Во внешнеполитической деятельности большой группы стран Латинской Америки в 80-х гг. произошли позитивные перемены. Этому способствовал ряд факторов: революционная борьба народов Центр. Америки, крах военно-диктаторских режимов в Юж. Америке и развитие процессов демократизации, дальнейшее расширение связей стран региона с миром социализма, развивающимися государствами Азии и Африки, Движением неприсоединения и др. Мировой экономический кризис нач. 80-х гг. вызвал резкое обострение противоречий лат.-амер. стран с США и др. империалистическими державами. Новые масштабы приобрела борьба трудящихся в защиту своих жизненных интересов и против угрозы мировой термоядерной катастрофы. Свидетельством подъема антивоенного движения в Латинской Америке явились Континентальная конференция движений за мир (июль 1984 г.), марш за мир в Центр. Америке (декабрь 1985 —январь 1986 г.), Континентальная конференция стран Латинской Америки и Кариб. бассейна за разоружение и развитие ради мира (октябрь 1988 г.), а также учреждение в столице Перу г. Лиме регионального центра ООН за мир, разоружение и развитие в Латинской Америке (октябрь 1987 г.). Расширилось число государств региона, выступающих с независимых позиций на международной арене, значительно возросли их дипл. активность в решении глобальных и региональных международных проблем, вклад в перестройку международных отношений.
Важную роль играет Республика Куба, первая социалистическая страна в Зап. полушарии. В сер. 80-х гг. она поддерживала дипл. отношения со 120 государствами мира. С 1972 г. Куба — полноправный член СЭВ. Активная антиимпериалистическая позиция выдвинула Кубу в число лидеров Движения неприсоединения. Ее столица была избрана местом проведения в 3979 г. VI Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран. Глава кубин. государства Ф. Кастро в 1979—83 гг. выполнял обязанности председателя Движения неприсоединения. Кубин. дипломатия добивается укрепления единства действий лат.-амер. стран. В 1989 г. Куба была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН.
Большое и многоплановое воздействие на систему международных отношений оказала никараг. революция. Ее победе 19.VH 1979 г. способствовало широкое движение международной солидарности с борьбой никараг. народа за свержение кровавой диктатуры Сомосы. В результате потерпели провал попытки США использовать ОАГ (неоднократно с момента создания в 1948 г. служившей инструментом подавления освободительных движений в Латинской Америке), чтобы навязать народу Никарагуа «сомосизм без Сомосы». На 17-м консультативном совещании министров иностр. дел государств — членов ОАГ в Вашингтоне в 1979 г. предложение США о направлении в Никарагуа «межамериканских сил мира» было отвергнуто. Большинство лат.-амер. стран проголосовало за резолюцию, фактически осуждавшую диктатуру Сомосы и подтверждавшую право никараг. народа на самоопределение.
Международная солидарность с никараг. революцией обеспечила быстроту дипл. признания правительства Национального возрождения. 21 .VII 1979 г. Президиум Верховного Совета СССР поздравил никараг. народ с победой и выразил готовность развивать разносторонние связи на благо обеих стран. Принятие Никарагуа в августе 1979 г. в ряды Движения неприсоединения на VI Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран означало признание ее правительства почти 100 государствами. В заключительной декларации подчеркивалось историческое значение никараг. революции для народов Америки и др. стран мира. Революционная Никарагуа завоевала высокий международный авторитет: она избиралась членом Совета Безопасности ООН, членом Координационного бюро Движения неприсоединения. В 1988 г. Никарагуа поддерживала дипл. отношения со 114 государствами.
Важнейшее проявление позитивных сдвигов во внешней политике лат.-амер. стран — их активные выступления в 80-е гг. в ООН и вне рамок этой организации против гонки вооружений, за предотвращение мировой термоядерной катастрофы. В мае 1984 г. президенты Аргентины и Мексики совместно с главами государств и правительств Греции, Индии, Танзании и Швеции образовали т. н. «группу шести за ядерное разоружение» («Делийская шестерка»).
В 1985—89 гг. состоялся ряд встреч лидеров «Делийской шестерки». В принятых заявлениях они изложили свои предложения о мерах по предотвращению гонки вооружений в космосе и прекращению ее на земле, обращались по этим вопросам с совместными пожеланиями к Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву и президенту США Р. Рейгану. В мае 1989 г. при вручении декларации руководителей «Делийской шестерки» М. С. Горбачев заявил, что он высоко оценивает очередную инициативу «группы шести» — и основной дух этого документа, и многие его положения, — подчеркнув, что деятельность группы пользуется признанным авторитетом у мировой общественности и в международном сообществе государств.
Действия Аргентины и Мексики в «группе шести» получили поддержку во многих офиц. заявлениях правительств Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Никарагуа, Перу, Уругвая и др. лат.- амер. стран. Президент Перу А. Гарсия выдвинул в 1985 г. предложение о заключении регионального соглашения о сокращении военных расходов. Бразилия выступила в ООН с инициативой об объявлении Юж. Атлантики зоной мира и сотрудничества. Ее активно поддержали СССР, социалистические и неприсоединившиеся страны. Резолюция по этому вопросу была принята в 1986 г. на 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 108 голосами при 8 воздержавшихся и одном (США) «против». Она призывает страны Юж. Атлантики сохранять мир и безопасность в этом регионе, развивать региональное сотрудничество, а др. государства — уважать статус зоны, постепенно ликвидировать здесь свое военное присутствие, не размещать в границах зоны ядерное и др. виды оружия массового уничтожения. Правительства многих лат.-амер. стран приветствовали заключение Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в Европе (декабрь 1987 г.).
В 1989 г. отмечалось 20-летие вступления в силу Договора Тлателолько (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке, заключен в феврале 1967 г.). Согласно этому договору статус безъядерной зоны в Латинской Америке обеспечивается запрещением присутствия в регионе ядерного оружия в любой форме. Однако Договор Тлателолько допускает возможность проведения т. н. «мирных» ядерных взрывов и содержит недостаточно разработанные положения относительно «транзита» ядерного оружия через территорию зоны. В связи с юбилеем договора миролюбивые силы обратились с призывом ко всем лат.-амер. государствам стать его полноправными участниками и совместными усилиями укреплять статус первой в мире безъядерной зоны, поддерживать деятельность созданной на основе договора Организации за запрещение ядерного оружия в Латинской Америке (ОПАНАЛ), содействующей использованию ядерной энергии исключительно в мирных целях.
Укреплению внешнеполитических позиций лат.-амер. стран способствовал курс на диверсификацию торгово-экономических и дипл. связей. В сер. 80-х гг. внешнеполитическими партнерами Аргентины, Бразилии, Мексики, Венесуэлы были более 100 государств; расширились внешние связи Колумбии, Перу, Уругвая, Эквадора и др. государств региона, прежде всего за счет установления отношений с социалистическими странами и молодыми афро-азиатскими государствами.
Значительно возросло число лат.-амер. стран, участвующих в Движении неприсоединения, и в связи с этим проблемы региона заняли большое место в его деятельности. В 1986 г. на VIII конференции в Хараре (Зимбабве) были представлены 27 стран региона (17 полноправных членов, 9 наблюдателей и 1 страна в качестве гостя). В марте 1987 г. в Джорджтауне (Гайана) состоялось внеочередное заседание Координационного бюро Движения неприсоединения на уровне министров иностр. дел. Оно полностью было посвящено положению в Латинской Америке и Карибском бассейне. Его участники высказались в поддержку требований лат.-амер. стран об урегулировании проблемы внешнего долга, установлении мира в Центр. Америке, прекращении давления США на правительство Панамы и провозглашении Кариб. бассейна зоной мира. Страны региона внесли свой вклад в успех IX конференции неприсоединившихся государств в Белграде в сентябре 1989 г.
В нач. 80-х гг. международная обстановка в регионе, как и во всем мире, обострилась. Республиканская администрация пришла к власти в Соединенных Штатах в 1981 г. под лозунгами наращивания военной мощи США и решительного противоборства с СССР и силами нац. освобождения в развивающемся мире на основе доктрины «неоглобализма» и теории «конфликтов малой интенсивности». Эти общие установки, которыми амер. администрация в той или иной мере руководствовалась в 80-е гг., оказали влияние и на лат.-амер. курс Вашингтона.
США оказали поддержку Великобритании в ходе англо-аргент. конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в апреле — июне 1982 г., когда правительство М. Тэтчер осуществило крупномасштабную военную операцию с целью увековечить колониальный статус этой территории. Затратив на военную операцию 1 млрд ф. ст., Великобритания одержала верх благодаря широкой дипл., экономической и военной помощи США, которые презрели свои обязательства перед Аргентиной и др. странами региона, вытекающими из устава ОАГ и положений Межамериканского договора о взаимной помощи (1947 г.). В связи с этим на чрезвычайном консультативном совещании министров иностр. дел стран ОАГ в мае 1982 г. голосами лат.-амер. государств (17 — «за», США, Чили, Колумбия, Тринидад и Тобаго воздержались) была принята резолюция, осуждавшая агрессию Великобритании и действия США — их военные поставки Лондону и санкции против Аргентины. Это на длительное время подорвало престиж США и осложнило их отношения с юж. соседями. Обострился кризис межамер. системы. Реформа устава ОАГ в 1985 г. (Картахенский протокол) привела к оживлению ее деятельности в интересах лат.-амер. стран.
Мальвинский кризис остался неурегулированным. Гражданское правительство Аргентины, сменившее военную диктатуру, добивается восстановления своих суверенных прав мирным путем в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, которая неоднократно после 1982 г. рассматривала этот вопрос. (В октябре 1989 г. восстановлены консульские отношения между Великобританией и Аргентиной, приняты решения о нормализации отношений в торг.-экономической области; в феврале 1990 г. достигнута договоренность о восстановлении дипл. отношений.)
Обострилась обстановка в Карибском бассейне, объявленном администрацией Рейгана сферой «жизненных интересов» США. Здесь ежегодно проводятся военные маневры Пентагона с привлечением некоторых стран Латинской Америки и НАТО, модернизируются военные базы США в Пуэрто-Рико и др. странах региона.
Экономическим компонентом «карибской стратегии» Рейгана стала программа экономической помощи реакционным режимам Карибского бассейна, своего рода «мини-план Маршалла», провозглашенный президентом США. в 1982 г. При содействии США и Великобритании был создан военно-политический блок пяти государств Вест-Индии. Правительства Антигуа и Барбуды, Барбадоса, Доминики, Сент-Винсента и Гренадин и Сент-Люсии в 1982 г. заключили соглашение о создании Региональных сил безопасности и обороны вост.-кариб. стран.
В октябре 1983 г. США совершили вооруженную интервенцию против маленького миролюбивого государства в Кариб. море—Гренады. Ее народ в 1979 г. сверг режим проамер. ставленника Э. Гейри и взял судьбу страны в свои руки. Для пропагандистского прикрытия этой акции была инспирирована просьба о срочном вмешательстве США в события на Гренаде, адресованная Вашингтону группой вост.-кариб. стран, которые выделили для участия в ней символический контингент «многонациональных сил». Тем не менее в ООН 108 государств проголосовали за резолюцию, квалифицировавшую вторжение США на Гренаду как грубое нарушение международного права и посягательство на независимость этой страны.
Опасная конфликтная ситуация сложилась в 80-х гг. в Центр. Америке. Администрация Рейгана в 1981 г. провозгласила Сальвадор, где после очередного гос. переворота в 1979 г. народ поднялся на вооруженную борьбу против олигархии, «полем сражения с международным коммунизмом», «пробным камнем» отношений между Востоком и Западом. Для поддержки правящего режима Белый дом в десятки раз увеличил экономическую и военную помощь Сальвадору (в 1988 г. на эти цели было ассигновано соответственно 185 млн и 85 млн дол.), направил в эту страну амер. военных советников. Опираясь на поддержку США, местная реакция безуспешно пытается подавить революционную освободительную борьбу патриотических сил Сальвадора, что привело к углублению вооруженного конфликта и многочисленным жертвам среди гражданского населения.
Др. опасный очаг напряженности был создан эскалацией подрывных действий Вашингтона против Никарагуа. В 1981 г. администрация Рейгана заморозила экономическую помощь Никарагуа, а ЦРУ приступило к сколачиванию отрядов контрас из бывших сомосовских гвардейцев. На территории Гондураса была создана сеть специальных лагерей для их подготовки; в 1982 г. начались вооруженные вылазки контрас в сев.-вост. районы Никарагуа. Масштабы необъявленной войны против Никарагуа значительно расширились в 1983 г. Чтобы вынудить Никарагуа вести борьбу на два фронта, в дополнение к осн. базе контрас в Гондурасе был создан очаг контрреволюционеров в Коста-Рике. В 1984 г. ЦРУ осуществило минирование никараг. портов, что было осуждено общественностью всего мира как противоправная пиратская акция. Администрация Рейгана в 1985 г. ввела новые экономические санкции и торговое эмбарго в отношении Никарагуа, обвинив ее в экспорте революции в регионе. Конгресс США в 1986 г. ассигновал 100 млн дол. на помощь никараг. контрас.
Об осуждении международным сообществом антиникарагуанской политики Вашингтона свидетельствовали результаты рассмотрения обстановки в этой части мира в Совете Безопасности и на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в 1982—89 гг. Международный суд ООН в Гааге в июле 1986 г. признал США виновными в осуществлении противозаконных акций, подрывающих суверенитет Никарагуа. С героической борьбой никарагуанского народа и патриотов центр.- амер. стран солидарны народы Советского Союза, Кубы и др. социалистических государств. На стороне их справедливого дела Движение неприсоединения, Социнтерн, общественность и правительства многих развивающихся стран.
Правительство Никарагуа активно действовало на международной арене, неоднократно предлагало Вашингтону путем прямых двусторонних переговоров нормализовать отношения между двумя странами. Героизм и стойкость никараг. народа, отразившего вооруженные нападения врагов революции, хотя страна понесла при этом немалые людские и материальные потери, послужили важным фактором изменения обстановки в регионе в пользу мирного урегулирования центр.-амер. конфликта.
Большую активность в разработке условий такого урегулирования проявили Контадорская группа, созданная в 1983 г. Венесуэлой, Колумбией, Мексикой и Панамой, и Группа лат.-амер. поддержки Контадоры (основана в 1985 г.), объединившая Аргентину, Бразилию, Перу и Уругвай, которые стали выразителями позиций общественности и правительств лат.-амер. стран. В августе 1987 г. в Эскипуласе (Гватемала) главы пяти центр.-амер. государств — Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора — подписали документ о путях урегулирования конфликта в Центр. Америке и установлении там прочного мира на основе прекращения огня, нац. примирения, прекращения вмешательства внерегиональных держав, демократизации и сотрудничества для развития. Дальнейшие события показали, однако, что достижение этих целей не единовременный акт, а длительный и сложный процесс. Новые договоренности, достигнутые в ходе четырех встреч президентов центр.-амер. государств в 1988—89 гг., предусматривают расформирование контрас, определенные обязательства Никарагуа по дальнейшей демократизации общественной жизни в стране, прекращение кровопролития в
Сальвадоре политическими средствами, а также различные формы международного контроля (со стороны ООН, ОАГ и др.) за процессом урегулирования конфликта. Нормализация ситуации в этом регионе во многом будет зависеть от позиции соседних с Никарагуа стран, а также США, где наряду с признанием складывающихся реалий сохраняются проявления силового подхода. Вооруженная интервенция, предпринятая США против Республики Панама в декабре 1989 г., явилась актом международного произвола в отношении народа маленькой страны, обострившим напряженность в Центр. Америке. Лат.-амер. и международная общественность осудила эту акцию.
80-е гг. отмечены подлинным взрывом дипл. активности лат.- амер. стран: непрерывно одна за другой следуют двусторонние и многосторонние встречи и переговоры на высшем уровне, поездки президентов крупнейших государств по странам региона, обмены визитами министров иностр. дел, конференции и совещания министров финансов, экспертов и т. д.
Глав. внимание на этих переговорах наряду с центр.-амер. конфликтом уделяется проблеме внешнего долга, дискриминационной практике развитых капиталистических держав в области торговли, падению цен на экспортируемые сырьевые товары Латинской Америки на мировом рынке, попыткам применения администрацией США экономических и др. санкций в отношении должников, нарушающих предписания МВФ, вопросам борьбы с наркобизнесом. Все эти вопросы давно вышли за рамки экономических отношений и стали объектом политической борьбы, В этих условиях государства региона все чаще используют методы коллективной дипломатии для защиты своих интересов. Участники «латиноамериканского диалога» пришли к выводу, что огромный внешний долг Латинской Америки и всех развивающихся стран не может быть выплачен, и проблема эта носит прежде всего политический характер, т. к. затрагивает условия жизни миллионов людей и возможности развития десятков стран. 11 крупнейших стран — должников Латинской Америки в целях координации своей политики образовали в июне 1984 г. «Картахенскую группу», провели в 1985—89 гг. несколько совместных совещаний. Лат.-амер. страны смогли добиться некоторого облегчения своего положения в ходе двусторонних переговоров с кредиторами о реорганизации долга на условиях продления сроков погашения, списания части долгов и снижения процентных ставок.
Проблеме борьбы с наркобизнесом была посвящена состоявшаяся в феврале 1990 г. встреча президентов Боливии, Колумбии, Перу и США в г. Картахене (Колумбия), завершившаяся принятием программы согласованных действий.
Государства — члены Контадорской группы и Группы поддержки учредили постоянный механизм политических консультаций -на правительственном уровне, включая глав государств, получивший название Группы Рио (или «латиноамериканской восьмерки»). В документах, принятых на совещаниях президентов этих стран в г. Акапулько (Мексика, октябрь 1987 г.), г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай, октябрь 1988 г.) и г. Ика (Перу, октябрь 1989 г.), изложена их совместная позиция по актуальным международным вопросам и определены долгосрочные цели регионального сотрудничества — создание Общего рынка и Сообщества лат.-амер, наций, включающих и социалистическую Кубу. Участники Группы Рио выступают за упрочение мира и безопасности в регионе, консолидацию демократических режимов, обеспечение их стабильного и самостоятельного экономического развития, объединение усилий в обострившейся борьбе с наркобизнесом, равноправный диалог с США, утверждение культурных ценностей и обмен опытом в области образования.