«Всеобщее недовольство» и его причины
Глава 4
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ИБЕРО-АМЕРИКА
«ВСЕОБЩЕЕ НЕДОВОЛЬСТВО» И ЕГО ПРИЧИНЫ
После реформ Карла III и Помбала в Новом Свете усилились антиколониальные настроения. Что явилось причиной их открытого проявления, были ли они всеобщими, а если нет, то кто стал их носителем и почему — на эти ключевые вопросы латиноамериканских освободительных революций также нет однозначного ответа.
В отечественной научной литературе обычно подчеркивался рост эксплуатации колоний со стороны метрополий, поскольку к концу XVIII в. Испания окончательно утратила былое влияние в Европе и как никогда нуждалась в финансах для покрытия расходов на длительные войны, которые она вела со своими соседями, а положение Португалии было ничуть не лучше. Либерализация колониальной экономики сопровождалась увеличением прямых и косвенных налогов, что стало настоящим бедствием для колониального населения. В Испанской Америке возросла подушная подать с индейцев (кроме того, ее распространили на метисов и мулатов), увеличилась алькабала, произвольно вводились новые поборы, и тысячи ремесленников, торговцев и крестьян оказались на грани разорения. Невиданный размах, особенно в Перу, приобрела система принудительного репарто, которая охватила теперь и неиндейское население сельских округов. После проведения реформ в колонии хлынули иностранные товары, и торговцы с помощью коррехидоров поставляли их в общины, выкачивая огромные средства из общинных касс. В Бразилии также повышались старые налоги и вводились новые. Особенно страдало от поборов население капитании Минас-Жераис, где было много золотых приисков и алмазных месторождений. Во второй половине XVIII в. добыча драгоценных камней и золота сократилась, однако португальское правительство требовало не только уплаты налогов в прежних или больших размерах, но и скорейшего погашения накопившихся недоимок. В конце концов недальновидная политика Мадрида и Лиссабона сделала обстановку в колониях взрывоопасной, так как недовольство народных масс, а также состоятельных креолов достигло высшего предела, то есть действия метрополий якобы привели к всеобщему возмущению жителей Иберо-Америки, независимо от их социального положения.
На основании этого тезиса еще в середине 50-х гг. XX в. в отечественной историографии появилась трактовка борьбы за независимость как широкого народного движения, когда креолы, индейцы, негры и представители прочего «цветного» населения в едином порыве сбросили с себя цепи колониального рабства. При этом классовые противоречия в иберо-американском обществе не отрицались, однако они отодвигались на второй план, поскольку, как было принято считать, все жители колоний стремились к достижению общей великой цели — освобождению от гнета Испании и Португалии. Вскоре неправомерность подобной оценки происходивших в колониях событий стала очевидной, особенно когда речь шла о первом периоде Войны за независимость в Испанской Америке, так как невозможно было отрицать очевидный факт: в 1810—1815 гг. освободительная борьба не получила здесь широкой поддержки «снизу» (за исключением Мексики), да и впоследствии это происходило не всегда. В большинстве своем и сами руководители антиколониальных восстаний не стремились втянуть в революцию «цветных» жителей, занимавших низшие ступени социальной иерархии.
В последнее время важнейшей причиной освободительных революций все чаще называют не «всеобщее недовольство населения колоний», а непримиримую позицию местных предпринимательских кругов, отождествляемых обычно с креольской верхушкой, которую крайне раздражала политика метрополии — ведь она ограничивала возможность влиятельных креолов постоянно наращивать принадлежавшую им собственность. Так, опасаясь безудержной концентрации земли в руках немногих и полного обнищания индейского крестьянства, колониальные власти при разборе земельных споров не всегда принимали сторону асендадо и часто защищали права других королевских подданных — индейцев-общинников. Как уже упоминалось, по распоряжению испанской короны чиновники «на местах» пытались оградить индейское население от произвола латифундистов и упорядочить его эксплуатацию. Более того, иногда происходило неслыханное с точки зрения креольских помещиков «нарушение прав собственности»: их заставляли возвращать индейским общинам земли, которые асендадо «справедливо» считали своими. Кроме того, для скорейшего проведения реформ Испания увеличила «военное присутствие» в колониях, что также было воспринято креольской верхушкой без всякого энтузиазма. Креолов не устраивало сохранение торговых монополий государства и купцов с Иберийского полуострова, ограничение промышленного и сельскохозяйственного производства и особенно — отсутствие свободы торговли с зарубежными странами.
В испанских владениях требование снять наиболее одиозные запреты выдвигалось через консуладо, где были представлены землевладельцы, производители промышленных товаров, горнопромышленники и торговцы, причем уже не все они были «чистыми» креолами. Ущемление интересов колониальной верхушки, диктат метрополии рассматривались как деспотизм со стороны испанской короны, и это позволяло креольским и некреольским предпринимателям чувствовать себя «угнетенным классом» и заявлять об этом открыто. Однако первое время они уповали не на отделение американских территорий от метрополии, а на проведение политических реформ в самой Испанской Америке, на передачу власти в колониях в руки крупных собственников, что позволило бы наилучшим образом обеспечить их далеко идущие экономические интересы. Такие же настроения наблюдались у креольской верхушки Бразилии.
То обстоятельство, что одновременно с недовольством креолов нарастали «мятежные» настроения индейцев, негров, метисов, еще не служит свидетельством их антиколониальных устремлений. Движение народных масс стало протестом не только и не столько против гнета метрополий, сколько против угнетения со стороны «своих» помещиков, промышленников и торговцев, озабоченных прежде всего собственным экономическим положением. Напомним, что в Иберо-Америке было несколько категорий населения, страдавшего от произвола «верхов»: свободные крестьяне и ремесленники, в том числе креольского происхождения, индейцы-общинники, негры-рабы. Захват плантаторами и скотоводами огромных массивов «пустующих» земель, которые они не в состоянии были освоить даже в течение многих десятилетий, лишал средств к существованию тысячи ранее осевших на них крестьянских семей, занимавшихся ведением натурального хозяйства или отловом одичавшего скота. Общинные земли индейцев также всеми правдами и неправдами продолжали захватываться латифундистами. Реформы второй половины XVIII в. дали больший простор развитию мануфактурного производства и нанесли удар по цеховой организации, что привело к массовому разорению ремесленников. Их изделия не выдерживали конкуренции не только с иностранными товарами, которых на внутреннем рынке становилось все больше, но и с продукцией местных мануфактур.
Восстания негров-рабов не прекращались с момента их появления на американской земле, хотя, как показали специальные исследования, положение чернокожих невольников в иберийских владениях было менее тяжелым, чем в колониях Англии, Франции и Голландии. Такая ситуация сложилась именно в силу «деспотизма», присущего (с точки зрения креольской верхушки) Мадриду и Лиссабону: метрополии считали необходимым регулировать отношения собственности за океаном и в какой-то степени защищали от вопиющего произвола богатых колонистов не только индейцев, но и негров, которые рассматривались плантаторами и прочими рабовладельцами исключительно как собственность. Кроме того, католическая церковь стремилась к распространению среди рабов христианства, и крещеные африканцы попадали под ее опеку. Конечно, вмешательство короны и церкви в дела колониальных предпринимателей могло стать для последних еще одним доводом в пользу полного разрыва с метрополиями.
Протест индейцев против действий угнетателей выражался в самых разнообразных формах — от убийства ненавистных асендадо, владельцев предприятий и чиновников до массовых народных выступлений. Самыми знаменитыми из них стали восстания индейцев и метисов под предводительством касика Хосе Габриэля Кондорканки в Перу (1780—83) и «комунерос» в Новой Гранаде (1780-82).
Великий повстанец Кондорканки известен под именем Тупак Амару, которое он принял в честь последнего Верховного Инки, казненного испанцами в 1572 г. Восстание охватило значительную часть перуанской территории. В контролируемых районах восставшие уничтожали все, что, как им казалось, служит источником бед обездоленных «низов». В праведном гневе они разрушали мануфактуры и поместья, церкви и здания провинциальных кабильдо, громили тюрьмы и освобождали заключенных, делили имущество бежавших асендадо и владельцев рудников, распределяли между крестьянами земельные угодья и деньги из королевской казны, отменяли репарто, принудительные работы и грабительские налоги. Эти события убедительно свидетельствуют, что протест беднейшего колониального населения был направлен против угнетения вообще, независимо от того, кто выступал в роли угнетателя — местный помещик, горнопромышленник или королевский чиновник. Правда, отечественные историки иногда отмечали, что Тупак Амару стремился привлечь на свою сторону не только «цветное» население, но н креолов, однако, как выяснилось, они не спешили примкнуть к восставшим, за исключением некоторых сочувствующих индейцам представителей небогатого креольского населения. К середине 1783 г. испанским карательным отрядам удалось подавить эту крестьянскую войну, кстати, не без помощи креолов!
В Новой Гранаде также развернулось мощное народное движение, центром которого стал город Сокорро, где было немало ткацких мастерских и мануфактур. Здесь сформировался многочисленный слой мелких ремесленников, торговцев, мастеровых. Движущей силой новогранадского восстания стали городские «низы». Для руководства повстанческими отрядами в Сокорро была создана коммуна, а восставших называли «комунерос». Однако здесь креолы вовремя взяли ситуацию под свой контроль: в состав коммуны вошли представители креольской верхушки, главным образом крупные землевладельцы, и стихийно возникший орган новой власти оказался в их руках. Армия восставших индейцев и метисов двинулась к столице Новой Гранады Санта-Фе-де-Богота, но руководство коммуны помешало ей войти в город. Оно поспешило заключить с роялистами «Капитуляции» (мирное соглашение): креолам открывался доступ к высшим должностям колониального управления, отменялись наиболее обременительные поборы и некоторые королевские монополии. «Верхи» вынуждены были включить в этот документ и требования восставших «низов»: индейским крестьянам возвращались общинные земли и соляные копи. Добившись своих целей и пообещав удовлетворить чаяния народных масс, креолы распустили армию «комунерос», но часть повстанцев отказалась сложить оружие и продолжила борьбу. По мере их продвижения старые местные органы власти ликвидировались и заменялись коммунами, население освобождалось от налогов. Слух о скорой отмене рабства вызвал волнения на плантациях, приисках и в рудниках. Напуганные действиями восставших, колониальные власти и креолы организовали карательные экспедиции, которым к концу 1782 г. удалось разгромить повстанцев.
Как правило, в отечественной науке восстания в Перу и Новой Гранаде рассматривались прежде всего как антииспанские движения, чуть ли не до основания потрясшие колониальную систему и направленные против владычества метрополии. Так ли это было на самом деле и нет ли здесь попытки выдать желаемое за действительное? Конечно же, любое мощное народное движение, где бы оно ни развернулось, — это удар по существующим политическим и общественным «устоям», а если речь идет о колониях, то и по колониальной системе как таковой. В то же время восстания Тупак Амару и «комунерос» продемонстрировали, насколько различными оказались устремления креольской верхушки и основной массы населения уже на раннем этапе освободительного движения. Во время восстания в Перу общая, казалось бы, цель — освобождение от колониального гнета — так и не объединила разнородные социальные силы, то есть индейцев и метисов с креолами, и не устранила существовавшие между ними противоречия. Между тем, как уже отмечалось, за независимость индейцы боролись всегда, только понимали они ее иначе, чем предприниматели-креолы или крупные собственники некреольского происхождения.
Состоятельные колонисты, за редким исключением, хотели добиться полной свободы для себя и при этом сохранить сложившуюся систему угнетения «цветных» жителей Америки, а народные массы — индейцы, метисы, мулаты и негры — стремились вернуть свою землю, освободиться от грабительских налогов, избавиться от принудительного тяжкого труда, нищеты и зависимого положения, то есть требовали социальной справедливости или хотя бы сносных условий существования. Должны ли их чаяния осуществиться в рамках колониальной империи или после обретения независимости — этот вопрос был для них второстепенным, что в полной мере проявилось в ходе революций первой трети XIX в.
Конечно же, нельзя отрицать, что тяжелый налоговый гнет, экономические ограничения, торговые монополии и как следствие — высокие цены на товары, особенно иностранные, составляли часть механизма ограбления колоний метрополиями и задевали интересы всего колониального населения. Но если креольская верхушка страдала от «недостатка капитализма», то есть от отсутствия свободы предпринимательства и регламентации отношений собственности, то положение низов все более ухудшалось вследствие быстрого развития капиталистических отношений после реформ Карла III и Помбала.