Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).
Повлияли ли проблемы с окружающей средой на упадок майя?
08 ноября 2008, Дэн Вергано, USA Today. Любителей фильма Мэла Гибсона «Апокалипто» можно простить за мнение о ставшей «притчей во языцех» коллапсе древних майя, отказе от цивилизации и оставлении пирамид и церемониальных центров Центральной Америки с 800 по 1000 гг. н.э., в котором фигурируют все виды катаклизм, война, голод и опустошение. У Джареда Даймонда в его «Collapse: How Societies Choose to Fail or Succeed» подробно рассказывается о том как бедствия в окружающей среде могли быть ответственны за упадок – популярное научное объяснение коллапса майя.
«По этой модели предполагается, что, поскольку экосистемы были уничтожены плохим управлением или были трансформированы глобальными климатическими изменениями, то истощение продуктов сельского хозяйства и дикой природы внесли свою лепту в падение социально-политической системы майя», - пишет в текущем номере журнала «Human Ecology» (Vol. 36, No. 5: 617-634) археолог окружающей среды из Флоридского музея естественной истории Кэтрин Эмери.
Но в этом случае она спрашивает в своём исследовании, что говорят нам о коллапсе археологические остатки того, что ели майя? Чтобы это выяснить, Эмери исследовала ценные археологические ресурсы, дающие ключи к разгадке прошлого.
«В основном мы исследовали ямы с остатками мусора, - говорит Эмери, - 460 из которых находятся в бывших центрах района Гватемалы Петешбатун, прямо в центре центральных низменностей где жили майя». Петешбатун больше всего известен по покинутым центрам Дос Пилас и Канкуэн, в которых более десяти лет проводила своё исследование группа из университета Вандербильта под руководством Артура Демареста. Сортируя кучи мусора в этом регионе, Эмери и её коллеги собрали множество костей, раковин и остатков пищи, выброшенных когда-то жившими возле этих мест майя.
Эмери исследовала останки таких животных как белохвостый олень, красный (большой) мазама и пекари, чтобы увидеть изменения в процессе охоты до коллапса (смещение зоны охоты на юг). Стали ли майя питаться менее вкусными животными при приближении коллапса и при истощении запасов кладовых?
Из отчёта стало известно следующее. «Истощение ресурса, если оно и происходило в этом регионе в периоды коллапса, отразилось на уменьшении доступности единичных видов (белохвостого оленя), но не на всём ряде значительных для питания животных. Таким образом, это было незначительным фактором в политических и социальных изменениях («коллапсе майя»), происходивших на закате периода проживания в районе Петешбатун».
На самом деле, оглядываясь в прошлое и анализируя останки животных, датируемых ранней эрой проживания майя в этом регионе, около 600 г. до н.э., с охотой в Петешбатуне похоже не было проблем долгое время. Всякий раз, когда элита стремилась произвести впечатление на соседей посредством браков, альянсов и другими средствами, они отправлялись на охоту за белохвостыми оленями, «пищей, которая ассоциировалась с плодородием, властью и статусом. Они похвалялись этим. Это старая история», - говорит Эмери.
Единственным периодом когда популяции больших животных (объектов охоты) по-видимому мигрировали на юг, согласно остаткам в мусорных ямах, является самая ранняя эра, когда регион был впервые заселён майя, сообщает Эмери. «Достаточно быстро ситуация стабилизировалась и оставалась в таком, как будто находящемся под контролем, виде долгое время», - говорит она.
Исследования человеческих останков, проводимые Лори Врайт (Texas A&M) также показали скудные признаки изменения в диете во время периода коллапса в Петешбатуне и не нашли признаков анемии (малокровие) в обнаруженной в двух археологических зонах случаях увеличения детской смертности. Однако, во время других исследований в Копане был обнаружен рост анемии в период когда был оставлен город.
Так что же произошло во время коллапса, как минимум в этой части мира майя? «Это было воинственное место, - признаётся Эмери, - с признаками войн и стен в некоторых церемониальных городищах. Но тел там после каких-либо предположительных массивных атак не обнаружено. Более вероятно, что это был политический коллапс, в котором правителей на протяжении более двухсотлетнего периода уже не считали помогающими в снабжении товарами, обильными урожаями и дождями».
Современные майя после всего этого всё ещё живут возле покинутых городищ – потомки семей, живших там давным-давно. «Семьи просто исчезли» из церемониальных центров, говорит Эмери.