Жилые баррио Теотиуакана. Жизнь иммигрантов в доиспанской Мексике
Теотиуакан находится в центральномексиканском штате Мехико. Он был одним из самых ранних городских центров с проживавшими в нём и говорящими на разных языках этническими группами. Город стал космополитической смесью народов и культур со всей Месоамерики. В период между 1 годом и 600/650 гг. город был плотно заселён – по подсчётам исследователей здесь на площади в 20-25 км2 проживало ок. 125 тысяч человек.
Сегодня большинство людей посещают его знаменитую монументальную архитектуру, что находится в сердце города – пирамиду Солнца, пирамиду Луны и милый дворец Кецальпапалотля. Туристы до сих пор могут пройтись по городским массивным дорогам, построенным по оси север-юг (знаменитая Дорога Мёртвых) и восток-запад.
Однако среди обычно не замеченных туристами строений в городе выделяются свыше 2000 больших жилых комплексов, построенных теотиуаканским государством для размещения масштабного потока иммигрантов со всей Месоамерики. Причём это были мигранты с разным социоэкономическим статусом.
Как выглядел жилой компаунд?
Жилые компаунды, которые порой называются баррио или районами/анклавами, представляли из себя единые, покрытые крышей кластеры зданий, разделённых открытым патио и имевших встроенную дренажную систему. Здания были одноэтажными со стенами из адобы, пол был покрыт штуком или утоптанной землёй, а крыша была плоской. В зданиях было несколько комнат, патио, галерей, ритуальных дворов и проходов в жилые апартаменты.
В апартаментах были кухни, спальни, склады и места для отходов. Из общих секций были ритуальные дворы, где порой находился алтарь для проведения местных культов; также прямо в компаунде организовывали как частные, так и совместные захоронения.
Архитектура жилых районов, раскопанных к настоящему моменту, показывает богатое разнообразие в размерах, качестве и внутренней планировке.
Некоторые общие архитектурные характеристики предполагают, что здания были построены по определённым стандартам, заданным государством – это касается толщины внешних стен и ориентации комплексов по оси север-юг с небольшим 15,5о отклонением на восток (это похоже на ориентацию основных монументов и улиц города). Археолог Джордж Каугилл подсчитал, что в каждом компаунде проживало по 3-5 больших семей, в каждой из которых было по 5-12 членов.
Жизнь в жилых компаундах
Некоторые из компаундов были определённо заселены семьями, т.е. людьми, которые были связаны между собой родственными биологическими узами; однако археологические раскопки выявили, что многие размещённые в таких компаундах иммигранты не были родственниками. Все компаунды, вне зависимости от их родственных связей между собой, были организованы в рамках экономической деятельности жителей – они были сформированы вокруг мастерских, где жители занимались изготовлением таких предметов, как, например, керамическая посуда или каменные инструменты. Многие компаунды были заселены на протяжении нескольких столетий от даты их постройки в ранней фазе Тламимилольпа (200-300 гг.) до распада теотиуаканского государства ок. 650 г.
Захоронения в компаундах обычно представляли собой яму, вырытую под полом частного патио или комнаты, либо под общественными алтарями, дворами или лестницами. Погребальная утварь различалась весьма значительно, при этом керамические сосуды, слюда, обсидиан, сланец и морские раковины с обоих океанов встречаются чаще всего. Среди экзотических материалов погребальной утвари встречаются жадеит, курильницы и зёрна или части таких растений, как тыква, кукуруза, амарант и хлопок. Лиц с высоким статусом обычно хоронили в более глубоких ямах в общественных местах с бОльшим набором подношений и их чаще кремировали и/или покрывали красной охрой.
Различные ритуалы, в т.ч. похоронные процессии и мастерские, а также стили используемой керамики и виды обсидиана являются ключевыми индикаторами для археологов, определяющих по ним иностранное происхождение проживавших в жилых зонах людей.
Нежилые компаунды: Теопанкаско
Недавнее исследование, проведённое Линдой Мансанильей (2015 г.), выявило, что некоторые из баррио иностранцев были ближе к мастерским, нежели к внутренним кластерам. Мансанилья обследовала центр района Теопанкаско, который был заселён с 150 по 650 гг. Это был функциональный центр, в котором проживали иммигранты. Здесь проводили ритуальную деятельность и организовали специализированное ремесленное производство. Проживавшие здесь люди прибыли из различных районов как расположенных недалеко от Теотиуакана, так и весьма на отдалённом расстоянии, в т.ч. долины Мехико, центрального высокогорья и побережья Мексиканского залива.
Исследование захоронений в Теопанкаско показало, что люди здесь занимались тяжёлой работой – изготавливали хлопковую ткань и одеяния, каменные инструменты и керамику, делали сети и занимались рыболовством. Предметы роскоши из зелёного камня, травертина, оникса, мрамора и пирита заготавливались мастерами по обработке камня; в баррио были расквартированы военные и здесь также мог располагаться медицинский сектор, где принимали рожениц. В районе однажды был совершён ритуал, где были обезглавлены 29 преимущественно молодых иностранцев, которых затем здесь же и захоронили.
В захоронениях Теопанкаско были обнаружены в основном мужские останки (женских было только 15%) – либо в районе проживали преимущественно мужчины, либо женщины района были захоронены в других местах.
Зачем люди мигрировали в Теотиуакан?
По археологическим данным выходит, что самый большой приток мигрантов произошёл в период между 200-350 гг. (фаза Тламимилольпа). Несомненно, некоторых из поздних иммигрантов притягивала в город возможности, которые предоставляют любые большие центры – экономические и социальные.
Однако, большинство месоамериканистов сегодня отмечают, что самая массовая миграция совпала с извержениями трёх основных вулканов в центральной Мексике.
Первый из них – Попокатепетль. В середине первого столетия нашей эры извержение этого вулкана вынудило покинуть насиженные места и отправиться в Теотиуакан ок. 50 тысяч людей. Пятьдесят лет спустя произошло извержение вулкана Чичинуацина. И, наконец, в период между 245 и 315 гг. произошло извержение вулкана Шитли, из-за которого под продуктами извержения оказалось погребено поселение Куикуилько.
Расширение Теотиуакана резко замедляется после 350 года, однако город продолжал привлекать мигрантов и оставался мультиэтничным.
Литература
Clayton S.C. 2011. Gender and Mortuary Ritual at Ancient Teotihuacan, Mexico: a Study of Intrasocietal Diversity. Cambridge Archaeological Journal 21(01):31-52. doi: 10.1017/S0959774311000023
Clayton S.C. 2013. Measuring the long arm of the state: Teotihuacan's relations in the Basin of Mexico. Ancient Mesoamerica 24(01):87-105. doi: 10.1017/S0956536113000059
Doménech-Carbó M.T., Vázquez de Agredos-Pascual M.L., Osete-Cortina L., Doménech-Carbó A., Guasch-Ferré N., Manzanilla L.R., and Vidal-Lorenzo C. 2012. Characterization of prehispanic cosmetics found in a burial of the ancient city of Teotihuacan (Mexico).
Journal of Archaeological Science39(4):1043-1062. doi: 10.1016/j.jas.2011.12.001
Froese T., Gershenson C., and Manzanilla L.R. 2014. Can Government Be Self-Organized? A Mathematical Model of the Collective Social Organization of Ancient Teotihuacan, Central Mexico. PLoS ONE9(10):e109966. doi: 10.1371/journal.pone.0109966
Manzanilla L.R. 2015. Cooperation and tensions in multiethnic corporate societies using Teotihuacan, Central Mexico, as a case study. Proceedings of the National Academy of Sciences Early Edition. doi: 10.1073/pnas.1419881112
Morton S.G., Peuramaki-Brown M.M., Dawson P.C., and Seibert J.D. 2012. Civic and Household Community Relationships at Teotihuacan, Mexico: a Space Syntax Approach.Cambridge Archaeological Journal 22(03):387-400. doi: 10.1017/S0959774312000467
White C.D., Spence M.W., Longstaffe F.J., and Law K.R. 2004. Demography and ethnic continuity in the Tlailotlacan enclave of Teotihuacan: the evidence from stable oxygen isotopes. Journal of Anthropological Archaeology 23(4):385-403. doi: 10.1016/j.jaa.2004.08.002
Источник – проект About.com