Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Общество. Принцип дуализма

Луи Боден ::: Инки. Быт. Культура. Религия

Глава 3

Среди этнических групп, составлявших народ импе­рии инков, мы можем назвать чиму, уру, кечуа (или кичуа), а также аймара, которые разговаривали на раз­личных языках.

 

ЧЕТЫРЕ ТИПА ИНДЕЙСКИХ ПЛЕМЕН

 

Трудно сказать что-либо определенное о первых трех группах. Уже описанные выше чиму были покорены ин­ками в XV веке. Руины их столицы, рисунки на керамике и тканях, найденных в захоронениях, указывают на высо­кий уровень цивилизации этого народа.

Уру, вероятнее всего, один из последних долихоце­фальных (длинноголовых) народов южноамериканского континента, похоже, очень древнего происхождения. Если судить по их методам ловли рыбы, то можно пред­положить, что они пришли из района Амазонии. Тотора, высокий тростник с озера Титикака, использовался ими для постройки лачуг и грациозных каноэ. Этот весь­ма примитивный народ живет и сейчас на берегах Десагуадеро, канала для сброса лишней воды из озера Ти­тикака. Он находится на грани вымирания. Понижение уровня воды в озере лишило его средств к существова­нию вследствие исчезновения тростника, а повышение уровня воды в 1946 году произошло слишком поздно. Но в те времена, о которых я пишу в этой книге, этот народ еще был достаточно многочислен и заселял скло­ны Анд от озера до тихоокеанского побережья.

Кечуа и аймара жили на плато и обладали схожими характеристиками. Их кожа была светло-коричневого цве­та, они были низкорослыми и коренастыми, что, вероятно, связано с жизнью на больших высотах. Исключительно белые зубы контрастировали с черными как смоль воло­сами и такими же черными щелочками глаз. Европейцы считали их уродливыми из-за большой широкой головы, широкого носа, выдающихся надбровных дуг и скул, од­нако этот народ был не лишен гордости. Его относят к монголам.

Гораздо более многочисленные кечуа составляли ос­новную массу подданных империи инков. Индейцы айма­ра, жившие в районах к югу и востоку от озера Титикака, были основателями империи тиауанако, предшествовав­шей империи инков. У них одни и те же физические и психологические характеристики, однако аймара были более примитивны и сдержанны, чем кечуа, имевшие бо­лее благородный и живой вид.

Мы описываем образ жизни именно индейцев кечуа, но были ли правители инков сами кечуа? По легенде, они принадлежали к другой расе, но этому нет никакого подтверждения. Таким образом, они, несомненно, стре­мились возвыситься над другими, но об этом мы пого­ворим позже, когда речь пойдет о фундаменталистском дуализме.

 

ЗНАТЬ И ПРОСТОЙ НАРОД

 

Первое подразделение людей на категории было, веро­ятно, весьма простым, чему в истории имеется множество примеров: победители и побежденные, правители и под­данные. Однако в Перу с учетом неординарности нацио­нального характера такое разделение постепенно пришло к одной модели. Формирование связей между двумя клас­сами основывалось скорее на логике, чем на силе, и меж­ду ними не было никаких непреодолимых барьеров. По­этому ее нельзя сравнить с кастовой системой, и мы будем говорить здесь о знати и простых людях.

Такой дуализм распространялся на все сферы без исключения: как на материальную, так и духовную. Как ни странно, но это касается даже прошлого. Насколько мы знаем, индейский народ был знаком лишь со свет­лыми моментами своей истории, но в то же время знать была хорошо осведомлена и о ее темных сторонах. Пос­ле восхождения на трон император выбирал несколько индейцев с хорошо натренированной памятью и назна­чал их историками своего правления. У кечуа имелось особое слово, обозначавшее этих людей, — Пакарискап Вилъя. Этим специалистам поручалось запоминать все события, зарегистрированные в веревочно-узелковых пись­мах, и составлять отчеты, предназначавшиеся только для правящего класса. Более того, Инка Пачакути, великий реформатор, о нововведениях которого мы еще много услышим, призвал в столицу индейцев, известных сво­ими знаниями о прошлом. Их рассказы были записаны на раскрашенных табличках и помещены в соответству­ющее здание возле Куско, куда вход был строго-настро­го запрещен всем непосвященным. Интересно отметить, что подобный род исследований, введенный королем, был повторен в XVI веке вице-королем Франсиско де Толедо.

Созданные таким образом императорские архивы на­ходились под строгим наблюдением кураторов и перевод­чиков.

Содержание истории, предназначавшееся для широких масс населения, определялось после смерти самодержца советом знатных людей и ученых, которые, изучив все события, произошедшие за время правления императора, решали, которые из них следует занести в историю. Рас­сказчикам и певцам предлагались темы, которые они мо­гут воспевать в своих историях и поэмах. Например, по­ражение Инки Урко в битве с племенем чанка было пре­дано забвению.

При такой ситуации трудно сказать с уверенностью, какова же была история инков в действительности. Мы все же постараемся установить последовательность ди­настий, несмотря на все опущения и искажения, сделанные местными историками преднамеренно или слу­чайно, невзирая на ошибки и искажения летописцев. Чтобы представить себе жизнь индейца, надо знать, как он сам описывал свое прошлое, когда высокое положе­ние в обществе позволяло ему знать все подробности.

 

РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ИНКОВ

 

Официальная история начинается с первого Манко Капака, который, как говорят, поселился в долине Кус­ко. В действительности он вытеснил тамошних обита­телей, однако названия их тотемов нашли свое отра­жение в различных частях растущего города, например: квартал колибри, квартал ткачей, табачный квартал, а также смешанные кварталы. Правитель жил в храме Солнца, который впоследствии стал относиться к ниж­ней части города (хурин), что обеспечило ей приоритет­ное положение.

Манко Капак — это мифологическое имя, относяще­еся ко всей династии, а не к одному человеку. По ин­дейской хронологии за ним последовал Синчи Рока, о котором мы можем сказать то же самое, поскольку сло­во «Синчи» означает предводителя, выбранного для ве­дения войны. Необходимость единого командования бы­ла основной причиной единения разрозненных племен. Людям гораздо проще понять призыв «против», чем «за». Группирование древних сообществ, то есть айлью, осно­вывалось на насущной необходимости самообороны. В результате появились лидеры, которые захватили всю полноту власти и объединились в этой категории. На смену Манко Капаку, возглавившему ограниченное со­общество или племя, приходит Синчи Рока, который стоит уже во главе целой конфедерации племен.

Лидер обычно выбирался общим решением. Подтвер­ждением этому служит свидетельство историков о том, что старший сын Синчи Рока не унаследовал титул отца. Отсюда можно предположить, что власть не переходила автоматически по наследству к детям правителя.

 

МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ ЕГО СРЕДА

 

В эпоху Синчи покоренная территория состояла только из нескольких долин возле Куско, а к югу не доходила даже до хребта Вильканьота.

На смену Синчи Рока пришел Льоке Юпанки, кото­рый, похоже, был сильной личностью и настолько выдающимся человеком, что его следует выделить среди предшественников и последователей. Он был миролюбивым правителем и сохранял конфедерацию с помощью целой серии союзов. Вместе с этим ему пришлось вести несколь­ко войн, командовать войсками Льоке Юпанки поручил своему сыну. В итоге можно сказать, что его правление было скорее временем консолидации, чем экспансии, о чем мы узнаем позже.

Майта Капак, четвертый сын Льоке Юпанки, был, несмотря на свою молодость, прирожденным воином. Родившись недоношенным, он все же обладал большой силой. Льоке Юпанки разбил федерацию алькабисов, покорил Кольяо, достиг берегов озера Титикака и пе­реправился через него на каноэ. На западе впервые во­ины с высокогорного плато спустились по склонам Анд и достигли Арекипы.

Каким образом Капак Юпанки пришел к власти, оста­ется загадкой. Историки считают, что он убил своих братьев или, по крайней мере, вынудил их встать на его сторону. Именно он построил огромный висячий мост через Апу-римак, открывший ему путь к новым завоеваниям. Он за­ключил союз с племенем андауайла (или анданайла), ко­торое с радостью приветствовало его. Этот процветающий народ, к своему несчастью живший по соседству с воинст­венным и сильным племенем чанка, с удовольствием при­соединился к конфедерации Куско в целях самозащиты. Благодаря другому столь же знаменитому мосту, по­строенному из тростника через Десагуадеро, приток озе­ра Титикака, армии Куско вышли на территории к югу от озера и двинулись по направлению к районам, в на­стоящее время составляющим часть Боливии, и дальше к озеру Поопо и долине Кочабамба.

Этот император стал первым великим и мудрым по­корителем народов благодаря организации транспорта, дорог и мостов, а также митимае, природу и характер которых мы опишем позже. Скажем только, что их суть состояла в перегруппировке населения в целях дальней­шего повышения благосостояния империи.

 

ДИНАСТИЯ ВЕРХНЕГО КУСКО

 

С появлением Инки Рока начался новый период в истории инков. Этот монарх принадлежал к Ханану Коско, то есть к братству Верхнего Куско. Как же про­изошло это изменение? Трудно сказать точно, посколь­ку такие драматические события при дворе, естественно, не становятся достоянием общей истории, а кураторы узелковых писем, этих действительно документальных записей, характер и назначение которых уже описыва­лись, старались не информировать испанских захват­чиков о подобных фактах. По всей видимости, в сто­лице произошла какая-то печальная семейная трагедия, в результате которой женщина, ранее описанная как наложница Капака Юпанки, впоследствии стала женой Инки Рока. Может быть, ей удалось посадить на трон Ханана Коско, отравив императора Хурина Коско, как считает отец М. де Моруа? Нам остается только дога­дываться.

Что бы ни произошло, в дальнейшем титул Инка стал относиться к правителю. В связи с тем, что он больше не мог жить в нижней части города, ему построили дво­рец в верхней части; начиная с этого первого правителя каждый новый Инка имел новое жилище. Храм Солнца теперь предназначался только для богослужений. Воз­можно, в это же время произошел раздел между граж­данскими и религиозными элементами иерархии: отде­ление Верховного жреца от императора. До этого обе должности занимал один человек.

Следуя той же логике, Инка Рока мог быть первым императором, которому пришлось увеличить и украсить город, а также создать школы, где ученые могли зани­маться своими науками.

 

МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ ЕГО СРЕДА

 

Этому предприимчивому правителю, пришедшему к власти в результате переворота, прежде всего необходимо было упрочить свою власть на собственной тер­ритории, разгромив сторонников Хурина Коско и вождей тех айлью, которые, воспользовавшись обстоятель­ствами, попытались получить независимость. Затем ему пришлось сразиться с чанка, считавшими, что пришло время разгромить своих соперников в Куско. С этой целью они в первую очередь покорили андауайла. Ин­ка Рока отогнал чанка обратно на запад и освободил андауайла, оказавшихся в опасной ситуации в буфер­ной зоне между двумя наиболее сильнейшими феде­рациями андского плато — чанка (Аякучо) и инками (Куско). Эти трудности не помешали самодержцу сде­лать церемониальную часть своей жизни еще более пыш­ной. Традиция сохранилась на долгие времена: танцы и пиры среди певцов и цветов повышали престиж этих церемоний и славу оружия, символизируя процветание и веру в будущее.

Однако уверенность в предстоящих днях вряд ли бы­ла оправданной. Конфедерация основывалась на связях, прочность которых еще не была проверена на практи­ке. В результате каких-то темных и эмоциональных рас­прей и интриг одному из сыновей Инки Рока стала уг­рожать смерть. Узнав об этом, он зарыдал, и его убий­цы с ужасом увидели, что вместо слез из его глаз капала кровь. Каким-то образом оставшемуся в живых молодому человеку удалось спастись с помощью наложницы одного из его похитителей. Добравшись до Куско, он в соответствии с обычаем стал соправителем государства вместе с императором. Его прозвали Яуар Уакак — «тот, кто плачет кровью».

Став таким путем правителем по воле судьбы, он ос­тался слабым и неспособным защитить себя. Далее на­родная история о нем умалчивает, и его смерть остает­ся загадкой. Существуют две версии. По одной — он был убит во время празднества, устроенного вождями племен, когда готовился отправиться в военную кампа­нию против колла. По этой причине хранители узелковых записей, отражающих действительные историчес­кие события, могли скрыть эти факты на допросах у ис­панцев. По другой версии, чанка атаковали инков, и в Куско, где никто такого не ожидал, воцарилась паника. Императору пришлось покинуть столицу, а его сын, на­скоро собрав войска, выступил против захватчиков и от­разил их нападение. После этого происшествия между отцом и сыном вспыхнула яростная ссора, и первому пришлось ретироваться в какое-то отдаленное место, где он и закончил свою печальную жизнь, а его сын взошел на трон под именем Виракоча.

В те времена частой смены режимов самой страшной проблемой было нашествие чанка. Эта выдающаяся кон­федерация, объединявшая индейцев района Аякучо: вилька, кангальо, уанта, уаманка и уанкавилька, — напоми­нала конфедерацию Куско. Объединенные в ней пле­мена утверждали, что тоже пришли из района озера Чоклокоча («озеро маисового уха», название связано с местной легендой). По-видимому, эти племена были бо­лее тесно связаны друг с другом, чем народности в кон­федерации инков. Их направлявшиеся на бой армии воз­главляли собственные вожди. Они были более прими­тивны и жестоки, чем их соперники, но не уступали тем в помпезности и хвастливости. Знатные люди носили вычурные одежды, сделанные из шерсти викуньи или ламы и украшенные рисунками животных или монст­ров. Но больше всего они отличались от людей Куско своими лицами и волосами. Они рисовали над глазами линии красной охрой и киноварью, которые добывались в Уанкавелике, носили шапки или тюрбаны или ходи­ли с непокрытой головой. Одни выбривали головы, дру­гие отращивали усы.

Препятствия, возникшие на их пути покорения Кус­ко, на некоторое время озадачили чанка, но не отби­ли у них стремления к победе. Благодаря своему успеху Виракоча успешно справлялся со всеми дворцовыми ин­тригами, которых было предостаточно во время его вос­хождения на трон. Обитатели Хурин Куско всегда стре­мились извлечь пользу от перемены власти, чтобы сохранить свое влияние, а поскольку на них были возложены религиозные функции и жили они в храме Солнца, разногласия угрожали перерасти в серьезный конфликт. Виракоча пытался умилостивить духов, но конфликт решил только его преемник, реформировав культ Солнца.

Виракоча больше не нападал на чанка, но продолжал расширять свою державу в других направлениях, дабы обеспечить набор рекрутов в армию и укрепить свое по­ложение перед тем, как предпринять новый поход. Каж­дый Инка при восхождении на трон объезжал свои вла­дения, чтобы обновить связи с различными племена­ми и предотвратить попытки некоторых из них начать борьбу за независимость. В следующий раз Виракоча об­ратил свой взор на Кольяо, где при известии о прибы­тии такого высокопоставленного лица главные вожди отбросили даже мысль об участии в таком неравном сра­жении.

В соответствии с обычаем для участия в совместном правлении Виракоча выбрал сына по имени Инка Урко. Но когда постаревший император удалился на покой в свою загородную резиденцию, Урко предался соблазнам и разврату. Наиболее надежный автор Сьеса де Леон рассказывает о нем как о пьянице и дебошире и даже приводит при этом некоторые непристойные детали и подробности. В довершение ко всему этот никудышный монарх был трусом. Хорошо знавшие ситуацию чанка решили, что настал момент действовать.

 

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРОВИДЕНИЯ

 

Состарившийся Виракоча решил оставить двор, но провидение вновь ниспослало ему человека, которым оказался один из сыновей короля Куси Юпанки, более известный под именем, которое он принял позже — Пачакути. Именно он возглавил войска, организовал со­противление и покорил несколько соседних племен, за­ставив их присоединиться. Таким мистическим образом история повторилась в самом начале и в конце правле­ния Виракочи — нападение чанка, бегство императора, появление героя, который разгромил завоевателей и в свою очередь взял в руки скипетр. Однако в этом слу­чае ситуация осложнилась присутствием Урко, легитимного монарха, носившего имя своего отца, который как самодержец был уверен в своей власти и неприкосно­венности и ни в коей мере не мог признать, что ошиб­ся в своем выборе.

Виракоча обманул уверенных в своей силе чанка. Он принял их послов, объявил о своем согласии сдаться и отрицал подготовку своего сына к сопротивлению. Чан­ка решили, что им легче будет справиться с молодым отпрыском, отвергнутым собственной семьей. Но буду­щий Пачакути организовал шпионскую систему, осве­домлявшую его о передвижениях противника, расставил войска на наиболее благоприятных позициях и, прине­ся жертву богам, воодушевил войска, рассказав о виде­нии, которое его посетило, — само Солнце обещало ему помочь одержать победу.

Спустившись с холма Карменка напротив Куско, чан­ка начали слабо подготовленную атаку, размахивая стя­гами и крича от удовольствия в предвкушении богатой добычи, которую надеялись взять в городе, распростер­том у их ног. Они раскрасили лица красной и черной краской, смазали маслом и завили волосы. Однако на­падавшие встретили организованное  сопротивление; в ответ на их стрелы полетели камни, а копья ломались о грубые дубинки. Многие попадали в огромные ямы, заранее подготовленные и хорошо замаскированные. Ког­да битва уже шла на подступах к городу, принц Куси с головой, покрытой шкурой пумы, в сопровождении сво­их воинов пробился во фланг нападающей армии и на­правил свой удар на идола чанка, принесенного ими для поддержания духа воинов и освидетельствования побе­ды. Индейцы соседних племен, давно ждавшие этой воз­можности, собрались на склонах гор и ждали, когда бог войны примет свое решение, чтобы, не скрывая своей трусости, присоединиться к победителям.

После долгих часов борьбы, когда инициатива много раз переходила из рук в руки, принцу Куси удалось захватить идола, в то время как защитники Куско все еще сражались на подступах к городу. К воинственным крикам индейцев добавились громкие возгласы наблю­дателей, решивших, что в этот день удача оставила чан­ка. Они присоединились к воинам Куско, заверившим таким образом уничтожение захватчиков.

В соответствии с обычаем принц предстал перед сво­им отцом Виракочей вместе с идолом, одеяниями, ук­рашениями и скальпами, снятыми с захватчиков, отдав таким образом почести отцу. Император с невероятным упрямством настоял на том, чтобы аналогичные почес­ти были отданы его сыну Урко. Он все еще желал, что­бы к нему относились как к правителю. Молодой принц отказался. По свидетельству одного из хроникеров, со­ратники принца устроили победителю западню на доро­ге, по которой тот возвращался в город, однако ему уда­лось спастись благодаря бдительности офицеров свиты.

Весть об этой блистательной победе быстро распро­странилась среди обитателей Анд по всему плато, и боль­шое число городов пожелало добровольно подчиниться инкам.

Но с чанка еще не было окончательно покончено. Принц Куси не дал им времени реорганизовать армию, нанес удар на открытой местности, отбросил и, не да­вая передышки, преследовал врагов аж до района Анда-уайлас.

По возвращении он снова предстал перед отцом, ко­торый на этот раз принял его по обычаю, заставив прой­ти по трофеям, захваченным у врага, и объявил о своем желании видеть своим преемником человека, который неоднократно доказал наличие у него ума и храбрости.

Со своей стороны жители империи решили изгнать бесполезного Урко и запретить ему показываться в го­роде. Даже жена этого несчастного бросила его и вер­нулась в Куско. Урко не предпринял никаких попыток вновь объединить своих соратников в долине Юкай или организовать заговор. Он умер вскоре после этого жестокой смертью, либо при попытке реализовать свои за­мыслы, либо в битве у Кольяо.

В империи наконец установилась стабильность, и ее основатель Пачакути, купаясь в лучах славы, стал подо­бием бога для всех своих подчиненных. На холме Карменка, где происходили первые описанные нами бата­лии, головы вождей чанка были насажены на длинные острые колья, а кожа, набитая соломой и золой, висела внизу. Это было свидетельством власти монарха и гораз­до лучше, чем любые рассказы, предупреждало новых посетителей имперской столицы о необходимости пол­ного подчинения.

 

РЕФОРМАТОР МИРА

 

Восшествие Пачакути на трон произошло в начале XV века. По мнению писателей, в это время индейцы уже знали в общих чертах свою историю, особенно те славные ее страницы, о которых мы здесь повествуем. Как военачальник и знатное лицо, Пачакути вошел в императорскую иерархию, переполненный тщеславным энтузиазмом. Император считал, что ему все дозволено, и поэтому многое хотел совершить. Под его управлением на основе опыта, накопленного его предшественниками на протяжении веков, была создана огромная структу­ра: административная, военная, религиозная, одобрен­ная всем населением. Реальная история в этот момент отходит на второй план.

Вместе с тем в этот период ведутся непрестанные войны. Наполненные энтузиазмом, назначенные для этого люди приступили к покорению всех окрестных земель; во избежание риска они делают это осторож­но, собрав предварительно всю необходимую информа­цию. Везде чувствуется тщательное планирование. На севере уже упоминавшиеся племена акдауайла, сора и рукана сдались армии конфедерации Куско, которая, оттеснив чинча, достигла океана. Нам уже известно, как индейцам с высокогорья удавалось постепенно акклиматизироваться к условиям прибрежной зоны с помощью остановок в лагерях, построенных на полпути с Кордильеров, и как им удалось сломить сопротивление противников, перекрыв ирригационные каналы и лишив их урожая.

Чукиманку долго сопротивлялись, укрывшись в сво­их крепостях; куисманку сдались без борьбы, и великий храм Пачакамак пал перед мощью инков.

Вместе с тем на самом плато из соседних народов все еще представляли собой опасность жившие на берегах озера Титикака богатые племена колья, строго соблю­давшие свою независимость. Ими управляли принцы, некоторые из которых, особенно принцы Атун Колья и Чукуито, могли собрать большую армию и противосто­ять даже инкам, если бы сумели объединиться и создать одно общее войско. По большей части их солдатами были аймара, особенно жестокие и воинственные.

Эти земли уже давно были завоеваны, но из-за боль­шой отдаленности бразды правления постоянно ослабе­вали, и с каждой сменой правителей в Куско местным индейцам удавалось отхватить себе еще немного свобо­ды. Пачакути разгромил правителя Атун Колья в двух сражениях и захватил город. Правитель Чукуито сдался по собственной воле.

Затем император направил свои силы против север­ных народов. У историков сложилось впечатление, что он сражался за то, что считал исконно своим, бросая войска то в одном, то в другом направлении. Как пра­вило, такие походы были трудными и опасными, по­скольку, как считали инки, их враги жили подобно ди­карям и были достаточно хитрыми и жестокими. Пле­мена уанка из района Хауха сжигали своих пленников и носили куски их кожи в качестве трофеев. Они с удо­вольствием наблюдали, как собаки жрали тела убитых, а из черепов своих жертв делали трубы, под звуки ко­торых танцевали, подбадривая своих воинов к схватке. Пачакути установил среди покоренных уанка правила высокой политики, которые приносили гораздо больше пользы и были надежнее захватнической армии. Он не убивал пленных, а отпускал их на свободу, не разрушал деревни, а загружал их работой, полезной для всего со­общества в целом. Таким образом он обеспечивал себе поддержку своих бывших врагов.

Командовавший имперской армией генерал Капак Юпанки, брат Пачакути, направился к озеру Бонбон (Хунин), но совершил при этом две серьезные ошибки. Он передал секретное послание через одну из своих налож­ниц, а также нарушил приказ Инки, захватив террито­рию кончуко без соответствующего на то распоряжения. Несмотря на все свои победы, ему не удалось избежать наказания, и он был предан смерти. Это безжалостное наказание демонстрирует крайнюю строгость военной машины империи. Мы прокомментируем это позже, когда постараемся объяснить дух всей организации и менталитет ее начальников.

Освободившись от врагов на юге, севере и западе, империя осталась под угрозой нападения врагов из во­сточных лесных территорий, с которыми еще не смогла справиться. Пачакути предпринял попытку отправиться в этом направлении, но природа оказалась самым боль­шим врагом человека, и имперские войска, измученные климатом и нападениями диких животных, были вы­нуждены с позором вернуться обратно на плато.

Тогда император самолично возглавил войска. Он уже достиг границы лесов, когда был вызван обратно в Куско. Несколько пленников колья сбежали, вер­нулись в свою страну и приступили к подготовке вос­стания.

В соответствии с обычаем Пачакути выбрал для совме­стного командования армией одного из своих сыновей, принца Амару, старшего сына своей законной жены. Они оба направились на юг, подавили восстание колья, после чего император вернулся в столицу, оставив сына завер­шать начатое им дело. Принц был слишком скромным и инертным, и поэтому его братьям и генералам пришлось самостоятельно вести солдат к победе. Вовремя преду­прежденный, Пачакути изменил свое решение и заменил Амару на Тупака Юпанки.

Во время этой кампании часть армии снова вошла в девственные леса с надеждой еще дальше расширить границы империи в этом направлении. Однако от них больше не было вестей, и император понял, что вели­кий Пачакамак не даст его людям познать тайну, запрятанную в грязных топях этого жаркого, насыщенного влагой зеленого леса, протянувшегося до бесконечности в направлении святой земли, откуда солнце встает каждый день для встречи с землей.

В период совместного правления Пачакути и Тупака Юпанки последний отправился в поход на земли чиму. Подданные куисманку и чукиманку оказали ему боль­шую поддержку, поскольку традиционно враждовали со своими могущественными северными соседями, с кото­рыми в прошлом у них было множество конфликтов, а кроме того, они были привычны к прибрежному кли­мату. Со своей стороны чиму имели внушительные обо­ронные сооружения, однако их лидеры, размякшие от шикарной жизни и удовольствий, утратили боевые ка­чества своих предков. Король принял решение сражать­ся, но советники уговорили его заключить договор с врагом, войска которого были прекрасно подготовле­ны и славились многочисленными военными победами. Инка, естественно, великодушно отнесся к своему но­вому вассалу. Он оставил ему власть, а его сыновей по­слал учиться в Куско в соответствии с устоями мудрой политической организации, которую сам и создал.

 

ПОСЛЕДНИЕ ИНКИ. ЗЕНИТ СЛАВЫ ИМПЕРИИ

 

Благодаря многочисленным реформам после смерти Пачакути империя была едина. При сменах правителей больше не было никаких попыток восстания. Между го­родами были построены дороги, курьеры доставляли указы и отчеты, собирались статистические данные, ин­спекторы следили за неукоснительным соблюдением правил, чиновники держали в руках контроль за всей этой огромной экономической и административной машиной. Поэтому в глазах наблюдателя страна представ­ляла собой единое целое, все более и более централи­зованное и единообразное, с милитаризованной зоной, разумно расположенной вдоль всех границ.

В составе всего народа каждый индеец усвоил общий менталитет, ставший его четкой характеристикой. Он походил на затерянную в стаде ламу, подчиняющуюся приказам далекого и невидимого пастуха. По мере рас­ширения и укрепления империи каждый человек все бо­лее замыкался в себе.

Войны теперь велись на задворках цивилизованно­го мира, и солдатам приходилось совершать многоднев­ные марши, чтобы достичь места сражения. За преде­лами империи, за некоторым исключением, остались лишь отсталые и бедные племена, которые нужно было найти и покорить, чтобы Инка мог править всем ми­ром.

За уединенной и красочной долиной Урубамба, со­всем недалеко от Куско, находился страшный и грозный лес, который не давал покоя неутомимому Пачакути. Время от времени дикие индейцы из непроходимых де­брей джунглей совершали быстрые набеги на плато и собирали богатую дань, если им удавалось пройти через укрепленные позиции инков. Тупак Юпанки провел несколько хорошо подготовленных экспедиций, кото­рые достигли реки Амару (сегодня — Мадре-де-Дьос), где на каноэ он спустился вниз по реке Бени. Обитате­лей этих необозримых просторов невозможно было по­корить, но даже само прохождение войск, истребивших по дороге множество этих примитивных людей, было достаточным для устрашения нападавших, внушения им страха и снижения числа набегов этого лесного народа на долины Анд.

Отправившись далеко в южном направлении, импе­ратор встретил еще один очаг сопротивления. Ему при­шлось перейти через знаменитую пустыню Атакама, где он встретил несколько воинственных и хорошо органи­зованных племен араукан, которые яростно боролись за свою независимость. Император отбросил их назад, но понял, что подчинить их невозможно — чем дальше он продвигался, тем яростнее и успешнее становилось их сопротивление. Далеко оторвавшись от своих тылов, Тупак Юпанки в конце концов решил сделать Рио-Мауле южной границей империи.

Затем император обратил свой взор на север. Распо­ложенная на плато территория племени кара представ­ляла собой естественное продолжение перуанской тер­ритории, а сообщения о ее богатствах оскорбляли слух правителя Куско. Между этим районом и империей ин­ков находились земли, занятые народом каньяре, изве­стным своей храбростью, хитростью и отчаянностью.

Тупак Юпанки обеспечил себе отправные базы преж­де всего в верхней долине Амазонии и в Кахамарке, за­тем покорил народы, жившие к востоку от Чачапояс, где снова лес положил конец его экспедиции. Потом император повернул на запад в направлении Пьюры и достиг Тумбеса и залива Гуаякиль, а затем отправился покорять народ каньяре. В яростных схватках предводи­тели врагов были убиты или захвачены в плен. Инка проявил великодушие и постарался приобщить поко­ренный народ к своим владениям для его же блага. Он приказал построить там дороги и храмы, дворцы и об­щественные здания и даже снизошел до того, чтобы по­селиться в их столице Тумбесе, которую превратил в большой и богатый город. Так каньяре стали наиболее лояльными подданными Инки и даже поставляли лич­ных телохранителей для монарха.

Город превратился в базу для операций против на­рода кара. Это была самая длительная и кровопролит­ная война, которую предпринимали инки. Воинам Кус­ко пришлось пережить несколько критических момен­тов. Они проиграли сражение на реке Моче и потеряли целую провинцию Пуруа вместе с городом Латакунга, но в итоге с триумфом захватили Кито, столицу, став­шую величайшей соперницей самого Куско.

И снова Инка отправился маршем на север и закон­чил свой поход у реки Анкасмайо, ставшей самой север­ной границей империи.

Спустившись с восточных склонов Кордильеров, вой­ска снова натолкнулись на зеленый барьер леса, населен­ный диким племенем хиваро. Тогда, повернув на запад от Кордильеров, император достиг моря, где опять же встретил разрозненные племена, ради которых даже не стал замед­лять шаг своего войска.

В некоторых частях владений кара местное население влачило настолько нищенское существование, что по­сланникам Инки удалось собрать в качестве дани толь­ко большое количество блох, которых в данной местно­сти было предостаточно.

Именно в этот период император совершил несколь­ко поездок по северному побережью Перу, а также орга­низовал великую морскую экспедицию, о которой уже говорилось в начале этой книги. Это дает нам представ­ление об отчаянности и даже безрассудной смелости тех людей, которые без колебания отправились в неизвест­ное им море, не имея ни информации, ни материалов, которые были у молодых людей, совсем недавно уди­вивших мир, пройдя только половину этого кольцеоб­разного пути.

Неудивительно, что путешествие продолжалось почти год, а население столицы стало волноваться за судьбу са­модержца и сопровождавших его солдат, число которых составляло примерно 20 тысяч. Чтобы успокоить населе­ние, один генерал распустил слухи о том, что получил хо­рошие известия об экспедиции, но этот благонамеренный обман оказался не по вкусу императору, и автор был при­говорен к смерти.

Возвращение Тупака Юпанки вдоль береговой линии проходило медленно, но позволило ему познакомиться со странами, мимо которых он проплывал. Готовясь к три­умфу, монарх постился две недели. Отец вышел навст­речу ему в сопровождении 30 тысяч воинов. Две армии со­шлись в потешной схватке, а императоры вернулись в Куско и заняли свои почетные места на церемониях по­беды и других празднествах.

Вскоре после этого Пачакути скончался, находясь в зените своей славы. Тупак Юпанки точно следовал плану отца и завершил организацию империи и ее выхода к ти­хоокеанскому побережью. Когда император почувствовал первые признаки своей последней болезни, он удалился в загородную резиденцию, окруженную садами.

Его преемник Уайна Капак, проехав несколько раз че­рез империю, понял, что одному монарху, как бы мудр он ни был, невозможно осуществлять контроль за такой ог­ромной территорией, которая фактически была равна тер­риториям Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии и Голландии, вместе взятых. Император устроил себе рези­денцию в городе Томебамба, а затем отправился на подав­ление восстания в Кито. Эти мрачные обстоятельства уже некоторое время не давали ему покоя. Он подошел к Кито с северной стороны и вступил в сражение с каранки, ко­торые одержали победу и заставили его отойти. Брат им­ператора был побежден и убит при осаде Отавало. Мир наступил только тогда, когда правитель Куско женился на дочери короля Киту по имени Токто Кока.

Имея перед собой широкий выбор, Уайна Капак жил и в Кито и в Томебамбе, оставив Куско своему сыну Уаскару. Токто родила ему еще одного сына, Атауальпу. Зная об огромных размерах своей империи, перед смертью Уайна Капак разделил ее между двумя своими сыновья­ми — логичное, но не мудрое решение. Два брата превра­тились во врагов, Кито стал соперничать с Куско, что имело фатальные последствия для обоих городов. Имен­но в этот момент гонцы принесли новость о появлении на северном побережье бородатых людей, кентавров, кото­рым подвластна молния.

Но это произошло уже после того времени, о котором мы здесь рассказываем. Совершенно ясно, что обычный народ и знать были знакомы со своей собственной исто­рией и испытывали заслуженную гордость, слушая рас­сказы прошлых времен, даже прошедшие цензуру для рас­пространения в обществе.