Жизнь в провинциях ацтекской империи
Жизнь простых ацтеков была намного богаче и сложнее, чем об этом сообщается в официальных источниках.
Торговая площадь XV века в ацтекском городе Куэшкомате была заполнена торговцами, покупателями и ремесленниками. Здесь простолюдины могли обменять результаты своего домашнего ремесла, в основном текстиль, на соль и разноцветную керамику, импортированную из долины Мехико и других районов, а также обсидиановые лезвия, привезенные за сотни километров от этого места, иголки и другие бронзовые предметы из западной Мексики. Произведенными здесь товарами, например, матами, корзинами, инструментами для помола зерна и сковородками для тортильи также торговали на этом рынке. На карте ныне раскапываемого центра города Куэшкомате указана храмовая пирамида, компаунд знати и жилища простолюдин. На реконструкции как раз изображен центр города, а также другие здания и видимые вдалеке террасные поля с сельскими домами.
В 1519 году Эрнан Кортес привел свою армию в Теночтитлан, расположенный в долине Мехико. Это был ацтекский город – столица большой империи, основанной на системе выплаты подати. Император Мотекусома находился на вершине сложной социальной и политической иерархии, а ацтекское население должно было быть верным и выплачивать дань разноуровневой знати. Ниже императора по иерархии располагались цари подчиненных городов-государств. Ацтекское государство придерживалось политики непрямого управления и имперские власти поддерживали местные династии до тех пор, пока те присылали вовремя ежеквартальную дань. Официальные представители записывали подобные выплаты в таких документах, как Кодекс Мендосы (см. «Кодекс Мендосы», Патрисия Рифф Анауолт и Франсес Ф. Бердан, Scientific American, июнь 1992). Местная знать, проживавшая в урбанистической и сельской местности подчинялась своему царю города-государства. В нижней части иерархии находились простолюдины, которые подпитывали своими выплатами всю вышеперечисленную знать.
Ацтекских простолюдин должно быть заставляли выплачивать тяжелый оброк. Как же они могли с этим справиться? Во-первых, следует сказать, что общинников было много миллионов, поэтому выплаты распределялись среди большого количества населения. Проведенные в 1970-х гг. исследования моделей поселений привели к интересному открытию – в ацтекский период на этой территории произошел бум прироста населения, один из крупнейших в древности. Количество жителей долины Мехико, сердца ацтекской империи, возросло со 175 тысяч в Ранний ацтекский период (1150-1350 гг.) до около 1 миллиона в Поздний ацтекский период (1350-1519 гг.). Схожий рост испытали и другие области ацтекского государства.
Рост населения серьезно сказался на окружающей среде центральной Мексики. Новые деревни и города возникали повсюду и вся доступная земля была культивирована, даже там, где на это было затрачено много сил и средств. Там, где это было возможно крестьяне возводили дамбы и ирригационные каналы, они строили террасные каменные стены на склонах холмов и гор, чтобы устроить там поля, а также осушали болота за Теночтитланом, возводя чинампы (приподнятые поля), одну из самых плодородных сельскохозяйственных систем в древнем мире. Интенсивное земледелие преобразовало сельские окраины центральной Мексики в регулируемый и культивированный ландшафт.
Какой эффект оказывала на простых людей поступавшая дань, рост населения и интенсификация сельского хозяйства? Люди стали бедней и слабей или простолюдины процветали и стали богаче? Из доступных письменных источников лишь в нескольких из них есть информация об условиях жизни за пределами имперской столицы, так что это сейчас дело археологии исследовать этот вопрос.
До недавнего времени в ацтекских городищах не проводили сколько-нибудь значимых археологических раскопок. Большинство ацтекских городов были разрушены во время испанской конкисты, либо они были заселены, а после потонули под возведенными над ними новыми постройками. Некоторые из дошедших до нас мест раньше были непритязательными крестьянскими деревнями. Большинство археологов, работающих в Месоамерике проезжают мимо ацтекских городов и едут прямо в джунгли к ярким руинам цивилизации майя классического периода. Их считали либо слишком сложными для проведения раскопок, либо слишком маленькими и малоинтересными. Этот период игнорирования прекратился в 1978 году, когда мексиканское правительство инициировало масштабные раскопки Великого храма Теночтитлана. Сегодня руины храма находятся в центре города Мехико и богатство найденных подношений вместе с впечатляющим размером строения возродили интерес к ацтекскому обществу. К сожалению эти раскопки не дали нам новой информации о простолюдинах или жизни в провинции.
Чтобы ответить на эти вопросы моя жена Синтия Хит-Смит отправилась со мной принять участие в археологическом проекте в сельском и урбанистическом месте штата Морелос. Местечко расположено к югу от долины Мехико, это была первая территория, завоеванная ацтеками в начале их военной экспансии в 1430-х гг.
Сначала мы проводили раскопки двух сельских поселений – Капилько и Куэшкомате, расположенных к юго-западу от современного города Куэрнавака. Затем мы обратили свои взоры на ацтекский город Йаутепек, который находится в Морелосе. Раскапывая дома как богатых, так и бедных мы обнаружили, что провинциальное сообщество было много сложней, чем ранее предполагалось. Ацтекские крестьяне были не просто фермерами, чья жизнь была сосредоточена вокруг необходимости обеспечивать выплаты дани своей элите. Простолюдины, жившие как в сельской, так и в городской среде своих провинций вовсю пользовались процветающей торговой системой. Они обменивались ремесленными изделиями, произведенными у себя дома на разнообразные зарубежные предметы. Большая часть такой экономической активности совершалась вне имперского контроля и была проигнорирована ранними авторами, писавшими об ацтеках.
Крестьянская жизнь
Типичный дом крестьянина был небольшим (от ок.15 до 25 кв.м.) и, вероятно, имел две двери и ни одного окна. Большая часть деятельности, например, занятия ткачеством, проходила в патио, расположенном между жилищами. Дома были меблированы матами и корзинами. У одной из стен располагался простой алтарь с двумя-тремя фигурками божеств и курильницей. Удивляет отсутствие очага. По всей видимости приготовлением пищи занимались, как это делают и сегодня в традиционных деревнях – под навесом или в пристройке, примыкающей к задней стене дома.
Крестьянская доля
Археологи отметили, что раскопки домов и связанных с ними строений зачастую обеспечивают нас самой лучшей информацией о древней социальной и экономической деятельности. Капилько и Куэшкомате были подходящими для этого городищами, поскольку нам не приходилось искать скрытые под землей дома – их руины прослеживались на поверхности. Капилько был деревней с 21 домом, а Куэшкомате – городом с более 150 строениями, включая храмы, хранилища и ритуальными свалками. Дома здесь были небольшими (со скромной площадью ок. 15 кв.м.) из кирпичей адобы, стены из которых покоились на каменном фундаменте. Сначала мы сделали тестовые раскопы 29 выбранных наугад домов. Затем для более детального изучения архитектуры и пр. были выбраны 10 из них. Эти раскопки позволили нам уточнить ацтекскую хронологию, разделив период на два подпериода – Поздний ацтекский период A (1350-1440) и Поздний ацтекский период B (1440-1519), это позволило детализировать наш анализ.
Капилько был основан несколькими крестьянскими семьями в Ранний ацтекский период. Рост населения начался в Поздний ацтекский период А. В этот период был основан Куэшкомате и оба поселения начали быстро разрастаться. Жители этих сообществ не могли обеспечивать себя одним лишь сельским хозяйством, так что им пришлось разнообразить и интенсифицировать свою деятельность. Крестьяне выстроили террасы на склонах гор и в ущельях, чтобы обеспечить себя дополнительными участками земли, где могли выращивать кукурузу, бобы и хлопок. Дома здесь не были расположены близко друг к другу, а открытые участки отводились под возделываемы земли.
В этой части ацтекской империи хлопок был важной культурой, поэтому производство текстиля вскоре стало основным ремеслом в домашних хозяйствах. В каждом раскопанном доме было найдено большое количество керамических предметов, используемых при ручном прядении. Пряслице обеспечивал весом вращающееся деревянное веретено, а небольшие чаши-триподы были спроектированы для того, чтобы контролировать веретено. Из документов нам известно, что все ацтекские женщины, начиная с рабов и заканчивая представителями высшей знати, занимались плетением и ткачеством. У хлопкового текстиля, помимо его использования для одежд, были также ещё две экономические функции. Во-первых, его чаще всего требовали в качестве дани, как города-государства, так и ацтекская империя. Во-вторых, он служил в качестве эквивалента денег на рынках – там текстиль можно было обменять на разнообразные товары или оплатить ими услуги.
Помимо текстиля, некоторые жители этих поселений занимались изготовлением бумаги из коры дикого фигового дерева. Это подтверждают находки «молотил по коре» из базальта. Ацтеки использовали бумагу для изготовления книг для пиктографического письма и для ритуальных подношений.
Многие используемые и забракованные керамические сосуды были, вероятно, приобретены на рынках. И это несмотря на то, что местные гончары изготовляли полный набор сосудов – люди часто закупали декорированные привозные горшки. Около 10% найденных в этих городищах керамических сосудов были импортированы из Долины Мехико и других территорий. У этих сосудов не было отмечено каких-либо функциональных преимуществ в сравнении с местными изделиями, должно быть люди просто получали удовольствие от использования разнообразных декорированных чаш.
Помимо керамических сосудов у людей в домах хранились и другие привозные товары. Мы обнаружили тысячи сломанных обсидиановых лезвий, ближайший источник которых находился в 100 километрах отсюда. Обсидиановые лезвия с острейшими краями имели широкое применение в домашнем хозяйстве и ремесле. Иглы и другие бронзовые предметы импортировали из западной Мексики. Соль получали из долины Мехико, где её добывали, выпарывая соленую воду озера. Соль привозили в специальных сосудах и когда мы проводили раскопки, то обнаруживали множество осколков таких сосудов. Рыночная система связывала жителей таких сельских поселений с остальной ацтекской империей и с территориями за её пределами.
Раскопки выявили также кое-что из неэкономической жизни ацтекских крестьян. Например, в каждом доме находили различные курильницы и небольшие фигурки людей и божеств. Эти предметы предназначались для проведения домашних ритуалов, направленных на лечение и очищение. Такие церемонии были дополнением к более зрелищным публичным праздникам, которые проводили на возвышающихся храмовых пирамидах в больших городах. Ранние испанские хронисты описывали в деталях ацтекскую публичную религию, а раскопки в Великом храме показали, где такая деятельность протекала. Вплоть до недавних раскопок у ученых мужей не было представлений о природе домашних ритуалов.
Ацтекская империя к моменту прихода испанцев в 1519 году занимала большую часть центральной и южной Мексики. Городища, описанные в статье, находились на облагаемых податью территориях провинций Куаунауак и Уаштепек (совр. шт. Морелос). Четыре раза в год жители этих провинций совершали выплаты подати в виде хлопкового текстиля и др.продуктов, которые отправлялись в имперскую столицу Теночтитлан.
Неудивительно, что больший по размеру город Куэшкомате был более сложным сообществом в сравнении с Капилько. Город разросся вокруг публичной площади с небольшим пирамидальным храмом в его восточной части. Через площадь напротив храма начинался отличительный жилой компаунд, который со своими 540 кв.м. был значительно больше других домов. Комнаты здания были выше уровня земли и располагались на каменной платформе. Материалы, из которых был построен компаунд, а также способ возведения здания были лучше и изящнее тех, что применялись в остальных домах. Так, для его постройки обильно использовалась известняковая штукатурка. Все это вместе с планом здания, который соответствует ацтекским дворцам, привело нас к выводу о том, что это была резиденция знати.
Предметы, найденные в доме знати отличались от найденных в домах простолюдин лишь количеством, но не типом. Так, здесь было найдено значительно больше импортированной и декорированной керамики в сравнении с домами простолюдин. Тем не менее, у знати не было привилегии в использовании предметов какой-либо категории. Мы находили самые дорогостоящие импортные товары, например, полихромные чаши из религиозного центра Чолулы, бронзовые предметы и жадеитовые украшения не только в домах знати, но и у простолюдин. Это указывает на то, что у всех был доступ к разветвленной торговой системе центральной Мексики.
Завоевание этого региона ацтекской империей было совершено ок. 1440 года, в Поздний ацтекский период В. Вскоре после этого компаунд знати был заброшен, а у северной части площади был построен новый компаунд элиты, меньшего размера. Рост населения продолжался – в Куэшкомате с 200 до 800 человек, а в Капилько с 35 до 135 (Поздний ацтекский период В). Крестьяне расширяли количество террас, чтобы обеспечить потребности растущего населения, однако вскоре вся земля была покрыта террасами и прирост урожая прекратился.
Предметы, найденные в современном мексиканском штате Морелос. Они были выкопаны из мусорных ям, примыкавших к зданиям XII-XVI вв. Эти предметы использовались в домашних ритуалах, изготовлении текстиля и др.
Предметы и архитектура дают нам представление о стандартах жизни людей и добытые нами свидетельства указывают на значительное падение уровня, выпавшее на время между периодами А и В. Так, у знати, как и у простолюдин стало меньше декорированных керамических сосудов в последующем периоде. Индексы богатства, подсчитанные нами по количеству ценных предметов, найденных в каждом доме, показывают устойчивое падение. Некоторые простолюдины попытались компенсировать свои экономические трудности увеличением производства текстиля. В каждом городище дома с большим количеством инструментов для занятия ткачеством были с низким индексом богатства. Другими словами, беднейшие домашние хозяйства прилагали немалые усилия, занимаясь ремесленным делом, возможно, компенсируя так низкие урожаи сельскохозяйственных культур или недостаток земельных участков. Такая модель поведения встречается повсеместно во всем мире, когда перенаселенность и недостаток земельных угодий приводит к падению стандартов жизни.
Городская жизнь
Для полноты нашего исследования мы отправились в Йаутепек, столицу сильного города-государства ацтекского времени. Бывшие ацтекские города в центральной Мексике до сих пор обитаемы, а древние руины Йаутепека лежат под историческими и современными строениями. Первые испанцы строили свои церкви поверх остатков ацтекских пирамид и располагали свои города там же, где стояли ацтекские. В этом отношении Йаутепек необычен. Здесь испанское поселение перекрывает лишь часть древнего города. В 1989 на окраине Йаутепека Гортенсия де Вега с командой археологов Национального антропологического института проводили здесь раскопки большого маунда. Выяснилось, что на месте этого большого холма когда-то находился царский дворец. Это был один из нескольких ацтекских дворцов, где проводились серьезные и масштабные раскопки. Нас пригласили присоединиться к изучению домов древнего города.
Интенсивное сельское хозяйство развивалось в связи с ростом ацтекского населения в XV веке. Крестьяне строили два вида каменных террасных систем. Террасы на склонах предотвращали эрозию почв и позволяли использовать гористую местность центральной Мексики по максимуму. По дну ущелья и долин выстраивали дамбы и пересекающие их террасы, чтобы воспользоваться сезонными потоками. Сильные дожди часто проделывали бреши, такую, как, например, изображенную на рисунке внизу. После дождей их восстанавливали. На построенных таким способом террасах крестьяне в основном выращивали кукурузу, бобы и хлопок.
К тому времени мало что было известно об ацтекских городах, за исключением Теночтитлана. Археологи собирали с поверхности различные предметы из городов долины Мехико, однако никто не проводил раскопок городских домов. Первый полевой сезон в 1992 году мы посвятили поверхностному осмотру и определили размеры ацтекского поселения. Даже в черте современного города не было сложным отследить границы Йаутепека, который занимал ок. 2 кв.км. В 1993 году мы вернулись, чтобы проводить раскопки самих домов. Мы начали делать тестовые раскопы в полях и на открытой местности. Так нам удалось обнаружить и раскопать 7 домов и дворов.
Раскопки в Йаутепеке выявили высокую концентрацию предметов и по прошествии шести месяцев полевых работ было выкопано 1,2 млн. глиняных черепков и ок. 50 тысяч обсидиановых предметов, в основном лезвия и другие инструменты. Результаты наших раскопов выявили поразительные схожие черты и отличительные особенности касательно более ранних находок в Куэшкомате и Капилько.
Из 7 раскопанных в Йаутепеке домов, 5 были небольшим жилищем общинников, с средней занимаемой площадью ок. 26 м.кв. Как и деревенские дома крестьян, они тоже были выстроены из кирпича адобы, выложенных на каменном фундаменте (из булыжников). Также мы провели раскопки резиденции элиты, которая была много больше по размеру (430 кв.м.) в сравнении с домами общинников. При постройки их домов было использовано большое количество известняковой штукатурки и тесаного камня. Ещё одним домом было плохо сохранившееся строение среднего размера (80 кв.м.). Мы не можем сказать представитель какого класса здесь проживал.
Простолюдины Йаутепека, как и их товарищи в Капилько и Куэшкомате, также имели доступ к привозным товарам. Того же вида импортированная керамика, обсидиан, соль, жадеит и бронза были найдены и в Йаутепеке. Химический анализ с использованием активации нейтронов (он был проведен в Исследовательском центре университета Миссури) подтвердил наши первоначальные предположения, касательно местной и импортированной керамики различного вида. Мы узнали, что сосуды известного типа «Ацтек III, черный на оранжевом» импортировали как минимум из четырех различных частей долины Мехико. У 90% обсидиановых предметов отчетливо виден зеленый оттенок – это указывает на место их добычи в Пачуке, к северу от долины Мехико. Оставшиеся 10%, судя по рентгеновскому анализу, проведенному в университете Олбани, происходят из других частей центральной Мекскики. По каким-либо причинам жители Йаутепека пользовались обсидиановыми предметами пяти различных геологических областей.
Также мы проводили ещё и анализ, который выявил происхождение бронзовых предметов. Дороти Хослер из Массачусетского института технологий проанализировала химический состав, дизайн и металлургические свойства металлических предметов со всех трех городищ. Среди предметов были иголки, шило, колокольчики и щипчики – все они состояли из бронзового сплава меди и олова или меди и мышьяка. В древние времена в Морелосе не было налаженного производства металла и все найденные здесь предметы напоминали те, что производили в империи тарасков, которая была в западной Мексике.
Г-жа Хослер провела первое сравнение образцов руды из различных источников с найденными в городищах, в т.ч. в Йаутепеке, предметами месоамериканской металлургии. Некоторое количество бронзовых изделий из Йаутепека было изготовлено из добываемой на территории тарасков руды. Несмотря на то, что письменные источники сообщают нам о постоянном пребывании ацтеков и тарасков в состоянии войны друг с другом, раскопки, тем не менее, четко указывают на то, что по всей ацтекской торговой системе распространялись бронзовые и обсидиановые товары тарасков.
Ремесла и хлопок
В Йаутепеке, в отличие от деревенских мест, было некоторое количество ремесленных производств в дополнении к домашнему заготовлению текстиля. В некоторых домашних хозяйствах производили обсидиановые лезвия, а результаты ряда раскопок свидетельствуют, что здесь также производили лабреты, ушные вставки и другие обсидиановые украшения. Также мы обнаружили лекало для изготовления керамических пряслиц и фигурок. Хотя лекал было не так много, они были найдены во время многих других раскопок в Йаутепеке. Также были найдены «молотила по коре». Таким образом, очевидно, что многие домашние хозяйства общинников в Йаутепеке занимались производством различных ремесленных изделий в дополнение к хлопковому текстилю.
Что же говорят нам раскопки о людях, проживавших в провинциях ацтекской империи? По общему впечатлению провинциальные общинники были вполне благополучным, предприимчивым народом. Несмотря на экономический спад после завоевания и включения их в ацтекскую империю, городские и сельские районы сохранили доступ к широкому ассортименту импортируемых товаров. Эти товары приобретались на рынках. Документы и археологические данные свидетельствуют, что ацтекская рыночная система в основном функционировала вне государственного контроля. Рынки связывали людей даже в небольших крестьянских деревнях с большой неформальной ацтекской экономикой центральной Мексики. Члены семей принимали участие в различных ремесленных производствах товаров, которые затем продавались на рынках. В городищах Морелоса самым важным из товаров был текстиль, изготовляемый женщинами в собственных домах.
Письменные источники сообщают, что ацтекские общинники подчинялись знати, которая владела большей частью земли и монопольно контролировала власть в городах-государствах. Археологические данные указывают на то, что, как минимум в нескольких провинциальных поселениях, такая обуза не была столь обременительной. Нет свидетельств того, что знать контролировала ремесленное производство или торговлю/обмен. Жители провинций достигли определенной степени экономического успеха посредством каналов, не связанных с государством и о которых не сообщалось в официальных ацтекских источниках. Освещение жизни ранее находившихся в тени людей – вот одно из преимуществ сегодняшних археологов.
Источник - "Life in the Provinces of the Aztec Empire"