Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Расцвет Цу' в правление К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата

Стюфляев Максим ::: История царств майя

К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат («Сжигающий Огнем Небо Йо'паат») взошел на трон Цу' уже вполне зрелым мужчиной на четвертом десятке лет [xv], но о его жизни до воцарения не сохранилось никаких сведений. Мы даже не знаем имен родителей будущего владыки. Коронация К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата состоялась в день 9.14.13.4.17, 12 Кабан 5 К'айаб (2 января 725 года) и упоминается сразу на четырех монументах из Киригуа. На одном из них, Стеле Е, сообщается существенная деталь, что инаугурационная церемония проходила под руководством тринадцатого царя Шукуупа Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля. Таким образом, К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат, как и его предшественники, начал свое царствование в качестве шукуупского вассала.

О первых годах правления К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата известно не очень много. На таких поздних монументах, как Стела Е и Зооморф Р, ретроспективно упоминается окончание к'атуна 9.15.0.0.0, 4 Ахав 13 Йаш (22 августа 731 года). Интересно, что на Зооморфе Р в качестве участника этой «юбилейной» церемонии назван будущий преемник К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата …-Чан-Йо'паат.[xvi] В день 9.15.3.2.0, 6 Ахав 18 Сак (15 сентября 734 года) была посвящена первая дошедшая до нас скульптура К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата, небольшой Алтарь М. Следует отметить, что уже на этом раннем монументе К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат именует себя не только «владыкой Цу'», но также «черным владыкой Шукуупа» (или «владыкой Черного Шукуупа») и даже «южным калоомте'». Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о значении титула «черный владыка Шукуупа». Уильям Фэш и другие авторы считают его проявлением претензий К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата на владения Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля. Если это так, то конфликт владыки Цу' со своим сюзереном начался задолго до 738 года.

В любом случае, появление новых титулов наряду с ростом строительной активности в Акрополе Киригуа свидетельствует о стремлении К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата добиться большей политической самостоятельности. Такой курс неминуемо должен был привести его к противостоянию с Шукуупом. Вероятно, К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат долго готовился к войне и в противовес своему сюзерену наладил дружественные отношения с царем Кануля Вамаав-К'авиилем. В надписи на Стеле I из Киригуа – позднем монументе, установленном К'ак'-Холов-Чан-Йо'паатом в 800 году – ретроспективно описывается церемония по случаю окончания пятилетия 9.15.5.0.0, 10 Ахав 8 Ч'ен (26 июля 736 года). Сказано об установке стелы К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паатом, а далее в неясном контексте упоминается «Священный Владыка Чиикнааб'а» Вамаав-К'авииль. Учитывая общее содержание надписи, которая посвящена изложению подробностей последующей войны Цу' с Шукуупом, упоминание правителя из далекого Петена не может быть случайностью. Как полагают Саймон Мартин и Николай Грюбе, в своем противостоянии с Шукуупом К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат заручился некоей внешней поддержкой со стороны Кануля, возможно, речь шла даже о смене покровителя.[xvii]

Напряжение в отношениях своенравного вассала со своим сюзереном продолжало нарастать и в 738 году вылилось в войну. О ее начале, вероятно, повествуется на вышеупомянутой Стеле I из Киригуа, где сказано, что в день 9.15.6.14.0, 13 Ахав 18 Соц' (27 апреля 738 года) произошло пленение и последующее сожжение деревянных изображений богов-покровителей шукуупской династии Чан-Те'-Ахава и К'уй-Б'оок(?)-Ахава. Как уже неоднократно отмечалось при изложении истории других майяских царств, армии майя и других народов Месоамерики несли в сражение изображения своих богов на паланкинах или носилках, противопоставляя конкурирующих божеств друг другу почти таким же образом, как это было в случае со смертными людьми. Захват и осквернение изображений богов противника – характерная черта месоамериканских войн. Видимо, 27 апреля 738 года произошла крупная битва, в которой войска Шукуупа потерпели сокрушительное поражение. Сам царь Шукуупа Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль, возможно, попал в плен. По крайней мере, сразу на четырех монументах из Киригуа лаконично сообщается, что спустя всего шесть дней, в 9.15.6.14.6, 6 Кими 4 Сек (3 мая 738 года), этот владыка был обезглавлен по повелению К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата. Следует отметить, что о гибели Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля сообщается также на Иероглифической лестнице из Копана, но шукуупские писцы, видимо, попытались смягчить трагичность и унизительность этих событий, представив смерть своего царя как «падение его кремня и щита», то есть поражение в бою.[xviii]

Для Шукуупа эта война имела очень тяжелые последствия - в течение последующих семнадцати лет в его столице не устанавливались монументы и крупное строительство, кажется, было почти полностью приостановлено. Возможно, К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паату удалось, по крайней мере на время, установить какую-то форму господства над своими бывшими сюзеренами. После войны 738 года он продолжал использовать титул «черный владыка Шукуупа», а также именовал себя «четырнадцатым в ряду от человека из Витенааха». Этот эпитет, конечно, мог отражать и подлинный счет владык Цу', но подозрительно выглядит как претензия на правопреемство от Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля, тринадцатого царя Шукуупа. Виктор Талах полагает, что устранив Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат сам попытался занять шукуупский престол.[xix] Но воплотить свои мечтанья в явь ему, видимо, так и не удалось. Насколько мы можем судить из источников, несмотря на все трудности послевоенного времени, местная династия в Шукуупе прервана не была.

Если в Шукуупе после 738 года наблюдается упадок, то Киригуа, напротив, переживает экономический, культурный и политический подъем. Установление полного контроля над богатым торговым путем Мотагуа дало материальную базу для полного обновления города и создания ряда поразительных монументов. Численность населения не только в столице, но и в других городищах по всей долине, резко возросла. Отчасти этот рост мог быть следствием иммиграции, притока жителей в область нового успешного лидера. При этом следует иметь в виду, что «городское» население Киригуа никогда не превышало нескольких тысяч человек – ничтожная цифра по сравнению со столицей соседнего Шукуупа или, тем более, крупнейшими центрами Петена.[xx]

Сооружение 1B-3 Акрополя Киригуа, с которого открывался вид на реку Мотагуа, было украшено портретами солнечного бога К'инич-Ахава.
Сооружение 1B-3 Акрополя Киригуа, с которого открывался вид на реку Мотагуа, было украшено портретами солнечного бога К'инич-Ахава.

К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат полностью перестроил ранний Акрополь Киригуа. Новым ритуальным центром его столицы стала грандиозная Большая Площадь, которая имела 325 метров в длину и являлась крупнейшей во всей области майя. Именно здесь К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат в дальнейшем устанавливал свои стелы. Большая Площадь была не просто местом для проведения публичных церемоний. Она отождествлялась с «Темным Отверстием» и «Черным Озером» - входами в подземный мир майя. Новый западный фасад Акрополя, с которого открывался вид на реку, был украшен бюстами солнечного бога К'инич-Ахава, выполненными в технике каменной мозаики, впервые использованной в Копане. Ранняя площадка для игры в мяч была разрушена, а новая располагалась к северу от Акрополя. Обустраивая свой город, К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат явно стремился превзойти столицу шукуупских владык – его архитектура следует образцам из Копана.[xxi]

Помимо активного архитектурного строительства, К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат украсил Киригуа огромными монументами. Первый из них, Стела S, был установлен в честь окончания пятнадцатилетия 9.15.15.0.0, 9 Ахав 18 Шуль (4 июня 746 года). На лицевой стороне стелы изображен правитель, а остальные части покрыты текстом. К сожалению, монумент очень поврежден эрозией, с уверенностью можно разобрать только запись о посвящении его К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паатом.[xxii]

Стела F из Киригуа, установленная в 761 году. На фотографии рядом с этим монументом, имеющим высоту в 7,25 метров, стоит выдающийся майянист Сильванус Морли.
Стела F из Киригуа, установленная в 761 году. На фотографии рядом с этим монументом, имеющим высоту в 7,25 метров, стоит выдающийся майянист Сильванус Морли.

В дальнейшем монументы устанавливались через каждые пять лет. Окончание к'атуна 9.16.0.0.0, 2 Ахав 13 Сек (9 мая 751 года) было отмечено посвящением Стелы Н. В отличие от Стелы S, портрет правителя выполнен на ней в «обвивающем» стиле, что сближает Стелу Н с ранними монументами Киригуа, особенно с Монументом 26. Еще через пять лет, в 9.16.5.0.0, 8 Ахав 8 Соц' (12 апреля 756 года), была установлена Стела J. Она примечательна, прежде всего, своей изящной надписью, в которой помимо подробного описания самой «юбилейной» церемонии содержится первое упоминание о ключевых событиях недавней истории Цу': воцарении К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата и войне с Шукуупом.[xxiii]

Стела F из, Киригуа, прорисовка северной стороны. Портрет К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата со скипетром-к'авиилем и небольшим круглым щитом.
Стела F из, Киригуа, прорисовка северной стороны. Портрет К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата со скипетром-к'авиилем и небольшим круглым щитом.

В 760-х годах К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат приступил к реализации новой масштабной монументальной программы, призванной, с одной стороны, продемонстрировать его политическую мощь, вызвать у посетителей столицы чувство трепета и страха, а с другой, оказать почтение богам и священным предкам, заручившись их благосклонностью к местной династии и всем жителям города. По случаю окончания десятилетнего, пятнадцатилетнего и двадцатилетнего календарных периодов с 761 по 771 годы были установлены, соответственно, Стелы F, D, и E. Эти монументы являются шедеврами скульптурного искусства Киригуа и самыми высокими известными стелами во всей области майя. С двух сторон они украшены портретами царя, а еще на двух сторонах содержатся красивые иероглифические тексты, в которых описываются различные «юбилейные» церемонии и мифологические события, происходившие в далеком прошлом, до начала текущей эпохи творения.

Стела D из Киригуа, установленная в 766 году.
Стела D из Киригуа, установленная в 766 году.

Хотя активное архитектурное строительство и «гигантомания» в монументальной скульптуре красноречиво свидетельствуют о стремлении К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата превратить Киригуа в доминирующий политический и ритуальный центр региона, до нас почти не дошло конкретных сведений о контактах Цу' с соседями. Доподлинно известно лишь о том, что в зависимости от него находилась полития Шкуй (или Шукуй), точное местонахождение которой до сих пор не установлено. Из надписи на необычном каменном цилиндре, хранящемся сегодня в музее Копана, мы знаем, что еще до воцарения К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата Шкуй воевал с Шукуупом и в 718 году был сожжен войсками Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля. Видимо, наличие общего врага подтолкнуло местных царей к сближению с Цу' и заключению прочного союза. На Стеле E из Киригуа сообщается, что в день 9.16.11.13.1, 11 Имиш 19 Муваан (28 ноября 762 года) шкуйский владыка К'ин-Куч-Б'алам «взял паланкин» под руководством К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата. Среди историков нет единого мнения в вопросе о характере этого события. По мнению Саймона Мартина и Николая Грюбе, речь идет о церемонии воцарения зависимого от Цу' владыки.[xxiv] В то же время, Мэтью Лупер отметил, что в искусстве Тикаля паланкины часто изображаются в качестве военного трофея, и на основании этой аналогии предположил, что К'ин-Куч-Б'алам играл роль военачальника, подчиненного К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паату.[xxv] Далее на все той же Стеле E из Киригуа сказано, что «юбилейную» церемонию по случаю окончания к'атуна 9.17.0.0.0, 13 Ахав 18 Кумк'у (24 января 771 года) К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат проводил в присутствии К'ин-Куч-Б'алама. Тем самым подчеркивались высокий статус и значимость этого вассала.

Стела Е из Киригуа, установленная в 771 году. Портрет К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата с бородкой, которая в искусстве майя указывала на почтенный возраст изображенного персонажа.
Стела Е из Киригуа, установленная в 771 году. Портрет К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата с бородкой, которая в искусстве майя указывала на почтенный возраст изображенного персонажа.

К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат уделял очень много внимания космологическому обоснованию своей власти. Как и всякий майяский царь, он считался сакральной фигурой, имел особую связь с миром божеств и был обязан заступаться перед ними за своих подданных. На установленных в его правление монументах современные события постоянно связываются с мифологическими временами, завершением огромных календарных циклов, измеряющихся в миллионах и даже миллиардах лет. Эти космологические события происходят в определенных местах, и на монументах царь изображается стоящим на их иероглифических названиях. Таким образом, К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат словно переносился сквозь время и пространство.[xxvi] В день 9.17.5.0.0, 6 Ахав 13 К'айаб (29 декабря 775 года) он посвятил в Киригуа Стелы А и С, которые можно по праву считать кульминацией всей его монументальной программы. На восточной стороне Стелы С содержится самое подробное из известных нам описаний начала текущей майяской эпохи творения. Как и другие народы Месоамерики, майя верили в цикличность Вселенной, ее повторяющееся творение и гибель. Каждый раз боги-творцы были недовольны делом своих рук и уничтожали мир, насылая на него страшную катастрофу. Для майя классического периода календарь Долгого счета был масштабными часами этих циклических событий. Последнее творение имело место в «нулевую дату» 13.0.0.0.0, 4 Ахав 8 Кумк'у (13 августа 3114 года до нашей эры), когда, согласно некоторым толкованиям источников, мировые боги то ли собрались вместе, то ли были расположены в некоем порядке. Подробности «творения» остаются неясными, но на Стеле С из Киригуа говорится об «обновлении образа» и об установлении богами «трех камней», каждый из которых был связан с троном ягуара, змея или воды. Эти камни образовали «очаг», ставший началом воссоздания Вселенной.[xxvii] По мнению Мэтью Лупера, Стелы А и С, а также Зооморф В служили земным воплощением этих трех небесных камней.[xxviii]

В день 9.17.10.0.0, 12 Ахав 8 Паш (2 декабря 780 года) К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат дал толчок развитию в Киригуа еще одной скульптурной формы, посвятив свой последний монумент Зооморф В – многотонный камень на четыре метра в длину, высеченный в форме космического каймана из первозданного океана, из пасти которого извергается фигура бородатого владыки.[xxix]

Прорисовка сосуда К1892 из базы Джастина Керра. На этой тарелке «стиля кодексов» представлена сцена воскрешения Бога Маиса. Боги молнии раскололи землю-черепаху огненными топорами, и Бог Маиса выходит из трещины, возвращаясь к жизни.
Прорисовка сосуда К1892 из базы Джастина Керра. На этой тарелке «стиля кодексов» представлена сцена воскрешения Бога Маиса. Боги молнии раскололи землю-черепаху огненными топорами, и Бог Маиса выходит из трещины, возвращаясь к жизни.

Шестидесятилетнее правление К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата подошло к концу в день 9.17.14.13.2, 11 Ик' 5 Йаш (31 июля 785 года). Его смерть и погребение с необычайными подробностями описаны на Зооморфе G – первом монументе следующего владыки Цу' …-Чан-Йо'паата. О душе (буквально «чистом пахнущем дыхании») К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата сказано, что она «вышла на дорогу в черепаший камень». В этой фразе отражены представления майя о загробной жизни. В их основе лежали наблюдения за сменой времен года и жизненным циклом маиса – главной земледельческой культуры Месоамерики. Смерть отождествлялась с уборкой спелых початков маиса и посевом семян в землю – в мифологии это представлялось как обезглавливание Бога Маиса его врагами из подземного мира и погребение его в сердце земли, которую майя представляли в виде огромной черепахи. Воскресение приходит с дождями, символизировавшими прибытие богов молнии, которые раскалывают землю-черепаху огненными топорами. Семена прорастают, а Бог Маиса выходит из трещины, возвращаясь к жизни. Его одевают в зеленые жадеитовые украшения, олицетворяющие полосы прорастающего кукурузного стебля. Так и царь, уподобляясь Богу Маиса, должен совершить путешествие сквозь мрак смерти к центру земли, чтобы затем возродиться для новой жизни. Надпись на Зооморфе G продолжается упоминанием в неясном контексте уже известного нам владыки из Шкуй К'ин-Куч-Б'алама. Вероятно, он принимал участие в погребении своего сюзерена, что в очередной раз свидетельствует о его очень большой роли при царском дворе Киригуа. В 9.17.14.13.12, 8 Эб 15 Йаш (10 августа 785 года), через десять дней после смерти (очень много времени в условиях жаркого тропического климата, что предполагает сложную процедуру подготовки тела) К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат был погребен в сооружении Хушлахуун-Чахук-Наах, которое пока еще не может быть идентифицировано. Повествование о переходе этого царя в потусторонний мир завершается фразой «он окончил/передал свое владычество».[xxx]


Примечания:

[xv] Дата рождения К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата неизвестна, но на установленных по случаю окончания пятилетия 9.17.5.0.0, 6 Ахав 13 К'айаб (29 декабря 775 года) Стелах А и С этот царь имеет титул «сжигающий курения на пятом двадцатилетии», следовательно, тогда он был в возрасте от 80 до 100 лет. На Зооморфе G из Киригуа, где говорится о смерти К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата в день 9.17.14.13.2, 11 Ик' 5 Йаш (31 июля 785 года), он снова назван «владыкой пяти к'атунов», следовательно, в 775 году ему не могло быть больше 90 лет. Таким образом, К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат родился где-то между 685 и 695 годами, и в 725 году ему было от 30 до 40 лет.

[xvi] Looper M. Lightning… Р. 58

[xvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 219

[xviii] Looper M. Lightning… Рр. 76-79

[xix] Талах В.М. Сімнадцять поколінь священних владарів (електронний текст, 2007), ст. 6

[xx] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 219

[xxi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 220

[xxii] Looper M. Lightning… Р. 88

[xxiii] Looper M. Lightning… Рр. 100-103

[xxiv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 221

[xxv] Looper M. The History of Xkuy, an Unidentified Southeastern Center// Glyph Dwellers, Report 24, 2007, Рр. 2-3 http://nas.ucdavis.edu/NALC/R24.pdf

[xxvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 221

[xxvii] Подробнее о космологии майя смотрите Stuart D. The Order of Days: The Maya World and the Truth about 2012 – New York: Harmony Books, 2011, Pp. 209-228

[xxviii] Looper M. Lightning… Рр. 158-160

[xxix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 222

[xxx] Там же