Новый Свет
Каравеллы остановились перед низким, плоским островом, в несколько миль в окружности. Когда настало утро 12 октября, Колумб, в пурпурной одежде и со знаменем, сошел на берег; за ним следовали Мартин Алонсо и Винцент Янес Пинсоны, каждый с флагом своего судна. Колумб первым ступил на землю, опустился на колени и, в избытке чувств поцеловав землю, в горячей молитве благодарил Всевышнего за оказанную ему милость. Затем Колумб — а с этой минуты уже дон Кристобаль Колон[6], адмирал и вице-король,— обнажил шпагу, развернул знамя с вышитым зеленым шелком крестом и с начальными буквами имен испанского монарха и громко сказал: «Всемогущий вечный Бог, создавший словом своим небо и землю и море! Да будет славно Имя Твое! Хвала Тебе, что Ты удостоил раба Твоего возвестить и славить Имя Твое в этой новой части света!» Затем он торжественно вступил во владение островом именем Кастильской короны, дав ему знаменательное название Сан-Сальвадор (Спаситель), но называемым туземцами Гуанахани.
От своих спутников Колумб потребовал клятвы в повиновении ему как адмиралу и вице-королю. В порыве восторга они бросились перед ним на колени, целовали его руки и одежду и просили забыть их прежнее недоверие и неповиновение.
Вокруг пришельцев собрались толпы туземцев. То были стройные, почти нагие, татуированные дети природы, добродушные индейцы; они восхищались пестрыми бусами, колокольчиками, лентами и другими безделушками, которыми их щедро наделяли пришельцы. С изумлением смотрели туземцы на этих как бы сошедших с неба детей солнца и по целым часам следили за ними, в ожидании, что они снова вознесутся на небо. Более смелые дотрагивались до странных существ, а некоторые неосторожно хватались за обнаженные шпаги и обрезывали себе руки: они не знали железа, и острия их копий и стрел были снабжены только рыбьими зубами и костями.
Европейских злаков индейцы не знали, но на полях рос маис, дававший каждые три месяца богатейшую жатву. Однако главную пищу их составляло растение кассава; из клубней ее делалась мука, а из муки тонкие, очень вкусные и питательные лепешки. Батат и прекрасные лесные плоды, между прочим ананасы, вполне заменяли индейцам мясную пищу. Жилища их представляли собой тростниковые шалаши, покрытые пальмовыми листьями. Трением двух кусков дерева они умели добывать огонь и с помощью его плавили золото, выделывая из него разные фигурки. Своими каменными топорами они срубали деревья, а ножами из раковин искусно делали мебель и украшения для своих касиков (князей) и идолов. Из толстых деревьев, рубка которых каменными топорами требовала изумительного терпения, они делали лодки, выжигая их середину. Суда эти ходили без парусов, но при восьми гребцах с такой быстротой, что испанские лодки не могли бы угнаться за ними даже с двенадцатью гребцами. Волны и ветер нередко опрокидывали эти лодки, но с детства привычные к морю индейцы, плывя около них, вычерпывали воду тыквенными чашками и затем продолжали путь.
Индейцы — Колумб назвал их этим именем, думая, что пристал к берегам Индии,— не знали Бога. Они обоготворяли солнце и луну, Йокауна и Мамона, и каждый остров, каждая деревня имели свое собственное божество, идолов из дерева, камня, глины или золота, с хвостами или с рогами, которым индейцы молились о дожде, погоде, выздоровлении и проч.; гневу этих божеств приписывались ужасные бури и ураганы, иногда свирепствующие на вест-индских островах. Когда испанцы, ставя на возвышении крест, преклонялись перед ним или вообще совершали какие-либо церковные обряды, индейцы старались подражать им во всем. Они охотно крестились, то есть позволяли мочить себе головы водой, потому что это не причиняло им никакого вреда, но при этом продолжали соблюдать свои языческие обряды. При погребении покойников они ставили в могилу хлеб и воду, а тела касиков обматывали шерстяными материями и помещали в склепы в сидячем положении, обвесив их золотыми вещами. Души умерших, по их верованию, ходили в пустыню Сорайя, где владычествовал Гуавава, касик царства мертвых. Ночью он позволял душам бродить по земле и добывать себе плоды мамен (род абрикоса); живые люди не касались их, чтобы тени не испытывали голода. Индейцы боялись этих теней и ночью не выходили из своих хижин.
Касики держали народ в полном повиновении. Им принадлежала вся земля и весь сбор с нее, но зато они обязаны были заботиться об удовлетворении всех потребностей своих подданных. При их маленьких дворах соблюдался строгий этикет: они мыли руки перед едой, обтирали себя благовониями и т. п.; с Колумбом они держали себя с большим достоинством. Они же были и верховными жрецами, и божества открывали им свои тайны; прочие жрецы вместе с тем были и врачами, знавшими целебные растения. В глазах этих людей скупость считалась величайшим пороком, а воровство — величайшим преступлением.
Молодежь и старики развлекались пляской и игрой в мяч, и каждая деревня на этих островах (Больших и Малых Антильских) имела свою особую приспособленную для игры площадь.
Такова была жизнь этих беззаботных детей природы, пока знакомство с суровыми европейцами не привело их к быстрому вымиранию.
Двое суток провел Колумб на гостеприимном острове Гуанахани. Множество островов, видневшихся со всех сторон, манили его к себе, и он не знал, куда сначала направить свой путь. Наконец он решил направиться к югу, так как индейцы показывали, что там находятся большие земли и есть золото.
Предполагая на основании своих карт, что Чипанго также находится в той стороне, Колумб решил отыскать главный город этой страны, Куинсей, и передать великому хану письмо своих государей. С Гуанахани Колумб захватил с собой семерых индейцев, которые должны были указывать путь и служить переводчиками. Эскадра проплыла мимо целого ряда островков, и Колумб выходил на них в знак того, что вступал во владение ими; каждому из них он давал названия (Зачатия, Фердинанда, Изабеллы и т. д.), позже замененные другими.
Между тем дождливое время кончилось, и перед европейцами во всей своей красе развернулась роскошная растительность страны. Прекрасные плодовые деревья нередко росли так близко к берегу, что плоды их можно было снимать с палубы. Казалось, в этой чудной стране царит вечная весна. Над каравеллами с криком пролетали большие стаи пестрых попугаев. Добродушные индейцы доверчиво помогали удивительным «детям солнца» запасаться водой и приносили им самые редкие цветы и лучшие плоды. Колумб с восторгом описывает эти местности, причем иногда воображение увлекало его за пределы возможного; так однажды он видел даже несколько сирен. «Хотя у них и человеческое лицо,— пишет он,— но они не так красивы, как обыкновенно думают». Вероятно, то были тюлени.
Вечером 27 октября Колумб пристал к Кубе, высокие горы которой напомнили ему берега Сицилии. Тут он провел несколько недель для починки кораблей.
В это время изменилось мнение его о месте, где он находится: высокие горы и большие реки вызвали в нем предположение, что он не на острове Чипанго, а на азиатском материке, вероятно, милях в 100 от приморского города Зайтун (Гчанчу, напротив острова Формозы[7]).
Туземцы рассказывали ему о каком-то большом городе внутри Кубы, в четырехдневном расстоянии от берега. Колумб отправил туда посольство, среди которого находился крещеный еврей, говоривший по-еврейски, по- халдейски и немного по-аравийски. Но посольство нашло только большую деревню. Еврея там никто не понимал, и пришлось снова обратиться к переводчикам с Гуанахани. Вокруг европейцев снова все время толпились туземцы, осматривая и ощупывая их. Тут впервые европейцы заметили один очень странный обычай туземцев: индейцы завертывали какую-то траву в сухой лист, зажигали эту трубочку с одного конца, а с другого втягивали в себя дым, выдыхая его затем. Такие трубочки индейцы называли табакос.
Узнав от индейцев много чудесного об острове Бабе- гуэ, Колумб решил отыскать его. Он направился вдоль берега Кубы и 5 декабря очутился против мыса Святого Николая острова Гаити. На этом острове его поразили прелестные луга, напомнившие ему Андалусию, и потому он назвал остров Эспаньолой, то есть Малой Испанией.
Но с этого времени у Колумба начался ряд неудач. Мартин'Алонсо Пинсон предпочел отправиться на самостоятельные открытия и решил покинуть адмиральский корабль. 21 ноября каравелла его исчезла. Между тем при приближении чужеземцев к островам столбы огня и дыма возвещали, что жители островов поджигают свои хижины и скрываются в леса; индейцы начали жестоко мстить за своих соплеменников, доверчиво приехавших на корабль и задержанных там Колумбом с целью отправки их в Испанию.
Но мало-помалу Колумбу удалось вернуть доверие туземцев. Так, он щедро одарил одеждой попавшуюся ему женщину, красивый наряд которой привел в восхищение ее соплеменников. Вслед за тем и касик Гуаканагари приехал на судно Колумба. Он держал себя с большим достоинством и вскоре неожиданно оказал европейцам большую услугу.
Во время плавания около Эспаньолы, после двух бессонных ночей, в рождественский сочельник, Колумб лег отдохнуть. Вблизи берегов он никогда не выпускал руля из рук или же постоянно следил за рулевым. Случилось, что ленивый матрос поручил руль юнге, и вот в полночь адмирал проснулся от сильного удара: «Санта Мария» села на мель и, несмотря ни на какие усилия, не снималась с нее. Срубили мачту, но киль глубоко врезался в песок, и волны заливали судно со всех сторон. На помощь подошла «Нинья», и Колумб поспешил на берег, чтобы известить касика о случившемся. Последний принял такое живое участие в постигшем его белых друзей горе, что заплакал такими горькими слезами, как будто с ним самим случилось это несчастье. По знаку его явились его подданные и принялись помогать европейцам так усердно и честно, что с судна не пропало даже гвоздя. Когда затем касик посетил Колумба, адмирал подарил ему рубашку и пару перчаток, чем привел дикаря в поистине детский восторг.
Узнав, что в окрестностях Эспаньолы находится много золота, испанцы поспешили завести с туземцами выгодную меновую торговлю. Касики являлись перед Колумбом не иначе как в золотых коронах и украшениях, и адмирал в душе благодарил Бога, что потерпел крушение именно в этом месте. Пускаться на дальнейшие открытия с одной каравеллой было немыслимо, и у Колумба зародилась мысль основать на этом острове колонию, потому что «Нинья» не могла бы захватить всех людей экипажа.
И вот из спасенных обломков «Санта Марии» адмирал построил небольшое укрепление с палисадами и башней, назвав его Навидад (Рождество), а когда Колумб стал набирать из экипажа поселенцев, то все пожелали остаться в этой благодатной стране, рассчитывая на привольную и беззаботную жизнь. Выбрав 40 человек, в том числе врача и оружейника, Колумб снабдил их оружием, порохом, запасом сухарей, семенами и меновым товаром, рассчитывая получить за них в следующий приезд по крайней мере бочку с золотом. Маленький маневр при пушечных залпах должен был внушить индейцам уважение к европейскому оружию, в чем, впрочем, едва ли была надобность, потому что туземцы отличались миролюбием и, кроме того, им было обещано обратить это оружие против их врагов, коварных караибов, живших на юго-западе Эспаньолы.
4 января 1493 года Колумб торжественно простился с касиком и поселенцами и отплыл на «Нинье» из Гаити. Он опасался, что Пинсон опередит его и первый доставит в Европу известие об открытии новой страны, но каравеллы встретились уже 6 января.
Пинсон тоже наменял много золота, был на Гаити и узнал о другом богатом золотом острове, Ямайе (Ямайка) . Но важнее всего было привезенное им известие, что на десятидневном расстоянии от Ямайки находится материк (Юкатан), где живут люди, носящие платье. Однако Колумб не обратил внимания на это известие и скрыл свою досаду из-за самовольной отлучки Пинсона.
16 января обе каравеллы пустились в обратное плавание, но перед тем матросы поссорились с индейцами- караибами, причем была пролита кровь, первая, которой европейцы обагрили Новый Свет.
Атлантический океан, столь тихий во время пути в Америку, казалось, теперь хотел показать, как небезопасно плавать по нему. 14 февраля страшная буря, продолжавшаяся несколько дней, разлучила суда. На адмиральском судне давались торжественные обеты, но буря не унималась, и Колумб начинал опасаться, что великую тайну открытия поглотит океан. Описав на пергаменте историю своих открытий, он запечатал сверток, сделав на нем надпись, что нашедшему будет дано 1000 дукатов, если он доставит его нераспечатанным к испанскому двору, завернул в клеенку и, положив в бочку, тайно выбросил ее в море. Кроме того, он точно так же заделал копию с этого описания и прикрепил бочонок к самому судну, в надежде, что в случае крушения судна бочку прибьет к берегу.
Наконец небо прояснилось, а на следующее утро показалась земля. То был один из Азорских островов, Санта Мария. Экипаж приветствовал Старый Свет такими же криками радости, как и Гуанахани, но португальский наместник встретил измученный экипаж не так гостеприимно, как индейцы. Он захватил матросов, молившихся в часовне, и Колумб уже думал, что ему придется продолжать плавание только с тремя матросами, оставшимися на каравелле, но наконец ему удалось убедить португальца, что корабль его приехал не с африканского берега, после чего тот освободил экипаж и снабдил его водой и съестными припасами.
У берегов Португалии ужасная буря опять грозила гибелью судам, и Колумб ради спасения каравеллы и жизни экипажа заехал в устье Тахо и в понедельник 4 марта бросил якорь при Растелло.
Первым посетил его корабль Бартоломе Диаш, а несколько дней спустя Колумб получил от короля Жуана II письмо с приглашением явиться в Вальпараисо, летний королевский замок близ Лиссабона.
Со времени первой встречи его с Жуаном прошло несколько лет, и королю приходилось теперь досадовать на то, что он так легкомысленно упустил случай воспользоваться услугами этого замечательного человека.
Но, как тонкий дипломат, Жуан скрыл свои чувства и только вежливо и снисходительно осведомился — не открыл ли Колумб более близкий, нежели его моряки, путь в Индию. Колумб успокоил его, и благородный король с негодованием отверг предложенный его приближенными план — намеренно вовлечь Колумба в ссору и, убив его, таким образом схоронить его тайну.
Жуан отпустил его с богатыми дарами, и уже 15 марта около полудня Колумб стал на якорь в Палосской гавани, пробыв в плавании семь с половиной месяцев.
В Палосе корабль встретили пушечными залпами и колокольным звоном. Почти у каждого жителя этого города был среди спутников Колумба родственник или знакомый. И вот, окруженный ликующей толпой, адмирал торжественно вступил в город, где еще так недавно просил для своего сына хлеба и воды. Экипаж каравеллы с Колумбом во главе прошел в маленькую церковь городка возблагодарить того, который благополучно довел их до Нового Света и обратно на родину.
Вечером в гавань вошло другое судно, прибытие которого едва было замечено. То была «Пинта» Мартина Алонсо Пинсона. Разлучившая ее с адмиралом буря принесла ее к скалистому берегу Галиции, где Пинсон бросил якорь у Байонны и известил короля и королеву об открытии. Но последние получили уже извещение от Колумба и приказали Пинсону явиться ко двору в свите своего адмирала. Этот немилостивый ответ короля сломил больного уже Пинсона, и он скончался через несколько дней после возвращения в Палос. Потомки Пинсонов и поныне живут в Палосе, Карл V в 1519 году возвел весь род Пинсонов в дворянское достоинство.
В середине апреля Колумб прибыл в Барселону. Впереди шло шесть татуированных индейцев в национальных одеждах. За ними матросы несли разноцветных попугаев, растения и животных Нового Света, золото, частью в виде грубых индейских украшений, чаще в песке и самородках. Шествие замыкал сияющий от счастья Колумб, окруженный блестящей свитой из испанских вельмож, смотревших теперь на него как на равного им. Несметные толпы народа наполняли улицы. Любопытные теснились в окнах и на балконах, и по всему городу раздавался колокольный звон, как будто победоносное войско возвращалось с поля сражения.
На площади был выстроен большой помост, где восседавшие со своим сыном Хуаном монархи приняли того, кто к стопам их повергал Новый Свет. Фердинанд сидел бледный, еще не оправившийся от раны, нанесенной ему каким-то сумасшедшим стариком; на глазах Изабеллы блестели слезы благодарности за дарованное ей Богом счастье. Когда Колумб подошел, оба монарха встали со своих мест и протянули ему руку для поцелуя. Он преклонил колени, но Фердинанд поднял его и посадил перед собой, оказав ему этим самую высокую честь, какой когда-либо удостаивался кто-нибудь в Испании. Колумб красноречиво описал опасности своего плавания, богатство и красоту открытых им стран, и, когда он кончил, весь двор и все присутствующие стали на колени и из уст придворного духовенства раздалось «Те Deum laudamus»[8].
Весть об этих великих открытиях с быстротой молнии облетела всю Европу. Генуя гордилась таким сыном, о котором говорил весь свет, а в самой Испании разгорелась настоящая мания открытий. Колумб не скупился на обещания, и горячим испанцам теперь всюду грезились груды золота и праздная, полная наслаждений жизнь.
До сих пор страсть к отважным приключениям находила себе исход в борьбе с^ маврами. Теперь же, после изгнания мавров, испанцам открылось новое широкое, почти безграничное поприще в далеких странах за океаном. При этом народ, изгнавший из своей земли исконного врага христианства, считал себя как бы предопределенным к распространению веры Христовой среди языческих народов. Сам Колумб, набожный от природы, лелеял в душе план добыть в богатых золотом странах средства для нового крестового похода, чтобы наконец вырвать из рук неверных Святую Землю. Утвержденный во всех своих почетных званиях и правах, Колумб деятельно занялся снаряжением второй большой экспедиции.
[6] Так произносят имя великого мореплавателя в Испании.
[7] Португальское название острова Тайвань
[8] «Те Deum laudamus» — «Тебя, Бога, хвалим» (лат.). Католическое песнопение для праздничных дней или торжественных событий.