У истоков перуанской истории
Страна детей Солнца
У ИСТОКОВ ПЕРУАНСКОЙ ИСТОРИИ
Удивительное разнообразие природы. — Центры древней культуры и земледелия. — Образование государства инков. — Сын Солнца и дочь Луны — предки инков. — Тауантинсуйу — государство четырех объединенных стран
Что же это была за страна — Перу, в чьи ворота уже стучались закованные в доспехи завоеватели?
Природные условия здесь были необыкновенно разнообразны. Вдоль океана тянулась длинная узкая полоса побережья, где влажные тропические леса сменялись засушливыми пустынными районами. За нею поднимался к облакам грандиозный горный хребет — Анды. В этих горах на высоте от трех до пяти тысяч метров находились прохладные, похожие на степь, плато — высокогорные равнины, над которыми высились покрытые вечными снегами горные вершины и огромные вулканы, долгое время считавшиеся самыми высокими в мире. Высокогорные равнины и склоны гор были изрезаны глубокими ущельями и речными долинами, образующими небольшие изолированные области.
Нельзя, конечно, утверждать, что здесь имелись столь же благоприятные условия для возникновения экономически процветающих и политически централизованных обществ, как это было, например, в древней Мессопотамии, в Египте, Индии и Китае, где цивилизация начала развиваться в плодородных долинах больших рек — там люди должны были объединиться, чтобы совместно организовать орошение полей.
В этой части Южноамериканского континента столь благоприятных условий для развития цивилизации не было. Один историк утверждал даже, что все здесь было плохо, за исключением людей.
И все же в этих, далеко не лучших условиях в срединной области Анд уже в третьем или четвертом тысячелетии до нашей эры появился один из центров древнего орошаемого земледелия. Здесь человек начал приручать животных, научился плавить руду и получать бронзу, создал свои государства. Второй центр древнего земледелия возник в центральных и южных районах Чили, где обитали арауканцы и другие индейские племена, третья культурная область была образована племенами чибча (муиски) на территории теперешней Колумбии. На всех этих необозримых пространствах — на берегах океана и в горных районах — возникали сменявшие друг друга древние культуры. Итак, история государства инков в Перу уходит своими корнями в глубокую древность, и дети Солнца — инки — многое переняли у более ранних, высокоразвитых цивилизаций.
Древние перуанцы были трудолюбивыми земледельцами. Они отвоевывали свои земли у пустынь и каменистых гор, прокладывали оросительные каналы среди голых равнин побережья и создавали террасы на горных склонах. Они выращивали кукурузу, картофель, бобы, маниоку, арахис, батат, тыкву, хлопок, приручали собак, лам и альпака, строили города и храмы, изготовляли из бронзы оружие и орудия труда.
В этих областях найдены мумии, относящиеся к X веку до нашей эры, а это свидетельствует о том, что местные племена достигли в ту эпоху более высокого уровня развития, чем народы Северной Европы.
В первые века нашей эры — в эпоху древнего Рима — получила развитие культура тиауанаку, распространившаяся в некоторых районах нынешней Боливии и почти по всему Перу. Классические памятники этой культуры сохранились в окрестностях озера Титикака, где уже тогда обитали племена народности аймара.
Один из прекраснейших памятников тиауанаку — так называемые «Ворота солнца» — гигантский монолитный портал, украшенный фигурами человекоподобных существ — Солнца или Виракочи в обрамлении солнечных лучей, высотою в три и шириною почти в четыре метра. Тут же, невдалеке, сохранились и другие постройки из огромных обтесанных каменных глыб весом в сто и более тонн. Их доставляли за несколько километров. Только хорошо организованные массы людей могли проделать такую работу.
Одной из наиболее замечательных культур была так называемая культура мочики, получившая развитие на севере Перу, у океанского побережья. Там было создано государство Чиму со столицей Чанчан, которую называли потом «Венецией Нового Света» (неподалеку от нынешнего Трухильо). Каналы делили этот город на правильные четырехугольники, здания были украшены барельефами и фресками, умелые ремесленники изготовляли в своих мастерских медные, золотые и серебряные предметы. Племена мочики создали широкую сеть оросительных каналов и выращивали различные культурные растения. В государстве Чиму были отличные дороги и богато украшенные храмы.
В эпоху, когда государство Чиму переживало свой расцвет, центральная гористая часть Перу, где обитали племена кечуа, являлась далекой дикой окраиной. Однако в XIV столетии именно здесь, в обширной долине, расположенной в горах, на высоте трех с половиной тысяч метров, образовалось могущественное государство инков. Сто лет спустя ему было суждено покорить все расположенные в Андах страны.
Ядром государства была территория племени инков (одно из племен народности кечуа), а центром — город Куско (что на языке кечуа означает пуп), основанный, видимо, в первой половине XIV века.
О происхождении инков, причем о божественном их происхождении, рассказывают многие легенды.
В незапамятные времена на земле Перу обитали дикие племена, непрестанно воевавшие между собой и жившие в нищете и невежестве. Многие столетия продолжались их распри, пока на берегу Титикака не появились однажды прекрасные мужчина и женщина, называвшие себя детьми Солнца. Это были сын Солнца инка Манко Капак и дочь Луны Мама Ойльо, брат и сестра и в то же время — муж и жена, первые правители государства инков.
Бог солнца дал им в дорогу золотой жезл и послал их на север, в страну пастухов. Жезл укажет им место, где они должны поселиться и основать свое государство. В каждой долине инка Манко вонзал свой жезл в землю, и каждый раз под слоем земли оказывалась скала. Долго шел он на север и наконец достиг долины Куско. И только дотронулся он жезлом до земли, как тот сразу же глубоко ушел в плодородную почву. Инка Манко Капак призвал с севера пастушьи племена, Мама Ойльо вызвала другие племена с юга, и оба они объединили враждовавших до сих пор людей, основали столицу Куско и в центре ее возвели храм бога Солнца.
Инка Виракоча (из хроники Помы де Айялы)
Манко Капак обучил мужчин возделывать и орошать землю, строить здания, обрабатывать металл, обучил их различным ремеслам, Мама Ойльо наудила женщин прясть и ткать. Дети Солнца принесли диким племенам законы и религию и, прежде чем снова вернуться в небесные края к своему отцу, постановили, что править в Перу будут их потомки — инки (инка — правитель, государь, господин), унаследовавшие божественное происхождение. Следующие властители продолжали начатое дело и расширили границы государства на севере, юге и востоке. Инки повсюду запрещали человеческие жертвоприношения и вводили культ Солнца, почитая также и Луну и другие небесные светила. Правители обучали своих подданных самым совершенным методам земледелия и орошения, а наиболее выдающимся людям присваивали имя инка.
Эти легенды следует понимать так: инки — могущественное племя, принадлежавшее к языковой группе кечуа, — подчинили себе другие племена и создали большое государство. Победители образовали господствующий класс, который, заботясь о чистоте своей крови, не смешался с завоеванными племенами, а образовал особую касту, замкнутое сословие. Во главе его находился верховный вождь племени инков, принявший титул сапа инка и правивший всеми завоеванными странами и народами.
Инки говорили на языке кечуа и называли его рунасими (языком людей). Есть сведения, что в некоторых случаях инки говорили на своем особом, тайном языке, непонятном для других племен. Во всяком случае, племя инков находилось в близких родственных отношениях с другими племенами языковой группы кечуа, потому что именно эти племена занимали привилегированное положение по сравнению с другими. Они так же, как и сами инки, не платили налогов и были освобождены от принудительных работ — барщины.
В легендах упоминается более десяти правителей — сапа инков. Мифического Манко Капака сменил Синчи Рока (это имя означает — вождь, избранный для ведения войны). Затем правил Льоке Юпанки («одаренный всеми добродетелями»), потом Маита Капак, Инка Рока и Ягуар Уакак. Больше всего достоверных сведений сохранилось о последних инках, правивших перед испанским завоеванием. Виракоча правил в начале XV столетия, после него Пачакути Юпанки (1438—1471), Тупак Юпанки (1471—1493), Уайна Капак (1493—1525), Уас-кар (1525—1532) и Атауальпа (1525—1533).
Расширение границ государства инков.
1 — Пачакути (1438—1468); 2 — Пачакути и
Тупак Юпанки (1468—1471); 3 — Тупак Юпанки
(1471—1493); 4 — Уайна Капак (1493—1525)
(по Б. Шаревской)
С времен Пачакути Юпанки (что значит «произведший переворот, реформатор») начались многочисленные завоевательные войны — очевидно, племена кечуа и инков заключили между собой союз.
В конце XV и в начале XVI столетий маленькое, расположенное высоко в горах государство уже захватило огромные территории и превратилось в объединение четырех союзных стран. Название «Перу» государству инков дали испанцы. До вторжения белых пришельцев сами перуанцы называли его Тауантинсуйу, что означает — четыре объединенные области.
Эти четыре объединенные страны в начале XVI века занимали территорию, включавшую Анды и побережье Тихого океана от Колумбии на севере и до центральной части Чили на юге (теперешние Эквадор, Боливия, Перу и Чили), их границы на востоке простирались до бассейна реки Амазонки, на юго-востоке — до Аргентинской низменности, приблизительно до нынешнего города Тукуман.
На этих землях проживало более ста племен, принадлежавших к различным языковым группам. Главным из них были кечуа, аймара, мочика и пукина. Племена аймара занимали почти треть территории государства инков и обитали в его южной части, на бескрайних пространствах вокруг озера Титикака. Кечуа жили в сравнительно небольшой области возле долины Куско. В северной части океанского побережья обитали племена мочика, уже ранее создавшие здесь свой племенной союз — государство Чиму. Видимо, в районе озера Титикака жили пукина. Трудно было инкам удержать вместе этот конгломерат различных народностей, хотя и Тупак Юпанки, и Уайна Капак проделали огромную работу по объединению и укреплению государства.
Инкам так и не удалось по-настоящему укрепиться на восточных склонах Анд и подчинить себе племена, обитавшие на равнинах к востоку от этих гор. Последний сапа инка Уайна Капак встретился со значительными трудностями, пытаясь управлять огромными территориями как единым государством. Он завершил завоевание центральной части Чили и проводил немало времени в только что покоренных северных областях, подавляя восстания местных племен. Своей второй столицей он сделал Кито. Незадолго до смерти Уайна Капак разделил государство на северные и южные провинции, управление которыми он поручил двум своим сыновьям — Уаскару и Атауальпе. Перед самым прибытием испанцев в Перу в 1531 году между ними началась братоубийственная война.