Восставший Инка
Глава четвертая
ВОССТАВШИЙ ИНКА
Не плачь, индианочка, не плачь,
Настанет день,
Придет освободить тебя
Король индейцев Тупак Амару.
Народная кечванская песня
Попытки Кондорканки заставить закон служить индейцам ничего утешительного не дали: и в далекой Лиме, и в близком Куско остались одинаково равнодушны к судьбе индейских народов. Тогда Кондорканки избирает другой путь — вооруженную борьбу. Публичной казнью коррехидора Арриаги 10 ноября
Впрочем, впервые имя Кондорканки как заговорщика было названо предшественнику Арриаги — коррехидору Мендиете еще в
Все современники и очевидцы дальнейших событий так же как и исследователи, единогласно утверждают, что план вооруженного выступления Кондорканки вынашивал в течение долгих — от пяти до десяти — лет. «Создать широко разветвленную тайную организацию»[63] — такова была цель тщательно скрытой от посторонних глаз деятельности умелого конспиратора.
По имеющимся сведениям, уже в первые недели восстания в различных селениях, разделенных сотнями километров, были найдены изображения Кондорканки. В местечке Моса власти арестовали более 20 его сторонников. Те вышли на площадь, поднимая высоко над головой «большие медали, вырезанные из дерева, с изображением фигуры Тупак Амару и его жены»; восставшие индейцы Мачакамарки также «носили по улицам его портрет словно знамя, называя Тупак Амару королем и спасителем»[64]. Эти факты прямо говорят о том, что движению, начатому 10 ноября
Повсеместное недовольство колониальным режимом, брожение в низах, и верхах колониального общества, антииспанские заговоры в городах и волнения в горах среди индейцев, вести об освободительпой войне английских колоний — все заставляло думать, что он не будет одинок. Годы борьбы закалили его веру в себя, веру в особое предназначение — освободить индейцев от тяжкого колониального ярма. Большое значение Кондорканки придавал официальному признанию его потомком Тупак Амару I и подтверждению его права на титул маркиза Оропеса, дарованпый испанской короной в XVI в. представителям инкской династии.
Здесь следует сделать маленькое отступление. Как справедливо заметил Ю. А. Зубрицкий, активная роль представителей инкской династии в антииспанском движении XVI в. породила среди индейского населения «глубокую убежденность в том, что освобождение от тяжелой доли придет к ним именно от инков или от их потомков»[65]. Вот почему вожди многих восстаний в колониальной истории Перу присваивали себе титул Инка. Хосе Кондорканки не представлял исключения, с одной лишь поправкой: его стремление добиться монопольного права называться Инкой едва ли оправданно. Так, он утверждал: «Моя кровь — единственная, оставшаяся от королевской крови инков, королей этого царства»[66]. Однако в 70-х годах XVIII в. Кондорканки был не единственным, а одним из многих знатных индейцев, которые вели свое происхождение от инкской династии: к их числу принадлежали индейские касики Пумакава, Чокеванка и др. Представители знатного рода Савараура считали себя потомками по мужской линии девятого инки Пачакути Юпапки, а по женской — одиннадцатого инки Вайна Капака (4, 246). И это неудивительно.
По сообщению хрониста Гарсиласо де ла Веги, известно, что в
В XVII в. в Куско проживало 400 потомков инкской династии по мужской линии[68].
Оставляя в стороне честолюбивые притязания Кондорканки, вполне в духе его времени, а он был сыном своего времени, выразим уверенность: в отличие от других знатных индейцев почетный титул Инка был ему нужен прежде всего для того, чтобы получить моральное право говорить от имени всех индейцев. В его понимании быть Инкой значило быть Вождем. Впоследствии он сам напишет: «Это вдохновило меня встать на защиту индейцев, используя все возможные средства, чтобы навсегда покончить с тяжелыми притеснениями со стороны коррехидоров и других чиновников» (127).
Необходимо учитывать и другую, практическую, сторону: для осуществления своего грандиозного замысла Кондорканки нуждался в возможно более активной поддержке индейцев. В индейской же среде спустя два с половиной столетия после конкисты продолжали сохраняться пережитки культа верховных правителей.
В древности глава государства Сапа Инка — Единственный Инка — считался воплощением самого могущественного и всесильного бога инкского пантеона — бога Солнца. Личность верховного правителя — сына Солнца — обожествлялась, служила объектом религиозного поклонения.
Конкиста навсегда развеяла миф о всемогуществе сыновей Солнца, но языческие традиции все еще давали о себе знать как в быту, так и в общественной жизни колонии. Процветала местная иконография: изображения древних правителей с традиционными знаками отличия украшали стены домов знатных индейцев, церквей, часовен. По особо торжественным случаям в Лиме и Куско устраивались торжественные процессии, в которых принимали участие и представители самых аристократических родов. Так, в
Вполне понятно, что Кондорканки, называя себя Инкой, рассчитывал в полной мере опереться на тот высокий, непререкаемый авторитет, которым пользовались среди индейцев обладатели этого древнего титула. Вот почему под его первыми воззваниями стоит подпись: «Дон Хосе Габриэль Тупак Амару, индеец королевской крови инков и главного рода, Инка».
В память о его предке, казненном в
* * *
Тупак Амару действует без промедления. 11 ноября отряды вооруженных индейцев, метисов и креолов направились в соседнюю провинцию Киспиканчи. В главном городе провинции — Кикихане повстанцы намеревались публично казнить местного коррехидора Ф. Кабреру[70]. Однако тому удалось уйти от справедливого возмездия и тайными тропами добраться до Куско. 12 ноября там стало известно, что Кондорканки поднял восстание.
Среди ближайших сподвижников Тупак Амару были его сыновья Иполито и Мариано, двоюродный брат Диего Кристобаль, сводный брат Хуан Баутиста, а также жена Микаэла Бастидас и ее братья.
Захватив Кикихану, Тупак Амару овладел королевской казной и складами. Часть средств он сразу же распределил между повстанцами, в частности товары, предназначавшиеся для очередного репарто. Тупак Амару открыл двери местной тюрьмы и освободил томившихся там заключенных, в том числе и негров. Объявив их свободными, он предложил всем вступить в ряды его армии.
Район Сьерры, охваченный восстанием
На обратном пути в селениях Помоканча и Парапикчу Тупак Амару снес до основания помещения, где находились ненавистные обрахе — ткацкие мастерские.
Документ эпохи гласит: «13 ноября пришел (Тупак Амару.— С. С.) к обрахе Помоканча в селении того же имени, которые повелел открыть; и в присутствии нескольких касиков из соседних сел, созванных по его приказу, сказал им, что его долг — не только в том, чтобы повесить пять коррехидоров, но и в том, чтобы разрушить все обрахе; затем он заставил вытащить из них всю одежду, спросил, не был ли их хозяин чьим-либо должником... и, уплатив все его долги, распределил все оставшееся между индейцами»[71].
Фактор неожиданности, внезапности, который Тупак Амару расчетливо использовал в первые дни восстания, дал ему 6 тыс. добровольцев, из которых только три сотни были вооружены мушкетами, остальные же, главным образом индейцы его и из соседних владений, — только пиками да пращами. Срочно требовались новые добровольцы и новые сторонники. Он с жаром берется за составление обращений и указов, которые адресуются к близким и далеким провинциям и зовут присоединиться к делу, начатому им. Революционные воззвания, написанные на тонком полотне, прятались в одежде посланцев Кондорканки и рассылались в самые дальние уголки вице-королевств Перу и Ла-Платы.
Язык этих документов прост и лаконичен. Вот письмо, отправленное 15 ноября
И, как бы предваряя недоуменный вопрос,— приписка: «Этот приказ не против бога, не против короля, а против плохих законов. Приказываю также сделать копии с текста оригинала, чтобы вывесить их во всех селениях этой провинции и на воротах всех церквей, чтобы сей приказ стал известен всем жителям и никто не остался бы в неведении» (120).
Сам указ гласил: «Так как король приказал мне принять чрезвычайные меры против разных коррехидоров и их советников на законном основании... назначаю своим заместителем (в провинции Лампа.— С. С.) правителя дона Б. Сукакава; пусть он немедленно с должной осмотрительностью и втайне схватит коррехидора и его помощника, созвав для этой цели солдат и индейцев этой провинции, пусть содержит преступников в самой крепкой тюрьме под стражей, отказывая им в каком-либо сообщении [с внешним миром], пока не будет сделана тщательная опись всех вещей и бумаг, которые будут найдены, не упустив ни одной, о чем дать мне самый подробный отчет, так как все эти вещи принадлежат королю и настоящим властям, которые правят по справедливости, чтобы возместить таким путем все убытки, от которых до сего дня страдали индейцы и другие люди. Дано в селении Тунгасука» (121).
В тот же день Тупак Амару отправил письмо другому своему родственнику — дону Диего Чокеванка в город Асангаро. Он писал: «Сообщаю, что приказом свыше имею задание уничтожить коррехидоров ради общего блага... чтобы впредь не было коррехидоров, чтобы также полностью уничтожить миту в Потоси, алькабалу, адуану и многие другие пагубные установления». Повелев дону Диего поставить виселицы для всех непокорных, Тупак Амару разъяснял: «Я сочувствую землякам-креолам, которым никогда не собирался причинять какого-либо вреда, чтобы мы жили как братья, соединенные воедино...» (123, 125).
Добиваясь поддержки поднятого им восстания, индейский вождь усиленно рекомендовал другим индейским правителям ту самую тактику, которую столь успешно применил сам: прибегать как к моральному давлению (все делается от имени и по приказу короля), так и к угрозам физической расправы. Это был голос трезво мыслящего политика. Однако «любимый родственник» Диего Чокеванка предпочел остаться верным королю и срочно переслал в Куско «поджигательное» письмо.
В городе встревожились. Слишком велики были авторитет и влияние восставшего Тупак Амару в индейских селениях и в самом Куско, чтобы недооценить начавшееся движение. В городе, втором по значению после Лимы (в нем в ту пору насчитывалось 26 тыс. жителей), срочно созывается военная хунта.
С целью привлечь в свой лагерь новых сторонников Тупак Амару направляет в Куско указ следующего содержания: «Указ от 16 ноября
И чтобы никто не остался бы в неведении, приказываю вывесить эти воззвания в общественных местах этого города, Хосе Габриэль Тупак Амару, Инка»[72].
Какой уверенностью дышат эти строки! Полное и немедленное освобождение рабов! Словно нет военной хунты в Куско, словно уже открылись ворота города навстречу повстанцам!
Напуганные власти принимают срочные меры, чтобы подавить восстание в зародыше. В Куско спешно формируется карательный отряд в 1500 человек — испанцев, креолов, метисов. 17 ноября он форсированным маршем выступает на юг, в провинцию Тинта. Отряд возглавляет коррехидор Фернандо Кабрера, жаждавший вернуть богатства, реквизированные у него восставшими. В обозе идет 2400 «верных» индейцев (которым военная хунта выдала мизерное жалованье из расчета по 1,5 реала в день и 60 тюков коки, без которой индейцы не обходились) под началом «преданного» индейского касика Педро Савараура (3, 581).
Вечером 17 ноября отряд прибывает в небольшой городок Сангарара в двух днях пути от намеченной цели и располагается лагерем на главной площади перед церковью. Каратели, однако, пренебрегают мерами предосторожности: ранним утром их застигают врасплох повстанцы, прекрасно осведомленные о всех передвижениях противника. В начавшейся панике, окруженные со всех сторон, испанцы теряют большую часть своих людей, оставшиеся в живых прячутся в церкви. Тупак Амару предлагает испанскому командованию отпустить креолов и метисов, а также женщин с детьми, укрывшихся под сводами церкви. Однако испанцы обрекают всех на смерть в этом каменном мешке, который вскоре загорелся от взрыва спрятанных там пороха и снарядов. Повстанцы сжигают местную тюрьму, выпускают на свободу всех пленников и, захватив богатые трофеи — мушкеты, пушки, запасы пороха и снаряжения, с триумфом возвращаются в Тунгасуку. Победа над правительственным войском вдохнула в повстанцев новые силы. Восемь провинций перешли под знамена восставшего индейского вождя.
Как только весть о разгроме карательного отряда достигла Куско, в городе поднялась паника. Один из очевидцев событий писал: «19 ноября прошел ложный слух, будто мятежник уже к десяти часам дня будет в городе; побросав артиллерию, все сбежались и закрылись внутри церкви Ла-Компания; таким образом, если бы он (Тупак Амару.— С. С.) действительно пошел бы на Куско, он овладел бы им»[73].
О том, сколь велико было значение Куско как столицы перуанской Сьерры для королевской власти, писал участник событий, житель Куско — испанец Хименес де Вильяльба: «Я не сомневаюсь, соблюдай спокойствие этот город — все остальные мятежи в стране будут мимолетны и незначительны, но если он (Тупак Амару.— С. С.) овладеет Куско, вся страна станет нашим врагом» (3, 151).
Пока в смятенном Куско терялись в догадках по поводу ближайших планов восставших, Тупак Амару принял решение отправиться на юг и юго-восток страны и поднять против испанцев жителей нагорной области Кольясуйо, у северных берегов озера Титикака. В то же время его двоюродный брат Диего двинулся к северу, на другой берег реки Вилькамайо, чтобы отрезать Куско с востока, со стороны крепости Саксаваман.
Тупак Амару провозглашает обширную программу социально-экономических реформ, которые не только обещает, но и в революционном порядке осуществляет на практике.
Везде, где бы ни появлялись его отряды, они немедленно объявляли об отмене наиболее ненавистных колониальных институтов, таких как мита, обрахе, алькабала, десятина, бывших непосредственной, наиболее понятной индейской массе причиной их бедственного положения.
Тупак Амар прилагал огромные усилия, чтобы привлечь на свою сторону и креолов. Как справедливо заметил Б. Левин, он использовал все имевшиеся в его распоряжении средства, чтобы развеять пущенный испанцами слух, что-де движение направлено не только против них, но и против креолов. Не случайно во всех своих воззваниях Тупак Амару столь демонстративно «подчеркивал свою любовь ко всем без различия людям, родившимся на земле Америки»[74].
В воззвании к жителям провинции Карабайя от 15 декабря
7 декабря Тупак Амару пересек горную цепь Вильканоту, границу между вице-королевством Перу и Ла-Платой, и вышел к озеру Титикака. В воззваниях к освобожденным провинциям он называл себя «освободителем королевства» и писал, что его первая задача — «восстановить привилегии, предоставленные Индиям католическими королями»[75]. По пути он смещал коррехидоров, назначал на их место своих людей; установил смертную казнь за воровство, пьянство и ложь. Жители многих городов и селений восторженно встречали его отряды. Коррехидоры, местная знать и роялистское ополчение в панике бежали, не смея сопротивляться победоносному маршу повстанцев. Всего за время южного похода под знамена Тупак Амару встали 24 провинции. Численность его армии выросла до 90 тыс. человек.
Вот каким видели современники восставшего Инку в декабре
Однако хоть и велики были успехи индейского вождя, а долгое его отсутствие вызывало нараставшую тревогу у тех, кто остался в провинции Тинта. Упорные сомнения в необходимости южной кампании высказывала прежде всего жена Тупак Амару — Микаэла Бастидас. Метиска по рождению, она стала достойной соратницей и помощницей своего мужа. По отзывам современников, ни умом, ни храбростью Микаэла не уступала Тупак Амару, а в дальновидности и проницательности не раз превосходила его. Не будучи уверена в том, что у Кондорканки хватит мужества повесить Арриагу, она явилась к месту казни с мушкетом под плащом: уж если не с помощью петли, так пулей совершить справедливый акт возмездия. Оставшись заместителем Тупак Амару в штаб-квартире восстания — провинции Тинта, она развила неутомимую деятельность, свидетельствовавшую об исключительной воле, энергии и одаренности этой необыкновенной женщины.
Микаэла собирала разведывательные данные с помощью налаженной сети разведчиков, неприкосновенность которых охраняла специальными пропусками. Без такого пропуска, подписанного «донья Микаэла Бастидас», ни один человек не мог передвигаться по территории, захваченной повстанцами. Она занималась материальным обеспечением армии — от таких мелочей, как бинокли, до пушек, провизии, одежды; вела оживленную переписку с восставшими провинциями севера, призывая местных вождей покончить «с тяжкими поборами и положением собак», на которое обрекли индейцев.
По приказу Микаэлы индейцы сожгли мосты через реки Кикихана, Уркос, Кайкай, Писак. Повстанцы пытались уничтожить мост через бурную Урубамбу и выйти к большому, главному мосту через реку Апуримак, единственному каналу связи между Куско и Лимой, чтобы, по ее словам, «чапетонес не могли спастись бегством». Это был великолепный тактический ход, к сожалению, оставшийся невыполненным.
Микаэла предусмотрительно велела выставить пушки на господствующих над Куско вершинах, таких, как Пикчу и других, «чтобы враги не опередили». Ясно осознавая влияние церкви на умы и настроение индейской массы, Микаэла назначила «епископом», духовным пастырем восставших, метиса — монаха Николаса Вилью, противопоставив его засевшему в Куско епископу Хуану Мануэлю Москосо, предавшему анафеме Тупак Амару и его сподвижников (2, 302, 307, 331—332 и др.). Донья Микаэла настаивала на том, чтобы сразу же после разгрома испанцев под Сангарара повстанцы двинулись на Куско, объятый паникой и растерянностью.
Позднейшие биографы и исследователи безоговорочно приняли сторону жены Тупак Амару, считая, что тот совершил роковую ошибку, когда на месяц отложил осаду этой колониальной цитадели.
Однако поход Тупак Амару по южным провинциям был вызван серьезными тактическими соображениями. Здесь располагались крупные города, опора роялистов — Лампа, Арекипа. Пуно, И хотя военный совет в Лампе в начале декабря решил отступить, «так как сопротивление невозможно, а сдаться с оружием — постыдно», власти Арекипы приняли энергичные меры для организации отпора повстанцам. Они провели срочную мобилизацию местного ополчения в пяти окрестных провинциях и затребовали оружие из городов Ика и Арика на побережье. Испанцы разрабатывали план атаковать Тинту одновременно с юга и севера. Как явствует из письма Тупак Амару от 1 декабря
Все время, пока Тупак Амару действовал в южной части страны, Микаэла настойчиво убеждала его вернуться. В своих письмах она приводила разные доводы: «ты упускаешь прекрасную возможность и приводишь меня в отчаяние»; «даешь нашим главным врагам в Куско время подготовиться к отпору», «чтобы они вооружились и разорвали нас на куски»; «тратить в мелких стычках деньги и средства, которых будет недоставать в решающий момент»; «погубишь всех людей, предназначенных для взятия Куско»[76]. Поистине в этой женщине жил великий стратег.
10 декабря из Тунгасуки она прислала последнее, решающее письмо мужу. В нем Микаэла сообщала, что из Куско направляются три колонны карательных войск, чтобы, пользуясь его длительным отсутствием, взять приступом Тинту. Письмо заканчивалось тревожным «Поторопись». Не дойдя до города Пуно, на западном берегу озера Титикака, уже готового пасть к ногам повстанцев, Тупак Амару отдал приказ о возвращении; 17 декабря он прибыл в Тинту.
Шел второй месяц небывалого в истории Испанской Америки восстания. В нем все было необычным: и неожиданно дерзкое начало, и могучий размах во всем, касалось ли это числа повстанцев, представительности социального состава участников движения, размеров охваченной им территории, организации военных наступательных действий.
Современник событий писал: «Тупак Амару во главе своих приверженцев уже имеет значительную армию, и не такую, которую встретили в этих местах Писарро... и другие первые конкистадоры, а вооруженную огнестрельным оружием... и маленькими пушками, которые тиран (так называли Тупак Амару враги.— С. С.) научился отливать, снабженный для этого всем необходимым» (50).
Объятые паникой колониальные власти с самого начала серьезно считались с тем, что восстание может привести к потере всего вице-королевства Перу и части вице-королевства Ла-Плата.
Нет, это был не заговор одиночек, не робкая попытка протеста, не стихийный взрыв, а хорошо организованное, массовое, вооруженное выступление со своей политической программой.
В перуанских Андах, исконном обиталище индейских народов, назревали драматические события.
Движение возглавил человек, который с гордостью говорил о себе: «Всем известно и общепризнанно, что я — индеец со всех сторон» (2, 72). Ополчившись на кастовые предрассудки, индейский вождь впервые открыто заявил, что индейцы — это могучий корень, питающий живительными соками все сословия. Низведенного до рабского состояния индейского крестьянина он потребовал признать в качестве полноправного соотечественника креола.
Совершенно новым для политической жизни колонии и чреватым самыми опасными последствиями для колониального режима являлся и призыв Тупак Амару к единению «соотечественников всех званий и положения, рожденных в наших землях», для борьбы против «тяжкого ига, тиранического правления Испании» (41).
Громоздкий, неповоротливый механизм бюрократической колониальной машины, с трудом раскручиваясь, еще не вступил в действие.
[63] Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа, с. 128—129; Valcarcel D. La rebelion de Tupac Amaru.
[64] Lewin B. La rebelion de Tupac Amaru...., t. I, p. 345.
[65] Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа, с. 117.
[66] Cornejo Bouroncle J. Op. cit., p. 132.
[67] Инка Гарсиласо де ла Вега. Указ. соч., с. 646—647.
[68] См.: Gibson Ch. The Inca Concept of Sovereignity and the Spanish Administration in
[69] Roel V. Los Libertadores. Proceso social, economico, politico у militar de la independencia.
[70] Тупак Амару пытался заманить Кабреру в Тунгасуку в первые же дни восстания. Он потребовал, чтобы Ла Мадрид, владелец обрахе в Пошоканче, сидевший в его домашней тюрьме вместе с Арриагой, вызвал Кабреру запиской. Однако Ла Мадрид отказался выполнить приказ Тупак Амару, сославшись на то, что поссорился с Кабрерой и записка не даст должного эффекта (2, 396—397).
[71] Lewin В. La resurreccion de Tupac Amaru, p. 35.
[72] Lewin B. La rebelion de Tupac Amaru..., t. I, p. 403.
[73] Durand Florez L. Op. cit., p. 118.
[74] Lewin B. La rebelion de Tupac Amaru..., t. I, p. 402.
[75] Lewin B. La resurreccion de Tupac Amaru, p. 62.
[76] Valcarcel D. La rebelion de Tupac Amaru, p. 113—114.