Очаг культуры древних инков, угасший 500 лет назад
До недавнего времени инков — в период между 1000 и 1450 годами нашей эры — можно было представить как народ, который наряду с другими племенами занимал пространство современного Эквадора (до границ с Чили), побережье Тихого океана — до начала современной Боливии — и часть амазонской низменности. Прежде племена инков долгое время группировались в маленьких и средних государствах. Кажется невероятным, что буквально из ничего, из россыпи племен, возникла одна из великих империй древности, протянувшаяся узкой лентой вдоль восточного побережья Южной Америки на 4000 километров — от берегов Тихого океана до плато в Андах, расположенных на 4000-метровой высоте. Инки, не знавшие в те времена ни колеса, ни железа, возводили гигантские строения. Они сотворили изысканнейшие предметы искусства, тончайшие ткани, оставили множество золотых изделий. Инки получали урожаи на горных высотах, где природа всегда враждебна к землепашцу.
Место, которое избрал себе для поселения этот народ, с точки зрения европейцев, было полно экзотики, но очень неудобно для хозяйственной деятельности. Инки оживили бесплодные земли, прежде всего, благодаря искусственному их оводнению. Здесь природа воспитывала у людей гордый дух и приучала к трудолюбию. Много интересного оставил этот народ после трагической гибели своей страны.
Страна на горах, спускающихся к океану
Представление инков о самих себе не походило на заключение современных ученых. То, что они рассказывали испанским монахам, появившимся там в XVI веке вместе с конкистадорами, было, скорее, собранием мифов, чем фактами. К тому же, как стало понятно, испанские летописцы многое неправильно понимали из того, что сообщали им инки. И тем не менее такой конгломерат вымысла и правды и сегодня служит базой исторической хроники этого народа, на которую частично опирается научная летопись людей, населявших восточные склоны Анд.
Культура Чавинг. Раньше рассматривалась как первоначальная форма. Но теперь найдены более древние произведения. Например, два женских идола A. (1,4) относятся к Вальдивиа — культуре, приуроченной к 3500 году до новой эры. Каменный рельеф (3) датирован 1400 годом до новой эры. Сосуд в форме зверя (2) принадлежит к поздней культуре Чавинг (от 850 до 400 года до новой эры).
Наиболее достоверные сведения получены от живых свидетелей событий, происходивших в дни их молодости. Они рассказывали испанцам, что в начале XV столетия «божественный владыка» Пахакути —девятый по счету Инка (по обычаю, занявший трон получал и имя — Инка) — расширил свое маленькое государство с помощью договоров и войн с соседями, вождями племен. Так, усилиями Пахакути была основана империя инков.
Древние жители Перу использовали ткани в качестве предметов искусства и в том числе для изображения мифов. На фото 1 — ткань из птичьих перьев. Из перьев сделаны изображения звезд и двухголовой змеи (2). Перья экзотических птиц, нашитые на хлопковую ткань, придавали исключительную выразительность знаменам, одежде. Повседневная одежда (пончо) окрашена красками (3), сохранившими до наших дней свою яркость благодаря исключительной сухости климата.
Продуманное распределение власти между вассалами, расширение владений, умелое использование продовольственных запасов, усиление барщины для обогащения государства и его главы, переселение побежденных народов укрепили могущество монарха. Империю отличали прекрасные пути сообщения. Но народ не имел письменности. Страной управляли только на основе устных указов, разносимых быстроногими гонцами. И тем не менее в этом государстве царили относительный порядок и спокойствие. Дороги позволяли доставлять в столицу Куско, находившуюся высоко в горах, товары, подати и даже свежую рыбу, выловленную в океане.
На высоте 2700 метров крестьяне-инки выращивали кукурузу. Для посевов они вырубали в отвесных скалах горизонтальные площадки.
Предпоследний властелин Хуайна Капак, отличавшийся легкомыслием и разгульным нравом, закончил тем, что разделил царство на две части, посадив во главе каждого из них своих сыновей. Братья начали кровопролитную войну. Очень скоро в страну, охваченную междоусобицей, пришел отряд конкистадоров, возглавляемый искателем приключений Франциско Пизарро, который в 1531 году двинулся из Панамы на юг континента и достиг Перу. Под его командой находились 110 пеших солдат и 67 кавалеристов. Они были вооружены огнестрельным оружием, какого у инков не имелось. Весной 1532 года один из враждовавших братьев Атахуальпа одержал победу над братом-соперником, но уже в ноябре он оказался пленником испанцев, а его брат погиб от рук своих же придворных. В августе 1533 года погиб и Атахуальпа: несмотря на громадный золотой выкуп, он был по приговору испанского суда повешен. Империя инков перестала существовать.
Находки из княжеских могил в Сипане. Серебряные и золотые земляные орехи (5), скелет воина, сопровождающего князя в могилу (4), нагрудное украшение, часть похоронной одежды (3). Голова из меди и ожерелье из перламутра (2). Типичное изображение головы в культуре Мочиа: мужское лицо со следами пореза (6). Сцена родов, представленная как пробка на сосуде (1). Серийная продукция керамики (7). Рельефные и расписные украшения потолка (8) и стен (9).
Смесь фактов и мифов
Испанский летописец Педро де Леон оставил нам свои впечатления о столице империи: «Ни один город империи не имел такой превосходной планировки, как Куско — столица и место пребывания владыки. Улицы были длинными, правда, узкими, дома возведены из чистого камня, превосходной кладки. Примечательностью были огромные и очень старательно подобранные камни. Роскошный и праздничный стоял храм Солнца. Его украшали золото и серебро, доставленные из всех частей империи».
Куско не был только резиденцией правительства и власти, в которой божественный владыка со своим окружением правил страной. Город стал символом империи, называвшейся «Тацантинсуйу», что означало «царство четырех соединенных провинций». Четыре дороги, преодолевая крутизну подъема, вели в столицу страны. Вот как пишет один из летописцев: «Представители отдельных народов и провинций жили в кварталах города, которые были закреплены за ними таким образом, что город представлял всю страну, ее отдельные части». По современным расчетам, в центре Куско жили около 20.000 человек, на периферии столицы — 50 000 жителей, в окраинных районах, в долине, где были дома из соломы, обитали 80 000 человек.
Высоко над городом высились стены крепости Саксахуаман, они были поставлены зигзагом и больше напоминали имперский символ, чем оборонительное сооружение. По сути, это был склад — хранилище продовольствия, оружия и тканей. Другой летописец удивляется: «Был дом, в котором хранились 100 000 засушенных птиц, поскольку из их многоцветного оперения изготовлялись парадные одежды. Трудно себе представить, что они хранили так много различных вещей». Здесь напрашиваются некоторые параллели с Древним Египтом. Ведь «фараон» в переводе означает «большой дом»; дом, где хранились запасы продовольствия и всего того, что нужно государству. Владыке Инке, как и фараону, принадлежали все подданные, все земли и что на них производилось.
Районы Куско непосредственно в центре города занимали дом Инка и его резиденция, здания управления, культов и похоронных ритуалов для дворянства. Неподалеку находились строения, куда свозили со всех концов империи женщин: они ткали тонкие ткани и заодно служили для развлечений высшей знати. В центре еще помещались своего рода гостиницы, где останавливались высокопоставленные приезжие из провинции, здесь же находилась тюрьма для знатных заключенных.
Туристы, посещающие Куско сегодня, то и дело наталкиваются на старые постройки времен, когда город был столицей империи. И перед ними не развалины, они с удивлением видят сохранившиеся здания, возведенные более пятисот лет назад. Строители прошлого постарались и сложили камни на века. Тщательно отесывая громадные глыбы камня, подгоняя их одну к другой, они добивались герметической плотности кладки.
В последние годы археологи открыли более ранние следы инков на тихоокеанских берегах Эквадора. Если последние 100—150 лет существования империи история инков опиралась на записи испанцев и рассказы местных жителей, то более ранние времена оставались сплошным белым пятном, на котором ярко, но обманчиво цвели мифы. Фундамент для древней истории инков могла заложить только археология. И за последние полтора века она открыла немало такого, что приводило и приводит ученых в изумление.
Ровесники древнего Египта
Самым древним крупным поселением в Южной Америке является Реал-Альто, находящееся на тихоокеанском побережье Эквадора. Основан город в 3400 году до новой эры, а покинут жителями в 1900 году до новой эры. Он — ровесник древнейших египетских пирамид. И его строители, по-видимому, не многим отличались от современников, живших на берегах Нила. Археологи с удивлением рассматривали план поселка: дома — длинные, плетеные, обмазанные глиной, размещены с математической регулярностью, будто городок строился по заранее продуманному плану. Население Реал-Альто питалось дарами моря, выращивало кукурузу, перец и тыкву.
Чанчан был самым большим городом в древней Америке. Аэрофотосъемка показывает его раскопки (3); он же был центром государства, называвшегося Чити. Знамениты были кузнецы этого города, работавшие с золотом. Инки позднее переселили мастеров в свою столицу. Вверху — ритуальный нож из Сикана (1). Внизу — фрагмент орнамента постройки из города Чанчана (2).
Находки археологов доказывают, что первыми на континенте освоили изготовление керамики жители провинции Вальдивиа примерно в 3500 году до новой эры. Еще более древними оказались обожженные глиняные куски со следами пальцев. По всей видимости, это самые старые изделия людей западного полушария — им 6000 лет. Не исключено, что эти комочки глины были случайно обожжены человеком, бросившим их в костер. Первое осмысленное применение глины — это выделка культовых фигурок.
В середине второго тысячелетия нашей эры Перу находилось впереди всех народов Америки в своем культурном развитии. Но вторжение испанских конкистадоров прервало этот расцвет. Справа вверху — уцелевшие стены крепости Саксахуатан, стоявшей выше столицы Куско. Поперечные стены сложены из еще больших камней, чем показанные на снимке, и кладка их еще более плотная (2). На других фотографиях — изделия из золота: маска (1) и нагрудный щит с фигуркой козочки перед ним (3).
130 лет назад испанский путешественник Хозе Поло обнаружил в горной деревушке гранитный столб двухметровой высоты. На поверхности камня был виден тончайший рельеф, изображающий фантастическое существо с признаками человека и животного. Основатель перуанской археологии Хулио С. Телло исследовал в той же деревне другое древнее культовое сооружение. Внутри каменной ступенчатой пирамиды он нашел лабиринт, состоящий из переходов и камер на разных этажах. Там же он встретил изображение идола высотой 4,5 метра. Эта статуя простояла внутри пирамиды никем не потревоженная больше 2500 лет.
Хулио С. Телло считает, что именно искусство и культура деревни Чавинг стали в Андах родоначальником ранних проявлений тяги человека к духовному творчеству. Расцвет его пришелся на 800—200 годы до новой эры. Позже он обнаружил святилище, состоящее из перестраивавшихся платформ, поддерживающих лестницу, ведущую к храму. Старейшие детали постройки сделаны из глиняных кирпичей, но позже, при реконструкции, сверху их покрыли кладкой из каменных кирпичей, на которых была выгравирована мрачная картина: павшие воины, тела ритуальных жертв, части человеческого тела.
Изучение раскопок в этой деревне, завершившихся в 1979 году, позволило сделать вывод: глиняные постройки возведены в 1800 году до новой эры, ограда со вставными каменными рельефами была окончена между 1400 и 1300 годами до новой эры.
Зачатки индустриальных методов
В наши дни одновременно с учеными за стариной охотятся и «дикие» искатели, которых подогревает надежда хорошо заработать на найденном золоте, на произведениях искусства минувших столетий. Скупщиками таких сокровищ, как правило, служат антиквары, а они имеют дело с туристами. Зная это, археологи прежде всего обратились в антикварные лавки — и не зря: в лавке одного из торговцев они нашли древнюю золотую маску. Расспросы помогли выяснить, что она была добыта искателями кладов в проходах, сделанных в древней пирамиде.
Когда полиция отобрала у грабителей большую коллекцию вещей, сделанных мастерами-инками, весть об этих ценностях возбудила среди местных жителей своего рода «золотую лихорадку». Даже днем люди, не стесняясь, орудовали кирками и лопатами в поисках золота инков.
Вальтер Альва, директор музея небольшого городка, увидев разграбленной одну из раскопок, испытал досаду и печаль. Он никак не ожидал, что под опустошенной ямой находится другая могила. Там, судя по обстановке, был похоронен богатый вождь, примерно тридцати лет от роду (захоронение датировали 300 годом нашей эры). Множество ритуальных предметов сопровождало усопшего в мир иной. Здесь были керамические сосуды, изделия из меди, серебра и золота. Покойник лежал в деревянном гробу, обитом медью. Тело было засыпано золотом, лицо закрыто маской. Золотые украшения находились на подбородке, в носу, в ушах. Медные пластины, серебряные цепи, позолоченные церемониальные приборы лежали на скелете. На ногах были медные сандалии. Две молодые женщины и трое мужчин — один из них вооружен, как охранник, — сопровождали умершего в его последнюю дорогу.
Однако не изобилие золота сделало это открытие в своем роде единственным, а то обстоятельство, что впервые южноамериканская археология нашла богатую гробницу в полной сохранности. Ее не коснулась жадная рука невежды. И в таком виде она должна храниться как документ, как эталон.
На североперуанском побережье, которое 1000 лет назад было одним из центров культуры инков, перуанские и американские ученые нашли обложенную глиной большую похоронную камеру. В ней пять скелетов, один из которых окрашен красной краской. Он принадлежал мужчине примерно 45 лет, вероятно, вождю, лицо которого закрыто золотой маской. Могила глубиной 12 метров была заполнена предметами ритуального обихода. Золото, серебро и позолоченная медь, находящиеся в могиле, весили 1,2 тонны.
Слева вверху: модель похоронной процессии — подушка, к которой пришиты фигурки из дерева (1). Она найдена в могильнике в Сикане. «Занавес времени» из Чити (2) изображает человеческую фигуру, помещенную внутри кольца «небесной змеи». Внизу — два примера ковки золота: маска мумии (3) и сосуд с двумя носиками (4).
Особенный интерес вызвали церемониальные перчатки с длинными отворотами, сделанные из золота, и плащ-накидка, на которую было нашито 2000 золотых пластинок. Многие золотые части одежды были подвешены так, что в движении могли колебаться, звенеть и сверкать. Нетрудно представить, какое зачаровывающее впечатление на своих подданных производил вождь в таком убранстве. Но что действительно достойно нашего удивления, так это тогдашнее развитие промышленности, занятой обработкой золота, цветных металлов и выделкой керамики.
Центром этой индустрии был городской поселок Чанчан, он распростерся на площади 20 квадратных километров и занимал первое место по размерам среди поселений древней Южной Америки. Общество государства было строго иерархически расчленено. Это касалось и промышленных кадров и способствовало технологическому раздроблению производства. В результате возникли индустриальные методы массового изготовления керамических изделий: посуду лепили в постоянных формах. Такой «дробной» технологией пользуемся и мы, когда речь идет о серийном производстве продукции. И придумано это было за 500 лет до гибели империи инков, за 1000 лет до наших дней.
Г. Шаров. По материалам журнала «Бильд дер Виссеншафт» (Германия).
Источник - «Наука и жизнь» № 6, 2000, стр. 118-123