ВЕНЕСУЭЛА
ВЕНЕСУЭЛА (карта 42) Северо-западный берег озера Маракайбо
Северный регион бассейна оз. Маракайбо, видимо, лежал на периферии иерархических обществ, развившихся вдоль карибского побережья Колумбии, порождая ситуацию, аналогичную иерархическим вождествам и феодальным отношениям, продолжавшим существовать в рождающемся мезоамериканском классовом обществе не как про-
стые остатки племенной структуры, а как органичные социально-политические единицы в государственных взаимоотношениях центра с периферией. В этом отношении мы видим, что к XVI в. возникли обширные сети, связывающие север Колумбии с регионами, расположенными к югу и западу от оз. Маракайбо. Эти сети были важны не только для распространения сырья и ценностей, например, так называемых золотых aquiliUas или caracuries, но и для распределения скоропортящихся продуктов и различных вещей: соли, рыбы, маиса, шкур животных и тканых хлопчатобумажных одеял, а также для поддержания системы союзов с дружественными и надежными посредниками (и для сохранения пути духовных обменов магическо-религиозными обрядами, ритуалами культа мертвых, обрядами плодородия, излечения и т.п.), чтобы гарантировать определенную степень совместимости в отношениях субординации или дополнительности, которые могли установиться между государственным обществом и иерархическими или уравнительными обществами на периферии.
Регион Анд
Заселение высокогорных областей (между 1000 и
На стоянке микиму обращают на себя внимание находки крылатых подвесок в виде летучих мышей, вырезанных из камня и подобных тем, что уже встречались среди иерархических вождеств долины Кибор в Северных Андах по меньшей мере с начала нашей эры; их изготавливали из полудрагоценных камней, морских раковин или костей животных.
В жизни сообществ Анд, судя по всему, произошли важные перемены, особенно в X в. В горах Сьерра-де-Мерида появились сообщества, известные под названием фазы Сан-Жеронимо; для нее характерны квадратные дома, связанные с подземными камерами, называемыми минтпойес (mintoyes), которые в одних случаях, видимо, использовались для захоронения умерших, а в других, вероятно, - для хранения продуктов.
В этот период, судя по имеющимся данным, строились террасы для выращивания растений на склонах холмов и простые оросительные системы. Эти технологии, которые использовались по всему региону Анд на протяжении многих веков, только что достигли долины Кибор и могли быть связаны с периодом максимального распространения племенного общества в этом регионе, началом его распада и распространением иерархических вождеств на северо-западе Южной Америки.
Система хозяйствования сообществ венесуэльских Анд основывалась на выращивании маиса, картофеля, кассавы и перуанской моркови.
Система земледелия, развившаяся в этом регионе, позволяла расти достаточно постоянным деревням не только потому, что получить более разнообразную и прибыльную продукцию не составляло труда, но и потому, что участие в общественных работах, например в строительстве и поддержании террас для земледелия и оросительных каналов, означало формирование системы коллективного владения землей и сельскохозяйственного капитала, который непрерывно усиливал связи между сообществом и землей.
Гончарные изделия у этих сообществ украшались просто: применялся лепной и резной орнамент, а наиболее типичными формами изделий были сосуды на трех-четырех ножках в виде курильниц.
Другим важным средством эстетического выражения у народов Анд была каменная скульптура, самыми заметными проявлениями которой являются женские статуэтки и крылатые подвески в виде летучих мышей. На некоторых местонахождениях, например на Мокао-Альто в штате Мерида, были мастерские по производству нагрудных украшений и тарелок из серпентина, которые впоследствии, вероятно, распространялись в другие сообщества региона Анд и за его пределы посредством товарообмена.
Обрядность, видимо, достигла уровня формализма и сложности, превышающего аналогичный уровень на других территориях Венесуэлы. Она проявлялась в святынях и местах подношений, расположенных в пещерах или в горных расщелинах в самых недоступных частях холодных пустошей и, согласно испанским летописцам, в маленьких деревянных храмах, за которыми смотрели жрецы. В существовании крылатых подвесок в виде летучих мышей, возможно, проявлялся своеобразный культ умерших, возможно, они также служили формой выражения социально-политического единства сообществ Анд.
Большинство этнографов согласны с тем, что археологические находки, относящиеся ко времени, которое начинается примерно с X в., связаны с этническими группами, жившими в данном регионе в XVI в. Они известны как тимоте (Timotes) или тимоти (Timotis), а племена куика являются диалектной разновидностью этой группы. Тимоти-куика, но прежде всего тимоти, видимо, занимали нагорья высотой более
К X в. северо-запад Венесуэлы был историческим регионом, который в долинах ниже Анд заселяли коренные народы, причем их стиль жизни определялся иерархическим вождеским устройством. Согласно археологическим данным, а также летописцам XVI в., народы Анд и северо-запада Венесуэлы достигли мирного модус вивенди в данном регионе. В XVI в. между куика из Анд и какетио с северо-запада Венесуэлы установились прочные торговые связи. Они даже могли жить в одних поселениях, как это было в Хакаригуа (возможно, Акаригуа в современном венесуэльском штате Португеса). Исходя из археологического материала, найденного на доколумбовом кладбище в Серро-Мансано, можно предполагать, что группы тимоти или куика селились даже в долине р. Турбио, где сегодня расположен г. Баркисимето.
Несмотря на дружеские отношения тимоти-куика и какетио, в их политической организации наблюдаются ощутимые различия. Первых, судя по всему, характеризуют разбросанные поселения из групп независимых деревень, укрепленных оградами или окруженных рвами с водой. В некоторых случаях в жилищах, видимо, обитали малые, нуклеарные семьи.
Нет оснований предполагать существование вождей, обладавших значительной политической властью или контролем над многочисленными деревнями; объединяющим фактором в сообществах тимоти-куика, видимо, служила религия. Роль целителей, жрецов и прорицателей играли мосты (mohans), выполнявшие свои обряды не только в пещерах и святилищах, но и в небольших деревянных храмах, которые существовали в различных местах на территории Анд, как это было в Эскуке, где поклонялись Икаке, богине, возможно, связанной с культом плодородия.
Храм, посвященный Икаке, служил местом встречи местных народов, приходивших из многих областей андийского региона Венесуэлы, чтобы принести дань в виде клубков нити или хлопчатобумажных одеял, китерос или киригшс (ожерелий, сделанных из ракушек, или костяных бус), человеческих черепов, оленины, соли и т.д. Доступ в храм был запрещен всем, кроме жрецов или моанов, которые проводили в храме обряды гадания и приносили искупительные жертвы, чтобы гарантировать хороший урожай.
Ясно, что обрядовая сторона жизни, выраженная в совместной деятельности моанов или жрецов, была механизмом социального объединения в регионе, который, казалось бы, лежал за пределами власти местных вождей. Жрецы тимоти-куика, видимо, составляли организацию слуг общества, главной задачей которых было посредничество между богами и обычными людьми.
Северо-западный регион
Исторический регион Северо-Западной Венесуэлы - это обширная территория, простирающаяся в направлении север-юг от Карибского моря до северных подножий венесуэльских Анд и с запада на восток - от восточного берега оз. Маракайбо до холмов, образующих западный край бассейна оз. Валенсия. Археологические свидетельства указывают на то, что с самого начала нашей эры здесь существовали иерархические вождества, которые контролировали долину Кибор и долину р. Турбио и окружающие их горные регионы, а также долины, покрытые тропическим лесом, соединяющие Карибское море с бассейном оз. Валенсия.
Уровень развития, которого достигли сообщества исторического региона Северо-Западной Венесуэлы, сохранялся до VII—X вв. н.э., когда в нем произошли качественные перемены. Весь этот регион начали занимать люди, производившие многоцветные гончарные изделия, форма, лепные и резные узоры которых отличались от изделий, делавшихся в этом регионе ранее. Ранние гончарные изделия были разноцветными и украшались геометрическими узорами в виде четко стилизованных сюжетов, заключенных в квадраты, трапеции и треугольники, очерченные сплошными черными, белыми или красными линиями и расположенные вокруг круглых площадок, служивших центрами всего орнамента.
Судя по данным археологических раскопок, к X в. в долинах вокруг г. Карора жили коренные народы, достигшие высокого уровня развития. Люди там жили в среднего размера деревушках с земляными насыпями, укрепленными каменными стенами, которые служили основой для жилищ. Они были связаны с обширными возделываемыми террасами, бассейнами для хранения воды и оросительными системами. В фазу сикаригуа эти деревни были связаны с коллективными рабочими площадками для размалывания маиса, на которых найдено множество резаных метатес (кривых камней для молотьбы), предназначенных для этой цели.
Между X и XV вв. коренное население распространилось по другим долинам этого региона, а также к подножиям Анд, основывая поселения, напоминающие поселения фазы гвадалупе, для которых характерны расположенные по кольцу группы из 10-12 насыпей для жилых построек, возведенных из утрамбованной глины (в некоторых случаях они имеют пирамидальную форму) и образующих круговое пространство или своего рода площадь, где также были найдены многочисленные метатес. В радиусе 4-
В одной из таких насыпей, в верхнем слое глины, были сооружены печи для обжига и сушки керамики, а на
Строения в местах обитания, например в Эль-Ботикине, говорят о том, что структура домашнего пространства могла быть иерархической: характерной особенностью в этом отношении является один общий очаг, окруженный более маленькими очагами. Что касается домашних принадлежностей, то для всех очагов существовал один набор кухонной утвари: больших шарообразных сосудов, мисок или чаш, сосудов из тыквы и треножников с разноцветным орнаментом. Хотя рацион обычных людей состоял из мяса кроликов, агути и игуан, а также речной рыбы, наземных моллюсков, домашней птицы и маиса, мясо крупных млекопитающих, например оленей, видимо, приберегали для тех, кто пользовался центральным очагом. Наконечниками стрел, сделанными из кости, тоже пользовались только те, кто собирался вокруг этого центрального очага.
Археологические данные из фазы гвадалупе свидетельствуют о процессе сосредоточения населения в иерархизированных жилых пространствах. Та же тенденция проявляется в дифференциации общественных функций и распределения товаров, полученных или произведенных сообществом. Параллельно этому происходило разграничение территории и превращение ее в иерархию мест от тех, которые были заняты сложными центральными сообществами, например Лос-Арангес и Сикаригуа, до второстепенных центров с насыпями вроде Гвадалупе, Эль-Мос-китеро, Эль-Ботикина и Ороче, которые, в свою очередь, имели дополнительные места обитания без насыпей, например Охо-де-Агуа. Такое деление, видимо, свидетельствует о существовании центра власти, возможно, места пребывания «Повелителя» региона, который контролировал прочие периферийные населенные центры меньшей важности, оставленные во власти более мелких вождей, которые, в свою очередь, контролировали ограниченный регион, образованный меньшими по размерам и менее сложными деревнями.
Между VII и XVI вв. коренное население долин Карора, Кибор и Турбио было этнически однородным. Сосуды одинаковой формы со своеобразными стилистическими интерпретациями в многоцветном украшении керамики найдены в низинах у подножий Анд в штате Трухильо; в то время здесь, должно быть, обитали группы куика. Множество подобных сосудов было также найдено на берегах Карибского моря в штате Фалькон, где, вероятно, жили группы какетио.
Испанские летописцы XVI в. указывают, что коренное население современных штатов Фалькон, Лара и Яракуй происходило из группы индейских народов араваков. Если допустить, что именно они производили многоцветную керамику поздней стадии в этом регионе, то можно согласиться и с тем, что они распространились в направлении долин на севере венесуэльских Анд, заключая браки и формируя союзы с куика. Это могло связать их с процессом социально-политической интеграции, который в XVI в. проходил среди народов какетио данного региона. В этом отношении следует обратить внимание на учреждение гитуляДиао (Diao), или «Повелителя повелителей». Диао являлся религиозным и военным лидером одновременно: он был средоточием огромной магической и религиозной власти, и все сообщества этого обширного региона платили ему дань. Его носили в гамаке, чтобы ноги не касались земли. Судя по всему, все сообщества были иерархическими, и власть в них передавалась по наследству. Диао окружала свита родственников, а отличительной особенностью представителей военного слоя общества была их символическая связь с некоторыми животными, например с ягуаром.
Все это свидетельствует об образе жизни, характерном для заключительной фазы племенной системы хозяйствования, которая означала распад племенной структуры. Она также могла означать зарождение общественных отношений государственного типа, которые могли проявиться в форме политического господства, выражаемого в иерархизации территории, но еще не достигли уровня разделения на города и сельские поселения, как это произошло у народа тайрона.
Бассейн озера Валенсия
После VII в. бассейн оз. Валенсия заняли коренные индейские народы, с археологической точки зрения относящиеся к фазе Валенсия. Эта колонизация произошла, судя по всему, в результате переселений со среднего течения р. Ориноко и с р. Апуре, которые относятся к так называемой традиции араукин. Помимо региона озера, в период 1150-1550 гг. народы фазы Валенсия контролировали не только обширные долины современных штатов Карабобо и Арагуа, но и межгорные долины, например Каракас, и другие территории штата Миранда, например те Антильские острова, которые принадлежат Венесуэле.
Здесь существовали важные центральные деревни и множество более мелких деревушек вокруг них. Одна из центральных деревень, видимо, располагалась на юго-восточном берегу озера и совпадает с рядом обширных насыпей для жилых построек в Токороне, Ла-Мате, Камбурито и Эль-Замуро.
В пределах территории вождества можно выделить три типа поселений: в межгорных долинах, окружающих озеро; на краю побережья Карибского моря; на островах и островках у центрального побережья Венесуэлы.
По вышеприведенным причинам вождь региона оз. Валенсия пользовался весьма разнообразными природными ресурсами либо непосредственно, либо через сеть подчиненных ему деревень. Это помогало оптимизировать и разнообразить производство, тем самым гарантируя постоянный рост территории племени с подчинением и/или дополнением периферийных деревень.
Продукты, товары и сырье были предметами регулярного обмена между местами, образующими центральное ядро, и периферийными поселениями; особенной популярностью пользовались разнообразные ракушки, из которых делали украшения, крючки и т.п.
Все поселения имели множество культурных черт, общих с центральной деревней, в частности, одинаковые гончарные изделия. Тем не менее, очевидно, что работы, представляющие интерес для всего общества, особенно строительство террас, сосредоточивались, как и следовало ожидать, на берегах озера, где располагалась центральная власть.
Разнообразие существовавших процедур захоронения свидетельствует о наличии неравенства. Некоторых людей хоронили в больших глиняных урнах, куда также клали подношения в виде гончарных изделий, предметов роскоши и принесенных в жертву животных, в частности собак или обезьян; других же хоронили прямо в земле с более простыми подношениями или вообще без них.
Можно сделать вывод не только об иерархизации пространства, явствующей из сооружения погребальных, жилых и сельскохозяйственных насыпей, но и о существовании специализированного или полуспециализированного производства некоторых товаров, в частности роскошных керамических изделий и сырья - янтаря, ракушек, жадеита и золота.
Из совокупности проанализированных результатов археологических раскопок можно сделать вывод, что бассейн оз. Валенсия является «так называемой «археологической зоной оптимального стечения обстоятельств», так как почва здесь была плодородной, фауна - богатой, пресной воды - в изобилии, климат - мягкий. Здесь встречались равнины, защищенные от сильных ветров, выпадение осадков отличалось стабильностью и укладывалось в пределы нормы, а доступ к другим экосистемам был легким. Все эти свойства обеспечивали естественные условия для реализации всего производительного и прибыльного метода работы, обеспечившего саморазвитие социальной базы традиции араукин. Это проявлялось в процессе реорганизации рабочей силы, демографическом и территориальном расширении и подчинении эгалитарных сообществ в обширной сети деревень, связанных культурными отношениями или (как могло показаться) господством» (VargasArenas, 1990: 238-239).
Хотя некоторые авторы на основе тех же этноисторических данных отожествляли иерархические вождества бассейна оз. Валенсия с карибами-индейцами Карибского бассейна, они все же считают их какетио. Археологические свидетельства указывают на связь между стоянками Валенсии и иерархическими вождествами Больших Антильских о-вов.
Бассейн Ориноко
Около VII в. регион среднего и нижнего течения р. Ориноко попал, прямо или косвенно, под влияние традиции араукин. Эту традицию в среднем течении Ориноко можно считать связанной со смешанным эгалитарным образом жизни, несмотря на существование мест с жилыми насыпями, разбросанных по берегам рек этого региона. Барранкас, расположенная в нижнем течении Ориноко, является наиболее развитой фазой одного из сельскохозяйственных эгалитарных образов жизни на этой территории. Ни один из двух образов жизни в данном регионе не достиг той степени социальной иерархизации общества, какой достигли народы оринокского происхождения в центре Венесуэлы.
Система хозяйствования этих сообществ основывалась на выращивании кассавы как основной культуры и маиса, который использовался главным образом для приготовления чичи, алкогольного напитка, который пили во время обрядов и общественных событий. После VII в. распространение традиции араукин достигло апогея, заняв все деревни, которые до этого находились во власти традиции барранкас.
Между VII и XVI вв. население в нижнем течении р. Ориноко увеличилось почти одновременно с ростом производства и потребления сельскохозяйственной продукции и явным сокращением количества дичи и рыбы. Также выросло производство гончарных изделий, вследствие чего ухудшилось эстетическое великолепие их орнаментов, которое было одной из отличительных характеристик прежнего общества традиции барранкас.
Судя по всему, расположение народа культуры араукин в нижнем течении Ориноко привело к развитию более узких традиций, например, макапаимы. Доказательством этого является основание простых центров, например, тех, что существовали в месте впадения р. Карони в Ориноко. Некоторые из этих центров продолжали существовать до XVII в. Подобно деревням барранкас, поселения макапаимы были относительно стабильными, характеризовались ростом населения, расширением производства, обработки и потребления кассавы в виде хлеба (касабе) из муки кассавы и спроса на гончарные изделия и развитием их производства. При этом домашние пространства включали одновременно жилища, места захоронения и мастерские, где люди занимались различным производством. Эти особенности связывают поселения макапаимы с одним из сельскохозяйственных эгалитарных образов жизни, которые были распространены в нижнем течении Ориноко.
На основе этноисторических данных об этом регионе и в соответствии со свидетельствами очевидца XVI в. англичанина Уолтера Рэли в отношении деревень устья р. Карони, некоторые авторы предположили, что народы, преобладавшие в бассейне р. Ориноко между VII и XVI вв., могли быть связаны с карибскими народами. Археологическое исследование, проведенное Саноха и Варгас Аренас в этом регионе, свидетельствует о существовании больших деревень, населенных людьми, родственными традиции макапаима, которые в начале XVII в. были связаны с карибами, населявшими берега Ориноко на юге штата Ансоатеги. Поскольку макапаима, скорее всего, является боковой ветвью традиции араукин, считающейся представителем карибской культуры, группы этой традиции, перебравшиеся в бассейн оз. Валенсия около
Северо-восточный регион
Согласно Стюарду и Фарону {Steward & Farm, 1959), анализ этноисторических данных позволяет установить, что к XVI в. на северо-восточном побережье Венесуэлы существовали иерархические формирования типа вож-деств, связанные с народами паленке, куманагото и чайма. Однако, если верить Варгас Аренас (Vargas Arenas, 1990: 216), археологические свидетельства недостаточно убедительны, и на их основании трудно определить существование в этом регионе общества такого рода; она считает, что можно лишь более или менее обоснованно говорить о сообществах, которые вели сельскохозяйственный эгалитарный образ жизни, вероятно, свойственный главным образом народам карибского происхождения, которые примерно в то же время начали занимать большую часть Малых Антильских о-вов.
Источник - История человечества. В 8 томах. Том 4. VII-XVI века. Под редакцией М. А. Аль-Бахита, Л. Базена и С. М. Сиссоко