Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).
Выставка «Зарисованные метафоры: керамика и политика древних майя»
США, Альманах университета Пенсильвании, 07 апреля 2009 Всемирно известная коллекция керамики древних майя, найденная при раскопках проводимых Музеем университета Пенсильвании около ста лет назад и подвергнутая недавно исследованию с использованием современных достижений науки, стала центральным экспонатом новой выставки «Зарисованные метафоры: керамика и политика древних майя». Выставка будет проходить в музее до 31 января 2010 года, а затем совершит турне по городам США.
Новая выставка в музее посвящена повседневной жизни майя в политически беспокойное время. Экспонаты выставки, в том числе и знаменитая керамика Чамы, снабжают нас ключами к пониманию повседневной жизни древних майя Гватемалы, возвращая нас на 1.300 лет назад, и их менявшейся политики. Центральной экспозицией выставки являются свыше 20 недавно подвергнутых реставрации раскрашенных сосудов из Чамы, горной деревни майя, расположенной вдали от более развитых центров культуры майя низменностей. Именно здесь археолог Пенсильванского музея Роберт Буркитт нашёл эту ярко раскрашенную керамику, не похожую на обычно производимую в этом регионе. Почему эта цилиндрической формы керамика была искусно украшена сценами, что делает её такой необычной? Куратор выставки, д-р Элин Дэниен, исследователь из музея, даёт своё, провокационное, объяснение: это – зарисованные метафоры, или рассказы в форме рисунков, отображающие внезапное вторжение людей и идей из мира майя низменностей.
В коллекцию выставки, что редко для подобных выставок, входят и предметы рядовых майя, отображающие повседневную жизнь древних майя – всего на выставке представлено более 150 артефактов, включая фигурки, гравировки на нефрите, музыкальные предметы, ткацкие инструменты, погребальные урны, пещерные подношения и др. Помимо этого, на выставке представлены фотографии и видео-зарисовки современной жизни майя в деревне Чама.
Цивилизация майя является одной из великих цивилизаций мира. На пике расцвета это было культурно динамичное общество с густонаселёнными городами, расположенными на территории современных государств Мексики, Белиза, Гватемалы и Гондураса. Известные своей ещё недавно бывшей загадочной письменностью (самый развитый из известных письменных языков доколумбовой Америки), майя добились поразительных успехов в искусстве и архитектуре, и разработали сложные математические и астрономические системы. Зарождение цивилизации майя началось в доклассический период (около 1 500 г. до н.э.), свой расцвет цивилизация переживала в классический период (ок. 250 по 900 гг. н.э., в этот период была создана керамика Чамы) и просуществовала весь постклассический период вплоть до прибытия испанцев на Юкатан. После прибытия испанцев цивилизация майя потерпела крах, но майя сохранили свою культуру и традиции, которые и практикуются сегодня более чем 4.000.000 потомками древних майя в Мексике и Гватемале.
И хотя много стало за последние 100 лет известно о цивилизации майя, много до сих пор остаётся тайной. Мозаику истории древних майя продолжают составлять, кусочек за кусочком, и не только археологи участвуют в этом процессе, но и учёные из лабораторий, эпиграфисты, расшифровывающие древние надписи, и исследователи, изучающие музейные коллекции и архивы, вносят свой посильный вклад.
Наука и археология на выставке
Раньше подобная выставка была бы лишь демонстрацией интересных объектов. Теперь же, благодаря достижениям в чтении иероглифов майя, новым данным последних археологических находок и новым научным методам, мы можем взглянуть на артефакты свежим взглядом. Научные исследования, проведенные с экспонатами выставки, приоткрывают занавесу над следующим:
В поисках шоколада: анализ остатков
Д-р У. Джеффри Хёрст, старший научный сотрудник корпорации Hershey Foods, провёл анализ остатков на образцах с внутренней поверхности нескольких керамических сосудов, представленных на этой выставке, чтобы найти и определить органические остатки. В двух сосудах был обнаружен диметилксантин и кофеин – два элемента, которые вместе содержатся только в зёрнах какао – это позволяет нам сделать предположение о том, что эти сосуды содержали когда-то шоколад. Что это нам дало?Удостоверившись, что шоколад был представлен в Чаме, учёные могут использовать другие источники информации, чтобы сделать предположения о том, чем являлся шоколад для этого района. Какао был объектом торговли, символом богатства и важным составляющим в ритуалах, поскольку считалось, что какао был одним из тех продуктов, которые боги подарили людям. Дерево какао (Theobroma cacao) плодоносит лишь когда растёт на территории, расположенной не выше и не ниже 20 градусов от экватора, и на которой ежегодно выпадает не менее 150 см., а температура не опускается ниже 16 градусов по Цельсию. То, что какао могло расти на территории Чама позволило этой деревушке обрести более значимый статус по сравнению с деревнями, расположенными вдоль реки Чишой. Какао до сих пор выращивался в Чаме и был ценным товаром в 20 столетии.
Ключи к разгадке о происхождении сосудов: анализ при помощи активатора гамма-излучением
Д-р Рональд Л. Бишоп, куратор мексиканской и Центральноамериканской археологии, вместе с М. Джеймсом Блэкмэном, химик-исследователь, и Эрин Л. Сиэс, сотрудник исследовательской лаборатории (все из кафедры антропологии, Национального музея естественной истории, Смитсоновского института), взяли небольшие образцы (200-400 миллиграмм) некоторых керамических объектов, представленных на выставке, чтобы постараться выяснить происхождение глины, из которой те были сделаны.
Образцы были подвержены бомбардировкой нейтронами в ядерном реакторе, трансформируя, тем самым, ядра определённых элементов в нестабильные радиоактивные изотопы, которые при распаде излучают гамма-лучи с характерной интенсивностью. Эти гамма-лучи определяют и измеряют, а затем сравнивают с результатами других образцов, в нашем случае с природной глиной того же района, собранной куратором Элин Дэниен во время её поездки в Чаму. Таким способом определяют концентрацию нескольких элементов. Это позволяет нам составить химические профили («отпечатки») образцов, которые затем, при сравнении с 30.566 образцами из базы данных Проекта Керамика Майя, помогут определить возможный источник глины из которой был сделан какой-либо исследуемый объект. Что это нам дало?Результатами проведённого ими анализа установлено, что большая часть полихромных сосудов (но не все) была изготовлена в самой Чаме – важная информация для изучающих росписи на сосудах, т.к. теперь их можно охарактеризовать как «местные новости». Другим, не менее важным, результатом является установление того факта, что многие керамические изделия происходят из других мест (и имеют другие источники глины), что свидетельствует об экстенсивной торговле и обмене этими объектами.
Исследование и срез КТ человеческих останков
В 20-м столетии археолог Буркитт раскопал в Чаме и собрал останки 24 человек (в основном это были зубы и нижние челюсти), которые затем переправил в музей. В 1978 году д-р Джанет Манге, работавшая тогда с Дайан Чейз и Стюартом Элдриджем, проводила исследование этой коллекции. В 2009 году, являясь исполняющей обязанности куратора секции физической антропологии в музее, она провела совместно с отделением рентгенологии при клинике университета Пенсильвании срез КТ. Что это нам дало?Кости содержат информацию о возрасте, когда наступила смерть, чем питались исследуемые и от каких болезней они страдали. Эта коллекция костей многое нам поведала. Многие зубы были потеряны в раннем возрасте от периодонтальной болезни и болезней ротовой полости. Жители Чамы по всей видимости страдали от нехватки необходимых питательных веществ и питались в основном углеводной пищей, основанной на кукурузе. Жизнь жителей деревни была трудной и короткой – средняя продолжительность жизни ограничивалась, вероятно, 27 годами.
Исследования при помощи многоспектрального формирователя изображения
Д-р Джин Вэе, Университет Бригема Янга, провёл исследование некоторых керамических изделий при помощи многоспектрального формирователя изображения, чтобы определить нечеткие и исчезнувшие рисунки. При этом методе ведётся осмотр изделия на различных длинах волны шкалы электромагнитных волн от ультрафиолетового до видимого на глаз света и инфракрасного излучения. Что это нам дало?Различные детали рисунка становятся видны более отчётливо при использовании 11 различных по длине волн - это обеспечивает нас как новой, так и более детальной информацией о нарисованных сценах. Можно разглядеть мельчайшие детали и даже получить информацию о том как именно работал художник – эта информация может помочь историкам-искусствоведам определять кисть определённых мастеров.