Введение
300 лет истории Латинской Америки (XVI—XVIII вв.) вместили в себя одну из трех великих эпох, связывающую самобытные цивилизации древней Америки и цивилизацию Европы нового времени, когда в западноевропейских странах зарождались буржуазия и капиталистические отношения, когда эти страны вступали в стадию первоначального накопления. Этим процессам сопутствовала острая потребность в золоте, углублявшаяся утратой традиционных европейских рынков на Востоке в результате завоевания турками Византийской империи. Стремление найти новые, кратчайшие и безопасные пути в богатую, как тогда считали, золотом Индию вызвало в самых различных слоях западноевропейского общества тягу к дальним странствиям. Испания была одной из стран, где «лихорадка открытий» — эта «болезнь эпохи» — проявлялась в довольно слабой форме. Испанцы были слишком заняты другими делами: они заканчивали Реконкисту[1] — предприятие, занявшее около восьми веков испанской истории. Представляется исторической случайностью, что именно в год успешного окончания Реконкисты Колумбу удалось убедить правивших тогда Испанией «католических королей» дать деньги и монаршее соизволение на организацию морской экспедиции для поисков пути в Индию. Высадка Колумба 12 октября
Завоеватели стремились навязать народам Америки свой экономический уклад, свою политику и идеологию, основу которой составляла католическая религия. Насильственным путем они пытались повсюду ввести в обращение свой — испанский или португальский — язык как средство утверждения своей культуры, как оружие духовного порабощения. Однако богатая и самобытная традиция древнеамериканских цивилизаций оказывала сильнейшее обратное воздействие на европейскую культуру. Сложный процесс взаимодействия этих двух потоков не был механическим слиянием их элементов. Он представлял собой разрыв как с европейскими формами, так и с формами древнеамериканскими. Местная индейская традиция, исходившая из самых глубин народа, его труда, психологии, всего его бытия, неизбежно оказывала влияние на рождавшуюся новую, латиноамериканскую культуру, придавая ей самобытный характер, совершенно особенные черты. Действующими лицами этого процесса, определившего особый этнический, социальный и культурный облик этой общности, были как белые креолы, так и американские индейцы. Значительный вклад в становление новой общности внесли выходцы из Африки, а также различные группы смешанного, метисного населения Америки. В итоге взаимопроникновения, ассимиляции, синтеза этих разнообразных элементов к началу XIX в. складываются основы новых наций — мексиканской, перуанской, кубинской и других.
Автор не претендует на всестороннее и полное освещение «колониального периода» истории народов Латинской Америки. В предлагаемой читателю книге мы постарались обратить внимание прежде всего на те явления, которые в наибольшей степени определяли историческое развитие латиноамериканских стран, подготовили их освобождение от колониального гнета, повлияли на формирование существующих ныне латиноамериканских наций.
Эта книга написана не на «пустом месте». Изучением того периода истории народов Латинской Америки, которому она посвящена, с марксистских позиций весьма плодотворно занимались советские историки И. Р. Григулевич, М. С. Альперович, В. А. Кузьмищев, В. М. Мирошевский, Л. Ю. Слезкин, С. А. Созина и другие. Ряд важных положений, изложенных в трудах этих ученых, автор использовал в своей книге.
[1] Реконкиста — отвоевание в VIII—XV вв. коренным населением Пиренейского полуострова территорий, захваченных арабами (точнее, маврами-мусульманами).