КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НА СЕВЕРО ЗАПАДЕ АРГЕНТИНЫ В ПОЗДНИЙ ПЕРИОД
Культурные образования того времени в данном регионе разнообразны. О достигнутом уровне можно судить по типам поселений в трех фазах культуры белен. На первой фазе типовыми были общие дома площадью 17 х
Типы поселений, относящиеся к культуре санта-мария, развивались в несколько этапов. Вначале люди жили в больших общих домах, а население, включавшее расширенные семьи, вероятно, распределялось по сельской местности. Затем появились деревушки с прямоугольными каменными домами, сгруппированными вместе и составлявшими истинные городские центры. Типом поселения на последнем этапе может служить Лома-Рика (Катамарка), где стояли 210 жилищ с открытыми пространствами типа площадей. Городские стены были толстыми, и по ним можно было ходить. У жилищ не было дверей, так что входили в них, должно быть, через крышу.
Керамика украшалась двух-трехцветными росписями, но резные орнаменты не делались, а лепные узоры встречались редко. Типичной особенностью декора была поверхность, полностью покрытая геометрическими сюжетами. Характерным типом гончарных изделий, отнесенным к культуре санта-мария, были большие яйцеобразные урны с тремя отделениями, коническим основанием и почти цилиндрическим горлом с ручками, украшенные изображениями похожими на человеческие лица. Изображались также антропоморфные элементы, крайне стилизованные земноводные и нанду (американские страусы), а также змеи.
Другими стилями являются многоцветный йокавиль и красный йокавиль на белом фоне. Обычными формами изделий являлись пукос или керос, причем края некоторых из них украшались зооморфными рельефами. Пукос изнутри украшались стилизованными изображениями птиц.
Больших успехов достигла и металлургия. Были найдены диски, нагрудные пластины, топоры, латные рукавицы и колокола, отлитые из металлов. Круглый диск представлял собой изделие высокого качества. Его украшение контрастировало со строгим орнаментом урн: у дисков поверхности гладкие и открытые, а линии - чистые. Узоры имеют метафорический смысл; это изображения человеческих голов, змей, антропоморфных фигур в любом сочетании. На оборотной стороне диска орнамент не делался, там есть лишь две ручки, за которые диск можно держать при защите. Обладание таким диском, вероятно, символизировало власть и статус владельца.
Путь через Кебрада-де-Умауаку был основным путем, по которому народы низменных субтропических дождевых лесов вблизи Сан-Сальвадор-де-Жужуй могли попасть в пуну и на боливийское Альтиплано, поэтому с древних времен по этому пути шли оживленная торговля и переселения разных народов. Типом поселения в этой культуре служили группы жилищ в стратегических пунктах с населением примерно 200 чел. Жилища были прямоугольными в плане, имели каменные стены и открывались в сторону расчищенных пространств, похожих на площади. Встречаются гончарные изделия с декоративными сюжетами черного цвета на красном фоне. Декор типа тилкара отличается тонкостью и изяществом. Обычными формами являются шарообразные или яйцеобразные вазы с боковыми ручками, либо сосуды с узким горлышком и горизонтальными ручками, либо вообще без горлышка. Орнамент разнообразен и сложен и включает геометрические узоры с вертикальными или горизонтальными полосами. Металлургические изделия встречаются редко и украшаются бедно. Встречаются большие костяные трубы с вырезанными на них концентрическими кругами, предметы, используемые в текстильном производстве, и емкости для хранения напитков.
Среди деревянных предметов можно отметить дощечки для подношений, большие ножи для земледельческих нужд, латные рукавицы и колокольчики, используемые при выпаске лам. Обычным было погребение умерших взрослых в круглых склепах, располагавшихся в углах жилища. Детей хоронили в урнах. Обезглавленные скелеты, найденные во время раскопок, служат доказательством существования культа, согласно которому голова служила трофеем. Погребальные предметы отличаются разнообразием, варьируясь от очень богатых до очень бедных, что свидетельствует о четко выраженных социальных различиях.
Кебрада-дель-Торо, как и Умауака, служил одним из путей в Боливию; здесь наиболее представительным местонахождением является Санта-Роза-де-Тастил с населением более 2,5 тыс. чел. Строения здесь имели достаточно низкие стены, сложенные из камня способом сухой кладки, открывающиеся в сторону площади в
Эта культура замечательна своими тканями и текстильными изделиями, центром производства и торговли которыми она стала. Самыми распространенными изделиями являлись шапочки, наличие которых, должно быть, соответствовало определенному социальному статусу. Их делали из шерсти ламы или викуньи, используя простой способ плетения. Применялись и человеческие волосы, из которых, возможно, делали парики. Использовались и способы производства гобеленов; особого внимания заслуживают вышивка по подготовленной поверхности, украшения из толстых материалов с локонами человеческих волос. Искусство работ по камню представлено петроглифами на каменных стенах и резными изображениями на поверхностях каменных осколков разных размеров. Изображались фигуры с длинными ногами и изогнутыми хвостами, антропоморфные фигуры, верблюдоподобные животные, а также геометрические формы в виде сочетаний прямых линий.
Засушливый климат пуны позволил сохраниться деревянным изделиям и предметам одежды, изготовленным из недолговечного материала: сумкам, гребням, шапкам и шляпам. Самыми замечательными из деревянных предметов являются трубки для глотания галлюциногенных веществ, украшенные антропоморфными и зооморфными фигурами. Края некоторых изделий инкрустированы полудрагоценными камнями. Они сопровождаются украшенными костяными или деревянными трубками. Умерших хоронили в чульпас - небольших, напоминающих очаги домиках, поставленных у стен, или в расщелинах скал, что можно увидеть на пиктографических письменах наскальных изображениях.
Деревня Яви - уникальное место. Здесь имеется два типа поселений: одни - на сельскохозяйственных угодьях, с квадратными и прямоугольными жилищами с фундаментами, сделанными из камня и глиняного раствора и возвышающимися на метр над уровнем земли. Над фундаментом идет глинобитная стена от 30 до
Поверхность керамики отполирована, а орнамент выполнен красным по черному в виде узоров из тонких линий. Самыми распространенными узорами являются тонкие крестообразные штрихи, крути и прямоугольники, оканчивающиеся переплетающимися спиралями. Типичная форма представлена шарообразной вазой с антропоморфной фигурой на горлышке.
В культурах санагаста или ангуаласто типом поселения являются разбросанные сообщества. Жилища в этих местах, где нет камня, построены из недолговечного материала - самана. Обработка металла менее качественная, чем в предыдущий период. Найдены некоторые деревянные предметы, например дощечки и трубки, а также наконечники стрел и костяные булавки с фигуркой наверху для одежды.
Умерших взрослых хоронили прямо в земле с относительно бедными погребальными приношениями. Характерной особенностью являются гончарные изделия, в частности погребальные урны для детей, сделанные из толстых слоев глины двух или трех цветов. Они сопровождаются пукос, служившими крышками. Существуют урны двух типов: трехцветные типа Сан-Хосе, украшенные черным по красному или белому. Орнамент на корпусе урны представляет собой вертикальные полосы с изображениями страусов, жаб, зубчатых колес или розеток, а на основании обвивающие параллельные линии с поперечными штрихами между ними образуют крупные усеченные S-формы. Урны другого типа выполнены более грубо, украшены геометрическим орнаментом.
Источник - История человечества. В 8 томах. Том 4. VII-XVI века. Под редакцией М. А. Аль-Бахита, Л. Базена и С. М. Сиссоко