Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

СКОТОВОДСТВО И ЗАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРО-ВОСТОКА

Кайо Прадо Жуниор, 1949 г. ::: Экономическая история Бразилии

Глава 8.

Заселение северо-восточных внутренних районов страны (в главе 5 мы рассмотрели начало этого процесса) продолжалось и в последующий период. Его экономической базой являлось скотоводство, а отправными пунктами для распространения скотоводческих фазенд продолжали оставаться Баия и Пернамбуко.

Распространение скотоводческих фазенд от Баии, достигнув в середине XVIII в. берегов реки Сан-Франсиско, продолжалось и в дальнейшей по двумя направлениям. Один путь шел вверх по реке. Здесь скотоводство стало особенно быстро развиваться, когда началось заселение при исков, ставших отличными рынками для сбыта мяса. Фазендам на берегах реки Сан-Франсиско пришлось выдерживать конкуренцию фазенд, расположенных в гораздо более благоприятных для скотоводства областях, к югу от приисков, о которых мы говорили в предыдущей главе. Кроме того, власти, постоянно стремившиеся воспрепятствовать возможной утечке золота, старались мешать сообщению с севером: контролиро­вать дороги, ведущие в Рио-де-Жанейро и являвшиеся единственными путями сообщения с золотыми приисками. Такая деятельность властей сильно затрудняла налаживание коммерческих связей с севером и ме­шала расположенным там скотоводческим фазендам сбывать мясо.

Второй путь, по которому распространялись фазенды, после того как они достигли берегов реки Сан-Франсиско, шел на север. Река была удобным средством сообщения. К концу XVIII в. началось заселение террито­рии современного штата Пиауи, где природные условия значительно луч­ше, чем в ранее заселенных областях: осадков здесь выпадает больше, распределение их регулярнее, реки и ручьи не пересыхают — отсюда высокое качество кормовых трав. Фазенды Пиауи вскоре стали самыми лучшими на всем северо-востоке и, несмотря на дальность расстояния, доставляли в Баию большую часть потреблявшегося там мяса.

Распространение фазенд не остановилось в Пиауи, они пересекли реку Парнаиба и, достигнув Мараньяна, встретились там с фазендами, рас­пространявшимися со стороны побережья по реке Итапикуру. На восто­ке они достигли Сеарб, куда двигались им навстречу вдоль океанского побережья фазенды из Пернамбуко. Так было завершено заселение всей in [утренней части северо-востока страны. Заселение это было неравномер­ным и скудным. Торговля скотом не отличалась большой интенсивнос­тью, поэтому возникавшие поселения городского типа были малы и ле­жали на больших расстояниях одно от другого. Наличие воды, имеющее столь важное значение в этих засушливых областях, играло решающую роль при выборе места для основания населенного пункта. Население этих огромных районов не распространялось повсеместно, а группировалось на отдельных участках, где природные условия были наиболее благоприят­ны, — преимущественно по берегам немногих непересыхающих рек (река Саан-Франсиско и несколько рек в Пиауи и в верхнем Мараньяне). Эти населенные области перемежаются с огромными пустынями, где поселе­ния изредка встречаются лишь вдоль путей сообщения. Жизненным не­рпой поселков, расположенных вдали от рек, были «касимбы» — разновидность колодца. В тех местах, где эти источники подземных вод не ис­сякали во время длительных засух, возникали и разрастались поселения.

Скотоводство было главным и почти единственным занятием населе­ния этой огромной территории. Земледелие практиковалось лишь в очень ограниченных размерах, необходимых для удовлетворения нужд жите­лей фазенд. Районов, в которых оно являлось основным занятием, было чрезвычайно мало. Среди них выделялся район к северу от Шапада-до-Лрарипе в Сеара, где воды стремительно стекают со склонов гор и созда­ют настоящий оазис в этой сухой пустыне. Другой земледельческий район был расположен по берегам Парнаибы и ее главных притоков, район еще меньших размеров — в Жагаурибе. В этих редких и далеко отстоящих друг от друга земледельческих центрах сосредоточивалось большое насе­ление и была значительно развита торговля, так как все они были тран­зитными пунктами.

Кроме скотоводства, на берегах реки Сан-Франсиско были развиты и некоторые промыслы, так, например, в среднем течении этой реки были обнаружены залежи соли, которой хватало на снабжение большей части Баии и Гойяс.

К середине XVIII в. северо-восточные районы (так называемый «сертан») достигают апогея своего развития. Они снабжают скотом вне вся­кой конкуренции все населенные центры океанского побережья от Мараньяна до Баии. Скот гонят по необозримым пространствам огромными стадами. Когда такое стадо перегоняется через сухие степи, где мало, а то и совсем нет воды (в последнем случае и людям и животным прихо­дится утолять жажду соком некоторых гидрофильных растений), то ес­тественно, что места назначения оно достигает в самом плачевном состоя­нии. В результате — низкое качество мяса. Только полным отсутствием других возможностей снабжения мясом объясняется использование столь отдаленных и столь неблагоприятных для разведения скота районов.

В конце века скотоводство сильно пострадало от затяжных засух, которые следовали одна за другой, вызывая сильный падеж скота и ли­шая скотоводов возможности удовлетворить спрос их постоянных рын­ков*. Эти рынки вынуждены были обходиться сушеным мясом, достав­ляемым из южного сектора колонии, носящего название подробно оста­новимся на характеристике этой части страны, которая в ту эпоху как бы оставалась за пределами жизни колонии.

 

* Бразильский северо-восток находился в состоянии длительной засухи, продолжающейся и по настоящее время.