Предисловие
Более ста лет назад в непроходимых тропических лесах Южной Мексики случайно была обнаружена колоссальная каменная скульптура несом в несколько тонн, изображавшая человеческую голову в причудливом головном уборе. Несколько позже стали известны и другие каменные головы подобного облика.
Ученым уже давно было известно искусство ацтеков и майя — тех народов, которых в XVI веке встретили испанские завоеватели, устремившиеся в Мексику за золотом.
В разрушенных испанскими конкистадорами, городах аборигенов выло обнаружено много скульптур и рельефов, отражающих высокую культуру ацтеков — столица их государства Теночтитлан находилась на месте современного города Мехико, — а также народа майя, жившего в восточной части Мексики. Но им эти колоссальные головы были чужды.
Прошло много лет, прежде чем археологи, изучавшие древние культуры Мексики, предшествовавшие тем, с которыми встретились испанцы, открыли археологические памятники, уходившие в глубь веков. И тогда тайна загадочных каменных голов была раскрыта. Они оказались принадлежащими древней культуре ольмеков — народа, жившего в XV — IV веках до нашей эры. Р. В. Кинжалов, известный этнограф, изучающий культуру Средней Америки, избрал этот период древней истории Америки для своей повести. 06 археологическом изучении этой культуры рассказывается в заключительной части книги «По следам сыновей божественного ягуара». Надо заметить, что назначение монолитных каменных голов в культе ольмеков было научно установлено автором книги.
Археологические работы, показали, что у ольмеков уже существовало государство с развитым социальным расслоением, ими были созданы монументальные памятники архитектуры, скульптуры и настенной живописи. Дошли до нас и замечательные памятники искусства, но орудия труда ольмеков изготовлялись из камня и дерева, так как металлы были им еще неизвестны. Сложные религиозные представления этого народа были основаны на обожествлении природы, и особое значение в культе имели, кукуруза основной продукт питания — и ягуар, считавшийся тотемным животным и прародителем ольмеков.
Ольмекская культура была распространена на широкой территории - в Мексике, Гватемале, Коста-Рике, Сальвадоре и Никарагуа.
Историческая повесть Р. Кинжалова «Конец священного круга» рассказывает о своеобразных обычаях этого исчезнувшего ныне народа. Причем, в основу рассказа положены находки уникальных произведений ольмекского искусства — монументальных каменных голов, их культовое назначение научно обосновано автором. Установлено, что ольмеки избирали юношу, который с момента избрания воплощал в себе духа кукурузы и в течение года пользовался всеми привилегиями живого божества, а потом приносился в жертву. Человеческие жертвоприношения во всех культурах древней Мексики были распространены. Каменное изображение головы, связанное с культом и установленное на священном участке, по религиозным представлениям ольмеков должно было обеспечить хороший урожай кукурузы.
По представлениям древних индейцев Мексики, мир развивался по циклам в сто четыре года. Для предотвращения мировой катастрофы по истечении этого «священного круга» требовалось совершение многочисленных сложных обрядов, что и отражено в повести. Р. Кинжалова, названной им «Конец священного круга». Автор с этнографической достоверностью рассказывает о жизни ольмеков, их религии, выступавшей основной формой идеологии и приносившей страдания народу. Р. Кинжалов, крупный ученый, труды которого хорошо известны научному миру, выступает и как популяризатор, автор литературного произведения, показывающего жестокий мир древних народов Америки. В 1976 году вышла аз печати его повесть «Воин из Киригуа», открывающая, жизнь народа майя в VIII веке нашей эры. Она сразу же привлекла к себе внимание и вызвала большой интерес у читателей. Необходимо отметить, что новая книга Р. Кинжалова — первое (и у нас, и за рубежом) художественное произведение о загадочных ольмеках.
В свою повесть «Конец священного круга» наряду с трагической историей девушки и юноши автор вводит вторую сюжетную линию — рассказ о знатном египтянине, который бежал из Египта от гнева фараона, попал к финикийским мореплавателям — торговцам — и во время путешествия при разразившейся буре был занесен к берегам Мексики. Этот рассказ напоминает теорию знаменитого путешественника по океанам Тура Хейердала, считавшего такие дальние случайные плавания исторической реальностью; кстати, Тур Хейердал допускал связь ольмекской культуры с Египтом.
Р. Кинжалов в основу этой сюжетной линии кладет замечательные древние египетские документы конца XII века до нашей эры, соответствующие одному из периодов истории ольмеков, рассказывающие об ограблении гробниц царей и цариц в Фивах. Это протоколы допросов грабителей, их показания, решения судей, в них упоминается много имен. В вынужденное путешествие к берегам далекой от Египта Мексики автор и направил знатного египтянина, помощника градоправителя Фив. посмевшего нарушить покой царей Египта в фиванском некрополе. Такая вымышленная автором, ситуация оживила повесть и связала рассказ о древних ольмеках с хорошо известной читателям культурой Древнего Египта конца XX династии. История бежавшего от царского гнева египтянина, достоверно описывающая разграбления царских гробниц, перекликается с подлинной древнеегипетской повестью о Синухете, искавшем убежище у сирийцев за пределами Египта. Связь культуры Древнего Египта с ольмеками представляется мне удачным авторским приемом, приближающим малоизвестную древнюю мексиканскую культуру к известной ребятам древнеегипетской культуре.
К сожалению, древняя культура Средней Америки мало известна советским школьникам, так как коллекции древних памятников Америки в музеях Москвы и Ленинграда незначительны, а в учебниках эта культура также не представлена. Поэтому историческая повесть Р. Кинжалова, интересная и достоверная, поможет читателю познакомиться с культурой одного из очагов мировых цивилизаций.
Академик Б. Б. Пиотровский