«Государственный» каудильизм
В революционные годы в Иберо-Америке произошла милитаризация власти. Последующий расцвет каудильизма сопровождался еще большим усилением роли военных в политике — в то время еще не армии как института (что характерно уже для XX в.), а именно ее командиров, высших офицеров, хотя значение вооруженных сил также постепенно возрастало.
Согласно распространенной точке зрения, после ликвидации колониального режима военные руководители стали единственными гарантами самого существования новых государств и сохранения в них порядка. А могло ли быть по-другому в разоренных Войной за независимость молодых республиках, где отсутствовали влиятельные политические партии, традиции парламентаризма, демократические выборы и какой-либо общественный контроль за действиями должностных лиц? Однако прошло полвека и более, а внутренние политические конфликты по-прежнему разрешались не в рамках конституций и законов, а с оружием в руках или путем «пронунсиамьенто», то есть государственного переворота.
Военный каудильизм стал иерархической системой, пронизывавшей общество снизу доверху. Каудильо мог быть очень влиятельным человеком в пределах весьма обширной территории или же лидером совсем небольшого округа. Вирус каудильизма распространился повсеместно, и порой даже мелкий провинциальный асендадо создавал собственные вооруженные отряды, насильственно рекрутируя в «армию» проживавших неподалеку индейцев и метисов или принимая в ее ряды добровольцев, пожелавших ему служить. Та социальная организация, те взаимосвязи и отношения, которые сложились в асьендах еще в колониальный период (авторитарная власть хозяина, основанная на его непререкаемом авторитете и личной преданности «клиентуры», материальная зависимость от «патрона» и т.д.) переносились и на государственный уровень.
Милитаризация власти в разных странах имела свои особенности. Так, в Мексике и Перу военные каудильо предпочитали опираться на регулярные войска. Главнокомандующий вооруженными силами государства или другой представитель военной верхушки, заручившись поддержкой армии или ее части, мог стать «верховным каудильо», президентом страны и при этом превращался в диктатора, сохраняя республиканскую форму правления и видимость разделения властей. Его «клиентурой» становились лояльные ему каудильо помельче, которые, в свою очередь, имели собственных «клиентов», и таким образом выстраивалась многоступенчатая социальная пирамида, на вершине которой находился каудильо-диктатор. В других республиках рвавшиеся к власти «вожди» не зависели от регулярных военных формирований и старались использовать в своих интересах местную милицию и собственных пеонов или гаучо. Даже не имея достаточных средств на их содержание, провинциальный лидер мог добиться высшего государственного поста, если ему удавалось привлечь много сторонников заманчивыми перспективами на будущее, когда он завоюет власть для себя и поддержавших его земляков, но небогатые каудильо побеждали редко — достаточно проследить социальное происхождение наиболее удачливых «сильных людей».
В Венесуэле большинство каудильо являлись крупными землевладельцами, представителями старой колониальной элиты. В этом отношении Паэс составлял исключение, поскольку был выходцем из семьи небогатого скотовода-«ранчеро» и познал всю тяжесть наполненной постоянным трудом жизни. Став капитаном армии Первой Венесуэльской республики, он более других офицеров преуспел в военных кампаниях и грабежах — обычный путь наверх «человека из народа».
Аргентинские каудильо в основном также были отпрысками влиятельных и богатых креольских семейств, получили хорошее образование и быстро сделали успешную военную карьеру. Из 18 каудильо, управлявших различными провинциями Ла-Платы между 1810 и 1870 гг., 13 унаследовали крупные состояния и огромные поместья, один был средним асендадо и один — владельцем небольшой корабельной верфи. Остальные «вожди» не имели значительной собственности, однако в период своего могущества обогатились и превратились в состоятельных людей.
Давно уже укоренилось мнение, что установление в Латинской Америке диктаторских режимов, как и милитаризация власти, были вызваны царившими после Войны за независимость анархией и разрухой. Любой латиноамериканский диктатор-каудильо, правивший в XIX в., был убежден, что его народ еще не готов к демократии (впрочем, в XX в. этот аргумент также получил широкое распространение). Диктатура рассматривалась как «необходимый деспотизм», закономерный этап политической эволюции той или иной страны региона, поскольку сначала следовало обеспечить «общественный порядок и экономический прогресс», а потом уже говорить о свободе личности и демократических государственных институтах, и многие «сильные люди» приходили к власти именно под этим лозунгом. Каждый из них формировал «свою» регулярную армию, офицерский корпус которой был лично предан главе государства и обычно состоял из его земляков, а на высшие должности назначались родственники и близкие друзья очередного президента-генерала. Военные функции «верховного каудильо» переплетались с функциями руководителя гражданского общества, и даже сокращение военных расходов не уменьшало влияния привилегированной армейской верхушки.
Несколько иным оказалось положение в Бразилии, где каудильизм не расцвел столь пышным цветом, как в бывших испанских колониях. Напомним, что независимость этой страны от Португалии была завоевана мирным путем, и там не нашлось такого количества честолюбивых военачальников, оспаривавших друг у друга значимость личных заслуг и власть. Кроме того, Бразилия длительное время оставалась монархией, а покушаться на власть монарха могли решиться немногие. Наконец, политика королевского двора строилась таким образом, чтобы никто из «сильных людей», особенно военных, не приобрел слишком большой популярности. Поэтому высшие чины бразильской армии долго находились в тени и сравнительно поздно появились на политической сцене.
Другое дело — бывшая Испанская Америка. Здесь настоящей «каудильистской республикой» стала родина Боливара — Венесуэла. Почему же именно эта страна превратилась в «заповедник каудильизма»?
Мы уже знаем, что Венесуэла входила в состав Великой Колумбии (являясь одним из ее департаментов), однако была отделена от других территорий республики горной цепью Анд, и это затрудняло контроль за местной элитой со стороны центра. Между тем Богота пользовалась всеми преимуществами, связанными с главенствующим положением в колумбийском союзе. Сюда стекались налоговые сборы и капиталы, здесь быстро росла чиновничья бюрократия, увеличивалось население. Венесуэльцы начали усматривать во власти Боготы нечто вроде иностранного господства над их свободной страной. Наибольшее недовольство высказывали представители военных кругов. Им казалось, что пока они с оружием в руках боролись за независимость, власть в столице захватили коррумпированные политики, которые воспользовались плодами их победы. Это усиливало антагонизм между армией и гражданскими правительственными чиновниками, «узурпировавшими» права военных. В Венесуэле военный каудильизм и национализм естественным образом дополнили друг друга.
После распада Великой Колумбии Паэс был избран президентом Венесуэльской республики и сохранил за собой пост главнокомандующего армией. В исторической литературе его правление не называют военной диктатурой (существует точка зрения, что настоящих военных диктатур в XIX в. не было), и некоторые исследователи отмечают, что он не прибегал к террору по отношению к населению страны и оппозиции, зато обладал чертами харизматического лидера и политическим чутьем.
Начиная с Паэса, «первого верховного каудильо Венесуэлы», и до конца правления «последнего венесуэльского каудильо» Хуана Висенте Гомеса, умершего в декабре 1935 г., в стране существовали режимы личной диктатуры очередного «верховного вождя», как правило, генерала (с 1835 по 1888 г. в Венесуэле не было ни одного гражданского правителя). Генералы-президенты опирались на узкий круг преданных людей и армию, но не выступали от ее имени. Несмотря на появление в середине XIX в. политических партий, в политике сохранялся персонализм, а кровопролитные гражданские войны оставались главным средством разрешения конфликтов либо между самими каудильо, либо между провинциальными вождями и центральной властью. «Верховные каудильо» обладали всей полнотой власти, но не могли не считаться с интересами латифундистов и торговцев-экспортеров, от которых зависело финансовое положение страны, а следовательно, и существование правительств.
В Колумбии каудильизм не пустил столь глубокие корни, как в Венесуэле. Провинциальные каудильо сохраняли влияние лишь на «своих» территориях, а их претензии на общенациональное лидерство не находили серьезной поддержки. Даже если во главе правительства оказывались представители армейской верхушки, им не удавалось надолго установить диктатуру — ведь в каждой республике очень многое зависело от расстановки политических сил. Когда Боливар отошел от дел, его противники во главе с генералом Сантандером поспешили отмежеваться от «якобинского» режима и начали активно преследовать сторонников «Освободителя-диктатора», хотя сам Сантандер управлял страной авторитарными методами.
В Перу после изгнания испанцев реальная власть над отдельными районами также перешла в руки местных каудильо, честолюбивых и воинственных, которые создавали в республике обстановку постоянной смуты и всеобщей вражды. Однако среди них не нашлось настоящего лидера, достаточно сильного и авторитетного, чтобы не только возглавить общенациональное правительство, но и подчинить Лиме перуанские провинции. Первые президенты Перу не имели реальной власти за пределами департамента Лима, каудильо — вне пределов «своих» территорий.
Яркий пример каудильизма можно найти в Аргентине в лице диктатора Хуана Мануэля де Росаса (1835—52), которого историки часто характеризуют как «зловещую фигуру». Росас принадлежал к числу богатейших асендадо страны. Воспользовавшись неразберихой смутного революционного времени, он завладел обширными имениями, многочисленными стадами скота и организовал крупные предприятия по засолке мяса, которые назывались «соладеро». Располагая огромными средствами, Росас создал хорошо вооруженное и дисциплинированное войско из преданных ему гаучо и пеонов. Росасу был хорошо знаком их быт, и он владел всеми навыками полудикого кочевника, проводившего в седле большую часть жизни.
Поэтому гаучо доверяли своему хозяину и даже любили его. В то же время это были скорее слуги, а не соратники. Идеалом Росаса всегда оставался «натуральный человек», не испорченный излишней просвещенностью, и ему нравилось отождествлять себя с гаучо, хотя он был очень богат, хорошо образован и, конечно же, не принадлежал к этому кругу людей и не представлял их в политическом отношении. В период борьбы за власть Росас использовал гаучо как военную силу, но, окончательно взяв бразды правления в свои руки, он перестал нуждаться в широкой народной поддержке, имея в своем распоряжении полицейский аппарат и регулярную армию.
Провинциальные каудильо превратились в постоянную угрозу для верховных «вождей», которые вынуждены были считаться с местными лидерами и проводили по отношению к ним политику «кнута и пряника». Обычно президентам-каудильо удавалось управлять различными территориями именно с помощью «сильных людей» провинциального масштаба. Так, в Венесуэле Паэс оказывал «клиентам» покровительство и финансовую помощь, но в случае их неповиновения без колебаний применял силу. Даже в 1870—1880-е гг. венесуэльский «либеральный каудильо» Антонио Гусман Бланко не вмешивался в дела провинций, если их «вожди» обеспечивали порядок и мир в «своих» округах и не поднимали мятежей против центрального правительства, однако твердой рукой подавлял любые антиправительственные выступления. Готовый идти на мелкие уступки, Гусман Бланко сохранил автономию штатов, часть таможенных сборов шла на финансирование военных расходов каудильо, и это примиряло их с властью центра. Каудильистские режимы и в XX в. остались обычным для Латинской Америки явлением.