Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Экономическая жизнь. Ремесленники и служащие

Луи Боден ::: Инки. Быт. Культура. Религия

Глава 14

Подданные империи предоставляли не только това­ры, но и определенные услуги. Подавляющую часть на­селения составляли ремесленники, если они не нахо­дились на какой-то конкретной службе. Официальные лица распространяли среди них основные материалы из государственных хранилищ в соответствии с заказами правительства, сделанными, в свою очередь, на основе статистических данных. Изготовленная продукция за­тем возвращалась в хранилища. Вот почему испанцы нашли там для себя такие огромные богатства.

 

НЕХВАТКА ОБОРУДОВАНИЯ

 

Можно только удивляться, каким образом изготав­ливались все эти товары в условиях дефицита нужного оборудования. Повсеместно использовались бронзовые тесаки и медные топоры. Зажатый в руках тяжелый ка­мень служил молотком, а отполированный кусок крем­ня — ножом. Уровень делали из полого внутри куска дерева, внутреннюю часть которого заполняли малень­кими круглыми камушками, напоминавшими стеклян­ные шарики, которыми играют сейчас дети. Индейцы не пользовались гвоздями, а связывали вещи вместе. Веревки делались из волокон алоэ и были очень креп­кими.

Отсутствие колеса кажется поразительным среди лю­дей, знавших круг и правители которых использовали на практике суперрационализм, о результатах которого мы уже рассказывали. Это еще раз доказывает, что, не­смотря на все свои усилия, перуанцы все еще находи­лись под сильным влиянием природы, как указывалось в первой главе этой книги. Другими словами, колесо ра­ционально, но противоестественно. Многочисленные при­меры этому можно найти и в нашей собственной физи­ческой и биологической предыстории. Еще раз следует признать, что основными факторами производительно­сти труда, ныне весьма неопределенными, являлись дис­циплина и погода.

Давайте рассмотрим обычные методы работы в ос­новных областях экономической деятельности.

 

МЕТОДЫ ГОНЧАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Мы уже несколько раз упоминали о совершенстве и разнообразии керамики в Перу. Здесь ремесленники еще раз продемонстрировали свои навыки при отсутствии гончарного круга. Мастеровой изготавливал различные части, соединял их вместе и добавлял горлышко и руч­ки, составляя таким образом единый объект. При этом в глину часто замешивали истолченную солому маиса, чтобы она не трескалась во время обжига или сушки. Как выяснилось, некоторые гончары Наска пользова­лись деревянными покрытиями, чтобы копоть из печи не повредила роспись во время обжига.

 

МЕТОДЫ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Эти методы были довольно сложными. Хлопок и шерсть служили основными материалами, и, хотя мес­тный хлопок до сих пор сохранил отличное качество, он произрастает только в жарких районах запада (на побережье) или востока (Тукуман в Аргентине, Санта-Крус-де-ла-Сьерра в Боливии). Хлопковая одежда для императорской семьи поставлялась из государственных хранилищ в этих провинциях или поступала в качестве даров вождей этих районов, расположенных далеко от столицы. На плато индейцы изготавливали одежду из шерсти ламы.

Женщины пряли хлопок и шерсть, используя вере­тено, иногда украшенное гравировкой. Они занимались этой работой все свое свободное время, особенно по до­роге, когда шли куда-то, если только их руки не были заняты колыбелью, горшком или другими предметами, которые обычно носили за спиной.

Нитки наматывались на небольшие палочки или об­резки тростника либо сматывались в клубки. Большин­ство тканей, найденных в гробницах, вытканы из двой­ной нитки. Ткацкий станок был небольшим и, как пра­вило, вертикальным. Основа ткани натягивалась на две параллельные палки, укрепленные в земле, или одна ве­шалась на ветвь дерева или столб, а другая крепилась на поясе согнувшейся или стоявшей на коленях работни­цы, которая регулировала натяжение нити, наклоняя кор­пус в ту или другую сторону. Между этих палок, также параллельно, вставлялись еще две деревянные палки. Не­четные нити основы пропускались поверх одной и дру­гой палки, а четные — наоборот. Между разделенных таким образом нитей работница пропускала деревянную иглу, делая таким образом уток.

Для окрашивания хлопка и шерсти с большим вку­сом подбирались искусственные красители, при этом окрашивались нити, а не сама ткань. Обычно для этого применялись растительные краски. Нитки должны были быть прочными и пористыми, для чего применяли гли­ноземную протраву, силикат глинозема, силикат извес­ти или окись железа.

Многие виды тканей сохранились до нашего време­ни, свидетельствуя о глубоких знаниях мастериц. Иног­да качество и оттенок основы отличаются от утка, иног­да уток имеет различные оттенки, иногда золотые или серебряные нити очень красиво переплетаются с други­ми. Порой регулярные отверстия придают ткани вид вы­шитого изделия.

Изучив образцы текстильного производства Перу, один писатель пришел к выводу о невозможности соста­вить список всех использовавшихся методов, так как они были весьма разнообразны.

Особо следует упомянуть об узелковых нитях. Узел­ки делались очень просто, пальцами, и располагались близко друг к другу наподобие макраме. Эта работа тре­бовала много времени. Дизайн ткани был весьма слож­ным. Для него характерно множество размытых линий, создаваемых путем подбора ярких красок. На этом ос­новываются прекрасные традиционные методы, которы­ми мы восхищаемся.

Кисейные ткани изготовлялись классическим мето­дом натягивания нити основы на соседние основные нити. Эта работа тоже занимала много времени.

Для вышивания тоже использовались различные стеж­ки: основной, перекрестный, обратный для горизон­тальных линий, перехлестный — для вертикальных. При изготовлении разноцветных материалов требовалась за­ранее обдуманная модель, обычно состоявшая из слож­ного и гармоничного набора красок. Например, лучше всего смотрелась комбинация красного и черного на бе­лом фоне.

Для верхней одежды шерсть подходила больше, чем хлопок, и ее гораздо проще было окрашивать. В Паракасе приятный серый цвет получали путем сплетения кремовых и коричневых волокон, которые пряли вмес­те. Индейцы долины Чинча славились своим умением ткать тонкие хлопковые материалы.

Во времена последнего Инки производство мате­риалов стало столь интенсивным, а простые люди так долго носили свою одежду, что государственные хра­нилища просто ломились от тканей, и потому установ­ленные количественные нормы были благоразумно сни­жены.

Из плетеных изделий следует назвать прежде всего пращу. У каждого ребенка была своя. Их делали из во­локон алоэ, покрытых шерстяными нитками, зачастую окрашенными.

 

ОБРАБОТКА ПЕРЬЕВ

 

В завершение следует упомянуть о методе изготов­ления материалов из перьев птиц. Основным матери­алом служили перья различных размеров и окраски. Самые маленькие были от колибри из сьерры, самые большие — от длиннохвостых попугаев из леса. Они упоминаются в списке предметов, собранных в виде дани.

Индейцы восточных лесов были настолько дикими, поясняет историк, что у них не было постоянного мес­та жительства, а земля была настолько скудной, что го­сударственным чиновникам удавалось собирать с них дань только в виде перьев птиц. В лесу водилось мно­жество длиннохвостых попугаев, которых они прируча­ли и использовали в качестве сторожевых собак. Пти­цы громко гортанно орали, завидев незнакомца, поэто­му никто не оставался незамеченным. В хранилищах имелись большие запасы перьев. Педро Санчо расска­зывает, что в некоторых из них можно было насчитать до 100 тысяч высушенных птиц.

Мастеровые работали и в этом направлении. Конец роговой трубки сгибался в обратном направлении и для сохранения формы обвязывался ниткой в основании. Ко­нец нитки протягивали в петлю, и таким образом под­вешивали перо. Перья соединяли горизонтально вмес­те, ряды накладывались один на другой так, чтобы не было пробелов.

Один из писателей описывает церемониальный жезл, покрытый перьями трех цветов: нежно-оранжевого, пур­пурно-черного и ярко-желтого. Другой жезл подобного рода был украшен красными и голубыми перьями. С его точки зрения, это были настоящие произведения искус­ства, где самые маленькие перья 11 миллиметров дли­ной и 6 миллиметров шириной были связаны на рассто­янии одного миллиметра друг от друга. Невероятно, как ремесленник мог выполнить эту работу без пинцета или увеличительного стекла. Перья, как правило, использо­вались для украшения и не предназначались исключительно для Инков. Они могли стать личной собственно­стью и переходить по наследству.

Кроме того, перья использовали для украшения и в качестве плюмажей головных уборов вождей, как и маскапайча. Интересно отметить, что в качестве украшения Инка предпочитал перья скромной окраски от птиц с плато ярко окрашенному оперению длиннохвостых по­пугаев. На побережье делали веера с ручками из стеб­лей тотора, которые использовались в ритуальных це­ремониях.

Все эти предметы не могли не вызывать восхищения испанцев. Индейские ремесленники умели создавать плавные переходы нежных цветов, что никогда не уда­валось европейским художникам. Блистающие празд­ничные материалы и великолепные плюмажи, о кото­рых мы уже упоминали, еще надолго останутся в па­мяти людей.

 

ДРУГИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Подданным империи приходилось выполнять и дру­гие работы, связанные с обработкой камня, кожи, дере­ва, кости, веревок или металла.

В музеях Европы и Америки выставлены ступки, со­суды для жертвоприношений, молотки, всевозможные топоры и дубинки из полированного камня. Из шкуры ламы получалась весьма полезная кожа. Все индейцы знали, как ее сушить и сохранять в горшках, наполнен­ных мочой. Затем шкуры мяли и изготавливали курдю­ки для воды либо резали ее на подошвы для сандалий.

Дерево использовалось для производства некоторых видов оружия, таких, как дубинки и эстолики, ткацких станков, веретен, носилок и перекрытий для крыш. Кра­сивые деревянные чаши украшались ярким красочным орнаментом. Из костей делали флейты, челноки ткац­ких станков, ложки и украшения. Для изготовления ве­ревок индейцы вымачивали волокна кабуйа в реке, как это делается в некоторых местах и сейчас. Выстроившись в ряд, с пением или под разговор, они вымачи­вали и отбивали эти волокна, потом сушили их на сол­нце и выправляли. Из такой веревки делались сети и гамаки.

 

МЕТАЛЛЫ

 

Среди металлов, известных в доколумбовскую эпоху, можно назвать золото, серебро, медь, свинец, платину и олово. Железа индейцы не знали. В этом есть опре­деленные сомнения, но последнее открытие подтверди­ло этот факт. Высокие чиновники из свиты Атауальпы незадолго до пленения своего императора планировали захват бледнолицых пришельцев и их казнь. При этом один из знатных людей заявил, что испанского военно­го кузнеца нужно оставить живым, чтобы он поведал индейцам секреты своего мастерства.

В небольших количествах платина встречается на по­бережье Эквадора к северу от залива Гуаякиль. Сего­дня мы знаем, что она использовалась в сплаве с золо­том и серебром. Индейцы из района Эсмеральдас брали примерно 7 процентов золота, 18 процентов платины и 12 процентов серебра для получения белого золота, о котором упоминается в списке трофеев после захва­та Куско под названием «лист белого золота, тяжелее, чем что-либо еще». Испанцы не понимали, что это за белое золото, почему оно такое тяжелое и почему пра­вители Куско так испортили свое золото, которое счи­талось наиболее ценным и почти священным металлом, изменив таким образом его ценность. Но здесь нужно учитывать религиозный аспект. Рассматриваемый кусок золота был помещен в храме Луны и в противополож­ность Солнцу должен был быть изготовлен из драго­ценного металла одного цвета с Луной. Что же касается веса, то в упоминаемых нами списках указывается, что слиток весил более 500 фунтов. Это неудивительно, ес­ли учесть, что кусок металла был примерно 9 футов длиной. Не существовало и весов, на которых его можно было взвесить. Вес можно было определить только во время переплавки. Использование платины и изго­товление сплава показывает, до каких крайностей древ­ние люди были доведены Инками, стремившимися по­полнить свои запасы основных материалов. В то время страны, где встречалась платина, не входили во владе­ния Куско на постоянной основе.

Олово использовалось только для получения бронзы, известной племени аймара еще до времен инков.

Медь, которая становится острой, если ее утончить и отполировать, можно видеть в наших музеях в форме больших иголок, нагрудных доспехов, топоров и ножей. Ножи обычно имеют полукруглую форму, а ручка ук­реплена в середине вогнутой части. Они скорее напо­минают какой-то современный инструмент, чем настоя­щий нож. Естественная эволюция топоров мало-помалу сделала их непригодными для изначального примене­ния, и их стали использовать в качестве украшений или, ввиду прогрессирующей стилизации, в качестве товара для обмена. Процесс этой эволюции ясно виден в Перу, где они изменялись бок о бок с большими и тяжелыми боевыми топорами. В итоге легкие и тонкие топоры из­готавливались исключительно в виде «сувениров» и ис­пользовались для торговли. Это характерно для всей Аме­рики, а не только для инков, так как подобные предме­ты находят в Мексике, Бразилии и Эквадоре.

Металл плавили различными способами. Измельчен­ную медную руду достаточно было положить в глиня­ный горшок и поставить на огонь. Олово добавляли для производства бронзы. Для этого применялись глиняные или каменные плавильни.

Гораздо сложнее было работать с серебром, которое при нагревании не плавится. С этой целью добавляли свинец, и оба металла клали в огромные глиняные круг­лые горшки. Толстые, примерно 3 футов шириной и 15 дюймов в диаметре, горшки наполняли углем или су­хим навозом лам. В отверстия по бокам проходил воз­дух, а одно отверстие в стороне заделывали глиной. Под каждым горшком на подставках тлели угольки, наполнявшие печи теплым воздухом. Эти примитивные пла­вильни обычно помещали на возвышенностях, продува­емых ветрами, подобно склону холма Потоси. Расплав­ленный металл собирался в приемники под горшком. Оставалось только отделить олово от серебра путем не­скольких последовательных плавок, которые индейцы де­лали уже у себя дома. Металлургическое производство располагалось в нескольких центрах Перу, в Наска на южном побережье, в Ламбайеке и Чавине на севере и в Тиауанако.

Золото добывали в рудниках, но чаще в наносах. Шах­ты представляли собой углубления в рост человека либо узкие, низкие и темные галереи. Шахтеры рыли землю с помощью деревянной мотыги с медным наконечником и грузили золотоносную породу в мешки из шкур лам. Породу высыпали на плоские камни, и текущая тонкой струйкой по маленькой канавке вода постепенно вымы­вала землю, оставляя один металл. Установленная у вхо­да и вокруг шахты охрана следила за тем, чтобы никто не смог унести золото с собой.

 

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ

 

Здесь мы опять же сталкиваемся со смесью прими­тивной технологии и современных процессов, которую можно встретить в доколумбовском Перу. Если металл добывали довольно простыми методами, то производ­ство предметов было весьма сложным. Индейцы умели разравнивать металл молотками, инкрустировать один металл в другой, умели смешивать серебро с различны­ми материалами (например, разноцветными раковина­ми). Им также была известна чеканка. Некоторые ре­гионы славились своими золотых дел мастерами, и не только в Перу, айв районах, где это искусство разви­лось еще в доинковские времена, например Чорделег (сегодня Эквадор) и страна Чибча (сегодня Колумбия). В последнем возникла легенда о человеке или районе, богатом золотом (Эльдорадо), а история о выкупе Атауальпы разнесла легенду о перуанском золоте по всей Европе.

В империи индианки на протяжении всей жизни на­девали по праздникам браслеты, кольца, подвески, а так­же художественно изготовленные булавки в пределах, разрешенных правилами. Обычно они обладали лучшим вкусом, чем мужья, да и как работницы были более ис­кусными.

 

ИСКУССТВО БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ

 

На плато существовало весьма специфическое и слож­ное искусство — бальзамирование. Оно отсутствовало на побережье, поскольку сама сухость воздуха сохраня­ла тела. Но во влажном воздухе долин Кордильеров для этого приходилось использовать мелиссу из Перу и Толу, ментол из мяты и сладкого клевера, солончак, танин и мыло из так называемого панамского дерева. Заверну­тая в хлопковый материал и обмотанная несколькими слоями материи в форме посылки, мумия украшалась круглым грубым изображением человеческого лица из дерева, металла или ткани. Из-за сложности исполне­ния этот процесс применялся только для трупов высо­копоставленных людей.

 

ТРОФЕЙНЫЕ ГОЛОВЫ

 

Ремесленники Наска славились своим умением изго­тавливать трофейные головы. Простейший способ про­изводства этого «антиквариата» заключался в высуши­вании кожи, очистке черепа и соединении губ с помо­щью колючек. Затем головы укрепляли на пращи, чтобы их владельцы могли носить свои трофеи с собой.

Умельцы знали также, как уменьшить эти головы, чтобы их легко было подвешивать на одежду и оружие. Для этого череп вычищали через горловое отверстие и наполняли теплым песком. Лицо натирали теплыми и плоскими камнями. Как только песок внутри остывал, процедуру повторяли. Через два дня такой работы голо­ва усыхала, не утрачивая своих черт. Индейцы живаро по сей день используют аналогичный метод для произ­водства своих знаменитых высушенных голов.

 

РАЗЛИЧНЫЕ СЛУЖБЫ

 

Вместо производства товаров индейцы могли быть привлечены на службу вдали от дома и семьи. Они уже традиционно занимались этим, помогая соседям не в качестве выполнения взаимных обязательств, а в виде уважения к обычаю, основанному на принципе всеоб­щей взаимности.

Такая взаимопомощь в форме равнозначных услуг на­зывалась айне. В работах современных историков ее труд­но отличить от минка. Обе представляли собой коллектив­ную работу, однако первая относилась к одноразовым мероприятиям (например, необходимая помощь при стро­ительстве дома для новобрачных), а вторая — к коллек­тивной работе на общее благо с разделением на бригады, сменяющие одна другую, особенно на строительстве государственных объектов. Коллективные интересы доми­нировали над индивидуальными, и минка не входила в общее понятие айне. Скорее она была другой разновидно­стью, однако мы не можем это точно утверждать.

В рамках государственной службы особо учитывалась специализация. Ее принцип заключался в том, что каж­дый человек может принести больше пользы, работая в той области, к которой наиболее подготовлен.

В недавно опубликованном манускрипте из индейс­ких архивов перечисляются работы, выполнявшиеся в провинции Чукуито на благо Инки. Этот район, имев­ший особое экономическое значение в связи со своим географическим положением (он находится на берегах озера Титикака), был одним из наиболее богатых в ре­гионе. По подсчетам 1567 года число налогоплатель­щиков, то есть компетентных работников, составляло там 15 400 человек. Это были мужчины в возрасте от 30 до 60 лет. Янакона и митимае, составлявшие пример­но 1000 человек, не вошли в общее число и были раз­бросаны в пределах Хаухи, Пакари, Куско и даже от­даленного Кито. По расчетам испанцев, во времена ин­ков число налогоплательщиков провинции превышало 20 тысяч, однако эти люди понесли большие потери во время войны между Уаскаром и Атауальпой. Помимо этого, определенное число индейцев было направле­но на работы в шахты Потосн, и многие бежали в го­ры, чтобы спастись от этой повинности. От указанных 20 тысяч подданных Инка требовал следующих услуг: три тысячи солдат, неограниченное число рабочих для сооружения монументов в Куско, слуг для Инки, при­дворных, охранников для тамбо, девушек для услуже­ния Солнцу, шахтеров для работ в Чукьяабо (золото) и Порко (серебро) и, наконец, мужчин, женщин и детей для жертвоприношений Солнцу.

Давайте рассмотрим некоторые из этих служб, Служ­бы по обустройству дорог подразделялись на две кате­гории: курьерская служба и содержание мостов.

Курьеры использовались только правительством. Ту­да брали самых здоровых мужчин, которых готовили с юношества. Они жили в часа или в хижинах, располо­женных вдоль дорог. В зависимости от важности доро­ги правилами предписывалось иметь от 4 до 6 человек на каждом отрезке эстафеты. Система работала следую­щим образом: два индейца постоянно сидели на пороге хижины, и каждый смотрел в свою сторону дороги. Как только один из них замечал бегуна, он отправлялся ему навстречу и бежал рядом, получая устное послание или узелковое письмо. После этого он продолжал бежать как можно скорее к следующей часа, где, в свою очередь, передавал послание следующему курьеру аналогичным образом. Курьеров можно было легко распознать изда­лека по белым плюмажам на голове. О своем прибли­жении они оповещали, дуя в трубы. Курьеры давали клят­ву не разглашать секреты и были вооружены дубинкой и пращой.

Благодаря этой системе эстафеты скорость передачи сообщений достигала примерно 200 миль в день по са­мым надежным расчетам. Через два дня Инка в Кус­ко получал рыбу с озера Титикака при скорости пере­движения примерно 190 миль в день. Курьеры, которых называли часки, переносили разнообразные небольшие посылки, например улиток для стола Инки. Доставка больших посылок поручалась специальным носильщи­кам, которых называли хатун-часки («большие курье­ры»). Каждый из них шел по полдня. Все эти служащие получали содержание из государственных хранилищ, а их начальником был высокопоставленный чиновник.

Если послание было особо важным и исходило от самого монарха, его помечали красной ниткой из лауту или палочкой с пометками, значение которых нам неизвестно. Ими также пользовалось племя каньяри из южного Эквадора.

Возле каждой часа наготове были костры, которые зажигали по приказу начальника, когда происходило какое-либо важное событие, восстание или нападение, и каждый дежурный курьер вдоль дороги зажигал свой собственный костер, за который нес ответственность. Таким образом, сигнал быстро распространялся и до­стигал столицы, предупреждая императора и его двор. Подготовка начиналась еще до того, как становилась известной причина тревоги, и армия была готова вы­ступить в направлении провинции, откуда был подан сигнал.

Мостовая служба следила за состоянием всех частей этого сооружения, сильно подверженных влиянию при­родных факторов, и при необходимости незамедлитель­но производила их ремонт. Для этой цели у смотрителя всегда был запас древесины и веревок. Иногда ему по­ручали собирать пошлину в виде части перевозимых для продажи товаров. Это делалось на мосту через Мантаро к югу от озера Бонбон.

Работа в шахтах была организована по принципу ро­тации (мита). Испанцы сохранили эту систему, но в большей степени применяли ее в качестве наказания. Во время их нашествия имели место многочисленные злоупотребления. На большой высоте при сильном мо­розе работы длились полдня (с полудня до заката и толь­ко в течение четырех месяцев в году). На личную служ­бу императорской семье привлекалось много людей. Во дворце Инки работало неисчислимое количество слуг, не получавших никакой зарплаты, кроме содержания. Никто из них не смел входить в апартаменты монарха без разрешения, а если входил, то только босым.

Определенные древние племена предоставляли ему особые услуги, соответствовавшие их навыкам. Чумби-вилька поставляли в Куско танцоров, кольяуйа — це­лителей, рукана — носильщиков императорского па­ланкина.

 

ДАНЬ БЛОХАМИ

 

Исключительной и наиболее рациональной данью облагались самые бедные группы населения, такие, как пасто, жившие на самом юге империи. Эти племена должны были посылать своим правителям рог, напол­ненный блохами, пересчитанными налогоплательщиками. Мы уже упоминали об этом, рассказывая о побе­дах Инки Тупака Юпанки. При этом никто не мог по­хвастаться, что не платит налоги. Таким оригинальным способом государство держало под контролем самую бед­ную часть населения и одновременно способствовало проведению весьма важной санитарной работы.