ЛАКАНДОНСКИЙ ЛЕС
Паленке находится на северо-западной окраине Лакандонского леса, называющегося так потому, что в его чащах, по берегам реки Усумасинты, в ее верхнем течении, обитают лакандоны, индейская этническая группа, говорящая на диалекте языка майя.
В быту, культуре и религии лакандоны сохранили много древнейших черт. Когда-то они жили оседло, но теперь бродят небольшими группами по этому огромному лесу, переходящему на территорию Гватемалы. Группа обычно состоит из членов одной семьи. За год она пять-шесть раз меняет жилье, заботясь лишь о каждодневных нуждах. Предводитель группы имеет трех-четырех жен и 15— 20 детей. При встречах двух групп предводители иногда практикуют обмен женщинами навсегда или временно. Непонимание и ссоры в среде лакандонов редки. Они честны, гостеприимны, у них развито чувство собственного достоинства. Лакандоны редко выходят из себя, но уж если это случается, гнев их не имеет границ.
Занимаются лакандоны подсечно-огневым земледелием, охотой, рыбной ловлей. Выращивают кукурузу, картофель, лук, фрукты, табак, который курят с детства.
Живут они на лесных вырубках, а когда покидают расчищенные участки, буйная растительность быстро ликвидирует эти островки. Надо уметь переносить сырость и холод, избегать встреч с дикими зверями и ядовитыми змеями, пробираться по болотам и в зарослях лиан с острыми шипами.
Одеваются лесные жители в длинные хлопчатобумажные рубахи. По утрам любят есть лесные, так называемые юкатанские цветы, сок которых содержит незначительные дозы наркотика, дневная пища — мясо обезьян и попугаев. Употребляется также дикий мед. Любимый напиток — слегка перебродивший кукурузный сок, в который добавлены пряности.
Лакандоны вымирают. На территории Мексики и Гватемалы их осталось не более 400 человек. Основная причина — изоляция, тяжелые условия жизни, болезни, приобретенная привычка употреблять большое количество алкоголя, покупаемого в поселках сборщиков чикле, а также наркотиков. Последнее зло, как утверждают исследователи быта лакандонов,— результат отступления от издревле принятых среди индейцев восточного Чьяпаса традиционных норм употребления грибов сильного наркотического действия.
Сбором чикле — млечного сока коры дерева сапотильи - обычно занимаются индейцы майя. Чикле используется для производства жевательной резинки и в зубоврачебной практике. Сборщики отправляются в лес в сезон дождей, на несколько недель, когда деревья наливаются соком. Ствол дерева надрезается большим ножом, к надрезу подставляется выдолбленная тыква. В нее стекает чикле.
Труд сборщиков чикле, или чиклерос, как их называют, очень тяжел и опасен: отсутствие пищи, а иногда и питьевой воды нередко приводят чиклерос к гибели. Их семьи живут в небольших поселениях. Женщины выращивают кукурузу, мужчины охотятся на птиц и небольших зверей.
Последнее время экономические позиции чиклерос подрываются производством искусственных заменителей чикле. Бывшие сборщики чикле нередко нанимаются поденщиками на плантации какао в юго-восточной части штата Чьяпас или устраиваются проводниками в археологические экспедиции.
Лакандонский лес—это настоящая сельва, раскинувшаяся на северо-востоке Чьяпаса и частично захватывающая территорию штатов Табаско и Кампече, а также северо-восточную часть Гватемалы. Нижний ярус леса образуют деревья двадцатиметровой высоты. Свет сюда почти не проникает. Здесь обитают обезьяны. Сорокаметровые деревья образуют второй ярус, менее всего заселенный. И наконец, восьмидесятиметровые деревья, растущие на некотором расстоянии друг от друга, составляют зубчатый третий ярус, убежище для птиц.
Каждый представитель фауны в сельве имеет свою четко ограниченную зону жизни. Хозяевами всего леса можно считать, пожалуй, красных муравьев-листорезов, проложивших миллионы коридоров-дорог в траве, чтобы заготовлять листья в своих подземных кладовых. Из этих листьев образуется компост, в котором развиваются плесневые грибки.. Выделения этих грибков — пища муравьев.
А вот четырехсантиметровые черные муравьи живут только около воды — ручьев, рек, озер. Они строят жилища в виде конусообразных, остроконечных пирамид с искусно закрываемыми входами. Даже сильный поток воды не может проникнуть в муравейник.
Подземный мир леса принадлежит броненосцам, живущим в глубоких норах, выстланных сухими листьями и травой. Эти норы можно найти по горкам выброшенных из них старых листьев. В Лакандонском лесу встречается девятипоясной броненосец—это полуметровый приземистый зверек, сверху и с боков покрытый роговыми щитками. Щитки расположены поясами, что позволяет броненосцу в случае опасности сворачиваться в клубок. Он не по зубам койоту, пуме и собаке.
Индейцы охотятся на броненосцев из-за белого нежного мяса и панциря, используемого для изготовления сувениров и даже музыкальных инструментов. Броненосцы легко приручаются и часто становятся живой игрушкой для детей.
Сельва по-своему прекрасна, особенно ранним утром. Лучи солнца проникают до середины второго яруса. Воздух еще не накален, и слышно пение птиц, пронзительное звучание цикад, кваканье древесных лягушек, крики обезьян-ревунов.
Лакандонский лес, особенно его юго-восточная часть,— это край ущелий, водопадов, рек с подвесными мостами из лиан, карстовых пещер. В некоторых пещерах имеются озера. Это удивительное подземное царство. Сюда приходят «люди с бесшумным шагом привидений», как называют лакандонов, чтобы сделать подношения своим подземным божествам.
И вот в этом девственном лесу сравнительно недавно появились переселенцы из центральных штатов страны. С большим трудом, с помощью мачете, они раскорчевали небольшие участки для хижин и полей кукурузы. До получения своего первого урожая эти люди ели плоды диких растений, коренья, насекомых и птиц.
Новым поселениям они дали символические названия «Свобода», «Новое провидение», «Надежда». Но надежды на изобилие не оправдались. На выкорчеванных участках в течение пяти лет хорошо росла кукуруза, но потом пришлось расчищать новые поля, так как тонкий слой краснозема быстро истощался и каждый последующий урожай становился все более скудным. Тем не менее народ продолжал прибывать.
Ускорился процесс раскорчевывания участков леса, при этом сжигались тысячи деревьев, в том числе и ценных пород, например махагониевого дерева, или каобы, хотя один его ствол диаметром три метра стоит в несколько десятков раз дороже, чем кукуруза, необходимая для пропитания семьи в течение года. Дело в том, что доставить поваленные деревья до железной дороги нет возможности.
Нанесенный Лакандонской сельве сильный ущерб вызвал большое беспокойство в стране. В начале 80-х годов решением мексиканского правительства в приграничной с Гватемалой зоне был создан биосферный заповедник Монтес-Асулес площадью