ЗАГАДКИ ПАЛЕНКЕ
Чтобы перенестись из сегодняшнего мира цоцилей на тысячу лет назад, к дворцам и храмам древних майя, нужно отправиться на северо-восток штата Чьяпас, в городок Паленке, по дороге, проложенной восточнее водохранилища Нецауалькойотль, через горный район, в котором расположен вулкан Эль-Чичон. Тогда, разумеется, никто и не предполагал, что в марте — апреле 1982 года этот вулкан выбросит в атмосферу 500 миллионов тонн мельчайшей вулканической пыли, которая превратит плодородные земли на склонах вулкана в пустыню.
Паленке — дверь в прошлое майя.
Здешние земли были заселены приблизительно пять тысяч лет назад, но неизвестно пока, каким народом. Сейчас некоторые специалисты считают, что древние майя пришли сюда около 2000 года до н. э., а кукурузу стали культивировать здесь за 1000 лет до н. э. Но все это условные вехи. Археологи «сдвигают» их в глубь истории человечества. В 1980 году в Гватемале на традиционных землях майя из-под слоя грунта была извлечена плита с надписями, сделанными в VII веке до н. э. А поскольку письменность — один из апогеев развития любой древней цивилизации, то есть основания предполагать, что первые каменные постройки, террасы и пирамиды появились здесь еще раньше. Относительно происхождения первого очага культуры майя мнения специалистов расходятся. Некоторые ученые считают, что культура майя родилась где-то на побережье нынешнего штата Веракрус, другие полагают, что она зародилась в районе Гватемалы или на Юкатане. Интересное открытие ученые сделали в 1980 году в местечке Абах Такалике, в Гватемале: впервые здесь были обнаружены надписи и древних майя и ольмеков. Это новая страница в изучении двух древних культур Латинской Америки.
В период расцвета культуры майя, который приходился на середину 1 тысячелетия н. э., общество майя делилось на несколько социальных групп: общинников, рабов, в осйовном военнопленных, ремесленников, торговцев, жрецов, знать.
Общинники-земледельцы, составлявшие большую часть общества, представляли собой рабочую силу для сельского хозяйства и строительства. Они же платили подати и становились воинами в случае войны. Главенствующей группой была знать. К ней принадлежали правящие династии, правители городов, военачальники и высшие жрецы. В зоне расселения майя находилось несколько городов-государств.
Основу экономики майя составляло прежде всего сельское хозяйство. Обработка земли осуществлялась примитивными методами: посредством огня очищалась территория для посева, затем зерна бросали в сделанные палкой-копалкой в земле отверстия. Главной культурой была кукуруза, которую майя считали священным растением. Культивировались хлопок, хенекен, какао. И сегодня многие индейские группы на юге страны ведут сельское хозяйство таким же примитивным способом.
Майя были искусными строителями. Они создали множество великолепных каменных сооружений, построили мощеные камнем дороги, которые связали внутренние районы с побережьем. Культура майя поражает своими достижениями и в области накопления знаний, и в сфере материальной культуры, и в искусстве. Чрезвычайного развития достигла арифметика, позволявшая производить тщательные астрономические расчеты.
Время расцвета Паленке приходится на VII—VIII века н. э. Тогда, как предполагают ученые, он назывался Начан — «змеиный город». Паленке — испанское слово, означающее «огороженное место», «частокол». Существует мнение, что в X веке здесь произошла какая-то битва, после которой город опустел, и его поглотила сельва. В колониальные времена здесь был центр деятельности католических монахов — миссионеров, обращавших индейцев племени чоль в христианство. Открытие археологического Паленке произошло в XVIII веке.
Город расположен на западе традиционной территории майя. С юга к нему вплотную подступают горы, а на севере ограничивает обрыв, за которым открываются безграничные леса и болота юго-восточной окраины низменности Табаско. Основатели города, по-видимому, обратили внимание на богатство местной природы. Здесь изобилие ценных видов деревьев, использовавшихся в строительстве, различных пальм, листьями которых крыли крыши хижин, множество фруктовых деревьев, а также диких животных, на которых охотились древние майя. Здесь обитают птицы с ярким оперением, шедшим на плюмажи знати. И сейчас большие попугаи, не боясь людей, важно расхаживают по ступенькам древних пирамид.
Центр церемониальных построек — покоящееся на пирамидальной платформе длиной 100 и шириной
В 1952 году мексиканским археологом Альберто Русом в глубине двадцатитрехметровой пирамиды «Храма надписей», находящейся рядом с Дворцом, была обнаружена погребальная камера-склеп. Эта находка взбудоражила мир исследователей древних культур Америки.
В центре гробницы, имеющей девять метров в длину, четыре в ширину и семь в высоту, находился монументальный саркофаг, поддерживаемый шестью резными каменными опорами. Он был покрыт мощной плитой с резными изображениями. Когда Рус с помощью рабочих сдвинул плиту, он увидел в саркофаге мужской скелет. Рост погребенного составлял
На наружной плите саркофага резцом неизвестного гравера изображены сидящий юноша, большая маска и кукуруза, а в верхней части плиты — птица кецаль. Кроме того, можно различить астрономические знаки и другие древнеиндейские символы, а также различные линии, не поддающиеся расшифровке. Так или иначе линии, обрамляющие человеческую фигуру, напоминают какой-то вытянутый сосуд в разрезе. Ученые высказывают различные точки зрения относительно смысла рисунка на плите саркофага. Многие специалисты в области древней культуры майя полагают, что рисунок дает древнеиндейскую концепцию жизни. Мексиканский археолог и историк Б. де ла Фуэнте считает, что изображенный на плите юноша — символ жизни, маска олицетворяет землю — символ смерти. Кукуруза — символ жизни— служит как бы опорой для кецали — символа неба. Астрономические знаки показывают существующую связь человека с космосом, то есть речь идет об аллегории непрерывного процесса жизни и смерти согласно древнемайяским представлениям. Крупный знаток культуры майя Ю. В. Кнорозов считает: изображен умерший, лежащий под «райским деревом», фигурирующим в мифологии этого народа.
Другие специалисты-майялоги в Мексике и за ее пределами, а также .некоторые писатели-фантасты, в том числе и советский — Александр Казанцев, высказывают мысль о том, что саркофаг сделан в форме ракеты, рисунок плиты — ракета в разрезе и в ней космонавт. Подобная точка зрения, получившая распространение с началом эры полетов человека в космос, была поддержана некоторыми исследователями древнеиндейской архитектуры. В частности, они указывают на форму отдельных древних строений в местечке Тикаль на земле майя в Гватемале. Там есть здание, напоминающее ракету, установленную в исходной для запуска позиции. Сторонники этой точки зрения предлагают переосмыслить многие древнеиндейские мифы о связях людей с космосом.
Будущие исследования древнемайяской культуры должны подтвердить или опровергнуть те или иные предположения в отношении обнаруженного Русом саркофага, пока же «Храм надписей» стал местом паломничества туристов.
С пирамиды «Храма надписей» открывается прекрасный вид на район археологических раскопок Паленке. Впереди справа хорошо видны постройки Дворца, за ним правее — ручей. Как раз здесь обнаружили остатки древнего акведука. Прямо перед нами — несколько храмов. А дальше — гладь равнины.
Человек и окружающий мир, включая космос,— любимая тема древних художников, скульпторов, зодчих майя. Символы этого мира изображены на фризах, барельефах, росписях. Материальному миру соответствуют одни знаки, духовному — другие. И сегодня для жителей Паленке кукуруза, например, обобщенно символизирует все богатство земли, все производимое человеком, его нелегкий созидательный труд, а кецаль — духовную силу, мир обновления.