"ВЕЛИКАЯ ЭКСПАНСИЯ" И ОБРАЗОВАНИЕ ИНКСКОЙ ИМПЕРИИ
После падения крупных андских культур Тиауанаку и Уари на рубеже XI-XII вв. н.э. в Центральных Андах наступило так называемое смутное время. Некогда единая культурно-историческая зона распалась на множество соперничавших локальных объединений. Здесь произошли широкомасштабные миграционные подвижки, с востока - из районов Амазонии и Чако - на запад и смена культурных традиций. Наиболее активными заявили себя в это время политические союзы-вождества индейцев аймара - колья и лупака на берегах оз. Титикака; индейцев чанка в районе Аякучо и чинча на южном побережье Перу. На северном берегу в новых исторических условиях возродились народы - наследники культуры Мочика, создавшие государство Чимор - самое высокоразвитое в окружавшей его полиэтнической ойкумене. Наконец, к середине XIII в. в Куско и примыкавших к нему долинах в острой межплеменной борьбе за гегемонию сложились условия для выдвижения на историческую арену воинственного союза индейцев кечуа, называвших себя инками.
Детальный разбор всего того огромного круга проблем и значительной научной литературы, накопленной в зарубежной и российской латиноамериканистике по инкам хотя бы за последние 50 лет, в рамках одной главы не представляется возможным. Важнее обрисовать историю становления некоторых социальных и политических институтов из уникального опыта андских народов, взятых в их исторической преемственности и наложивших неизгладимый отпечаток на все последующее развитие Перу. Говоря словами известного перуанского мыслителя Х.К. Мариатеги, "в цивилизации инков нас более всего интересует не то, что умерло, а то, что осталось жить".
Инки - многозначный термин. В узком смысле этим этнонимом обозначался не только племенной союз, обеспечивший власть над городскими общинами Куско и его окрестностей, но и прежде всего его военная и жреческая аристократия. Она была объединена в замкнутое сословие - касту, пользовавшуюся привилегированным статусом. Термин "сапа-сапан Инка" - "Единственный Инка" стал титулом сначала поенного вождя "синчи", а затем и верховного правителя, власть которого вскоре приобрела деспотические "царские" черты. В расширительном толковании после испанского завоевания обозначение "инки" было неправомерно перенесено на все андские народы. Разумеется, тысячелетняя история обширного конгломерата народов, издревле обитавших в перуанских Андах, не может быть сведена к историческим инкам. Хотя в этом утверждении есть определенное рациональное зерно.
Как справедливо заметил видный отечественный перуанист Ю.А. Зубрицкий, "культура инков - это поистине панперуанская культура... потому что она органически включила в себя многие наиболее ценные элементы предшествующих цивилизаций и культур, создала условия для совершенствования и развития многих из них и обеспечила затем их широчайшее распространение".
Стратегически выгодное географическое положение Куско на перекрестке важнейших культурных, торговых и миграционных путей в Центральных Андах с севера на юг и с запада на восток; обилие плодородных земель и пастбищ, благоприятные климатические перемены - наступление сухого климата в конце XIV в., живые традиции наследников великих предшественниц — культур Уари и Тиауанаку -таковы немногие из известных нам, но весомых обстоятельств, обусловивших возвышение инков. Сыграло роль и изобилие освоенных к этому времени природных ресурсов, что позволило отвлечь массу людей (до 10% всего населения) от производства основных продуктов жизнеобеспечения.
Важно подчеркнуть, что всем предшествующим историческим опытом разноязычный и полиэтнический андский мир был подготовлен к объединению нового типа, которым стала поистине глобальная панандийская цивилизация, созданная инками. Постоянное наращивание материально-экономического потенциала за счет покоренных народов в процессе как мирной, так и военной экспансии стало важным фактором исторической стабильности и выживания молодого инкского государства и стратегической задачей инкской правящей элиты.
Приписываемая инкам их историческая генеалогия - так называемая "капаккуна", состоящая из перечня якобы последовательно правивших 12 инков, начиная с их легендарного родоначальника Манко Капака, многими исследователями рассматривается как легендарная. Неоднократно перелицованная, эта официальная версия должна была обеспечить "законность" властных притязаний и другие политические интересы враждующих кланов инкской династии. Как бы там ни было более или менее достоверные исторические сведения восходят к жизни и деятельности двух выдающихся завоевателей и создателей государства: это верховные правители Куси Юпанки, прозванный при жизни Пачакутеком - реформатором-преобразователем, и его сын - Тупак Юпанки, которые правили с 30-х до начала 90-х годов XV в. (условно 1437-1471 гг. и 1471-1493 гг.).
Первые военные кампании Пачакутека имели целью консолидацию власти на ближних рубежах Куско. Поворотную роль сыграла победа над могущественными и давними соперниками инков - союзом индейцев манки, долгие годы угрожавших инкам с северо-запада, из провинции Аякучо. В результате ряда кровавых столкновений чанка потерпели поражение и потеряли былую независимость. Однако побежденным были предложены почетные условия мира и отныне искусные в ратном деле воинские отряды чанка стали ударной силой в последующих завоевательных кампаниях инков.
Следующий удар был нанесен на юго-востоке по владениям былых союзников, соперничавших друг с другом союзов лупака и колья. Победа принесла инкам огромную военную добычу: тысячные стада лам и альпак, объявленных Пачакутеком "царской собственностью". Это надолго решило проблему материального обеспечения и транспортировки инкской армии. В Центральных Андах у инков отныне не было серьезных конкурентов. Обеспечив южные тылы, инкские вожди, среди них один из сыновей Пачакутека и его будущий наследник - Тупак Юпанки (Сиятельный Прославленный - инкская титулатура. - Авт.), двинулись на север вместе с армией отныне союзных с ними чанка и колья. Экспедиции прошли далеко на север и закрепились в ключевой провинции Кахамарка, откуда открывался путь на северное побережье и горы, где обитали независимые народы.
На стыке 60-70-х годов XV в. Тупак Юпанки продолжил наступление в Северные Анды, так как, но справедливому замечанию Гарсиласо де ла Веги, "только в этом направлении оставались полезные земли для завоевания". В течение ряда изнурительных военных кампаний инки дошли до Пьюры и Тумбеса, завоевали объединения индейцев кара, киту и каньяри в Эквадоре, оказавших им ожесточенный отпор. Однако именно каньяри вскоре составили личную и наиболее преданную гвардию Тупака Юпанки. Инкская экспансия остановилась на берегах реки Анкас-майу, ныне разделяющей Колумбию и Эквадор, а тогда обозначившей самую северную границу разраставшейся инкской империи.
Инкская армия, воевавшая в продолжение 30 лет с народами высокогорных долин Центральных Анд, выходит наконец на перуанское побережье и подступает к владениям своего главного соперника - мощной прибрежной "империи" Чимор, протянувшейся на 1300 км от Тумбеса на севере до нынешней Лимы на юге. На предложение Тупака Юпанки "признать власть инков или готовиться к войне" правитель Чимора великий Чиму ответил, что он "не хочет принимать новых богов и будет сражаться до конца". Здесь инки встретили самое длительное и организованное сопротивление. Чимор подвергся многолетней осаде со стороны ближних предгорий на востоке, а с юга, укрепленного мощной крепостью Парамонгой, досаждали их давние враги - индейцы юнгас. Для завершения кампании инки прибегли к испытанному методу - они перекрыли истоки ирригационных каналов в главных северных долинах р. Моче и Чикама, что спровоцировало массовый голод. Историческая столица Чан-Чан пала к ногам завоевателя. Хронисты сообщают, что инки захватили здесь в качестве военной добычи огромные запасы продовольствия и культовой утвари. Великий Чиму - Минчансаман был уведен в Куско в качестве знатного пленника, а вместе с ним и значительное число искуснейших местных ремесленников, ювелиров, ткачей, которые отныне стали обслуживать инкскую династию.
Территориальная экспансия инков осуществлялась как в военных, так и в мирных формах. Среди последних - добровольное принятие главных инкских божеств, династические браки, затяжные до двух лет осада и экономическая блокада. Политика экспансии в значительной степени зиждилась на практике союзных договоров, которые инкские правители заключали с народами, как добровольно признавшими вассальную зависимость, так и с побежденными. Пример такой практики представляет договор между Тупаком Юпанки и правителями индейцев юнгас на центральном побережье в долине р. Лурин - Куисманку и Чукиманку. Так, юнгас признали кусканского Инку "верховным господином", обязались соблюдать обычаи и законы инков, в том числе построить храм Солнца и дом для "невест Солнца", принять военные гарнизоны. В обмен Инка обязался сохранить за местными вождями, "как родственниками и союзниками", их владения, почитать местного оракула - Римака и поддерживать щедрыми подношениями общеандийское святилище могущественного бога Пачакамака. Куисманку провозглашался другом-союзником Куско, помучил обильные дары и различные привилегии. Непосредственным результатом этого договора стало активное участие воинских отрядов юнгас в осаде южных границ Чимора. На таких же условиях побежденные чанка, уанка, колья и каньяри на всех андских широтах принимали участие в последующих военных захватах инков, увеличивая их всё возрастающий военный потенциал.
Практика союзных договоров, столь широко применявшаяся инками, возможно, объясняет тот динамизм, с которым было создано огромное инкское государство за неполных 100 лет, хотя в долговременной перспективе союзные отношения под воздействием региональных центробежных интересов столь же быстро распадались. Об этом говорят неоднократные попытки тех же чанка, колья и многих других вернуть былую независимость, на что Пачакутек и Тупак Юпанки отвечали кровавыми карательными экспедициями. Внутренняя непрочность инкской империи даст о себе знать с новой силой каких-нибудь полвека спустя, когда на андских землях появятся новые - на этот раз испанские - завоеватели.
Пачакутек вошел в инкскую историю как не только воин, но и законодатель, мыслитель, строитель и государственный деятель. Память о его деяниях сохранилась в устной традиции инкских хронистов-амаутов. Среди таких памятных событий - полная перестройка Куско как панандийской столицы. Новое Куско было воссоздано по заранее подготовленному проекту в виде глиняной копии, регулярная застройка состояла из 15 кварталов каменных зданий, разделенных мощеными улицами, 2 каменных водоводов с пресной водой, на окрестных холмах располагалась система обширных продовольственных складов-колькас. В центре размещалась огромная площадь, одна часть которой - Аукайната - предназначалась для народных торжеств, другая - Кусипата - для военных парадов. От этой площади расходились четыре дороги в разные стороны света. Сердцем Куско стал величественный Храм Солнца; заложены были также дворцы-резиденции Пачакутека, астрономические сооружения, "ачауаси" - школы для знатной молодежи, наконец, в окрестностях города мощный фундамент крепости Саксауаман. Именно ко времени Пачакутека восходит представление о государстве инков как о целой вселенной - Тауантинсуйу, стране четырех сторон света. Пачакутек пытался создать унифицированную историю инков, провел реформу календаря, обычного права и религиозной системы, установив культ Творца мира - Кон-Тики-Виракочи, покровителя инкской аристократии.
В начале 70-х годов XV в. по смерти Пачакутека Тупак Юпанки, этот Александр Македонский Анд, становится Сапа Инкой. Именно при нем границы инкской империи достигли своих пределов. Возраставшие потребности государства нуждались в постоянном притоке все новых и новых экономических ресурсов - за счет захвата добычи, взимания дани, прямого подчинения народов, владевших запасами плодородных земель и драгоценных металлов.
Первая военная кампания нового Инки была направлена на приведение к покорности попытавшихся было откупиться народов, живших в бассейне оз. Титикака. Перейдя реки Десагуадеро, инки углубляются затем на восток и овладевают еще неосвоенным массивом плодородных земель в долинах современной провинции Кочабамбы. Далее началось проникновение на земли к югу от боливийского альтиплано. В результате в основном мирной колонизации с помощью переселенческих колоний осваиваются горные районы на западе современной Аргентины, ставшие важнейшими поставщиками металлов и многих технических (хлопок) и зерновых культур. Об этом свидетельствуют остатки построенных инками дорог, ирригационных каналов, крупных продовольственных хранилищ и террасных полей, занимающих местами до двух тысяч га площади, открытых археологами. На юге объектами экспансии стали районы севера и центра Чили, оазисы в долинах рек Лоа и Сан-Педро. Здесь также активно разрабатывались месторождения золота, серебра, меди и свинца. По свидетельству хрониста Сьесы де Леона, на всех рудниках инки добывали в отдельные годы до 570 т серебра и 170 т золота. Сопротивление воинственных арауканов не позволило инкам углубиться далее реки Мауле, которая и стала южной границей обширной инкской державы.
Расширяя границы своих владений инки использовали древние караванные пути сообщения, захватывали старые центры товарообмена, создавали новые - такие как Вилькас, Инкальяхта, Тастиль, Пукара, с тем, чтобы полностью контролировать всю систему перераспределения товаров и продуктов на региональном уровне. Это делалось во имя укрепления экономики присоединенных областей, вместе с тем инки стимулировали развитие аграрной технологии и обработки металлов, интеграционные процессы во всех областях жизни и культуры покоренных народов, выводя их на качественно более высокий уровень общественного развития.
В начале 90-х годов XV в. (условно 1493 г. - Авт.) Тупак Юпанки умирает, оставив после себя поистине необъятную державу, созданную за неполных 60 лет. Между тем 1492-1493 гг. обозначили поворотный момент европейской истории, когда по другую сторону Атлантики Испания готовилась начать заокеанскую экспансию, а великий мореплаватель Христофор Колумб совершил первое плавание, проложив путь к берегам "нового" для Европы континента - Америки. Для государства инков, находившихся в зените своей славы, судьба отмерила каких-то 40 лет независимого существования.
С 1493 г. власть в государстве вручается одному из сыновей Тупака Юпанки - юному Уайна «Знаку {его титул так и звучит - молодой правитель. - Авт.), после напряженной дворцовой борьбы между различными претендентами из инкской династии. Огромные размеры Тауантинсуйу, протяженностью с севера на юг более 5 тыс. км и площадью около 1 млн кв.км, требовали от молодого Инки особых усилий по консолидации власти, наведению порядка во внутренней жизни его народов и охраны протяженных границ.