История Цу' до воцарения К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата
Начальная история царства Цу' известна плохо, поскольку до нас дошло лишь несколько ранних монументов из Киригуа. Отчасти отсутствие памятников V-VII веков можно объяснить воздействием сил природы. В VI или начале VII века некое стихийное бедствие, вероятно, извержение вулкана или сильный ураган, стало причиной разрушительного наводнения в долине Мотагуа, в результате которого расположенный на месте Киригуа раннеклассический центр оказался погребен под толстым слоем речного ила. Это обстоятельство очень усложняет задачу реконструкции ранних этапов истории городища, поскольку древние монументы и сооружения были по большей части уничтожены стихией. Тем не менее, есть свидетельства того, что первое поселение в этой области возникло еще до 100 года нашей эры. Ко времени около 400 года относится первая фаза городского Акрополя, который имел тогда вид группы небольших двориков, приблизительно ориентированных по сторонам света.[ii]
Археологи отмечают значительное сходство раннего Акрополя Киригуа с современной ему архитектурой Копана. О тесных политических и культурных связях Цу' с Шукуупом свидетельствуют и письменные источники. Как это часто бывает, наши представления о становлении царской власти в Цу' основываются на сообщениях из значительно более поздних текстов. Официальная версия основания местной династии изложена в надписи на нескольких картушах Зооморфа Р[iii], датируемого 795 годом. Повествование начинается с «прибытия в Витенаах» в день 8.19.10.10.17, 5 Кабан 15 Йашк'ин (6 сентября 426 года). Из текстов Копана мы знаем, что в тот же день основатель шукуупской династии К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' совершил в Витенаахе обряд «взятия К'авииля», то есть, вероятно, был провозглашен царем.[iv] Спустя три дня, 9 сентября 426 года, была установлена стела (неизвестно, какая именно) и под руководством К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' состоялась коронация первого известного нам владыки Цу' Ток-Ч'ич'а. Таким образом, с самого начала своего существования царство Цу' оказалось в вассальной зависимости от Шукуупа.[v]
На еще одном позднем монументе, установленной в 775 году Стеле С из Киригуа, сказано, что в день 9.1.0.0.0, 6 Ахав 13 Йашк'ин (28 августа 455 года) владыка Цу' Тутуум-Й'оль-К'инич установил стелу в местности Хуун-Лак-Чак-...-Ц'унун. Хотя некоторые исследователи отождествляли Тутуум-Й'оль-К'инича с основателем династии,[vi] разница имен свидетельствует о том, что это был, скорее, преемник Ток-Ч'ич'а. Никаких других сведений о его царствовании не сохранилось.
Самый ранний известный монумент с иероглифическим текстом из Киригуа - это Стела U. Она была обнаружена известным археологом Сильванусом Морли в центре так называемой Группы А городища. На сильно поврежденной эрозией стеле представлен ставший впоследствии типичным для скульптур Киригуа «обвивающий» стиль портрета, когда изображение царя и его регалий распространяется на три стороны монумента. Эта форма впервые появилась поколением ранее в Тикале, где представлена Стелами 1, 2 и 28, что может свидетельствовать о контактах долины Мотагуа с центральным Петеном.[vii] На тыльной стороне Стелы U содержится иероглифическая надпись, в которой сообщается об окончании пятилетия в 9.2.5.0.0, 10 Ахав 8 Поп (18 апреля 480 года) и о проведении некоего обряда посвящения в день 9.2.5.11.0, 9 Ахав 8 Кех (23 ноября 480 года). Имя правителя Цу', проводившего этот обряд, сильно повреждено, но, вероятно, может быть отчасти прочитано как Ча'…-Ак-Меет (?). Из текста также следует, что церемония проходила под руководством «западного калоомте'». В данном регионе этот титул, использовавшийся для обозначения высшего ранга майяских царей, употреблялся только по отношению к правителям Шукуупа, поэтому можно заключить, что и в последней четверти V века Цу' по-прежнему политически зависело от своего более могущественного соседа.[viii]
Монумент 26. Ранний правитель Цу', взошедший на трон предположительно в 493 году нашей эры.
Еще одна ранняя «обвитая» стела из Киригуа, Монумент 26, датируется концом V века. Она была разбита еще в древности и до настоящего времени сохранились только два фрагмента. Подобно Стеле U, на лицевой и боковых сторонах Монумента 26 представлен портрет правителя, а на тыльной содержится длинная надпись. Дата на стеле могла соответствовать либо 9.2.18.13.1, 11 Имиш 4 Сак (28 октября 493 года), либо 9.2.18.13.10, 7 Ок 13 Сак (6 ноября 493 года). Обычно дата Начальной серии совпадает со временем посвящения монумента, но Мэтью Лупер полагает, что далее в тексте описана «юбилейная» церемония по случаю окончания к'атуна 9.3.0.0.0, 2 Ахав 18 Муваан (30 января 495 года), следовательно, Монумент 26 не мог быть создан раньше этого события.[ix] В надписи на стеле упоминаются третий и четвертый представители царской династии Цу', но, поскольку ключевые части текста разрушены, контекст сообщения неясен.[x]
После установки Монумента 26 Киригуа на полтора столетия погружается в безмолвие. За период между 495 и 653 годами до нас не дошло ни одной иероглифической надписи, строительная активность в городище в это время также снизилась или вовсе свелась к нулю. Как было указано выше, в VI или начале VII века Киригуа стал жертвой стихийного бедствия. Еще одной причиной паузы могло стать разорение Цу' в ходе какой-то неизвестной нам войны. В пользу этого предположения свидетельствует состояние ранних Стелы U и Монумента 26, которые были преднамеренно разбиты еще в древности.[xi]
Алтарь L из Киригуа, установленный в середине VII века. В центре этого монумента в виде знака дня Ахав изображен владыка Цу' К'авииль-Йо'паат. В надписи на алтаре упоминается также двенадцатый царь Шукуупа К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииль.
Возрождение монументальной активности в Киригуа связано с посвящением Алтаря L. Как и на алтарях из Караколя или Тонины, в центре этого монумента представлен большой знак дня Ахав, но в данном случае умело используется игра слов: иероглиф Ахав («владыка, правитель») передан изображением правителя, сидящего со скрещенными ногами. Из подписи мы знаем, что это владыка Цу' по имени К'авииль-Йо'паат, о котором более ничего неизвестно. Текст на алтаре начинается с сообщения об окончании к'атуна в 9.11.0.0.0, 12 Ахав 8 Кех (14 октября 652 года). Затем говорится об освящении некоего сооружения и ритуальном танце в день 9.11.0.11.11, 9 Чувен 14 Сек (2 июня 653 года). Особый интерес представляет упоминание двенадцатого царя Шукуупа К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля. Вероятно, на Алтаре L описан обряд «вызывания» этого владыки К'авииль-Йо'паатом в день окончания к'атуна 9.11.0.0.0. В иероглифических текстах майя обряд «вызывания» видений, как правило, связывается с богами, употребление этого понятия по отношению к правителю соседнего царства является весьма необычным. Традиционно надпись на Алтаре L считают свидетельством того, что в середине VII века Цу' по-прежнему оставалось в сфере политического влияния Шукуупа, но окончательно подтвердить или опровергнуть это толкование можно будет только точно объяснив значение связывающего два царства события. Несмотря на всю изобретательность формы, Алтарь L выполнен грубо и является свидетельством того, что работы местных мастеров в то время еще существенно уступали по утонченности скульптурам из Копана.[xii]
Примерно в то же время, когда был посвящен Алтарь L, началась реализация важных строительных проектов в Акрополе Киригуа. Среди них стоит особо отметить строительство первой в городище площадки для игры в мяч, которая сегодня обозначается как Сооружение 1B-sub.4. По размерам она сходна со стадионами Копана. Небольшие Алтари Q и R, вероятно, были связаны с площадкой и первоначально использовались в качестве маркеров для игры в мяч. К сожалению, короткие тексты на обоих монументах совершенно разрушены эрозией.[xiii]
По случаю окончания к'атуна в 9.13.0.0.0, 8 Ахав 8 Во (18 марта 692 года) неизвестный владыка Цу' установил в Киригуа Стелу Т. Изображение и надпись на ней очень повреждены эрозией, что не позволяет получить какую-либо дополнительную историческую информацию.[xiv]
Таким образом, к началу VIII века царство Цу' оставалось весьма незначительным политическим образованием, а местные правители на протяжении нескольких столетий были вассалами более мощного Шукуупа. Но регион уже стоял на пороге коренных преобразований, которые связаны с именем одного из самых ярких персонажей в политической истории древних майя - К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата.
Примечания:
[ii] Looper M. Lightning… Рр. 35-36; Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and
[iii] В этом очерке монументы из Киригуа обозначаются по системе, которая была впервые предложена Альфредом Моудсли и позднее принята Сильванусом Морли. Альтернативная нумерация представлена в публикациях Роберта Шарера (смотрите, например, Sharer R. Quirigua: A
[iv] Подробнее об этом смотрите в главе «Додинастическая эпоха и становление династии шукуупских владык. К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'» очерка «Царство Шукууп (Копан)».
[v] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 216. Помимо Зооморфа Р из Киригуа, воцарение Ток-Ч'ич'а, вероятно, упоминается и на Иероглифической лестнице из Копана.
[vi] Так, Линда Шиле и Мэтью Лупер в свое время обосновывали точку зрения, согласно которой именно Тутуум-Й'оль-К'инич был коронован под эгидой К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' в 426 году и основал династию Цу'. Смотрите Schele L, Looper M. The Founder of Quirigua, Tutum-Yol-K'inich //
[vii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 217
[viii] Там же
[ix] Looper M. Lightning… Р. 41
[x] Мэтью Лупер полагает, что надпись на Стеле 26 начинается с сообщения о воцарении четвертого владыки Цу' в 493 году. Упоминание «третьего владыки», имя которого пока надежно не расшифровано, породило сомнения относительно корректности династического счета ранних царей Цу', поскольку, в соответствии с общепринятыми толкованиями текстов, на монументах из Киригуа упоминаются три персонажа, занимавшие престол раньше «третьего владыки», а не два. Высказывалось предположение, что в данном случае фраза «третий в ряду» имеет какой-то иной смысл и не связана с династическим счетом. Другие возможные объяснения заключаются в том, что, по каким-то неизвестным нам причинам, Ча'…-Ак-Меет (?) был позднее исключен из династического счета, или что Ток-Ч'ич' и Тутуум-Й'оль-К'инич – это одно лицо (смотрите также примечание VI).
[xi] Looper M. Lightning… Р. 50. Впрочем, существует точка зрения, согласно которой Монумент 26 был ритуально «убит» во время одной из церемоний в поздний классический период. Поскольку надежный археологический контекст для этого памятника отсутствует, подтвердить или опровергнуть данное предположение невозможно.
[xii] Looper M. Lightning… Рр. 51-52; Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 217
[xiii] Looper M. Lightning… Рр. 53-54
[xiv] Looper M. Lightning… Рр. 54-55