Большесемейная община
ИНДЕЙСКАЯ ОБЩИНА
Большесемейная община
Материалы, характеризующие социальную жизнь степных племен к началу XIX в., свидетельствуют о том, что основной хозяйственной единицей в то время была большесемейная община. Структурные принципы этой общины были различны у отдельных групп племен. У чейенов, кроу, арапахов и кайова-апачей она формировалась на основе матрилокальности а была объединением семей сестер. Индивидуальные семьи размещались либо в одной большой палатке, либо в нескольких рядом стоящих палатках меньшего размера. Совокупность этих палаток образовывала кочевой двор, и термин, которым чейены обозначали его («сигита»), имел именно это значение. «Хотя каждая семья,— пишет о чейенах Ф. Эгган,— обитала в отдельной палатке, но кочевой двор был экономической единицей: зятья охотились и работали в нем, пища приготовлялась в палатке матери, каждая дочь брала долю в свою палатку...».
У каждого племени был свой термин для обозначения этой большесемейной общины. Численность таких общин варьировала от 20 до 50 человек и более. У тетон-дакотов она называлась «тийёспе» и объединяла 10—20 индивидуальных родственно связанных семей. В составе ее прослеживаются уже черты переходного характера. Матрилокальность и патрилокальность имели в начале XIX в. почти одинаковое значение, в результате чего тетон-дакотская большесемейная община носила характер сестринско-братского объединения. Домохозяйство ее могло состоять из нескольких палаток. Но жизнью ее руководил старейшина, и это было действительно единое экономическое целое.
У команчей же и черноногих сложилась большая патриархальная семья, включавшая нескольких жен главы домохозяйства и зависимых от него лиц. Число жен у команчей могло достигать шести. Нередко это были сестры первой жены, часто вторыми женами были пленницы. Любимая жена команча обозначалась особым термином. При перекочевках она несла его щит. При наличии двух-трех жен все они жили в одной типи. Но у богатых команчей каждая жена имела отдельную палатку недалеко от палатки мужа, обращенную входом к последней. Как пишут Э. Уаллас и А. Хобель, от постели каждой жены был протянут ремешок в палатку мужа, дернув который он мог вызвать к себе любую из жен.
Большая семья одного из черноногих описывалась как состоящая из пяти-шести жен и 20—30 детей, размещавшихся в трех палатках. У кайова кочевой двор главы стойбища состоял из пяти палаток: в четырех небольших палатках жили его четыре жены, пятая, больших размеров, служила местом его советов с лучшими людьми стойбища.
Очевидно, указанные группы племен имели разные типы большесемейной общины. У матрилокальных чейенов, кроу, арапахов и кайова-апачей преобладал демократический тип большесемейной общины, в ней больше сохранялось черт, унаследованных от родового коллективизма, важную роль в ней играла старшая женщина, обычно мать. Глава такой общины — муж старшей женщины — не был еще тем патриархом-деспотом, который сложился уже у команчей и черноногих и складывался у тетон-дакотов. Власть его ограничивалась ролью братьев старшей женщины в ее домохозяйстве. Однако рост значения индивидуально-семейной собственности на лошадей и у этих племен вел к тому, что, говоря словами Энгельса, «имущественные различия между отдельными главами семей взрывают старую коммунистическую домашнюю общину...», способствуя становлению патриархальной семьи. Богатый индеец мог уже завести свое хозяйство с несколькими женами.
В своем анализе характера болыпесемейных общин у этих племен Г. Драйвер справедливо отмечает их своеобразие у отдельных групп степных племен. Но, учитывая лишь различия в локальности брачного поселения, он называет одни из них «матридемы», другие «патридемы». Нам, однако, представляется ошибочным применение общего термина «дем» к двум типам большой семьи (чейенской и команчской). Этим игнорируются стадиальные различия между ними как двумя исторически сменяющими друг друга формами семьи.
Вероятно, большесемейные кочевые дворы команчей соответствовали аилам древних монголов и южных алтайцев. «Основной экономической единицей южных алтайцев,— писал Л. П. Потапов,— являлась семья, составлявшая кочевой или полукочевой двор — аил... Аил состоял иногда из нескольких юрт, принадлежавших одной семье. Каждая семья вела самостоятельное хозяйство, которое было экономически обособлено от других. Исключением были хозяйства бедняков, экономически зависимых от баев и поэтому вынужденных жить вблизи последних, обслуживая их своим трудом».