Полезные и «бесполезные» достижения индейцев
Колумбу действительно не повезло. Его знакомство с открытыми им землями началось с островного мира Карибского моря и продолжилось на побережье Центральной и Южной Америки, где обитали еще не имевшие государственности полукочевые племена, занимавшиеся охотой и примитивным земледелием. Уже после смерти адмирала испанцы нашли то, что искали, — несметные богатства майя, ацтеков, инков.
Изучение индейских цивилизаций — это не только особая область исторической науки. Древние и современные индейцы давно уже стали объектом внимания антропологов, этнологов и лингвистов, а книги и кинофильмы о враждующих «бледнолицых» и «краснокожих» превратились в классику. Мы с упоением читали захватывающие романы Фенимора Купера или Томаса Майна Рида; сидя в кинотеатре, оплакивали печальную судьбу «последнего из могикан» Ункаса, сына вождя, и восхищались смелостью, красотой и силой его отца — Большого Змея Чингачкгука в исполнении югославского актера Гойко Митича. А что было известно об индейцах большинству наших соотечественников в 1960—1970-е гг.? В основном лишь то, что американских аборигенов пытались покорить, а они мужественно сопротивлялись. Конечно же, симпатии всегда были на стороне свободолюбивых племен алгонкинов, ирокезов или сиу, то есть индейцев Северной Америки, которых завоевывали и истребляли «плохие» янки, крайне несимпатичные и жестокие, в то время как другие белые американцы, великодушные и справедливые, пытались их защитить. О том, как покоряли индейцев Иберо-Америки, тогда мало кто знал (знаменитый роман Г.Р. Хаггарда «Дочь Монтесумы», пожалуй, представляет собой чуть ли не единственное исключение).
Сейчас появилась разнообразная познавательная литература, отечественная и зарубежная, предназначенная для детей, юношества и взрослых, — вспомним хотя бы том «Индейцы» энциклопедической серии «Что есть что». Открываем его... и видим опять-таки замечательное описание истории и быта лишь североамериканских индейских племен, и как-то само собой получается, что индейцы обитали только на территории современных США и Канады. К сожалению, некоторые наши современники по-прежнему отождествляют с индейцами лишь героев знаменитых приключенческих романов и фильмов-вестернов и очень мало знают о древних индейских государствах Мексики или Перу. А ведь эти исчезнувшие цивилизации интересны не только сами по себе, они повлияли на процесс развития и облик иберо-американского мира. Что же представляли собой хотя бы самые известные из них?
Первые города-государства майя появились в начале нашей эры. К настоящему времени обнаружено более 100 майянских городов, которые были расположены не только на мексиканском полуострове Юкатан, но и в Белизе, Гондурасе, Гватемале. Основу хозяйства индейцев майя составляло подсечно-огневое земледелие. На выжженных участках тропического леса они сеяли маис, бобы, выращивали овощи — томаты, зеленый перец, тыкву, возделывали хлопчатник. Когда почва истощалась, обрабатываемые участки меняли, и иногда они находились в нескольких днях пути от дома земледельца. В заболоченных местностях проводилась мелиорация. Майя разводили пчел, охотились на оленей, ловили рыбу, поскольку их поселки всегда строились по берегам водоемов. Из домашних животных они знали индеек и собак особой породы, мясо которых употребляли в пищу.
Города-государства (они объединяли близлежащие сельские общины) напоминали восточную деспотию. У майя существовало рабство, а свободные общинники платили налоги, выполняли повинности в виде всевозможных строительных и ремонтных работ, обрабатывали поля знати. Уклонение от налогов и повинностей жестоко каралось. Высший слой общества составляли жрецы и военачальники, а во главе государства стоял правитель, наделенный наследственной властью. Он назначал своих наместников в подвластные ему города и селения, их жители платили ему дань и поставляли воинов. Города соединялись ровными дорогами, по которым свободно передвигались торговые караваны и военные отряды.
В X в. большинство городов майя были разрушены племенами тольтеков. На территории Юкатана возникло майя-тольтекское государство, столицей которого в середине XI в. стал город Чичен-Ица. Однако политическая обстановка на Юкатане оставалась нестабильной, поскольку начались междоусобные войны между правителями крупных городов за гегемонию на полуострове. В конце XII в. Чичен-Ица был уничтожен, как предполагают археологи, войсками ополчившихся против него соседей. Победителем оказался правитель города Майяпан, превратившегося в новую столицу государства, но внутренние распри не прекращались, и в середине XV в. Майяпан также подвергся разгрому Майя-тольтекское государство распалось на отдельные города, которые непрерывно враждовали между собой.
Майя обладали обширными познаниями в области астрономии, математики, медицины. Для наблюдений за небесными светилами строились обсерватории, одна из которых, «Эль Караколь», находилась в Чичен-Ице. Жрецы-астрономы умели предсказывать затмения Луны и Солнца. Они разработали сложный календарь, основанный на астрономических наблюдениях и математических расчетах, по которому определяли сроки посева, уборки урожая и других земледельческих работ. Хотя календарь возник из потребностей сельского хозяйства, со временем он приобрел магический смысл и превратился в основу религиозного культа майя, обожествлявших ветер, огонь и другие силы природы.
Еще в первые века нашей эры майя создали иероглифическую письменность. Для книг-манускриптов изготавливали особую бумагу из растительного волокна и натурального клейкого вещества. Бумагу покрывали белой известью, а иероглифы и рисунки выводили специальными кисточками. Манускрипты складывали гармошкой и для лучшей сохранности помещали в деревянную или кожаную обложку. После того, как в XVI в. испанская церковь запретила использование письменности «язычников», майянские книги, к сожалению, были уничтожены. В XVIII—XIX вв. было обнаружено несколько чудом уцелевших рукописей, которые, как и надписи на камнях, до сих пор полностью не расшифрованы.
Майя в совершенстве владели сложной строительной техникой. Храмы возводились на основании в виде четырехгранной ступенчатой пирамиды высотой до 70 м. В городах строились также жилища правителей, знати и жрецов, стадионы для ритуальной игры в мяч. Для строительных работ использовались камень или смесь земли и щебня, сцементированная известью. В поздних постройках появились колонны в виде крылатых змеев, фасады, искусно украшенные геометрическим орнаментом и ликами богов. Из камня майя вырезали монументальные четырехгранные стелы с рельефными изображениями правителей городов-государств, найдены также удивительные по красоте и изяществу терракотовые статуэтки людей и божеств.
К моменту появления испанских конкистадоров на территории Мексики существовало также государство ацтеков. В 1325 г. на острове озера Тескоко было основано поселение Теночтитлан, быстро превратившееся в крупный город (современный Мехико). Вместо улиц в Теночтитлане были проложены каналы, вдоль которых тянулись пешеходные дорожки. С берегом город соединяли многочисленные мосты и дамбы, питьевая вода подавалась по акведукам.
Ацтеки были прекрасными земледельцами. Чтобы расширить посевные площади, они строили чинампы — насыпные островки среди болот и озер, разделенные каналами, куда сбрасывалась лишняя вода. Кроме нескольких сортов кукурузы, ацтеки выращивали помидоры, кабачки, тыквы, различные сорта перца, хлопчатник, масличные культуры. Сок агавы использовался для приготовления опьяняющего напитка пульке. Из домашних животных держали только собак, мясо которых употребляли в пищу, зато разводили птицу — гусей, уток, перепелок, индеек.
Ацтеки виртуозно владели гончарным и оружейным ремеслами, искусно ткали, шили одежду и обрабатывали металлы. Орудия труда изготовлялись в основном из камня, чаще всего из обсидиана, украшения — из золота и серебра, мозаичные изображения — из камня и раковин. В XIV—XV вв. ацтеки построили множество каменных пирамид с плоскими вершинами, на которых размещались храмы и дворцы. Их стены облицовывались или штукатурились, украшались рельефами и росписями. Наряду с монументальными статуями божеств они высекали из камня и лепили из глины небольшие фигурки людей, животных, птиц и насекомых.
Чтобы противостоять натиску воинственных соседей, правитель Теночтитлана заключил союз с двумя городами — Тескоко и Тлакопаном. Союзникам удалось отстоять свою независимость и тем самым создать условия для развития ацтекской государственности. Этот процесс завершился образованием централизованной рабовладельческой деспотии. Теночтитлану принадлежала главенствующая роль в объединении
трех городов. Его правитель, опираясь на быстро растущий чиновничий аппарат, сосредоточил в своих руках всю полноту власти, хотя по закону он являлся выборным верховным вождем племенного союза. Вожди различных родоплеменных объединений постепенно утратили свое влияние, а власть правителя Теночтитлана стала наследственной, и он получил титул Великого властелина. Накануне испанского завоевания в ацтекском обществе насчитывалось более десятка сословно-кастовых групп. На нижней ступени общественной лестницы стояли рабы.
Стремясь расширить свои владения, ацтеки постоянно вели захватнические войны, поэтому их культура распространилась далеко за пределы долины Мехико. Многие соседние племена, стоявшие на более низком уровне развития, оказались под властью Теночтитлана. Они были обложены тяжелой данью, которую выплачивали продуктами и ремесленными изделиями. Кроме того, побежденным нередко приходилось отдавать своих соплеменников для массовых жертвоприношений богу войны и солнца Уицилопочтли, главному божеству Теночтитлана. Этот ритуал, широко распространенный у ацтеков, разумеется, казался испанским завоевателям варварством и они считали его убедительным доказательством дикости индейцев, однако пройдет совсем немного времени, и в передовой Европе начнется неудержимая «охота на ведьм», запылают «очистительные» костры и тысячи ни в чем не повинных людей будут сожжены заживо во имя торжества христианской веры.
Письменность ацтеков представляла собой сочетание пиктографии с иероглификой. Они писали на особой бумаге либо на коже, причем существовало несколько систем письменности и все они использовались параллельно. Ацтекский календарь, схожий с майянским, был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, день или час посвящались различным божествам. К XV в. относится знаменитый календарь «Камень Солнца» — замечательный памятник культуры ацтеков, найденный в Мехико в 1790 г.
Крупнейшим государством древней Америки была империя инков Тауантинсуйу. Ее основали индейские племена кечуа, издавна обитавшие в долине реки Куско (Перу). В XII в. сложился союз кечуанских племен, превратившийся впоследствии в могучую державу, также напоминавшую восточную деспотию. В период расцвета государство инков занимало огромную территорию, включавшую горные районы Перу, Боливии, Эквадора, некоторые области Колумбии, Чили и Аргентины. Основным занятием разноплеменного населения Тауантинсуйу было земледелие, здесь выращивали маис, картофель (родиной которых считается именно Андская область), тыкву и бобы, из фруктов предпочитали бананы и ананасы. Для удобрения полей использовался птичий помет — гуано. Если годных для обработки земель не хватало, земледельцы строили террасы на склонах гор и проводили оросительные каналы. Самым распространенным и полезным домашним животным была лама: на ней перевозили грузы, а мясо употребляли в пищу.
В Куско, столице инкского государства, проживало много искусных ремесленников. При необходимости их переселяли сюда даже из самых отдаленных местностей. Мастера-металлурги знали технику плавки и обработки золота, серебра, олова и некоторых других металлов, гончары создавали прекрасную керамику, ткачи выделывали различные ткани. В Тауантинсуйу было немало умелых строителей, украшавших свои творения драгоценными камнями, золотом и серебром. Почти всю территорию государства покрывали мощеные дороги, и это позволило создать постоянно действующую почтовую службу.
Духовная культура древних кечуа также достойна удивления. Они разработали оригинальную систему сохранения и передачи сведений — узелковое письмо, или кипу, достигли немалых высот в медицине, создали свою систему воспитания и образования. Главное место в религии кечуа занимал культ Солнца — материального воплощения «истинного бога» Виракочи.
Социальная структура Тауантинсуйу была очень сложной. Инкам удалось покорить многие соседние племена и государства. Завоеватели составили верхушку господствующего класса империи. Во главе Тауантинсуйу стоял Сапа Инка (Верховный, или Единственный, Инка), «Сын Солнца», земной Бог, обладавший неограниченной властью. Он считался хозяином имущества всех своих подданных и мог по своему усмотрению распорядиться судьбой любого человека. Историческая традиция кечуа насчитывает более десятка Единственных Инков, правивших до испанского завоевания. Опорой их власти являлось обожествлявшее ее многочисленное жречество.
Сельские и городские жители объединялись в общины. Земля, которую сообща обрабатывали индейцы, принадлежала государству в лице верховного правителя и делилась на три поля. Урожай с «поля Инки» считался собственностью государства, с «поля Солнца» — собственностью жрецов, а оставшаяся доля распределялась между рядовыми членами общины. Уровень потребления общинников строго регламентировался. В обычные дни предписывалось принимать пищу два раза в день, свежее мясо можно было есть только по праздникам. Различные ограничения существовали в ношении одежды и украшений, в убранстве жилищ. Положение ремесленников почти не отличалось от положения земледельцев.
Часть подданных империи называли «митмакуна» («переселенцы»). Если индейцы покоренных племен относились к захватчикам лояльно и внушали им доверие, то их переселяли на завоеванные территории, наделяли землей, и они превращались в опору верховной власти, получая при этом ряд привилегий. В случае неповиновения враждебные племена частично или полностью «депортировались» в отдаленные районы государства, где жили под строгим надзором, облагались непомерными налогами и несли всю тяжесть государственных повинностей по строительству храмов, дворцов, крепостей, мостов, прокладке дорог, добыче руды, перемещению грузов, в том числе огромных камней, возделыванию плантаций коки. Иногда трудовая повинность была пожизненной, а в качестве вознаграждения выдавали скудную пищу и самую необходимую одежду. Малейшее проявление «лени» на полевых, строительных и прочих работах жестоко каралось.
Формально общинник оставался свободным человеком, однако в действительности его положение приближалось к рабскому, поскольку он не имел возможности самостоятельно распоряжаться ни плодами собственного труда, ни своей жизнью. Покидать пределы общины без разрешения властей запрещалось. В каждой местности общинники обязаны были носить особые отличительные знаки, и любого из них могли «подарить» верховному правителю, жрецу или военачальнику в качестве янакуна — настоящего раба. В яна-кунов чаще всего превращали индейцев тех племен, которые оказывали сопротивление инкам-завоевателям.
Империя инков достигла расцвета в годы правления Куси Юпанки (1438—71), вошедшего в историю под именем Пачакутека, то есть «Преобразователя». Пачакутек провел ряд реформ, направленных на централизацию государственного управления и укрепление власти Сапа Инки. Именно он дал инкскому государству название Тауантинсуйу, отражавшее как его суть, так и устройство (в переводе с языка кечуа «Тауантинсуйу» означает «Четыре соединенных страны света»). Государство было поделено на четыре части, которые, в свою очередь, дробились на более мелкие, строго контролируемые территории. При Пачакутеке были снесены все прежние постройки Куско, и на их месте вырос новый город, план которого детально разработали специально приглашенные архитекторы и художники. Куско превратился в «столицу мира» с великолепными храмами и дворцами, просторными площадями и прямыми улицами, а от четырех ворот начинались дороги, ведущие в «четыре стороны света».
Европейское вторжение разрушило индейские цивилизации, прервав их естественное развитие. Древние государства американских народов были уничтожены, однако они не исчезли бесследно, и речь идет не только о сохранившихся развалинах некогда могущественных городов, но и о тех общественных отношениях и культурных традициях, которые намного пережили рухнувшие империи.
Напомним, что майя, ацтеки, инки обладали многовековыми навыками земледелия, ремесла, добычи металлов, но не менее важным оказалось то, что они были привычны к тяжелой жизни, послушанию и эксплуатации со стороны государства и знати. На протяжении многих веков в общинах доколумбовой Америки, наряду с трудом индивидуальным и семейным, был широко распространен бесплатный коллективный труд — как на благо самой общины, так и вне ее, то есть труд из соображений государственной пользы. В этом отношении подданные всех «великих правителей» представляли для завоевателей не меньшую ценность, чем их золото и серебро. В самом начале конкисты испанцы разоряли богатые города и селения, уничтожая при этом местное население, однако они быстро поняли, что умелых земледельцев и ремесленников можно использовать в качестве почти бесплатной рабочей силы и контролировать с помощью традиционной общинной организации. «Дикие» племена охотников и собирателей были для колонизаторов бесполезны и подверглись почти полному истреблению. Именно поэтому, как полагает часть исследователей, исчезли индейцы островов Карибского моря, а затем Аргентины, Уругвая и некоторых районов южноамериканского побережья. Есть данные о том, что в течение XVI в. численность проживавших на территории Бразилии индейцев тупи сократилась в 15 раз! В Северной Америке английские и французские переселенцы также уничтожали «мешавших» им индейцев или же постепенно оттесняли их в пустынные и малоплодородные западные земли.
Там, где завоевателям-испанцам посчастливилось обнаружить нечто похожее на «азиатский способ производства» (прежде всего полностью подчиненную государству общину), они постарались обратить себе на пользу эту форму хозяйственной и социальной жизни. В результате в Испанской Америке не были ликвидированы ни общинное землевладение, ни иерархия внутри общины, ни индейская знать, которая сохранила возможность управлять рядовыми общинниками и даже эксплуатировать их. Все это в дальнейшем было умело приспособлено к потребностям завоевателей и облегчило им ограбление заокеанских владений. То, что оказалось не нужно, они уничтожили — индейскую письменность, религиозные культы, памятники архитектуры, произведения искусства, причем высокохудожественные изделия из золота и серебра для удобства транспортировки и хранения переплавлялись в слитки. «Бесполезные вещи» не имели право на существование!