Решительная схватка
Глава шестая
РЕШИТЕЛЬНАЯ СХВАТКА
Нас уничтожают как собак, будто мы не христиане, бросают наши тела в полях на прокорм стервятникам, убивают наших жен и детей на груди матерей.
Письмо Тупак Амару виситадору Арече.
5 марта
Хотя к 14 января
Между тем вице-король Ла-Платы Хосе де Вертис открыл новый, восточный, фронт против повстанцев и скоординировал свои усилия с действиями вице-короля Перу. 15 января он издал указ, в котором повелел для «искоренения пагубного источника всех бед... снять голову с восставшего Хосе и оценить ее в 10 тыс. песо серебром; тому же, кто возьмет его живым, заплатить 20 тыс. ... если же это сделает кто-либо из его сторонников, тот, помимо денежного вознаграждения, получит прощение всех своих грехов и избежит положенного наказания» (137).
Одновременно было принято решение «для полной гармонии» объединить наступление армий обоих вице-королевств против Тупак Амару. Однако желанная «гармония» оказалась трудно осуществимой. Дело в том, что у колониальных властей Ла-Платы имелись свои основания для тревоги и беспокойства.
Примыкающее с востока к озеру Титикака обширное плоскогорье в колониальное время называлось Верхним Перу. С
За год до восстания Тупак Амару в провинции Чайянта, близ города Потоси, начались волнения среди живших там индейцев аймара и кечва. Волнения угрожали распространиться на окрестности важнейших городов Верхнего Перу — Ла-Паса, Оруро и др. Наличие такого мощного повстанческого движения, как движение перуанских индейцев, в непосредственной близости от озера Титикака могло иметь самые печальные последствия для колониальных властей в Буэнос-Айресе.
Волнения в провинции Чайянта приняли вскоре грозный оборот. 24 августа
Все документы эпохи рисуют Томаса Катари как сподвижника, соратника, сторонника Тупак Амару[91]. Подобно восставшему Инке Томас Катари искал управу на колониальных чиновников, коррехидора Алоса и покрывавших его судей у представителей высшей колониальной администрации. Вождь индейцев аймара стал легендарной личностью при жизни, совершив поход в столицу вице-королевства — город Буэнос-Айрес. Пройдя 3 тыс. км от андских вершин до Атлантического океана, этот мужественный индеец в декабре
Движение индейцев аймара под руководством Томаса Катари, возникшее до начала мощного восстания Тупак Амару, а затем развивавшееся одновременно с ним, к декабрю
15 января
Как видно, движение индейцев аймара в начале
Какие же шаги предпринял восставший Инка после отступления из-под Куско?
Сосредоточив все свои силы в провинции Тинта, решив превратить ее в неприступный бастион, Тупак Амару продолжал наносить роялистскому ополчению чувствительные удары в различных частях Сьерры. Особенно успешно шли дела в окрестностях озера Титикака, провинциях Асангаро, Лампа, Чукито, где уже полным ходом развернулось движение индейцев аймара. На этом направлении руководили операциями командиры-креолы Рамон Понсе и Педро Варгас, индейцы Николас Санка, Паскуаль Алапарита, Андрес Ингарикона, Исидро и Хуан Мамани. Гарнизон Пуно, стратегически важного пункта на границе вице-королевств Перу и Ла-Платы, на западном берегу озера Титикака, оказывал повстанцам упорное сопротивление. В захваченных селениях повстанческие командиры именем «Инки, короля и сеньора Перу» (3, 54), сжигали тюрьмы, стоявшие на главных площадях виселицы и позорные столбы, непременные атрибуты и символы испанской колониальной власти, а также дома и владения испанцев. В случае, если те не успевали скрыться, их убивали на месте. Остальные жители пополняли ряды восставших. По словам очевидцев, атаки повстанцев сопровождались «оглушительным кличем, боем барабанов, трелями рожков, а также пальбой из ружей в честь многочисленных развевавшихся знамен» (3, 46). Отдельные малочисленные отряды испанского ополчения в панике разбегались.
К концу января
Автограф Тупак Амару. 28 февраля 1781 г.
В конце января
Двоюродный брат Тупак Амару — Диего Кристобаль вместе с индейцем Томасом Парвиной и испанцем Фелипе Бермудесом вели в это время напряженные бои на южных и восточных подступах к Куско. Особенно активные военные действия, продолжавшиеся 17 дней, развернулись в феврале
К концу февраля
Испанское командование немедленно взялось за разработку плана наступления. На кого могли рассчитывать испанцы, собирая свою армию? Прибывшие из Лимы солдаты регулярной службы — отряд мулатов, драгуны из порта Кальяо были немногочисленны и фактически небоеспособны из-за непривычного для них высокогорного климата перуанской Сьерры. Вся надежда возлагалась на ополчение из немногих испанских офицеров, жителей Куско и «верных» индейцев. К началу марта посулами, уговорами и угрозами власти собрали 17 116 человек, из них более 16 тыс. составляли индейцы из окрестных общин и сел. Не ограничившись военной подготовкой, королевские чиновники решили подорвать изнутри лагерь повстанцев.
5 марта
Тупак Амару отчетливо понимал всю угрозу, которую представляли для повстанцев карательная армия во главе с опытными испанскими офицерами и план нападения, нацеленный в самое сердце повстанческой зоны.
Не оставалось никаких сомнений в том, что неизбежное столкновение двух армий — дело ближайшего будущего.
В этой критической ситуации индейский вождь прибегает к тактическому ходу с тем, чтобы сорвать готовящееся наступление. 5 марта
Это новое обращение к колониальным властям, интереснейший человеческий документ, — отнюдь не покаянное письмо, а скорее обвинительный акт. В нем Тупак Амару обрушивается с резкой критикой на колониальные порядки и требует коренной их перестройки.
Вновь и вновь с гневом ополчается он на коррехидоров. Обращаясь к библейской истории, Тупак Амару восклицает: «Добро бы фараон, который нас преследует, унижает и уничтожает, был бы один, но их много — это коррехидоры, их заместители, сборщики налогов и прочие крючкотворы, люди попстине дьявольские и порочные, словно родились они в мрачном адском хаосе и вскормлены были на груди самых неблагодарных гарпий, настолько они бесчеловечны, жестоки и деспотичны... Хорошо известно, что на них жаловались королевскому совету архиепископы, епископы, члены кабильдо, прелаты, священники и другие достойные и образованные люди, прося найти на них управу, но, к огромному нашему несчастью, ни в прошлом, ни в настоящее время их мольбы не были услышаны в королевском совете, не дошли они и до королевских ушей...» (146).
Прибегая к историческим аналогиям, к авторитету влиятельных представителей колониального общества, Тупак Амару пытался оказать моральное давление на ви- ситадора Арече. Обличая злоупотребления коррехидоров, Тупак Амару приводит и конкретные факты: «Покойный Арриага... продал нам товаров более чем на 300 тыс. песо согласно книгам учета, находящимся в моем распоряжении. Норма же для этой провинции — 112 тыс. на все пятилетие его правления; коррехидор провинции Чумбивилькас похвалялся, что за два года выручит больше, чем его предшественник добыл за пять лет. И так поступает каждый... Асендадо обращаются с нами хуже, чем с рабами, заставляя нас работать с двух часов утра До полуночи, когда загораются первые звезды...» (147-148).
Тупак Амару вновь затрагивает наболевший вопрос, которому он всю жизнь придавал огромное и, к сожалению, незаслуженно большое значение, — вопрос о том, чтобы пресловутые Законы Индий перестали, наконец, пылиться на полках королевских канцелярий и начали претворяться в жизнь. Вот почему он восклицает: «Не хотим, чтобы нами управляли с помощью кастильских законов... а только нашими собственными — королевскими указами, выработанными для наших королевств (т. е. колониальных владений.— С. С.) и предназначенными для нашего блага... В Законах говорится о том, чтобы наши жизни и имущество оберегались и чтобы нас не увозили от дома далее чем на 29 лиг. На миту в Потоси мы тратим более трех месяцев пути, никто нам не оплачивает дорогу ни туда, ни обратно ... Те же индейцы, что возвращаются, умирают через месяц харкая кровью...».
Наконец, что очень важно, прибегая к авторитету королевского законодательства, Тупак Амару яростно отстаивает свое право на защиту индейцев любыми способами включая восстание.
«Как гласят пункты Законов 8, 9, 10,— пишет Инка,— в случае восстания, даже если оно будет направлено против королевской короны (настоящее таковым не является, а направлено против продажных коррехидоров), нас должпы спокойно призвать к миру без войны, грабежа и смертей...
Скажу же я теперь, какую мягкость, какое стремление к миру проявили до сего дня к нам... Нас уничтожают как собак, будто мы не христиане, бросают наши тела в полях на прокорм стервятникам, убивают наших жен и детей на груди матерей. Разве грабить нас — это и есть способ призвать к миру и покорности королевской короне Испании? Опубликовать указ о прощении одних и наказании других — это и есть путь умиротворения народов?» — гневно вопрошает автор письма. Он выражает страстную уверенность в том, что именно повстанцы, «убивая коррехидоров и их приспешников, оказывают огромную услугу его величеству и потому достойны награды и всякого расположения» (150—151).
Письмо к Арече было последней попыткой Тупак Амару убедить колониальные власти в необходимости, законности и правомерности своих действий. Он еще надеялся быть услышанным.
Ответное письмо генерального виситадора не оставляло никаких надежд на мирное разрешение конфликта.
Предупредив Тупак Амару, что идет на него с многочисленной и хорошо вооруженной армией, Арече настоятельно убеждал его «сдаться по собственной воле и уповать на милосердие и справедливость короля» (2, 564).
Индейский вождь решил бороться до конца. Ему не удалось остановить кровопролитие. Колониальные власти не оставили ему никакого другого выбора, кроме отчаянного вооруженного сопротивления.
В первых числах марта из Куско на юг начали выходить отдельные подразделения карательного войска, каждое из них следовало по предназначенному ему маршруту. Согласно разработанному плану наступления им надлежало подойти к провинции Тинта с разных сторон, окружить и ликвидировать этот повстанческий бастион. Неуверенность и смута, царившие в королевском лагере, вынудили Арече поставить во главе всех шести колонн и резервного полка исключительно испанских офицеров, креолы не вызывали у него доверия. В обозе, как всегда, шли «верные» индейцы. Одним из индейских отрядов командовал слуга испанского короля — Матео Пумакава.
Как следует из дневниковых записей Хосе дель Валье, карательная армия с самого начала столкнулась с большими трудностями. Он писал: «9 марта вышел я из Куско во главе 16 тыс. человек. Армия состояла из небольшого числа метисов, более же всего из индейцев «верных» провинций, таких же наших врагов, что и мятежники. Чтобы добиться их участия в походе, пришлось дать обещание отпустить их на месяц раньше для сбора урожая с полей.
С первых же дней обнаружилась нехватка еды для солдат и фуража для вьючного скота... Путь проходил по обезлюдевшим, заброшенным местам, много селений было сожжено, жители их прятались на заснеженных вершинах, скрывшись от нас со всем своим скотом, зерном, лошадьми и имуществом. В этих суровых краях нельзя было найти ни вязанки дров, ни сухого навоза, чтобы развести костер, ежедневно от голода падало 25—30 мулов. Враги перерезали сообщение с Куско. Одного индейца, который вез мне письмо, мятежники поймали и обрезали ему уши, нос и руки, вот почему я больше не мог найти желающих для выполнения подобной же миссии» (3, 91 — 92). Как видно, в горных районах повстанцы продолжали чувствовать себя хозяевами положения.
Первое столкновение произошло на границе провинции Чумбивилькас и Тинта. 18 марта Инка передал испанскому главнокомандующему письмо: поскольку следующий день — праздник св. Хосе, покровительствующего им обоим (дель Валье был тезкой Тупак Амару), он считает эту дату подходящей для решительной схватки. Обращает на себя внимание дерзкий, вызывающий тон письма, словно Инка заранее уверен в успехе. И действительно, то был искусный маневр. Испанский отряд тщетно ждал нападения: индейские воины исчезли, чтобы нанести удар неожиданно и в другом месте. Однако предатель-перебежчик Януарио де Кастро вероломно выдал план повстанцев. Ночью он тайно сбежал из расположения армии Тупак Амару и сообщил испанцам, что утром на них будет совершено нападение, которое станет «второй катастрофой Сангарара». Повстанцы напали перед рассветом, но встретили хорошо организованный отпор врага. Так испанцам удалось избежать тщательно готовившегося удара. Всего между 19 и 22 марта произошло четыре ожесточенных сражения. В них приняло участие более 6 тыс. восставших индейцев, тысяча из них погибла. Командиры Томас Парвина и Фелипе Бермудес сражались до тех пор, пока не пали замертво у пушки, из которой вели огонь по противнику.
Испанец Фелипе Бермудес — человек интересной судьбы. В ноябре
Как нам уже известно, Тупак Амару приложил немало сил, чтобы сделать город Тинту неприступным: по отзывам современников, его окружили широким рвом и стеной, которую охраняли 1200 надежных индейцев. Здесь имелись большие запасы мушкетов, пуль, пушечных снарядов. Однако людей, обученных военному делу и ружейному бою, по-прежнему остро недоставало. Неудивительно, что, несмотря на сосредоточение в провинции Тинта значительной по тем временам военной техники и наиболее преданных индейских отрядов, повстанцы не смогли оказать противнику должного отпора. Во главе испанской же армии стояли профессиональные военные, опытом которых не располагал ни сам Тупак Амару, ни его приверженцы.
Партизанские нападения, совершавшиеся отрядами Тупак Амару, не приносили зримых результатов. Губительная тактика обороны, боязнь активного наступления, столь характерные для крестьянских восстаний, привели к тому, что вскоре стала неумолимо затягиваться петля вокруг провинции Тинта. Испанцы навязывали повстанцам сражения в невыгодных для тех условиях. Колонна под началом Арече вошла в город Кикихану. Роялисты немедленно казнили главного судью, назначенного Тупак Амару, и местного индейского правителя Помаинку.
В ночь с 5 на 6 апреля
Однако ему не удалось осуществить свой план. Его предали. Как бесстрастно свидетельствует донесение, составленное по горячим следам, 7 апреля
Имя человека, предавшего Тупак Амару, удалось узнать, хотя оно тщательно скрывалось властями. Метис из Куско — Франсиско Санта-Крус ценой головы Тупак Амару купил себе свободу и «всемилостивейшее прощение страшного греха» — участия в восстании.
В дни поражений, в обстановке всеобщей паники и растерянности особенно сказывалась неподготовленность индейцев к длительной сознательной борьбе.
Говоря о стихийности и неорганизованности классовой борьбы русского крестьянства, В. И. Ленин указывал на отсутствие у него элементарного политического сознания и писал: «Мы... не забываем политической неразвитости и темноты крестьян...»[96]. Эти слова могут быть с известным основанием отнесены и к индейскому крестьянину-общиннику.
Между тем, пока завершалась трагическая развязка событий под Тинтой, в Верхнем Перу происходили важные перемены. Индейцы аймара под началом братьев Катари и Хулиана Апасы перешли к активным вооруженным действиям против испанских колониальных властей. Всякая связь между Лимой и Буэнос-Айресом прервалась, колониальные власти утеряли контроль над обширными внутренними горными областями. В середине февраля
В районах восстания распространялись воззвания Тупак Амару и многочисленные обращения, составлявшиеся от имени братьев Катари и Хулиана Апасы[98]. Эти документы призывали жителей восставших провинций признать власть Тупак Амару как нового короля, провозглашалась отмена всех налогов — от королевской подати до десятины. Среди ближайших планов братьев Катари фигурировали «установление нового правлепия, уничтожение городов, так как от них происходят все поборы и обложения». Прокламации призывали индейцев «стать хозяевами своей земли и плодов, которые она производит» (308).
Не случайно именно к Ла-Пасу были устремлены мысли потерпевшего поражение Тупак Амару. Именно на дороге в Ла-Пас предатели схватили обоз, в котором Микаэла Бастидас в сопровождении двух сыновей и ближайших соратников везла повстанческую казну.
Фельдмаршал дель Валье, вошедший в Тинту, приказал повесить 67 сторонников Тупак Амару, не успевших скрыться. Их отрубленные головы надели на колья и выставили вдоль дороги для всеобщего устрашения. Застучали топоры на площадях и дорогах Перу — предвестники беспощадной расправы.
[91] См.: Lewin 5. La rebelion de Tupac Amaru..., t. I, p. 347.
[92] Ibid., p. 382.
[93] Valcarcel C. D. El retrato de Tupac Amaru, p. 26—28.
[94] См.: Hamann de Cisneros S. Mateo Pumacalvua.— Biblioteca hombres
[95] Cornejo Bouroncle J. Op. cit., p. 322—323. Имеются и другие версии пленения Тупак Амару. Согласно одной из них, в селении Ланги, все жители которого разбежались, Тупак Амару встретили старуха-индианка и два метиса, которые схватили его и передали испанцам (3, 18). Однако версия, приведенная в книге, кажется автору более правдоподобной, так как она подтверждена документально.
[96] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 4, с. 228—229.
[97] См.: Lewin В. La rebelion de Tupac Amaru..., t. I, p. 438.