Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Фетишизм

Аверкиева Юлия Павловна ::: Индейское кочевое общество XVIII-XIX вв.

С почитанием животных, птиц, растений и солнца был связан развитый у степных племен культ фетишей — почитание предметов, в какой-то форме связанных с главными объектами их поклонения. Чаще всего этими предметами были перья, шкурки, когти животных. Они почитались как отдельные амулеты и как связки амулетов в виде так называемых священных узлов. Эти узлы были средоточием святынь, связанных с той или иной формой религии индейцев, символами почитаемых ими святынь.

Обычно священный узел представлял собой кусок кожи, в которую заворачивались перья, шкурки зверьков и птиц, растения, трубки, стрелы и другие предметы почитания. Различались узлы личного значения, родовые узлы, узлы тайных обществ и мужских союзов, общинные и общеплеменные. В первых индеец хранил амулеты, связанные с почитанием его личного духа-покровителя. Узлы родовые и тайных и военных мужских союзов содержали предметы, указывавшие на объекты почитания в данном роде или союзе. В общинных и общеплеменных узлах хранились святыни общинного и племенного значения. Таковы, например, узлы, связанные с пляской солнца. В племени могло быть несколько святынь и, следовательно, узлов, в которых они хранились. У черноногих, например, было три племенных узла: 1) узел со святынями, связанными с пляской солнца, почитавшийся как дар солнца, 2) узел со священной трубкой, дарованный якобы гром-птицей, и 3) бобровый узел как дар духа табака.

Помимо главного предмета почитания в этих узлах хранились и другие символического значения вещи. Например, в узле со священной трубкой черноногих хранились шкурки совы, двух гагар, двух белых лебедей, двух журавлей, мускусной крысы, выдры, косули, койота, трещотка и табак. Развязывались эти узлы только в особо торжественных случаях. Свой личный узел индеец развязывал в случаях крайней необходимости, когда он решал обратиться к своим сверхъестественным покровителям за помощью. Развернув содержимое узла, он произносил свои молитвы над каждым амулетом. После смерти владельца узел погребался вместе с ним. Но иногда он наследовался и даже мог быть продан целиком или распродан по частям. Иногда продавалась копия узла. Характерно, что эту сделку индейцы оформляли как обряд усыновления и продавший часть своего узла становился обрядовым отцом купившего ее.

В каждом роде, родовой группе, общине, обществе, племени были специальные жрецы «хранители узлов». Должности их были наследственны Они были организаторами общих обрядов, только во время которых содержимое узлов раскладывалось на алтаре Собственники и хранители священных узлов занимали выдающееся место в индейском обществе. Право на хранение даже общеплеменных узлов могло быть уже куплено. Например, Дж. Юверс устанавливает, что у черноногих право на хранение племенного узла со священной трубкой можно было купить за 9 лошадей, а за право хранения узлов пляски солнца и бобрового платили 4—5 лошадей. Многие богатые индейцы пользовались этой возможностью, чтобы освятить свое господствующее место в обществе.

Узлы военного значения, хранившие скальпы, перья орла и. другие амулеты, брали в походы, несли их либо военачальники, либо жрецы — хранители узла. Перед атакой развязывали узлы и совершали молитвы.

Во время перекочевок транспортировка священных узлов обставлялась множеством табу. У многих племен перевозка узлов была привилегией женщин — жен жрецов.

Интересно отметить, что культ священных узлов был и у ацтеков и хранителями их были специальные жрецы.

Не связан ли культ этих переносных «алтарей» с развитием кочевничества?