнографии Но эта проблема выходит за пределы методики систематизации материала во времени и пространстве, которая здесь рассматривается.
В целом относительная хронология Перу в свете этой системы позволяет четко видеть достоинства и недостатки последней. Она представляет собою интересную попытку обобщения методических приемов рассмотрения и группировки археологических материалов, привлекая в первую очередь своей четкостью и стройностью. Она открыта для самой серьезной критики, но заслуживает также и самого серьезного внимания со стороны советских археологов.
Источник - «Советская Археология», № 1, 1969. Изд-во «Наука», Институт археологии РАН, Москва.
[1] Ph. Phillips and G. R. W і 11 e у. Method and Theory in American Archaeology: An Operational Basis for Cultural-Historical Integration. «American Anthropologist», 1953, 55, 5, I; Ph. Phillips. American Archaeology and General Anthropological Theory. «Southwestern Journal of Anthropology», 1955, 11; G. R. W і 11 e у and Ph. Phillips. Method and Theory in American Archaeology. II. American Anthropologist, 1955, 57, 4; И x ж e. Method and Theory in American Archaeology. Chicago, 1958.
[2] G. R. Willey and Ph. Phillips. Method and Theory..., 1958. стр. 11—17.
[3] W. С. Веnnеtt. The Peruvian Co-Tradition. Memoirs of the Society for American Archaeology. 4, Menasha, 1948, стр. 45.
[4] G. R. Willey and Ph. Phillips. Ук. соч., стр. 22.
[5] W. D. Strоng and С. Evans. Cultural stratigraphy in the Virú Valley, Northern Peru. Columbia Studies in Arcthaeology and Ethnology, 4, New York, 1952, стр. 63, рис. 10, стр. 189.
[6] G. R. W і 11 e у and Ph. Phillips, Ук. соч., стр. 25.
[7] G. R. W і 11 е у and Ph. Phillips, Ук. соч., стр. 27.
[8] М. U h 1 е. Die Ruinen von Moche. «Journal de la Société des Americanistes de París», 1913, 10.
[9] G. R. W і 11 e у and Ph. P h і 11 і p s. Ук. соч., стр. 33.
[10] G.R. Willey.Horison Styles and Pottery Traditions in Peruvian Archaeology. AmAn, 1945, 11, 1: Его же. Functional Analysis of «Horison Styles» in Peruvian Archaeology. «Memoirs of the Society for American Archaeology», 4, Menasha 1948.
[11] G. R. W i 11 e y. Horison Styles....
[12] G. R. W і 11 e у and Ph. P h і 11 і p s. Ук. соч., стр. 37.
[13] D. Collier. CuItural Chronology and Change as Reflected in the Ceramics of the Viru Valley, Peru. Chicago Field IWuseum of Natural History. Fieldiana: Anthropology, XLIII. Chicago, 1955.
[14] W. С. Вennett. The Peruvian Co-Tradition....,
[15] Там же, стр. 1.
[16] Там же, стр. 2, 3.
[17] D. Со11іеr. Ук. соч.. стр. 134.
[18] G.R. Willey. Estimated Correlations and Dating of South and Central American Cultural Sequences. AmAn, 1958, 23, 4.
[19] J. Bird. South American Radiocarbon Dates. «Memoirs of the Society for American Archaeology», 8, Menasha, 1951; D. Collier. Ук. соч., стр. 25—26.
[20] G. R. Willey and Ph. Phillips. Ук. соч., стр. 44—45.
[21] Уже после выхода в свет разбираемой работы калифорнийские археологи во главе с Дж. Роу стали применять погребальные комплексы для создания более детальных периодизаций отдельных районов Перу.
[22] A. Posnansку. Tihuanacu — the Cradle of American Man. New York, 1945.
[23] W. C. Bennett. Excavations at Tiahuanaco. «Anthropological Papers of the American Museum of Natural History», 34, New York, 1934, puc. 3.
[24] C. Ponce Sanginés. Ceramica Tiwanacota. Revista Geográfica Americana,. XXVIII, 170, Buenes Aires, 1947. Сейчас им же создана новая периодизация Тиауанако. на базе стратиграфических наблюдений.
[25] G. R. Willey. Functional Analysis...
[26] G. R. Willey. Functional Analysis, стр. 10—11.