Как Тайин пришел на помощь людям
В давние времена жила одна злобная и зловредная женщина, по имени Таита. Женщина очень была могущественна, и весь Ласваих [Ласваих — местность на острове Огненная Земля.] был подвластен ей.
У людей Ласваиха уже давно не было воды, и они очень страдали от жажды. Но злая женщина закрыла шкурами все источники и пруды, все озера и болота и никому не разрешала брать воду. Много людей пришло туда, где жила Таита, — в других местах острова тогда вообще не было воды.
Но никто не мог достать воду, потому что Таита зорко ее стерегла. Кто отваживался подойти поближе, тех она убивала большим-большим ножом из белого-белого камня. Даже охотиться на морских зверей и собирать моллюсков на берегу запрещала она людям.
Долгое время жили без воды и пищи люди, и уже едва держались они па ногах, а дети их умирали. Тогда собрались наконец старики. Они хотели решить, что же им делать. Среди них был филин Каух — умный, всеми почитаемый старик. У него был внук — сильный и ловкий юноша. О нем-то и вспомнил Каух. Он решил позвать его и сказал старикам:
— Мы должны убить эту женщину! Иначе что же будет с нами? Если мы ее не убьем, то пропадем сами. Она не дает нам воды, и еды у нас тоже нет!
Слушали его другие старики и соглашались с ним во всем.
Каух послал одного юношу к Тайину [Тайин — чилийский колибри, очень редко залетающий на Огненную Землю.], колибри, своему внуку, и велел сказать ему: «Приходи к нам поскорее!» Быстро отправился в путь Чаура — черный дрозд. Он шел только ночью, чтобы злая Таита его не увидела.
Юноша пришел к Тайину и сказал ему:
— Каух просил передать тебе — приходи поскорей!
Тайин сразу же собрался, и они пустились в путь.
Когда они пришли, люди спрятали Тайина, чтоб он не попался на глаза злой женщине. Это было нетрудно — он был небольшого роста.
Первую ночь Тайин не спал и все думал, как бы избавиться от могущественной злой женщины. Так они провел бессонную ночь в хижине своего деда Кауха. Утром старик сказал внуку:
— Мы все погибнем здесь от жажды. Ты должен нам помочь!
Тайин вскочил и вышел из хижины. Он увидел, как люди мучатся от голода и жажды. Когда они увидели Тайина, они очень обрадовались и тихо зашептали:
— Тайин, Тайин пришел!
Они подошли к нему поближе, чтобы получше разглядеть его. Но делали они это очень осторожно: боялись выдать Тайина.
Каух сказал Тайину:
— Ты один иди убивать Таиту! Я не могу смотреть на это — ведь я ее родственник!
Тайин сразу же вышел из хижины деда и пошел к Каркаю-ястребу. Они обсудили, как им убить Таиту, и прокрались поближе к ее хижине.
Тайин ловко обращался с пращой. Он был очень силен: если он метал камень, то камень всегда попадал в цель, да так, что кругом только треск стоял. Юноши подползли еще ближе и стали ждать. Но злая женщина все не показывалась. Они стояли близко-близко и ждали... Когда она наконец выглянула из хижины, Тайии бросил в нее большой камень. Он здорово попал: оторвал ей голову! Кровь брызнула высоко вверх и во все стороны. Наконец-то скверная женщина умерла!
Тотчас же все сбежались. Они хотели набрать воды - ведь им так хотелось пить! Но в каждую лужу, каждое болото и озеро попала хоть капля крови. Такую воду пить не хотелось. Но как же очистить озера и реки, как убрать из них кровь? Все с надеждой смотрели на Тайина, ждали от него помощи. Он зачерпнул грязную воду и выплеснул ее далеко на север, туда, где теперь кончается большой остров. Там вода и теперь еще как кровь [На северном берегу острова Огненная Земля встречаются вытянутые солоноватые озера и много болотцев с темной, непригодной для питья водой.].
Каух видел все это и крикнул Тайину: — Милый внук, туда, где я живу, в Нашашаб [Нашашаб — юго-восточный берег Огненной Земли], ты не должен выплескивать грязную воду!
Тайии послушался. И еще сегодня в той местности вода везде чистая и прозрачная.
Скоро Тайии перестал разбрызгивать грязную воду. Вместо этого он взялся за камни и стал метать их из своей пращи во все стороны. Там, где они падали, земля раскалывалась и вода сразу же текла в трещины. Тайин не позволял никому давать себе советы — он кидал камни, куда ему хотелось! Громадный кусок скалы кинул он на север: получилась широкая и длинная трещина [Имеется в виду Магелланов пролив.], и большой остров отделился от земли. Потом швырнул камень на юг, и там образовался широкий пролив [То есть пролив Бигл.]; камни, брошенные на запад и на восток, также отделили много небольших островов. Всюду, куда бы он ни бросал камни, отделялись острова.
Родина селькнамов [Так называют себя сами индейцы племени она.] совсем отделилась от остальной земли: образовался большой остров. Тогда мудрый Каух сказал Тайину, своему внуку:
— Довольно! Не кидай больше камней, иначе мы всё потеряем!
Опустил Тайин свою пращу: ведь у людей теперь была чистая вода, да еще и сколько угодно!
Этой чистой водой Тайии побрызгал во все стороны. Куда она попала, там потекли новые источники, ручейки и речки. Поэтому еще и теперь воду можно найти повсюду.
Тайин сразу же стал пить воду. Он всегда и везде пьет воду первый. Он всегда и ест первый, а потом уже наступает черед других. Тайин — самый главный шаман. После него стали пить остальные люди, и еще они брали всё, что находили в воде. Они очень радовались и были всем довольны.