Мачу-Пикчу – затерянный город
Расположенный высоко в перуанских Андах на скалистой, круто обрывающейся вниз горе, Мачу-Пикчу кажется парящим в тумане. Этот укрепленный город был обнаружен лишь в XX веке, через 400 лет после того, как в нем замерла жизнь.
Сегодня всего за несколько часов на поезде и автобусе путешественник может преодолеть сотню километров от Куско до Мачу-Пикчу. В 1911 году американский историк и археолог Хайрем Бингем пять дней шел вдоль русла реки Урубамба, прежде чем достиг ставших ныне знаменитыми развалин. Он полагал, что обнаружил Вилькабамбу, город-крепость, разрушенный в 1572 году испанцами в ходе покорения империи инков. «Это было похоже на невероятный сон», - написал позднее Бингем, пытаясь хоть отчасти передать охватившее его изумление.
В наши дни ученые считают, что на самом деле Бингем наткнулся не на Вилькабамбу, а на Мачу-Пикчу. Прекрасная сохранность Мачу-Пикчу говорит о том, что там вряд ли побывали конкистадоры, которые подвергали разграблению любое встреченное ими поселение. Более того, этот город даже не упоминается в подробных хрониках завоевателей.
Отряд Бингема обнаружил Мачу-Пикчу во многом благодаря счастливому случаю. Остановившись на привал в речном каньоне, археологи повстречали местного крестьянина, рассказавшего про развалины древнего города на одной из окрестных гор - местные жители называли ее Мачу-Пикчу («старая вершина»). Бингем отнесся к услышанному скептически, но на следующий день все-таки попросил крестьянина отвести его на эту гору. Вслед за проводником Бингем и его люди карабкались по склону сквозь заросли джунглей, пока наконец, почти у самого гребня, на высоте 600 м над долиной Урубамбы, они не увидели вымощенную камнем террасу длиной в несколько сотен метров. Дальше шли сложенные из блоков белого гранита стены, которые, хотя и были покрыты густой растительностью, все равно поражали удивительным мастерством их строителей. Позднее Бингем писал: «Уже тогда я смутно осознавал, что эта стена и полукруглый храм над пещерой ни в чем не уступают лучшим в мире каменным сооружениям». Мачу-Пикчу оказался во всех отношениях исключительным памятником: его строители не имели ни железных орудий, ни тяглового скота. Не знали они даже колеса.
Через год, вернувшись в Мачу-Пикчу, чтобы расчистить заросли и произвести раскопки, Бингем обнаружил многоярусный комплекс площадей, водораспределительных каналов, бань, дворов, жилых домов, дворцов и храмов. Здания были сложены из огромных гранитных блоков, не скрепленных раствором - умело обработанные камни были плотно пригнаны друг к другу таким образом, что между ними нельзя было просунуть даже лезвие ножа. Каждый блок обтачивался под разными углами. Заняв свое место, он точно сопрягался с соседними, как кусочек картинки-головоломки. Такая кладка намного увеличивала прочность стен, что очень важно в Андах, где часто случаются землетрясения.
Расположенный на гребне, соединяющем две горы - Мачу-Пикчу и Уайана-Пикчу, город великолепно приспособлен для обороны. С высоты отвесных скал открывается прекрасный вид на узкую долину Урубамбы, по которой должен был пройти неприятель, двигаясь к Куско, находящейся в 110 км отсюда инкской столице. Стратегические выходы такого положения были использованы в полной мере, как и следовало ожидать от тех, кто создал империю, по размерам сопоставимую с Римской.
Мачу-Пикчу был основан примерно в XV веке. Город населяли, вероятно, жрецы, знатные инки и работники - всего около 1000 жителей. В государстве инков строгая иерархия четко определяла обязанности, права и привилегии каждого человека. Неказистые каменные жилища простонародья стояли на нижних террасах, в то время как дома знати и общественные здания располагались на более возвышенных местах. К западу от города находится поражающий своей простотой священный Интиуатана - «столб, к которому привязывается солнце». Перед ним стоят два храма - храм Трех окон и храм Солнца.
Эти постройки тоже отличает строгая простота, и, вероятно, они изначально не имели крыш, что давало жрецам возможность наблюдать за небесами.
Судя по всему, Мачу-Пикчу был оставлен его жителями еще до того, как испанцы в 1572 году заняли Куско. Но что заставило жителей внезапно оставить город, неизвестно. Между соперничающими племенами инков нередко шли войны, приводившие порой к разрушению целых поселений. Не исключено, что именно междоусобица или опустошительная эпидемия привели к исходу населения из Мачу-Пикчу. Возможно, город поразила чума и власти навсегда запретили в нем селиться. Истинная причина, вероятно, так и останется загадкой, но тайна Мачу-Пикчу продолжает волновать воображение и притягивать внимание к этому древнему городу.
Солнцепоклонники
Сначала XIII века инки создали империю со столицей в Куско. К 1532 году, когда в нее вторглись испанские завоеватели во главе с Франциско Писарро, государство инков с 12-миллионным населением простиралось по Тихоокеанскому побережью и Андам на 3200 км, от нынешнего Кито в Эквадоре до реки Мауле в Чили. Писарро заманил последнего правителя империи Атауальпу в свой лагерь, где его схватили и убили. После этого конкистадоры вошли в Куско, а со временем взяли под свой контроль всю империю.
К 1500 году, в период наивысшего расцвета государства инков, его правитель - абсолютный монарх - стоял во главе царского рода, насчитывавшего 500 человек. Твердо, а подчас и жестоко управлял он страной, где все подчинялось строгой иерархии. По всей империи действовали одни и те же законы, местные управляющие собирали подати. Их можно было платить деньгами или выполняя общественные повинности в виде крестьянских работ или воинской службы.
Высшим божеством у инков был Инти, которого изображали в образе мужчины с золотым диском солнца вместо головы. Серебряный диск с человеческим лицом служил символом богини луны Мамы Кильи. В пантеон инков входили и другие боги, например «создатель» Виракоча, бог дождя Any Ильяпу, Мать-земля, духи озер и воды. Испанцы стремились искоренить веру в этих богов, считая ее языческим идолопоклонством.
Инки были прекрасными ювелирами, и во многих местах, таких, как Куско, были найдены сказочные сокровища. В Мачу-Пикчу археолог Хайрем Бингем обнаружил множество предметов из бронзы, обсидиана и керамики, но ни золота, ни серебра там не оказалось.
И сегодня в Андах живут потомки инков. В основном это крестьяне, составляющие 45 процентов населения Перу. Они возделывают землю и разводят скот.