Буржуазная революция 1854-1860 годов
К концу первого президентства Кастильи буржуазные элементы организовали к выборам 1851 г. "Прогрессивный клуб", возглавляемый либералами братьями Педро и Хосе Гальвесами, Мануэлем Торибопо Уретой и Хосе Севильей. Клуб был нерпой попыткой организации современной буржуазной партии в Перу. В программе "Прогрессивного клуба" содержались следующие требования: создание гражданского, но не военного правительства, как было в прошлом, сокращение армии, уменьшение срока президентства с 6 до 4 лет, укрепление национальной гвардии, реформа налоговой системы, развитие профессиональных и общеобразовательных школ, свобода отправления религиозных культов и четкое соблюдение правовых норм, экономия расходов, содействие иммиграции и промышленности. Клуб выдвинул в президенты видного политического деятеля либерального толка богатого торговца и крупного хлопкового плантатора Доминго Элиаса.
Кастилья поддержал консерватора Эченике, позволив ему создать террористические банды в целях запугивания либеральных избирателей. Эченике, естественно, и был "избран" президентом. Оказавшись у власти, он предался безудержному обогащению за счет государственных средств, полученных от продажи гуано. Игнорируя нужды страны, Эченике увеличил внутренний долг, который при Кастильо составлял 4 млн песо, на 19 млн песо. Из них 12 млн позднее, в 1855 г., были признаны комиссией конгресса мошенническими. Общий внутренний долг Перу составил к концу президентства Эченике 23 млн песо. Эти средства получили ближайшие сторонники и друзья президента, крупные землевладельцы косты, военные и торговцы. Мало того, опасаясь разоблачений, владельцы государственных облигаций тайно сговорились с Эченике, и последний конвертировал 13 млн песо внутреннего долга во внешний. Узкий слой финансовой буржуазии косты самозабвенно обогащался, игнорируя нарастание противоречий в стране. Наплыв спекулятивных денег вызвал рост стоимости жизни в городах, от чего страдали прежде всего мелкие служащие, мелкие торговцы, трудящийся люд - ремесленники и индейцы-батраки на асьендах косты. В гражданском кодексе 1852 г., формально либеральном, подтверждалось рабство, а объявив теоретическое право на существование мелкой собственности, кодекс в который уже раз покушался на общинную собственность, предлагая ее раздел для укрепления якобы мелкого землевладения, а на деле для облегчения крупным землевладельцам овладения общинной землей. Недовольство индейцев сьерры налоговым гнетом и полуфеодальной зависимостью нарастало. Налоговый гнет с 1836 по 1854 г. вырос более чем втрое, в то время как остальные слои населения практически налогом не облагались. Мало того, подушный налог взимался и с безземельных крестьян. Достаточно сказать, что из общей суммы подушной подати, собранной и 1847 г. в размере 1,32 млн песо, 565 тыс. оплатили безземельные индейцы, вынужденные впрягаться в долговое рабство. Видный либерал
Вихиль возмущался тем, что священники не платят налогов. Он требовал отменить подушный налог, ибо хлеб, который едят остальные члены общества, замешан на поте, слезах и крови несчастных индейцев. "Какой позор, какая несправедливость. А ведь индейцы - люди!" - гневно восклицал Вихиль.
Мотовство и финансовое мошенничество правительства Эченике вызвало возмущение в стране. В попытке замолчать критику либералов в свой адрес Эченике закрыл их центр в Лиме Колехио де Гуадалупе. Доминго Элиас обвинил Эченике в безрассудном и мошенническом мотовстве государственных средств, полученных от продажи гуано, предрекая скорый экономический крах в связи с возможным истощением залежей гуано. В августе 1853 г. он был арестован и выслан из страны.
В ответ на это по всей стране начались вооруженные выступления либералов. Первый шаг сделали либералы Ики - центра деловой деятельности Элиаса. Затем в январе 1854 г. центр революции переместился в Арекипу. Гражданскими лидерами революции 1854-1855 гг., длившейся 11 месяцев, стали либералы во главе с Педро Гальвесом. Военным руководителем ее являлся Р. Кастилья, порвавший со своим протеже. В Аякучо 5 июля 1854 г. Кастилья декретировал отмену подушного налога. Декрет составил секретарь генерала Педро Гальвес. Декрет вызвал необычайное воодушевление индейцев, тысячи которых стекались в Аякучо, чтобы принять участие в борьбе против правительства в Лиме. Наконец, писал в этом декрете Кастилья, на священной земле Аякучо был выплачен долг индейцам за их роль в пойме за независимость: восстановление их "в правах граждан в собственном отечестве". Освобождение крестьян от подушной подати не решало, однако, их главной проблемы - недостатка земли. Либералы не осмеливались задеть крупную земельную собственность, сведя крестьянский вопрос к финансовому, т.е. к замене подушного налога доходами от гуано.
Вторым важным шагом революционной борьбы была отмена рабства 4 декабря 1854 г. За счет доходов от гуано государство выплатило крупную компенсацию рабовладельцам в размере 7,65 млн песо за освобождение 16 тыс. рабов. Рабы были освобождены без земли, и многие покинули плантации косты. Эти две меры - освобождение крестьянства от подушной подати и освобождение рабов - обеспечили победу революции. 5 января 1855 г. в Ла-Пальме близ Лимы правительственные войска были разбиты. К власти пришел временный президент Р. Кастилья. Членами его правительства стали видные либералы Педро Гальвес и Урета. Правительство созвало национальный конвент, впервые в истории страны избранный на основе прямого и всеобщего голосования, причем без цензов грамотности, дохода и профессии.
Перуанские либералы на волне революции и под влиянием европейских революций 1848 г. выступали за гражданское правление, реальное разделение властей и равенство всех перед законом, видя в этом предпосылку прогресса. Они требовали отмены фуэрос церкви и десятины, и под их давлением Кастилья ликвидировал в 1855 г. десятину и другие церковные сборы.
Отражением взглядов либералов стала и Конституция 1856 г., ограничившая власть президента. Созданный ею кабинет министров разделял исполнительную класть с президентом и в то же время контролировал его. Новая конституция подтвердила декреты об обмене рабства и подушной подати, запретила насильственное рекрутирование индейцев в армию. В конституцию были включены статьи об отмене церковных и военных фуэрос, отменялась и практика наследования должностей. Тем не менее католическая религия провозглашалась государственной, а содержание клира брало на себя государство. Непоследователен был конституционный конвент и в том, что право голоса было предоставлено только грамотным, владельцам собственности, мастерам, отставным военным и т.д.
Провозглашение конституции вызвало яростное сопротивление церковников, многочисленных отправленных в отставку военных и служащих свергнутого правительства Эченике. Сторонник свободы совести и отчуждения церковных имуществ бывший священник, затем директор Национальной библиотеки Вихиль обвинялся клерикалами в попытке насадить "социализм по Прудону". Кастилья тоже был недоволен ограничениями прав президента. Разброд в стане победителей использовали клерикалы Арекипы и Куско, гамоналы сьерры. В 1855-1858 гг. на юге утвердилась контрреволюционная власть во главе с Виванко. После длительной осады войска Кастильи штурмом в марте 1858 г. взяли Арекипу. Мятеж консерваторов был подавлен. Но еще раньше с согласия Кастильи полковник Аргедас разогнал в Лиме в декабре 1857 г. либеральный конгресс. И тем не менее Кастилья пошел на компромисс с поверженными консерваторами, фанатиками-клерикалами и регионалистскими устремлениями на юге Перу.
Результатом уступок консерваторам стала Конституция 1860 г. Президентом конгресса, принявшего эту конституцию, был архиреакционер и клерикал советник Бартоломе Эррера, упорно защищавший "власть интеллекта", т.е. прежнего земельной аристократии, выступавший за смертную казнь как "единственную гарантию социального мира", лишение права голоса индейцев, продление срока президентства до 6 лет с правом неограниченного переизбрания и с полномочиями распускать парламент и смещать всех государственных служащих, а также суды. Эррера требовал вывести церковь из-под всякого контроля светской власти, полностью восстановить ее фуэрос.
В течение почти полугода в конгрессе продолжалась борьба по тексту конституции. Дважды либералы организовывали покушения на Кастилью. Клерикалам и консерваторам удалось утвердить католичество как государственную религию, но не имела успеха их попытка сохранить фуэрос церкви и военных. Конституция усиливала 4-летний срок пребывания президента у власти без права переизбрания и восстановила его контроль над советом министров и местными властями. Более широко были разработаны основные принципы буржуазной демократии, провозглашена отчуждаемость церковной и всякой иной собственности, т.е. прежде всего свобода купли-продажи земельной собственности. Представляя собой определенный компромисс в борьбе двух группировок правящего класса, конституция 1860 г. как итоговый документ революционных событий практически без изменений действовала до 1920 г.