Присутствует ли в мифологии майя образ Спасителя?
вопрос:
Здравствуйте!
Вопрос следующий, присутствует ли в мифологии майя образ Спасителя? Божества, человека, царя и так далее, который в конце времен воплотится на Земле, принесет мир, наведет порядок? Если да, то подскажите, пожалуйста, в каких источниках о нем упоминается.
Пишу научную работу по образу мессии в мифах народов мира и лично интересуюсь этой темой.
С уважением, Аня.
Сафронов Александр Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
ответ от 04.10.2015 г.:
Нет, такого образа нет! Скорее наоборот, придет в конце цикла какой-нибудь бог и всем будет кирдык. Образа универсального Спасителя в принципе не могло быть, поскольку каждый может и обязан «спастись» только при условии неукоснительного почитания своих предков.
Талах Виктор Николаевич, эксперт по языку и текстам майя
ответ от 05.10.2015 г.:
В общем и целом таких идей и образов в иероглифических кодексах и «Книгах Чилам Балам» нет. Постклассические майя если чего то и ждали в будущем, то только еще больших бедствий и страданий. Определенным исключением может быть «Пророчество чилама Балама» из «Книги Чилам Балам» из Чумайеля. В нем есть, в частности, такие слова:
«Добрым является слово бога, который ныне идет к нам,
оно идет в день, когда мы оживаем,
которого не боятся во всем мире, ты, господин,
единственного бога, который сотворил нас.
Добрым и новым является слово бога, господин,
хранителя наших душ.
Тот, кто примет истинную веру с небес,
пойдет вслед за ним»
и далее:
«Прислушайся к слову Единого Бога, господин,
с небес вышло то, что звучит в дороге.
Соберись с духом, о ица,
будет рассвет для тех, кто уверует
во времена грядущего двадцатилетия, о отцы.»
Однако, упоминание в том же тексте, «гостей, бородачей с востока» с очевидностью указывает, что речь идет об испанцах и христианстве, как его воспринимала определенная часть юкатанских майя, а не об оригинальных индейских представлениях. По данным некоторых источников пророчество было создано в 1527/1528 гг., то есть во время первого похода Ф. де Монтехо на Юкатан. При этом, чертами Спасителя Единый Бог пророчества чилама Балама все-таки не обладает. Поэтому я, исходя из известных мне источников, считал бы, что доколониальным майя образ Спасителя был неизвестен. Несомненно имелись представления об умирающих и воскресающих божествах (Хун Ишим, Бакаб, вероятно, Хун Ахав), но их воскресение имело, так сказать, персональный характер, и никак не связывалось со всеобщим спасением в будущем.
С уважением и наилучшими пожеланиями, В.Талах.