ВОСТОЧНЫЕ ОСТРОВА КАРИБСКОГО МОРЯ
Малые Антильские острова
Туземные деревушки, существовавшие на Малых Антильских о-вах между VII и XV вв., были относительно простыми и малонаселенными. Существование многочисленных петроглифов, захоронений с подношениями и антропоморфных скульптур из камня свидетельствует о влияниях материка и Больших Антильских о-вов. Этноисто-рические выводы, основанные на описаниях, сделанных в XVI в. итальянским гуманистом, первым историком испанских завоеваний в Америке Педро Мартиром де Англерия и Лабатом (Labaf) (Fewkes, 1914), позволяют говорить о существовании деревень или жилищ вблизи побережья или на берегах рек, где были хорошие возможности для ловли рыбы, сбора морских или наземных моллюсков и для охоты на дичь. Здания одного типа служили общими жилищами, а здания другого типа, занимавшие центральное положение в деревнях, использовались как святилища, где хранились ритуальные камни семис (zemis). В некоторых деревнях имелось до 20-30 домов, расположенных кольцом вокруг центральной площади. В каждом доме жила родовая группа, включавшая главу семейства, его жен и неженатых детей.
Большие Антильские острова
На Больших Антильских о-вах, включающих, среди прочих, Пуэрто-Рико, Гаити и Кубу, самой примечательной исторической особенностью между VII и XVI вв. было появление иерархических образований типа вождеств, известных как культура тайно или традиции бока-чика, вызвавшее глубокие перемены в способах поселения, социально-политической организации и обрядовой жизни. Характерной чертой является возведение из утрамбованной земли искусственных насыпей различного типа, служивших местами общих жилищ, полями для выращивания кассавы и маиса и местами захоронений. В ряде случаев комплексы подобных насыпей располагаются вокруг поля для игры в пелоту, или батей, обозначенного рядом камней, иногда украшенных петроглифами.
В некоторых случаях создавались настоящие некрополи, в которых поражало великолепие погребальных подношений, состоявших из гончарных изделий и предметов, вырезанных из камня и ракушек. С другой стороны, высокой степени сложности достигли также формы и способы изготовления каменных и деревянных статуй. Среди них выделяются резные пирамидальные камни, называемые семис (zemis), которые изображают Юка-у Багуа Маорокоти (Yuca-hu Bagua Maorocoti), бога кассавы.
Люди жили за счет выращивания горькой кассавы, из которой делали муку и хлеб (касабе), как и на севере Южной Америки, маиса и различных клубневых; кроме того, они ловили рыбу, собирали морские продукты и охотились. В сельском хозяйстве преобладал метод подсечно-огневого земледелия, главной составляющей которого было окультуривание диких растений. Это явствует из главенства божества Юка-у в мифологии тайно. С другой стороны, хлеб из кассавы, который пекли на блюдах, предназначенных для выпечки маисового хлеба (бударес) и украшенных насечками, напоминает обычаи культуры барранкас народов нижнего течения р. Ориноко и культуры саладос народов северо-восточной части Венесуэлы. Из более мелкой муки они могли печь хлеб, предназначенный для потребления самыми важными вождями. С каждой стороны такой хлеб украшали геометрическими или биоморфными сюжетами, которые, возможно, были связаны с родословной конкретного человека.
К концу XV в. общество тайно стало аристократическим по своему характеру и в высшей степени стратифицированным. Самое важное положение в обществе заняли главные вожди, что, видимо, определялось происхождением по материнской линии. Затем следовала свита из «знатных людей» (нитаинос), а потом слуги или рабы - пабория. Возможно, существовало и классовое общество. Мы полагаем, что общество тайно, или традиция бока-чика, могло строиться по образцу иерархических вождеств Венесуэлы, Колумбии и юга Центральной Америки. Последние представляют собой форму племенной организации в эпоху разложения первобытнообщинного строя и характеризуются развитием иерархических общественных отношений, государственных по своему характеру, что является фундаментальной особенностью, которая постепенно преобразуется, тем самым создавая возможность развития государств и законодательного аппарата классового общества.
Среди наиболее выдающихся особенностей традиции бока-чика можно назвать распространение игры пилота, или батей, и всех принадлежностей, с ней связанных, например, встречающихся в изобилии изделий в виде «ярма» (юго) и «локтей» (кодос), тщательно изготовленных из камня. Эти в высшей степени замечательные предметы говорят о возможных связях региона с Мезоамерикой через п-ов Юкатан между VII и IX вв. (илл. 289-293).
Источник - История человечества. В 8 томах. Том 4. VII-XVI века. Под редакцией М. А. Аль-Бахита, Л. Базена и С. М. Сиссоко