Предисловие
История парагвайских индейцев аче-гуаяки поистине драматична. Массовое физическое истребление, преследования, жестокое обращение, захваты земель, похищения и продажа женщин и детей — все то, что совершалось четыре с половиной столетия назад испанскими конкистадорами, имеет место и в современном Парагвае, где уже на протяжении многих лет правит кровавая диктатура А. Стресснера.
Об истории варварского геноцида, осуществляемого в отношении индейцев аче, об их образе жизни, культуре, духовном мире правдиво рассказывается в книге «Агония индейцев аче-гуаяки. История и песни», предлагаемой вниманию советского читателя. Она написана известными исследователями-антропологами Бартомеу Мелья, Луиджи Миралья, Марком и Кристиной Мюнцель.
Бартомеу Мелья — испанский священник-иезуит. В течение нескольких лет жил и работал в Парагвае. Был связан с демократически настроенными клерикальными кругами этой страны, являлся секретарем Парагвайской епископальной конференции — высшего органа парагвайской католической церкви. Много занимался исследовательской деятельностью, находясь на посту редактора католического журнала «Аксьон», имевшего демократическую направленность. На страницах журнала он неоднократно выступал против истребления парагвайских индейцев. Был выслан из Парагвая диктатурой Стресснера в 1976 году.
Луиджи Миралья — антрополог, автор нескольких научных трудов о положении парагвайских индейцев.
Марк Мюнцель — доктор антропологических наук университета во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Его работы издавались в научных журналах, а также Центром антропологических исследований в Копенгагене (GWGIA). Помимо упомянутого совместного труда, его перу принадлежат две монографии: «Аче-геноцид в Парагвае» и «Аче-геноцид в Парагвае продолжается». Они имели большой отклик в научных кругах ряда стран и способствовали разоблачению преступлений фашистской диктатуры Стресснера.
Исследуя чисто антропологические проблемы, авторы сумели придать своему труду характер авторитетного свидетельства ужасного экономического и социально-культурного положения индейцев. Они гневно выступают против официального расизма, рассматривающего индейцев низшими существами, лишенными разума, неспособными мыслить и развиваться.
Красной нитью через всю книгу проходит проблема порабощения и геноцида индейцев аче. Авторы выражают надежду, что «невероятная история геноцида и агонии индейцев аче-гуаяки поможет лучше понять современную историю парагвайских индейцев вообще».
Официальная парагвайская статистика утверждает, что на территории этой страны проживают около 37 тыс. индейцев. Однако некоторые ученые-антропологи считают, что их насчитывается более 100 тысяч, объединенных в 17 этнических групп, говорящих на 17 языках, родственных языку коренного населения Парагвая и одному из двух официальных наряду с испанским — гуарани.
Племя аче-гуаяки живет в восточном Парагвае в местах девственной сельвы уже не одно тысячелетие. Как в период завоевания Парагвая испанцами, так и сейчас, аче-гуаяки называют индейцами каменного века. Дело в том, что они до сих пор используют в своем быту каменные топоры, лук и стрелы и являются индейцами-собирателями, индейцами-охотниками. Их первобытный образ жизни никак не связан с нынешней «цивилизацией» страны их обитания — Парагваем. Но их земли понадобились для расширения владений местных и иностранных компаний. Отсюда и варварское, жестокое истребление этих индейцев в современном буржуазном обществе.
Авторы книги на основе обширного фактического материала изображают потрясающую реальность наших дней — истребление целых индейских племен.
Власти Парагвая загнали индейцев в недоступные горные районы или непроходимую сельву. Такие племена, как мбиа, айорес (морос), чулупиес, гуайкуриес, ленгуас, мака, и другие вымирают или подвергаются физическому истреблению.
Антинародная политика правивших Парагваем реакционных режимов делала и делает все возможное, чтобы привить парагвайскому населению расистские идеи о том, будто индейцы — это низшие существа.
В 1972 году в Парагвае был проведен официальный опрос «общественного мнения». Этот «опрос» выявил следующие данные: 77% парагвайцев считают, что «индейцы являются животными, поскольку они не крещены»; 17% заявили, что «индейцы похожи на людей, но они очень грязные и лодыри»; 6% ответили, что «индейцы являются низшими существами»[1]. Господствующим классам Парагвая нужен был этот «опрос» для того, чтобы оправдать свою расистскую «теорию», будто все «национальное общество» отвергает индейцев, а потому их можно преследовать и убивать, препятствовать достижению взаимопонимания между индейцами и рабочими и крестьянами. Если эти цифры соответствуют действительности, то только правящие классы Парагвая виновны в том, что среди определенной части парагвайского населения существуют подобные чудовищные предрассудки, которые насаждались в стране со времен существования иезуитских миссий.
Убить, например, индейца аче рассматривается в Парагвае не как преступление, а как «славное деяние». В соответствии с инструкциями командования военного округа в Чако солдат, убивший индейца из племени айорес (морос), освобождается от дальнейшей военной службы. За индейцами систематически охотятся вооруженные отряды. Во время такой охоты осуществляются массовые истребления.
Право на жизнь «признается» лишь за детьми, в основном девочками в возрасте от 10 лет. Их продают в рабство, главным образом как наложниц. Их стоимость на рынках работорговли в Парагвае составляет 12—20 долларов. Исключение делается и для взрослых, для тех, кто добровольно покидает свои земли и соглашается стать рабом. А ведь еще в прошлом веке в Парагвае 24 ноября 1842 года правительство президента X. Лопеса приняло закон об отмене рабства и запрещении работорговли. В октябре 1848 года было установлено полное юридическое равноправие индейцев.
Известно, однако, что Парагвай является сегодня международным центром в Западном полушарии по торговле наркотиками. Сотни рабов-индейцев трудятся на плантациях по выращиванию марихуаны. Вот что писал еженедельник Либерально-радикальной партии «Эль радикаль»: «В редакцию нашего еженедельника поступают сообщения о плантациях марихуаны в Каакуасу, Коронель-Овиедо, Педро-Хуан-Кабальеро. Индейцев гуаяки заставляют выращивать марихуану. Причем им не платят ничего. Расплачиваются с ними продуктами питания»[2].
Индейцев, прошедших «окультуризацию» в резервациях типа Национальной колонии гуаяки, о которой упоминается в книге, отправляют на плантации парагвайского чая, хлопка, сахарного тростника, на заготовку древесины, в помещичьи имения. За тяжелую работу им платят продуктами питания. Как правило, они должны всем: помещику, управляющему, лавочнику. Если индеец вздумает протестовать, то его хозяева всегда найдут себе «оправдание», жестоко наказав или даже убив «непокорного» индейца.
Мировая прогрессивная общественность гневно осуждает зверские деяния диктатуры Стресснера, требует прекратить геноцид и работорговлю в Парагвае.
4 июня
В марте 1974 года Комиссия ООН по правам человека обвинила правительство Парагвая в том, что индейцев аче превращают в рабов, в отношении их проводится политика геноцида. В письме Комиссии, направленном Генеральному секретарю ООН, подчеркивалось, что в Парагвае широко осуществляются пытки, убийства, закабаление в рабство индейцев аче, они вымирают от голода и болезней; совершаются массовые убийства индейцев аче за пределами резерваций при попустительстве и поощрении властей; разрушаются семьи; женщины, особенно девочки, продаются в рабство, разрушаются культура и традиции индейцев, им запрещают говорить на родном языке.
В 1978 году вопрос о геноциде индейцев в Парагвае вновь был поставлен на заседаниях Комиссии ООН по правам человека. Однако парагвайские власти продолжают осуществлять массовый геноцид в отношении индейцев.
Правда, министр обороны Парагвая генерал Марсиаль Саманиего (в ведении министерства обороны находится департамент по делам аборигенов) неоднократно выражал «христианскую озабоченность» безысходным положением индейцев. В развитие этой «озабоченности» некоторые «парагвайские» антропологи, тесно связанные с американскими спецслужбами (например, Мигель Чейс Сарди), предложили провести ряд мероприятий в «пользу» индейцев. Одно из них — это финансируемый Межамериканским фондом проект «Маранду». Основной смысл его состоит в том, что индейцы должны «самоосвободиться», то есть освобождение индейцев — дело самих индейцев.
В целях «самоосвобождения» им советуют «изолироваться» от «общества», создать свою «замкнутую» организацию и заниматься с помощью департамента по делам аборигенов министерства обороны созданием кооперативов на землях, полученных от государства.
Нетрудно понять, для чего изобретен этот реакционный, расистский проект в Парагвае. Цель его — изолировать индейцев от повседневной борьбы парагвайских трудящихся за свои жизненные интересы и демократические права, еще больше разобщить парагвайский народ, не допустить влияния на индейцев прогрессивных демократических идей.
Парагвайских индейцев эксплуатируют, угнетают, истребляют те же, кто угнетает парагвайский народ: местная олигархия, империализм и стоящая у них на службе профашистская диктатура Стресснера. Поэтому освобождение всего парагвайского народа может быть достигнуто лишь тогда, когда революционное и демократическое движение страны завоюет подлинную демократию, национальную и социальную независимость. Для достижения этой цели Парагвайская коммунистическая партия призывает все прогрессивные, демократические и патриотические силы страны объединиться, создать Национальный антидиктаторский фронт, способный покончить с ненавистной тиранией Стресснера.
Нужно сказать, что авторы книги прямо не обвиняют диктатуру Стресснера в преступлениях перед индейцами, а обвиняют «цивилизацию», «белых», иногда парагвайцев вообще. Так, Мелья пишет, что «белые ягуары, стремятся уничтожить в сельве все живое: людей, животных». Конечно, если под «белыми ягуарами» подразумеваются стресснеровская камарилья, империалистические монополии, нещадно грабящие парагвайский народ, то это утверждение соответствует действительности. И в этом случае утверждение Мельи о том, что «общество захватчиков», «национальное общество» Парагвая, являющееся заклятым врагом индейнев, не следует понимать как общество вообще, которое не разделено на классы эксплуататоров и эксплуатируемых, а нужно отнести к тому обществу лишь правящие круги. Когда авторы выражают негодование «варварством цивилизации», «историей геноцида» в отношении индейских племен, следует, конечно же, иметь в виду «цивилизацию» эксплуататоров, а не подлинную цивилизацию парагвайского народа.
Важность и ценность книги не ограничивается только разоблачением факта геноцида парагвайских властей по отношению к племени аче-гуаяки. Авторы проделали также большого научного значения работу по исследованию быта, обычаев, нравов и культуры племени, показали их гуманность, стремление жить в мире с другими людьми. В какой-то степени они идеализируют индейцев, их первобытную, племенную, дикую жизнь, переоценивают некоторые культурные достижения аче. «Песни аче,— читаем в книге,— это поэзия ясности ума и проницательности, твердая и яркая, как бриллиант. Вероятно, эти песни вместе с некоторыми поэмами индейцев племени мбиа — лучшее, что было сделано до сих пор в Парагвае». Такое преувеличение ценности поэзии и песен аче, очевидно, надо отнести за счет искреннего уважения авторами индейцев, но не следует забывать об огромном духовном наследии парагвайского народа,— наследии, создававшемся в течение многих веков существования страны. Это, однако, ни в коей мере не снижает научной ценности данной книги, большого значения фактического материала, собранного авторами. Публикация ее на русском языке будет, несомненно, с интересом и пониманием встречена советским читателем.
Е. Чурилов
[1] Роr la liberacion del Indigena. Documentos у testimonioa. Ediciones del Sol. Serie Antropologia,
[2] «Е1 Radical», 25 de marzo de 1971.