РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОЗДНИЙ ПЕРИОД (1000-1480 ГГ.)
Переход от Среднего к Позднему периоду на центральной территории Северо-Западной Аргентины, должно быть, вызвал изменения в населении. В остальных областях изменения обнаружить сложно, хотя на севере Чили могло происходить заселение прибрежных долин народами с Альтиплано. Присутствие на центральной территории народов низин вместе с их характерными особенностями, очевидно, обусловливалось несколькими последовательными волнами переселения на эту территорию.
Между 800 и 1000 гг., сразу по завершении влияния культуры агуада, возникло несколько региональных комплексов, в которых проявились значительные перемены, ставшие очевидными позднее. В целом гончарные изделия этих региональных образований подобны тем, что существовали в Санагасте, Уальфине, Ангуаласто и Сан-Хосе, и имеют стилистические элементы, продолжавшие старые традиции, ослабленные влиянием культуры агуада.
Данный период характеризуется технологическим прогрессом, более высокой плотностью населения и культурными единицами, распространившимися по каждой из главных долин, особенно в Уальфине, Кальчаки и Кебрада-де-Умауаке. Несмотря на культурное единство этих новых образований, политическая структура не выглядит в равной степени единой. Существовали вождества с небольшими территориями и платящая дань база, включавшая от 2-3 до 11 деревень. Наличие укрепленных фортов в долинах, расположенных в пределах взаимной видимости, и сведения, оставшиеся от колониальных времен, свидетельствуют о постоянных конфликтах, выявляют относительно раздробленную организацию, которая не препятствовала развитию постоянных поселений, строительству крупных деревень с каменными жилищами, часто обнесенными стенами, созданию церемониальных центров крупного размера с очень обширными террасами, как в Кокта-ке, и растущему контролю за системами орошения.
Многие долинные сообщества основывали колонии в нагорьях Аконкиха, Пампа-Гранде и Сьерра-де-Санта-Виктория. Оттуда они могли контролировать лесистые восточные склоны. В направлении пуны они могли выходить на территории пастбищ и соляных озер, которые позволяли расширять производственную базу. Сосредоточение полугородского населения особенно заметно в Кебрада-де-Умауаке, долинах Кальчаки и Уальфине, а также на территориях культур умауака, санта-мария и белен. В южном направлении в культуре санагаста, где слитные поселения были редки, больше распространены деревни и жилища, окруженные полями.
На северо-востоке пуны в бассейне р. Яви-ла-Киака, впадающей в р. Пилькомайо, в культуре яви-чико, датируемой между 930 и 1460 гг., проявились некоторые признаки, связывавшие ее с народами чича Южной Боливии. Тип расселения был различным - от слитного поселения (конгломерата) до полуконгломерата. Керамика здесь тоже имела стилистические связи с мало известными комплексами в Санта-Виктории на востоке и Посуэлосе на севере пуны.
Сложно установить, в какой степени общества Позднего периода торговали между собой и как они получали припасы. Нет явных свидетельств о существовании организованного рынка даже в Тастиле, одном из самых крупных поселений (
Поздние поселения в пуне сосредоточены в бассейне рек Гуатайок и Салинас-Грандес, на высотах более
Связи между археологическими культурами Южной Боливии, среди которых преобладает так называемый Южный трехцветный горизонт, и Северо-Западной Аргентины выявляются благодаря присутствию наборов иконографических элементов, характерных для восточных нагорий данного региона и распространившихся за территорию Анд в направлении земель Чако-Сантьяго. В настоящее время невозможно установить географически непрерывных связей на данной территории между этими регионами, хотя связи между сюжетами орнаментов имеются. Однако такая непрерывность в связях с культурами Альтиплано проявляется на нагорьях Аконкиха, хотя их и нельзя отнести к каким-то особым контактам или взаимоотношениям.
Несмотря на то, что влияние этих связей с боливийскими нагорьями было очень реальным, оно не могло проникнуть на равнины и в каньоны, где политические образования умели сохранять сравнительную культурную независимость, придававшую им характерные особенности, такие как распространенность похорон в урнах или сооружение многочисленных склепов для захоронения умерших взрослых вместе с множеством погребальных предметов. Часто встречаются настоящие кладбища, хотя погребения в деревенских дворах или в жилищах можно считать характерными для Кебрада-де-Умауаки и Эль-Торо. Пуна, в которой захоронения выполнялись во впадинах или небольших пещерах на склонах гор, - это единственная область, где выявлена данная особенность, в целом типичная для Альтиплано. Обработка металла, особенно бронзы, получила очень широкое развитие в центральных долинах. Бронза использовалась для производства ритуальных предметов, например, дисков с антропо-зооморфными изображениями, характерных для этого периода.
Резьба по дереву играла важную роль в ритуальных местах. Раскрашенные резные фигурки изображали богов-защитников. Качество гончарных изделий ухудшилось, но были и исключения, например в Сантьяго-дель-Эстеро и Тукумане, керамику которых позднее очень ценили инки.
Именно к этому периоду и региону относятся погребальные урны для детей. В Санта-Марии и Уальфине встречаются урны и пукос. Кувшины и огромное множество других форм были характерны для Кебрада-де-Умауаку. Черная керамика практически исчезает, уступая место двух- и трехцветным украшениям изделий, которые варьируются от одного региона к другому.
В горных областях ниже хребта Анд и в Сантьяго-дель-Эстеро более поздние типы поселений приспосабливались к лесным условиям. В Сантьяго, начиная с
В это время север Чили все сильнее начинал зависеть от государственных и феодальных образований Альтиплано. Прибрежные образования с важными деревенскими поселениями и керамикой в стиле Сан-Мигель, Покома и Хенти-лар, современные вождествам или союзам племен урко (на Альтиплано) с особыми правами или связями с прибрежными долинами, составляли обширную территорию. Сложные сети заимствований продуктов связывали племена ума, живших в восточных долинах, с населением побережья.
Большая часть информации об этом периоде в долинах Арики получена на основании изучения предметов из захоронений; данных о более поздних поселениях значительно меньше, но в некоторых местах очевидны связи между высокогорьем и побережьем. Средние долины служили важными местами организации перевозок между различными регионами. Об этом свидетельствуют Уанка-ране в долине Камаронес и Серро-Сомбреро в долине Аса-па. Остатки материальной культуры в них говорят о важных поселениях с ямами для хранения пищи или о местных культовых центрах; распространение керамики с Альтиплано либо ограничивалось конкретной областью, как в Уанкаране, либо она использовалась вместе с местной, как в Серро-Сомбреро. В обоих случаях продукты с побережья, такие как маис и стручковый перец, были распространены столь же широко, как и продукты высокогорного происхождения.
Мало что известно о Позднем периоде в оазисах пуны. В местонахождениях у истоков рек Лоа и Токонсе проявляются черты культуры альтиплано (Castro et al., 1977). Ритуал погребения здесь напоминает ритуал аймаров. Это были пастушеские сообщества, но террасы и другие признаки, например лопаты или деревянные мотыги, свидетельствуют о занятиях земледелием. Тип сооружения chullpa в Токонсе не встречается в аргентинской пуне, что, видимо, свидетельствует о контактах в основном между центральной частью Альтиплано, пуной и чилийской стороной.
На крайнем юге территории Анд, в Куйо и центральных горах, перемен, по сравнению с предыдущим периодом, происходило меньше. Типичные небольшие рассеянные поселения указывают на присутствие раздробленных обществ. На севере в гончарных изделиях преобладал стиль культуры ангуаласто, а на юге провинции Мендоса основной культурой была вилуко.
В провинции Кордова рассеянные поселения, иногда с полуподземными жилищами, относились к культурному комплексу комечингоне исторических времен. Гончарные изделия с резными орнаментами, статуэтки и костяные наконечники были частью достаточно однородного археологического контекста, типичного для смешанной системы хозяйствования с преобладанием охоты и собирательства, но и без отказа от земледелия.
Источник - История человечества. В 8 томах. Том 4. VII-XVI века. Под редакцией М. А. Аль-Бахита, Л. Базена и С. М. Сиссоко