Предисловие
Тема, которая рассматривается в настоящем сборнике, представляет значительный теоретический и научно-практический интерес. Любой исследователь, обратившийся к изучению латиноамериканской реальности, с неизбежностью сталкивается с вопросом о взаимоотношении национального и общерегионального факторов. Перед ним открывается во многом уникальная в мировой истории картина, характеризующая более 20 государственно-этнических образований, связанных общностью исторической судьбы, условий жизни и культурно-психологических особенностей (в большинстве случаев и языка) и вместе с тем обладающих более или менее четко выраженными локальными и национальными признаками. Сама природа познания с его потребностью оперировать однозначными понятиями требует раскрытия конкретного содержания таких терминов, как «национальное», «региональное», «общерегиональное» и т. п. Но особенно насущной эта задача становится при подготовке трудов обобщающе-дидактического характера (типа учебников, «историй», «курсов лекций»), посвященных латиноамериканской культуре в целом или определенным ее составляющим. В данном случае сама структура предполагаемого труда (наличие или отсутствие, объем, удельный вес раздела о той или иной национальной или региональной культуре) самым непосредственным образом зависит от понимания автором проблемы национального и общерегионального.
Нельзя сказать, что этот вопрос не привлекал в прошлом внимания ученых. К нему обращались многие авторитетные представители зарубежной и отечественной науки. Причем особенно активно он разрабатывался в литературной критике и литературоведении. В середине XIX в.— пожалуй, впервые в истории латино-американистики — проблему соотношения общего и локального в региональной культуре поставил колумбиец X. М. Торрес Кейседо. В середине 60-х годов прошлого века она становится предметом самого пристального внимания со стороны видного французского ученого Э. Реклю. Исключительно продуктивной, во многом сохранившей свою научно-практическую ценность до наших дней оказалась схема национального и зонального деления латиноамериканской литературы и культуры в целом, предложенная в конце 20-х годов нынешнего века доминиканским филологом П. Энрикесом Уреньей. Немало интересных выводов и наблюдений теоретического характера содержится в статьях и книгах советских исследователей послевоенного периода С. П. Мамонтова, И. А. Тертерян, В. Н. Кутейщиковой, В. Б. Земского. В практическом плане идеи советской школы латиноамериканистов в этом вопросе получили убедительное практическое подтверждение в учебнике С. П. Мамонтова «Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века», в коллективных трудах ИМЛИ АН СССР «Художественное своеобразие литератур Латинской Америки» и «Истории литератур Латинской Америки».
И все же проблему соотношения национального и общерегионального в латиноамериканской культуре нельзя считать сколько-нибудь исчерпанной. Продолжая развивать доказавшие свою пригодность и эффективность принципы, положенные в основу вышеупомянутых трудов, следует, по-видимому, в дальнейшем основной акцент перенести на собственно культурологический и искусствоведческий подходы. Особого внимания заслуживает этнопсихологический фактор, который во многом обусловливает своеобразие произведений культуры и искусства. Правда, эта задача усложняется слабой разработанностью в нашей стране проблем этнической психологии вообще и культурно-психологической проблематики, взятой в национальном разрезе, в частности. Однако появившаяся недавно книга советского ученого Г. Г. Гачева «Национальные образы мира» позволяет надеяться на успешное развитие этого направления в советской науке, в том числе в латиноамериканистике. Весьма перспективным представляется использование восходящей к трудам испанского философа X. Ортеги-и-Гассета концепции периферийности латиноамериканской культуры, актуальность которой для латиноамериканского научного и художественного сознания подтвердил недавно выдающийся аргентинский писатель Э. Сабато.
Настоящий сборник представляет собой еще одну попытку рассмотреть проблему национального и общерегионального в культуре Латинской Америки. Своеобразие его заключается прежде всего в привлечении материала самых различных областей латиноамериканского искусства (архитектура, живопись, музыка, литература, театр, кино). Помимо ставшего уже традиционным вопроса о соотношении национального и общерегионального в прошлом и в настоящем, в статьях сборника предпринята попытка дать прогноз на будущее. Для такой постановки вопроса имеются веские основания. С одной стороны, наблюдающийся в XX в. и набирающий силу в наши дни подъем национальных чувств и национально окрашенной творческой активности делает весьма вероятным распад или по крайней мере существенное ослабление традиционной общности латиноамериканских культур. С другой стороны, усиление унифицирующих тенденций в мировой и региональной культуре таит в себе известную опасность размывания национально-специфических качеств. Авторы сборника далеки от мысли претендовать на окончательное решение этого и других поднятых в книге вопросов, но надеются, что данная работа поможет уточнить некоторые важные задачи современной культурологии.