Навозный жук и паук
Жил-был сеньор. У него была дочь. Жили они в деревне, а в услужении у него состояли паук и жук. Раз сеньор пошел гулять далеко-далеко и нашел слиток золота. Он сказал своим слугам:
— Тому, кто принесет мне это золото, я отдам в жены свою дочь.
Паук и жук согласились и на следующий день рано утром были уже возле слитка.
Первым пришел паук. Он долго ждал жука; наконец тот явился, и они принялись за дело. Паук начал петь: «Чинель — чинель — так!» Но золото не сдвинулось с места. Потом запел жук, голос у него был громче, чем у паука: слиток покатился по дороге и докатился до подножия горы. Паук побежал, опередил жука и снова начал петь, но все понапрасну. Подошел жук, запел и золото снова покатилось. Тогда паук понял, что таким хриплым голосом золото с места не сдвинуть. Он пошел к шаману и попросил вылечить его. Шаман сказал, что ему нельзя есть побеги тростника, потому что от них голос хрипнет. Но паук не послушался и поел тростника.
И когда он снова подошел к слитку и запел, золото, как и прежде, с места не сдвинулось. Слишком уж хриплый был у паука голос! А когда запел жук, слиток покатился!!
Снова пошел паук к шаману, и тот влил ему в горло расплавленный металл. И снова запретил есть тростник, но паук опять не послушался, потому что тростник казался ему вкуснее всего на свете.
Подошел он снова к слитку и начал петь, но опять все было понапрасну. А запел навозный жук — и слиток покатился по дороге и докатился до самого дома. Паук побежал вслед, очутился дома раньше жука и сказал хозяину, что это он притащил слиток. Хозяин отдал ему свою дочь. Через некоторое время пришел жук и стал уверять, что слиток прикатил он, но хозяин даже и стал его слушать. Тогда жук забился в угол, а паук се обедать со своей молодой женой.
К вечеру пошел дождь, и сеньор попросил зятя убрать золото в дом. Паук запел, по, как и раньше, он старался понапрасну. Тогда хозяин позвал жука, который прятался в углу, и тот вкатил слиток в дом. Хозяин рассердился на паука и побил его. Паук побежал прятаться в листьях кокосовой пальмы, а жук женился на хозяйской дочери.