Конкиста
Глава 1
Завоевание испанцами Америки, которое принято называть испанским словом «конкиста», началось, как мы полагаем, 25 декабря
Основанный первыми испанскими поселенцами Нового Света крошечный, но укрепленный палисадом и вооруженный пушками поселок Навидад (Рождество) просуществовал всего несколько недель, но даже за столь короткое время его хозяева успели обнаружить повадки, присущие последовавшим за ними отрядам испанских конкистадоров (завоевателей) во всех землях Америки. Возвратившийся на следующий год Колумб не застал в живых ни одного из первых 39 колонистов. Из путаных рассказов аборигенов смутно вырисовывалась картина бесчинств обитателей Навидада. Они грабили индейцев, вымогали у них золото, брали в наложницы каждый по нескольку женщин. Бесконечные грабежи и насилия вызвали взрыв справедливого возмущения и привели к расправе над испанцами[3].
Дальнейшая колонизация новооткрытых земель происходила более организованно. Число желавших принять участие в их завоевании возросло после того, как Колумб из своего первого плавания привез в Испанию немного золота; весть о нем быстро распространилась по стране, превращаясь, как это обычно бывает, в легенду о невероятных, превосходящих всякое воображение сокровищах там, за океаном. На поиски их устремилось множество алчущих всех званий и сословий, прежде всего разорившихся дворян, бывших наемных солдат, людей сомнительного прошлого. В
Однако в первые годы конкисты, когда испанские капитаны рыскали в водах Карибского моря и открывали один за другим многочисленные острова, лишь иногда подходя к берегам материковой части Америки, но еще не зная о самом существовании огромного материка, завоеватели имели дело с индейскими племенами, находившимися на первобытнообщинных стадиях развития. Испанцы еще не знали, что вскоре им придется столкнуться с огромными индейскими государствами, имеющими четкую социальную организацию, многочисленное войско, развитое хозяйство. Правда, порой до конкистадоров доходили туманные сведения о близости некоей страны, в которой не знают счета золоту, а также о другой загадочной стране, несметно богатой серебром, где правит Белый, или Серебряный, царь.
Первым завоевателем большого индейского государства — Государства ацтеков, находившегося там, где ныне располагается Мексика,— довелось стать Эрнану Кортесу. Этот обедневший идальго на первый взгляд ничем не выделился в толпе конкистадоров, в погоне за удачей и золотом кинувшихся за океан. Пожалуй, у него было лишь побольше дерзости, хитрости, коварства. Однако в дальнейшем в нем раскрылись качества незаурядного военачальника, ловкого политика, умелого правителя завоеванной им страны.
В феврале
В конце марта корабли испанцев подошли к устью реки Табаско. Сойдя на берег, Кортес по сложившемуся уже ритуалу, т. е. водрузив крест и королевское знамя и совершив богослужение, объявил эту землю владением испанской короны. И здесь же испанцы подверглись нападению многочисленных индейских отрядов. Это было воистину столкновение двух цивилизаций: индейские стрелы и копья с каменными наконечниками против стального и огнестрельного оружия европейцев. В записках участника этого похода Берналя Диаса дель Кастильо засвидетельствовано, что решающей в этом бою, как, впрочем, и во многих вооруженных столкновениях первых испанских конкистадоров с индейцами, была атака маленького кавалерийского отряда испанцев: «Никогда еще индейцы не видали лошадей, и показалось им, что конь и всадник — одно существо, могучее и беспощадное. Вот тут-то они и дрогнули, но они не побежали, а отошли к далеким холмам»[5].
Тут же, на берегу, испанцы основали свой первый на материке город, получивший пышное, как тогда было принято, название: Вилья-Рика-де-ла-Вера-Крус (Богатый город Святого креста). Берналь Диас записал по этому случаю: «Избрали мы управителей города... на рынке водрузили позорный столб, а за городом построили виселицу. Так положено было начало первому новому городу»[6].
Тем временем вести о вторжении в страну грозных чужеземцев дошли до столицы обширного ацтекского государства — большого и богатого города Теночтитлан. Повелитель ацтеков Монтесума II, дабы умилостивить пришельцев, прислал им богатые дары. Среди них были два больших, с колесо телеги, диска, один целиком из золота, другой — из серебра, символизировавшие солнце и луну, плащи из перьев, множество золотых фигурок птиц и зверей, золотой песок. Вот теперь-то конкистадоры убедились в близости сказочной страны. Монтесума сам ускорил свою гибель, гибель ацтекского государства. Отряд Кортеса стал готовиться к походу на Теночтитлан.
Пробиваясь сквозь тропические заросли, преодолевая ожесточенное сопротивление индейских племен, испанцы в ноябре
В отряде Кортеса не насчитывалось и 400 солдат, однако с ними он рассчитывал захватить индейскую столицу с десятками тысяч жителей, с многотысячным войском, готовым защитить ее. Не прошло и недели, как хитростью и коварством Кортес не только без потерь ввел в Теночтитлан свой отряд, но и, сделав Монтесуму своим пленником, стал от его имени править страной. Он взял в плен также подвластных ацтекам правителей Тескоко, Тлакопана, Койоакана, Исталапалана и других индейских земель, заставил их присягнуть на верность испанской короне и стал требовать от них золота, золота, золота...
Алчность конкистадоров, бесчинства испанской солдатни довели до крайнего возмущения индейское население столицы. Вспыхнуло восстание, во главе которого встал племянник Монтесумы Куаутемок,— первое восстание индейцев против испанских завоевателей, за которым в течение трех столетий колониального господства последовали десятки вооруженных выступлений индейских масс.
Кортесу повезло — в самый критический момент к нему подоспела помощь: прибывший на 13 бригантинах многочисленный отряд испанцев с лошадьми, пушками, порохом.
Завоевание государства ацтеков было совершено не только силой испанского оружия. Кортес, не без успеха натравливая одни местные племена на другие, разжигал рознь между ними — словом, действовал по принципу «разделяй и властвуй». Создав на территории государства ацтеков и прилегавших к нему обширных землях свою колонию — вице-королевство Новая Испания, конкистадоры наладили систему расхищения природных богатств Мексики, беспощадной эксплуатации народных масс, жестоко подавляя проявления недовольства. Говоря об эпохе колонизации испанцами Нового Света, К. Маркс писал о Мексике как об одной из «обреченных на разграбление богатых и густо населенных» стран, где «обращение с туземцами было... всего ужаснее»[7]. О результатах колонизации испанцами этой страны красноречиво свидетельствуют цифры, показывающие катастрофическое уменьшение численности индейского населения. В самом деле, если индейское население Центральной Мексики к
Однако завоевание Мексики, как и других индейских земель в Америке, принесшее столь губительные последствия для ее народа, имело и другой с точки зрения исторического развития этой страны смысл. Как пишет советский историк М. С. Альперович, колонизация Мексики испанцами объективно способствовала «складыванию в этой стране, где ранее безраздельно господствовали дофеодальные отношения, исторически более прогрессивной социально-экономической формации. Возникли предпосылки вовлечения Северной и Центральной Америки в орбиту капиталистического развития и включения их в систему формировавшегося всемирного рынка»[9].
Кроме того, высадка конкистадоров Эрнана Кортеса в устье реки Табаско и последовавшее стремительное завоевание древних государств, располагавшихся на территории современной Мексики, означали столкновение самобытной индейской цивилизации с одним из вариантов европейской культуры XVI в.— окрашенной религиозной мистикой испанской культурой. «Поразительное зрелище процветающей культуры... неведомой прежде и столь многим отличавшейся от привычной западноевропейской, оказалось выше понимания испанского конкистадора... И конкистадор, и миссионер увидели в представших им чудесах несомненное проявление злой воли некоего сверхъестественного существа, демона, заклятого врага рода человеческого. Уничтожение плодов дьяволова промысла явилось логическим результатом таких представлений: люди креста и меча принялись громить все и вся с усердием, достойным лучшего применения. Индейские цивилизации были уничтожены. Когда же самые рассудительные задумались о содеянном и осознали совершенную ими ошибку, ущерб оказался невосполнимым. Тогда попытались спасти хоть что-нибудь, что осталось от познаний, навыков, сокровищ духа, чтобы использовать эти осколки при организации нового общества, которое должно было укорениться на древних землях, но примыкать к христианскому миру»[10].
В результате конкисты в королевстве Новая Испания постепенно формируется новое, специфическое в этническом и культурном отношении колониальное общество, вобравшее в себя как навязанные испанцами черты западноевропейской культуры, так и неистребленные, наиболее стойкие черты культуры аборигенов. В итоге взаимопроникновения, ассимиляции складывается принципиально новая — мексиканская — культура, в которой элементы богатой и самобытной индейской традиции обусловливают ее неповторимость. В какой-то мере сохранению индейской традиции способствовали, как это ни кажется парадоксальным, и сопровождавшие конкистадоров католические миссионеры. Дело в том, что для успеха своего дела они волей-неволей вынуждены были приспосабливаться к местным условиям. Необходимо было преодолеть языковой барьер — и миссионеры прилежно изучают индейские языки, чтобы затем на этих языках проповедовать христианскую доктрину. Необходимо было преодолеть барьер представлений о мироздании — и миссионеры приспосабливаются к индейскому пантеону, к устоявшимся в индейской среде понятиям. И по сей день сохраняются составленные в XVI в. грамматики и словари индейских языков, до сих пор католические обряды в Мексике сохраняют яркие черты древнеиндейского пантеизма. Как пишет советский исследователь В. Н. Кутейщикова, «на всем континенте едва ли найдется другая страна, где участие коренных обитателей в формировании нации началось бы так рано и сыграло бы такую громадную, неуклонно возрастающую роль, как в Мексике»[11].
Следующим важным актом конкисты после покорения индейцев на землях современной Мексики стало завоевание Перу, происходившее в 1531—1533 гг. Следуя с Панамского перешейка вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки, конкистадоры получили сведения о существовании на юге еще одной богатой индейской державы. Это было государство Тауантинсуйу, или, как его часто называют по названию племени, его населявшего, государство инков[12].
Организатором и руководителем новой экспедиции испанских конкистадоров был Франсиско Писарро, в прошлом неграмотный свинопас. Когда его отряд высадился на побережье инкского государства, то он насчитывал всего около 200 человек. Но в государстве, куда прибыли конкистадоры, как раз в этот момент происходила ожесточенная междоусобная борьба между претендентами на место верховного властителя инков. Это обстоятельство Писарро, как и Кортес в Мексике, немедленно использовал в своих целях, что во многом способствовало невероятной быстроте и успеху завоевания. Захватив власть, конкистадоры начали разнузданный грабеж огромных богатств страны. Из инкских святилищ были расхищены все золотые украшения и утварь, сами храмы разрушены до основания. «Писарро выдал покоренные народы своей разнузданной солдатне, которая в священных монастырях удовлетворяла свою похоть; города и села отдавались ей на разграбление; завоеватели делили между собой несчастных туземцев как рабов и заставляли их работать в рудниках, разгоняли и бессмысленно уничтожали стада, опустошали житницы, разрушали прекрасные сооружения, повышавшие плодородие почвы; рай был превращен в пустыню»[13].
На завоеванной огромной территории была образована еще одна колония Испании, получившая название вицекоролевство Перу. Оно стало плацдармом для дальнейшего продвижения конкистадоров. В 1535 и 1540 гг. вдоль Тихоокеанского побережья дальше к югу совершили походы сподвижники Писарро Диего де Альмагро и Педро де Вальдивия, однако на юге современного Чили испанцы встретили серьезное сопротивление со стороны индейцев- арауканов, что надолго задержало продвижение конкистадоров в этом направлении. В 1536—1538 гг. Гонсало Хименес де Кесада снарядил очередную экспедицию для поисков легендарной страны золота. В результате похода конкистадоры установили свою власть над многочисленными поселениями индейских племен чибча-муисков, обладавших высокой культурой.
Так Испания стала владычицей огромных колоний, равных которым не имели ни Древний Рим, ни деспотии древнего или средневекового Востока. Во владениях испанских королей, единственных в мире, как говорили тогда, монархов никогда не заходило солнце. Однако постепенно сложившаяся в Америке испанская колониальная система носила в целом примитивно-хищнический характер ограбления покоренных стран и народов. По словам французского исследователя Ж. Ламбера, «метрополия видела в своих колониях только источник обогащения путем вывоза драгоценных металлов и продуктов колониального сельского хозяйства, а также рынок для сбыта промышленных товаров метрополии. Всякая деятельность в завоеванных странах была организована для удовлетворения непосредственных нужд метрополии, без учета потребностей внутреннего развития этих стран»[14]. Вся экономическая жизнь американских колоний Испании определялась интересами короны. Колониальные власти искусственно тормозили развитие промышленности, чтобы сохранить за Испанией монополию, установленную на ввоз в колонии готовых изделий. Монополией испанской короны считалась продажа соли, спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт, гербовой бумаги и множества других ходовых товаров.
Итак, самым главным достижением столь быстро и успешно осуществившейся конкисты Америки испанская корона считала овладение богатыми источниками драгоценных металлов. Надо сказать, что в этом отношении испанцы преуспели вполне. По примерным подсчетам, серебряные рудники только вице-королевства Новая Испания в 1521—1548 гг. дали около 40,5 млн. песо, а в 1548—1561 гг.—24 млн.; большая часть добычи была отправлена в метрополию[15].
Осуществляя закабаление индейцев, конкистадоры использовали методы закабаления крестьян, которые были уже успешно применены феодалами в самой Испании в ходе Реконкисты. Основной формой была энкомьенда — отдача тех или иных владений, поселений «под защиту лиц», располагающих достаточной властью,— короля, военно-религиозных орденов, отдельных феодалов. Феодал, оказывавший такое покровительство, назывался в Испании «комендеро», он получал от своих «подопечных» установленный сбор, в его пользу выполнялись некоторые трудовые повинности. Энкомьенда появилась в Испании еще в IX в., а наибольшего развития достигла в XIV в., когда комендеро открыто стали превращать находившиеся под их покровительством земли в свои вотчины. Феодальный институт энкомьенды оказался очень удобным для испанских завоевателей в Америке. Здесь «под опеку и защиту» того или иного конкистадора, а иными словами, в его энкомьенду, передавались сразу по нескольку индейских селений с многочисленным населением. Держатель энкомьенды (в Америке он назывался «энкомендеро») должен был не только защищать своих «подопечных», но и заботиться о приобщении их к «истинно христианским обычаям и добродетелям». На деле же это почти всегда оборачивалось фактическим закрепощением индейцев, приводило к их беспощадной эксплуатации со стороны энкомендеро, который превращался в феодального сеньора. Индейцы облагались налогом в пользу своего энкомендеро, который обязан был четверть его вносить в королевскую казну. Институт энкомьенды имел и военное значение. Уже в
Немалая часть индейских селений принадлежала непосредственно испанской короне и управлялась королевскими чиновниками. С проживавших в этих селениях индейцев взималась подушная подать, при сборе которой королевские сборщики налогов часто допускали злоупотребления. Закрепленные за владениями короны индейцы не имели права покидать свое селение без особого разрешения королевских чиновников. Кроме того, индейское население обязано было выделять определенное число мужчин для выполнения трудовых повинностей — строительства мостов, дорог, новых городов, крепостных сооружений. Самой ужасной, почти равносильной смертному приговору была принудительная работа на рудниках по добыче серебра и ртути. Все эти разновидности обязательной трудовой повинности в Новой Испании (Мексике) объединялись словом «репартимьенто», а в Перу — словом «мита».
Резкое снижение численности индейского населения в результате его массового истребления конкистадорами и изнурительной эксплуатации привело к острой нехватке рабочих рук, прежде всего на плантациях, принадлежащих феодалам и короне. Для восполнения убыли в живой рабочей силе стали ввозить из Африки рабов-негров. Первый договор испанской короны с частными предпринимателями-работорговцами о монополии на ввоз негров-рабов в американские колонии Испании был заключен в
На высших ступенях социальной лестницы колониального общества стояли уроженцы метрополии. Только они имели право занимать высшие административные, церковные и военные должности; им же принадлежали самые крупные поместья, самые прибыльные рудники.
Ниже стояли креолы — «чистокровные» потомки европейцев, родившиеся в колониях. Именно креолы составляли наиболее значительную часть крупных и средних землевладельцев, эксплуатировавших труд индейских крестьян-общинников. Креолы составляли также большинство низшего духовенства и мелких чиновников колониальной администрации, среди них было много владельцев рудников и мануфактур, ремесленников.
Особой и очень многочисленной группой населения Испанской Америки были метисы, мулаты и самбо, возникшие из смешения европейской, индейской и африканской крови. Они не могли претендовать на сколько-нибудь значительные официальные должности и занимались ремеслом, промышляя розничной торговлей, служили управляющими, приказчиками либо надсмотрщиками на плантациях крупных землевладельцев[17].
Поддержание власти испанской короны в огромной колониальной империи потребовало создания большого административного аппарата. Высшим учреждением, который руководил в колониях политическими, военными делами и градостроительством, регулировал отношения с местным населением, а также решал множество других вопросов, был Королевский совет и военный комитет по делам Индий, или Совет по делам Индий, находившийся в Мадриде. Королевский указ об основании Совета относится к
Административным органом, ведавшим экономическими делами колоний, была Торговая палата, созданная еще в
Верховную власть короля Испании в его американских владениях представляли вице-короли. Отметим, что сама идея придания владениям Испании формы вице-королевств была осуществлена не впервые. Еще в начале XV в. вице-королевствами под властью Испании назывались Сицилия и Сардиния. В
Два огромных вице-королевства, учрежденные испанской короной в ее американских владениях,— Новая Испания и Перу — в целом территориально совпадали с завоеванными конкистадорами крупными индейскими государствами — ацтеков и майя и инков. Поэтому первые вице-короли, назначенные туда, могли в определенной мере использовать начавшие складываться в этих государствах еще до конкисты торговые, экономические и иные связи между различными частями этих обширных земель.
Полномочия вице-королей — гражданские, военные, в области экономической и торговой политики — были огромны. По прибытии в Мехико или Лиму их встречали со столь пышным церемониалом, что он приличествовал бы и самому верховному монарху. Пышность дворов вице- королей в испанской Америке превосходила многие европейские. И в Мехико, и в Лиме при особе вице-короля состоял штат телохранителей — алебардисты и конная гвардия; нести службу в этих отрядах считалось великой честью для молодых людей из самых знатных испанских или креольских фамилий.
С годами, когда из-за размеров территории, подчиненной власти одного вице-короля, обнаружились большие трудности в управлении удаленными районами, были образованы генерал-капитанства. Так, в пределах вицекоролевства Перу появились генерал-капитанства Чили, Новая Гранада. Стоявшие во главе их генерал-капитаны поддерживали сношения непосредственно с центральной властью в Мадриде, имели полномочия почти одинаковые с вице-королем и были, в сущности, независимы от него. Провинции, на которые разделялись вице-королевства или генерал-капитанства, управлялись губернаторами.
Несмотря на огромные расстояния, отделявшие метрополию от ее заокеанских владений, несмотря на обширность этих владений, каждый шаг всех высших чинов колониальной администрации был подчинен строжайшему контролю со стороны короны. Для этого во всех вицекоролевствах и генерал-капитанствах существовала как бы вторая, параллельная власть, неусыпно следившая за первой. Это были органы, называвшиеся «аудиенсиа». В конце колониального периода истории Латинской Америки их насчитывалось 14. Аудиенсиа, как предписывалось королевскими инструкциями, помимо юридических функций надзора за соблюдением законов, обязаны были «оказывать покровительство индейцам», следить за дисциплиной духовенства; они исполняли также фискальные функции. Значение аудиенсиа подчеркивалось тем, что все их члены должны были быть уроженцами Испании — «пенинсуларес» («люди с полуострова»), как говорили в Испанской Америке.
Особая важность аудиенсиа как органа королевского контроля выявляется еще одной ее функцией, ставившей этот орган выше всех других инстанций испанской администрации в колониях: по окончании срока правления высших должностных лиц аудиенсиа проводила обследование их деятельности.
Еще одной формой контроля короны над повседневной деятельностью должностных лиц колониальной администрации была «ресиденсиа», т. е. постоянная проверка должностного поведения вице-королей, генерал-капитанов, губернаторов и других высших чиновников на протяжении всего срока их пребывания в должности. Судьи, осуществлявшие эту проверку, также должны были быть пенинсуларес.
Эта пирамида слежки и наблюдения за положением дел в колониях венчалась «виситой» (генеральная инспекция). Висита состояла в том, что Совет по делам Индий периодически и без всякого уведомления направлял в колонии особо доверенных лиц. Они должны были представить совершенно достоверные сведения о положении дел в том или ином вице-королевстве либо генерал-капитан- стве, собрать сведения о поведении высшей администрации. Иногда такой представитель направлялся для изучения на месте какой-либо важной проблемы, касающейся военных возможностей тех или иных областей и портов, экономических вопросов. Полномочия его были настолько широки, что в период пребывания в каком-либо из вице-королевств, где проводилась инспекция, он занимал место вице-короля.
Тщательно продуманная система строго централизованного управления испанскими колониями в Америке и многоступенчатого контроля над этим управлением, казалось, должна была действовать очень эффективно. Но на деле все обстояло иначе. Испанская корона рассчитывала на абсолютную исполнительность высших чиновников в колониях, на неподкупную честность судей в органах контроля. Но, будучи за тысячи километров от Мадрида, вице-короли и генерал-капитаны сплошь и рядом вершили дела управления по своему произволу, о чем свидетельствуют многочисленные факты преждевременного смещения их с постов. Чиновные судьи сплошь и рядом брали взятки — ведь так трудно было устоять перед многочисленными соблазнами в обстановке всеобщей «золотой лихорадки», не прекращавшейся в Испанской Америке все три века существования колониального режима. Испанская корона рассчитывала на преданность креолов, братьев по крови уроженцам Испании. Но среди лишенных многих прав и привилегий креолов год от года росло недовольство колониальной политикой Испании, зарождалась ненависть к пенинсуларес, которые осуществляли власть в странах, уроженцами которых были они — креолы. Испанская корона рассчитывала на безропотное повиновение миллионных масс индейцев, рабов негров и других угнетенных, своим трудом создававших огромные богатства. Но выступления народных масс, все учащавшиеся, принимавшие все более грозный размах, расшатывали основы испанской колониальной империи.
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 408.
[3] Магидович И. П. История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М., 1965, с. 46—61.
[4] Фостер У. З. Очерк политической истории Америки. М., 1955, с. 51.
[5] Записки солдата Берналя Диаза. Л, 1928, ч. 1, с. 54.
[6] Там же, с. 70.
[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 763.
[8] Альперович М. С. Рождение мексиканского государства. М., 1979, с. 4.
[9] Там же.
[10] Aguirre Beltran G. El proceso de aculturacion.
[11] Лат. Америка, 1970, № 6, с. 102.
[12] О проблеме социально-экономического характера государства Тауантинсуйу см.: Кузьмищев В. А. Инка Гарсиласо де ла Вега и его литературное наследство.— В кн.: Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л, 1974; Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа. М., 1975.
[13] Фостер У. З. Указ. соч., с. 58.
[14] Lambert J.
[15] Алътамира-и-Кревеа A. История Испании. М., 1951, т. 2, с. 268.
[16] Томас А. Б. История Латинской Америки. М., 1960, с. 113.
[17] Альперович М. С., Слезкин Л. Ю. Новая история стран Латинской Америки. М., 1970, с. 17—19.