Птицы в искусстве древних андских культур
Птицы были ценным ресурсом в экономике андских сообществ. Торговцы осуществляли обмен ярко раскрашенными перьями попугая ары по сети, связывающей амазонские тропики, Кордильеры и отдалённые участки тихоокеанского побережья – так они становились украшением для роскошных нарядов правителей и царей. Прибрежные крестьяне использовали гуано в качестве удобрения для полей. Моряки собирали ценное удобрение на священных островах, где оставляли престижные подношения. На побережье одомашненная мускусная утка могла составлять часть рациона питания местных жителей.
Накидка, XV-XVI вв. Перу, Ика (?). Хлопок, перья.
Помимо своей экономической важной составляющей, птицы вдохновляли ремесленников на изготовление разноцветных текстильных изделий, изящных металлических украшений и керамических сосудов. Пеликаны, большие бакланы, цапли, совы, кондоры, грифы, утки и колибри порой изображались с потрясающим реализмом, а в других случаях – как сверхъестественные крылатые существа. То, что птиц выделяли в искусстве, отражало их значимость в мифологии и ритуалах народов Южной Америки. Люди Анд внимательно изучали окружающий мир и различные роли птиц, приписываемые им в религиозно-ритуальной сфере и искусстве, зачастую отражали их характеристики и поведение в естественной природной среде. Даже когда птиц изображали реалистично, они были насыщены сложным символьным значением.
Сосуд в виде совы, II-III вв. Перу, Моче. Керамика.
Сосуд с двойным горлышком, I-VI вв. Перу, Наска. Керамика.
Ушные украшения с изображением кондоров, II-III вв. Перу, Моче. Золото, серебро, позолоченная медь, раковина.
Художники прибрежных сообществ порой ассоциировали антропоморфных птиц с войной, сражением, охотой за головами и ритуальной деятельностью. В керамическом искусстве Моче (1-800 гг.) хищных птиц изображали воинами и теми, кто приносит жертвоприношения. Их человеческие противоположности носили щиты, булаву и ножи туми. Колибри часто встречается в сценах сражений, где они метафорически воплощают собой летающие копья. Совы играли значимую роль в регионе Моче. В искусстве они переносили поверженных воинов в мир мёртвых, как будто перенося свою добычу к себе в гнездо. Порой совы олицетворяли шаманов или народных целителей, чья сила исцеления магических заболеваний подкреплялась прекрасной способностью птиц видеть ночью. Ритуальные бегуны также принимали форму птиц с распростёртыми крыльями на керамике Моче и изысканных украшениях. Красочные сцены показывают бегунов несущими в руках небольшие мешочки. Они воспринимались, как посланники, путешествующие из одного места в другое или из одной долины в другую.
Сосуд с изображением воина-птицы, IV-VII вв. Перу, Моче. Керамика.
Ушные украшения, III-VII вв. Перу, Моче. Золото, бирюза, содалит, раковина.
Если следовать далее на юг, то у общества Наска (100-700 гг.) можно проследить чёткую связь антропоморфных птиц с трофейными головами. В искусстве Наска из ртов трофейных голов часто исходят растения, указывающие на имевшуюся у живших на высушенной земле людей связь смерти с плодородием земли. В религии Наска, где высоко ценились растения, животные и плодородие, птицы являются охотниками за головами и они принимают участие в регенерации жизни. Многие геоглифы Наска имеют форму летящих птиц. Эти монументальные узоры, которые можно отследить на поверхности пустыни, выступают пограничными маркерами, маркерами водных источников, а также ритуальными дорогами, годными для проведения процессий. По новой версии предполагается, что расположение и ориентация геоглифов связывала геологические дислокации в породе и каналы, по которым текла под землёй вода, используемая крестьянами Наска. На разрисованных керамических изделиях и золотых украшениях Наска можно встретить летающие создания, напоминающие по форме и стилю геоглифы.
Чаша, II-IV вв. Перу, Наска. Керамика.
Украшения в виде птиц, I-II вв. Перу, Наска. Золото.
В искусстве прибрежной империи Чимор (1100-1470 гг.) птицы ассоциировались не с войной или охотой за головами, а с престижем и обилием. Птицы Чиму не носили антропоморфных черт, их реалистично запечатлели на керамике и с различной степени геометризации на текстильных изделиях и архитектурных фризах. В городской столице Чан-Чан внутренние стены дворцов были декорированы глиняными фризами, представляющие различные виды рыб, раковин и морских птиц, среди которых наиболее часто встречаются пеликаны. Пеликаны, которые, как считалось, могли нырять в подводный мир предков, также встречаются и на переносных предметах, например, на изящных сосудах, туниках и различной деревянной утвари. Морские птицы, обеспечивающие гуано и являющиеся символами плодородия, весьма почитались в религии Чиму, по которой жизнь зарождалась в океане и там же заканчивалась. Морские птицы часто изображаются головой вниз, имитируя ныряние человека в поисках драгоценных раковин спондилус, способных улучшить плодородие и усилить власть царей. В искусстве пеликаны обладают человеческой привилегией ношения головного убора с полумесяцем, их также могут носить на паланкине.
Текстиль, XIV-XV вв. Перу, Чиму. Хлопок.
Туника из перьев, XV-XVI вв. Перу, Чиму. Хлопок, перья.
Высокогорные сообщества также высоко ценили птиц. В Чавин-де-Уантаре, в самом центре земли Чавин (1000-500 до н.э.), на каменных монументах и резных плитах, украшающих монументальную архитектуру, присутствуют части тел диких, плотоядных животных: кайманов, змей, представителей семейства кошачьих, орлы и грифы – путём соединения всех этих частей и получаются изображения вышеперечисленных животных. Когти, клыки и крючковатые клювы созданий устрашают смотрящего и, вероятно, были материальным воплощением божеств, почитаемых в храме Чавин-де-Уантар. Текстиль Чавин, найденный на побережье, отображает схожие сверхъестественные существа.
Текстиль (фрагмент), IV-III вв. до н.э. Перу, Чавин. Хлопок.
В искусстве Уари и Тиуанако (400-1000 гг.) геометрические крылатые фигурки украшают выделанные туники, где сбоку помещено изображение бога с посохом, главного божества, имеющего корни в искусстве Чавин. Бог с посохом показан в профиль с головой, от которой расходятся лучи, и с посохами в каждой из вытянутых рук. Стилизованные головы хищных птиц, выполненные в профиль, являются привилегированными мотивами высокостатусных одеяний, например, на четырёхугольных шляпах. Также такие мотивы встречаются на раскрашенных керамических сосудах, которыми пользовались по случаю празднеств, где употребляли кукурузное пиво и проводили ритуальное уничтожение богатства. Хищные птицы, возможно, олицетворяли светскую и религиозную власть правителей, ведь считалось, что они обеспечивают ресурсами и являются посредниками в общении с нематериальными силами природы. На керамике, священные растения, например, кукуруза или галлюциногенный цветок вилька (Anadenanthera colubrina) своим орнаментом формировали изображения птичьих голов.
Четырёхугольная шляпа, V-IX вв. Перу, Уари. Шерсть ламы.
Чаша, VI-IX вв. Перу, Уари. Керамика.
В прибрежных и высокогорных андских обществах художники, создавая небольшие предметы и архитектурные украшения, вдохновлялись различными видами птиц и их поведением в естественной среде. Всюду в Андах птицы и похожие на птиц антропоморфные личности присутствовали в мифах, ритуалах и властных стратегиях, переплетающих священный и светский миры.
Источник - Bernier, Hélène. "Birds of the Andes". In Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/bird/hd_bird.htm (June 2009)