Каудильизм как образ жизни
Мы уже отмечали, что длительные военные действия и тяжелый экономический кризис первых лет независимости способствовали росту сепаратистских настроений на всех уровнях — и в регионе в целом, и внутри республик, и в границах отдельных провинций. Однако благоприятную почву для сепаратизма создавали не только экономические трудности и неизбежные лишения «переходного периода», но и такое явление латиноамериканской действительности, как каудильизм, расцвет которого приходится на послереволюционное время. Некоторые историки считают, что этот феномен был порожден Войной за независимость, когда колониальная система управления оказалась разрушена и образовавшийся вакуум поспешили заполнить соперничавшие между собой креольские группировки, с оружием в руках оспаривавшие друг у друга власть.
Каудильизм — от «каудильо» (исп. caudillo): вождь, предводитель, сильная личность.
Между тем корни каудильизма следует искать не только в революционном, но и в колониальном прошлом Латинской Америки, иначе невозможно объяснить, откуда в независимых государствах, причем на всех уровнях, появилось множество «сильных людей» — влиятельных каудильо, которые могли властвовать в рамках конституции, параллельно с конституцией или вовсе обходиться без нее. Отвечая на этот вопрос, исследователи отмечают немало причин повсеместного распространения и необыкновенной живучести каудильизма, связывая его с социальной структурой иберо-американского общества, положением народных масс в колониях и независимых республиках, спецификой Войны за независимость, особенностями менталитета латиноамериканцев.
В колониальный период (да и после революций) в Иберо-Америке сосуществовали латифундии различного типа — капиталистические агроэкспортные и патриархальные, или, как их иногда называют, «неофеодальные», не связанные с рынком или продававшие свою продукцию заезжим торговцам от случая к случаю, причем таких поместий было немало. Оторванные от внешнего мира, эти асьенды обеспечивали своих хозяев и работников всем необходимым, и их экономическое положение оставалось стабильным, поскольку оно не зависело от колебаний рыночных цен. Семьи слуг и пеонов из поколения в поколение проживали и трудились в одном и том же поместье и пользовались покровительством его владельцев. Именно патриархальные латифундии являлись основной базой каудильизма и во время, и после освободительных революций, хотя ориентированные на экспорт скотоводческие и плантационные хозяйства длительное время сохраняли черты «феодального быта».
В Иберо-Америке колониальная асьенда (или фазенда) выполняла не только экономические функции, она была также своеобразной формой политической и социальной организации провинциального общества и средством контроля над ним. Это положение не изменилось и по завершении Войны за независимость. Любое поместье представляло собой некую модель замкнутого централизованного «государства», в котором асендадо (или фазендейро) пользовался абсолютной властью, регулировал все стороны жизни обитателей поместья и требовал от них безоговорочного послушания. Одновременно латифундист выступал в роли покровителя «своих» людей, защищал их интересы, предоставлял работу, пропитание и крышу над головой.
Там, где земли колонистов граничили с владениями «диких» индейских племен (например, на юге вице-королевства Рио-де-ла Платы и генерал-капитанства Чили), каждый асендадо просто вынужден был становиться военным предводителем и создавать мобильные, хорошо вооруженные кавалерийские отряды, привлекая в них гаучо и пеонов. Если договориться с индейцами, то есть мирно решить вопрос о выкупе за землю, не удавалось, помещику приходилось рассчитывать лишь на собственных работников и с их помощью охранять имение от опустошительных набегов дикарей.
Революционные правительства, создававшиеся в ходе борьбы с Испанией, не располагали достаточными средствами для содержания крупных повстанческих армий. Поэтому в провинциях, особенно отдаленных, землевладельцы-креолы опять-таки сами формировали военные отряды, в которые набирали тех же пеонов или гаучо. Хозяин латифундии становился командиром, его управляющие — офицерами, а все остальные — солдатами личной армии «вождя». Провинциальные каудильо, отличившиеся в борьбе с метрополией, иногда превращались в крупных военачальников.
Поскольку длительные вооруженные конфликты имели разрушительные последствия для экономики бывших колоний, их население в массе своей потеряло средства к существованию, а порой было разорено и тяжелыми военными налогами. Многие крестьяне начали искать пристанища в отрядах каудильо, которые больше напоминали банды мародеров, чем «революционную армию», так как обнищавшими людьми двигали чувство голода и инстинкт самосохранения, а не какие-либо идейные соображения.
Каждый каудильо был заинтересован в обособлении «своей» территории, ее максимальной независимости от центральной власти. Отсутствие контроля со стороны сильного правительства позволяло предаваться безудержному грабежу и разбою в близлежащих округах и вступать в жестокие схватки с конкурентами — такими же каудильо и стоявшими за ними землевладельцами.
До и тем более после Войны различные районы Испанской Америки, как уже отмечалось, были слабо связаны между собой. Любая колония, а затем независимая республика представляла собой «мир, состоящий из многих миров». Клановая солидарность, семейные связи и местный патриотизм стали основой общественно-политической жизни латиноамериканских стран. Принадлежность к тому или иному району, штату, провинции и преданность своему каудильо значили больше и осознавались яснее, чем национальная или государственная общность. Не случайно некоторые зарубежные историки усматривали в каудильизме одну из главных причин провала централизаторских планов Боливара.
Утвердив личную власть в «своих» владениях, наиболее могущественные «вожди» начинали борьбу за влияние в стране или пытались напрямую захватить государственную власть. Большинство жителей Иберо-Америки на протяжении веков оставались неграмотными и крайне бедными. Они готовы были верить демагогическим обещаниям «сильного человека» и плохо разбирались в истинных мотивах его поступков. Используя в борьбе за власть пеонов и других зависимых людей, провинциальные каудильо не стремились их политизировать. Как правило, они представляли себя «людьми из народа», подчеркивали свое происхождение из незнатных семей, демонстрировали «простоту нравов», которые зачастую были весьма грубыми и жестокими. В действительности многие «вожди» по своему имущественному и социальному положению не принадлежали к «простым людям», от имени которых боролись «за справедливость». Часто знаменем каудильо становилось противодействие «чужому» иностранному влиянию, борьба за сохранение привычных социальных отношений и условий жизни. Требования каудильо имели по сути антибуржуазный характер, и помещичий консерватизм соединялся с консерватизмом народным.
Однако многие историки считают, что даже каудильо, вышедшие из низов общества, не могут рассматриваться как подлинно народные лидеры. Упрочив свое положение и завладев приличной собственностью, они начинали манипулировать неграмотными и измученными тяжелой жизнью согражданами, создавая у них иллюзию участия в борьбе за «интересы народа» и компенсируя усилия своих «солдат» незначительным вознаграждением. Между тем пеоны и гаучо очень редко «дорастали» до собственников, и социальная структура общества не менялась.
Класс латифундистов был достаточно сплоченным, хотя между отдельными асендадо и возникали противоречия. После освободительных революций крупные помещики могли стать государственными чиновниками, судьями, военными или депутатами, но они оставались едины как землевладельцы, и в качестве лидера той или иной региональной помещичьей группировки выступал пользовавшийся ее доверием каудильо. Обычно он сам был асендадо, однако не все его собратья по классу стремились превратиться в военных «вождей», предпочитая, чтобы от их имени выступал угодный им «сильный человек». Каудильо, в свою очередь, нуждался в поддержке латифундистов, которые располагали мощными экономическими ресурсами и могли вооружить и передать под его начало собственных пеонов или гаучо.
Народные массы были более разобщены, чем асендадо, поскольку в Иберо-Америке сосуществовали различные категории подневольного населения — пеоны и наемные работники, мелкие собственники и арендаторы, гаучо и льянеро, бродяги и рабы. Их подчиненное положение, бедность и в ряде случаев территориальная изолированность препятствовали формированию каких-либо объединений «снизу», зато все они могли быть легко мобилизованы в «армию» каудильо, что произошло в период Войны за независимость и продолжилось после ее окончания.
Чтобы стать настоящим каудильо и повести за собой не только ближайших сподвижников, но и широкие массы, требовались определенные таланты, при отсутствии которых даже самый амбициозный претендент на власть не мог рассчитывать на успех. Человек, стремившийся возвыситься над другими, должен был обладать харизмой, что в переводе с греческого языка означает «божественный дар». Во все времена харизматические лидеры выделялись среди «толпы» необычными способностями, не столько приобретенными, сколько дарованными природой. Макс Вебер включал в понятие «харизма» такие редкие свойства человеческой натуры, как магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Он считал, что харизмой обладали герои, великие полководцы и завоеватели (Александр Македонский, Цезарь, Наполеон), пророки и основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммед), гениальные художники, выдающиеся политики, основатели государств (Солон, Ликург).
Каждый каудильо, помимо военной силы, имел определенную «клиентуру», то есть круг людей, которым он оказывал покровительство, а если они были бедны — то и материальную поддержку, превращая их тем самым в своих сторонников. Это распространялось не только на пеонов или гаучо, но и на самостоятельных мелких собственников и даже латифундистов, если они доверяли каудильо защиту личных или клановых интересов. В случае успеха очередной военной кампании «вождя» и утверждения его власти в провинции или штате, а порой и в государстве, стоявшие за ним асендадо получали собственность, деньги, доходные должности и прочее вознаграждение — в зависимости от новых возможностей победителя и заслуг перед ним того или иного «клиента».
Некоторые крупные землевладельцы старались открыто не вмешиваться в политику и лично не участвовали в принятии решений, но их волновали проблемы, связанные с развитием торговли, размером налогов и пошлин, обеспечением прав собственности, возможности эксплуатации рабочей силы, и они вправе были ожидать, что «доверенный каудильо» обеспечит наилучшие условия для их предпринимательской деятельности. Самой предпочтительной «платой за услуги» всегда оставалась земля, и если каудильо не удавалось изыскать возможность для ее распределения между «соратниками», его шансы сохранить свое лидерство становились весьма призрачными. Словом, «вожди» и «клиенты» нуждались друг в друге, и потому в независимых латиноамериканских государствах каудильизм стал не только «образом жизни» небольших групп людей, но и способом организации общества в целом.