Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Был ли Кортес для науа Кецалькоатлем и существовал ли культ этого бога в Тлашкале?

Кофман Андрей Федорович, Калюта Анастасия Валерьевна
:::
Ваш вопрос эксперту
:::
Месоамерика

Сергей Борисенко

вопрос:

Здравствуйте. В одной научно-популярной работе, посвящённой конкисте Мексики, прочитал, что тлашкальтеки якобы восприняли Кортеса как возвратившегося Кецалькоатля. Действительно ли в Тлашкале существовал культ Кецалькоатля, и, если да, то чем он отличался от культа этого бога у других народов Мексики (прежде всего, у ацтеков)?


Кофман Андрей Федорович – доктор филологических наук, заведующий отделом литератур Европы и Америки Новейшего времени Института мировой литературы РАН.

ответ от 28.01.2016 г.:

Что касается первого вопроса, то ответ на него даю ниже – это фрагмент из моей книги. Речь идет об ацтеках, но с тлашкальтеками еще яснее: они устроили испанцам такую проверку боями, что ни о каком их "божественном" восприятии речи просто не идет.

Отрывок из книги:

Как же получилось, что испанцы с их незначительными силами (в период военной кампании под началом Кортеса находилось около тысячи конкистадоров) подчинили себе это мощное государство?

Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо критически рассмотреть несколько мифов, устоявшихся в массовом сознании. Самый укорененный из них - миф о том, будто ацтеки приняли Кортеса за бога Кецалькоатля, вернувшимся из-за моря, как тот и обещал, и оттого, дескать, были парализованы страхом и не способны к сопротивлению. Этот миф создает впечатление, будто индейцы были просто как малые дети с их верой в Деда Мороза. Через своих осведомителей «почтека» (бродячих торговцев) правитель ацтеков Мотекусома (так правильно произносится его имя) знал в мельчайших подробностях обстоятельства двух предшествующих экспедиций к берегам Юкатана и Мексики. В 1517 г. Франсиско Фернандес де Кордова столкнулся на Юкатане с народами майя, но это открытие дорого обошлось испанцам: в битве у селения Чампотон пришельцы потерпели страшный разгром, оставив полсотни убитых на поле боя, остальные, израненные, еле добрались до кораблей. И это боги?! Знал Мотекусома и о том, как в следующем году Хуан де Грихальва со своим войском трусливо повернул назад, когда жители Табаско воспретили ему входить в свое селение – и это боги? Его осведомители пристально наблюдали за пришельцами, видели, как они едят, спят, устают, болеют, чешутся от укусов москитов – и это боги? Если какие сомнения на этот счет поначалу имелись, то они очень быстро развеялись: ацтеки понимали, что имеют дело с людьми.

Вместе с тем сказанное не сбрасывает со счетов того глубокого психологического, культурного шока, какой испытали народы Центральной Мексики при столкновении с людьми иной цивилизации. Это было подобно вторжению инопланетян, описанному в бесчисленных фантастических романах. Кто эти люди? Откуда пришли? Чего хотят? Ответить на эти вопросы никто не мог, и эта неопределенность порождала чувство растерянности и страха. Мотекусома не знал, какую линию поведения избрать по отношению к пришельцам. На совещании знати мнения разделились: брат правителя и его племянники призывали немедленно выступить против незваных гостей и уничтожить их (между прочим, эта позиция – самый весомый аргумент против мифа о «божественном» восприятии испанцев); но нерешительный Мотекусома предпочел выжидать в надежде на то, что пришельцы сами уберутся восвояси, а в результате был взят заложником.


Калюта Анастасия Валерьевна — к.и.н., научный сотрудник высшей категории, Российский этнографический музей.

ответ от 30.01.2016 г.:

Культ Кецалькоатля был знаком тлашкальтекам, как и всем науа, но его особенностью было как раз то, что в Тлашкаллане Кецалькоатль был второстепенным божеством, никакой особой роли не играл и "погоды" в прямом и переносном смысле не делал. Самым почитаемым богом  Тлашкаллана был Камаштли,  у которого Зелер находил много общего с Мишкоатлем (охота, звездное небо, "чичимекское происхождение"). Именно Камаштли привел предков  тлашкальтеков в Тлашкаллан и там в качестве главной реликвии хранились  три стрелы Камаштли. По утверждению тлашкаланского хрониста Диего Муньоса Камарго, стрелы Камаштли выносили на поле боя перед сражением, так они, по убеждению тлашкальтеков, приносили победу. Воспользовались ли они ими в схватках с Кортесом неизвестно.

Зато Кецалькоатль был главным божеством у близких соседей и постоянных противников тлашкальтеков чолультеков. В Чолуллане (Чолуле) находился самый большой храм Кецалькоатля, разгромленный "принятым за Кецалькоатля" Э.Кортесом, который вообще в своих письмах ни словом не упоминает Кецалькоатля в отличие от Уицилопочтли и его союзников тлашкальтеков.

Меня лично всегда забавляло, почему любители этой версии "вернувшегося бога" не задумались о том, как восприняли науа столь странное отношение "Кецалькоатля"  к своему главному святилищу. Обычно в мифах науа такие погромы в священных городах устраивают боги-соперники главного божества данного города. Так, поступил Тескатлипока со "столицей" Кецалькоатля Толлланом.

В популярных книгах можно почитать все, что угодно. Я один раз выловила в такой вот "популярной книге" утверждение о том, что Мотекусома Шокойоцин в "часы досуга любил ткать и вышивать". Без комментариев.

До встречи, Анастасия Калюта