Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Последние страницы истории Цу'

Стюфляев Максим ::: История царств майя

В день 9.17.14.16.18, 9 Эц'наб 1 К'анк'ин (15 октября 785 года), через несколько месяцев после смерти К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата, на престол Цу' взошел …-Чан-Йо'паат. Хотя на фоне предшественника его правление кажется очень коротким, новый царь проявил себя как энергичный государственный деятель. Стелы при …-Чан-Йо'паате не устанавливались, их полностью заменили монолитными зооморфами, к двум из которых были добавлены замечательные алтари. Первый монумент …-Чан-Йо'паата, Зооморф G, датирован окончанием пятнадцатилетия 9.17.15.0.0, 5 Ахав 3 Муваан (6 ноября 785 года) и посвящен памяти К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата. Он имел форму припавшего к земле ягуара, из разинутой пасти которого выходил бородатый царь – вероятно, сам К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат. Скульптура называлась «Каменный Трон Ягуара» и, таким образом, была аналогом одного из «тронов творения», установленных в 3114 году до нашей эры.[xxxi]

Зооморф G - первый монумент …-Чан-Йо'паата, датируемый окончанием пятнадцатилетия 9.17.15.0.0, 5 Ахав 3 Муваан (6 ноября 785 года) и посвященный памяти К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата.
Зооморф G - первый монумент …-Чан-Йо'паата, датируемый окончанием пятнадцатилетия 9.17.15.0.0, 5 Ахав 3 Муваан (6 ноября 785 года) и посвященный памяти К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата.

Почтение к великому царю проходит красной нитью практически на всех монументах преемников К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата и создает впечатление своеобразного «культа личности». После 785 года …-Чан-Йо'паат переключил свое внимание с Большой Площади на расположенную к северо-востоку от Акрополя меньшую Площадь для игры в мяч, где в день 9.18.0.0.0, 11 Ахав 18 Мак (11 октября 790 года) был посвящен Зооморф О, сохранившийся до нашего времени лишь во фрагментах. Подобно Зооморфу В, он имеет форму космического каймана с персонифицированной горой на спине. [xxxii] В дополнение к Зооморфу О был создан размещенный на северной стороне площади Алтарь О’. В надписи на нем описываются события первых лет правления …-Чан-Йо'паата, а сам владыка явно сравнивается со своим выдающимся предшественником. Текст сохранился плохо и значительная его часть неясна, но в связи с датой 9.17.16.0.4, 5 К'ан 2 Муваан (5 ноября 786 года) сообщается о захвате некоего пленника, после чего, возможно, говорится о воцарении нового шкуйского владыки.[xxxiii] Вообще Шкуй постоянно упоминается на монументах …-Чан-Йо'паата, следовательно, в конце VIII века это царство оставалось очень важным союзником или вассалом для Цу'.

Зооморф Р из Киригуа, датируемый 795 годом. На северной стороне монумента (фотография слева) показан царь, восседающий в пасти огромного чудовища. На южной стороне (фотография справа) иероглифы и портреты божеств настолько переплетены друг с другом, что даже подготовленному ученому-майянисту нелегко разобрать текст.
Зооморф Р из Киригуа, датируемый 795 годом. На северной стороне монумента (фотография слева) показан царь, восседающий в пасти огромного чудовища. На южной стороне (фотография справа) иероглифы и портреты божеств настолько переплетены друг с другом, что даже подготовленному ученому-майянисту нелегко разобрать текст.

По случаю окончания пятилетия 9.18.5.0.0, 4 Ахав 13 Кех (15 сентября 795 года) …-Чан-Йо'паат установил к западу от двух своих предыдущих монументов Зооморф Р и Алтарь Р’. Зооморф Р также олицетворяет космического каймана с горой на спине. Он имеет вес до 20 тонн, а с точки зрения сложности конструкции и мастерства исполнения является лучшим монументом …-Чан-Йо'паата. Надпись на Зооморфе Р начинается с сообщений об основании династии Цу' и о том, как К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат и …-Чан-Йо'паат вместе отметили окончание к'атуна 9.15.0.0.0 в 731 году. После этого следует описание торжественной церемонии по случаю окончания текущего пятилетия. В частности сказано, что …-Чан-Йо'паат совершил обряд разбрасывания курений в сооружении Хушлахуун-Чахук-Наах, гробнице К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата, а затем исполнил танец возле алтаря, посвященного побежденному шукуупскому владыке Вашаклахуун-Уб'аах-К'авиилю.[xxxiv]

Таким образом, …-Чан-Йо'паат постоянно сравнивал собственное правление со свершениями К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата, тем самым, видимо, обосновывая свое право на власть. Следует помнить, что это было время, когда большинство крупных майяских царств переживало резкий упадок. В таких сложных внешних условиях направление значительных материальных ресурсов на ритуальную деятельность и создание огромных монументов выглядит как весьма недальновидный шаг, который лишь ускорил наступление неминуемого кризиса.

Дата смерти …-Чан-Йо'паата неизвестна, но между 795 и 800 годами новым владыкой Цу' стал К'ак'-Холов-Чан-Йо'паат. Традиционно считается, что он правил, по меньшей мере, с 800 по 810 годы и упоминается в четырех надписях. Однако имя правителя в самом раннем из данных текстов, на Стеле I, несколько отличается от остальных примеров. На этом основании некоторые исследователи, начиная еще с Роберта Шэрера, предполагали, что в действительности в указанный период на престоле Цу' успели побывать два разных царя.[xxxv] Данный вопрос еще окончательно не решен, но Саймон Мартин и Николай Грюбе считают, что лучше придерживаться представления о К'ак'-Холов-Чан-Йо'паате как единственном правителе в начале IX века.[xxxvi]

Стела К из Киригуа, установленная в 805 году. Портрет К'ак'-Холов-Чан-Йо'паата, последнего известного владыки Цу'.
Стела К из Киригуа, установленная в 805 году. Портрет К'ак'-Холов-Чан-Йо'паата, последнего известного владыки Цу'.

К'ак'-Холов-Чан-Йо'паат возобновил прерванную его предшественником практику установки стел, что, вероятно, должно было продемонстрировать возвращение к традициям К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата. Однако их скромные размеры красноречиво свидетельствуют о том, что новый владыка уже не мог сосредотачивать на создании монументов такие большие материальные и людские ресурсы, как его предшественник всего несколькими годами ранее. По случаю окончания десятилетия 9.18.10.0.0, 10 Ахав 8 Сак (19 августа 800 года) в Киригуа была установлена Стела I. На ней содержится самое подробное описание победоносной для Цу' войны против Шукуупа в 738 году. Возможно, воспоминаниями о славном прошлом К'ак'-Холов-Чан-Йо'паат стремился поднять дух жителей своей столицы. Но, несмотря на эти его усилия, город все более приходил в упадок. В день 9.18.15.0.0, 3 Ахав 3 Йаш (24 июля 805 года) был посвящен последний известный на сегодняшний день монумент из Киригуа – Стела К. В ее надписи не содержится какой-либо исторической информации, помимо описания совершенных К'ак'-Холов-Чан-Йо'паатом обрядов.[xxxvii]

Сооружение 1B-1 Акрополя Киригуа, реставрационные работы. На заднем плане видно большое дворцовое здание с тремя отдельными комнатами, в каждой из которых находится по скамье с вырезанными на них иероглифами, вместе составляющими один единый текст, в котором содержится самая поздняя дата истории Цу', соответствующая 28 июня 810 года.
Сооружение 1B-1 Акрополя Киригуа, реставрационные работы. На заднем плане видно большое дворцовое здание с тремя отдельными комнатами, в каждой из которых находится по скамье с вырезанными на них иероглифами, вместе составляющими один единый текст, в котором содержится самая поздняя дата истории Цу', соответствующая 28 июня 810 года.

Последний владыка Цу' не только устанавливал стелы, но и построил два крупнейших сооружения Акрополя Киригуа: 1B-5 и 1B-1. Именно в надписях из Сооружения 1B-1 содержится самая поздняя дата истории Цу': 9.19.0.0.0, 9 Ахав 18 Моль (28 июня 810 года). Она приведена в длинном тексте на фасаде, от которого сохранилась лишь небольшая часть, а также на трех скамьях из внутренних комнат сооружения. Надписи на скамьях можно истолковать так, что по случаю окончания к'атуна К'ак'-Холов-Чан-Йо'паат разбросал курения и вместе с ним тот же обряд совершил царь Шукуупа Йаш-Пасах-Чан-Йо'паат. Трудно дать надежную интерпретацию этого события в политическом контексте. Возможно, совместная церемония свидетельствует о том, что недавние враги были вынуждены объединить свои усилия перед лицом некой новой общей угрозы. Если это так, то осознание необходимости совместных действий пришло слишком поздно. Киригуа была оставлена жителями, вероятно, еще до 815 года. Одновременно пришли в упадок или опустели находившиеся в сфере влияния царства Цу' городища по всей долине Мотагуа.[xxxviii]

После краткого запустения Киригуа был вновь заселен, хотя и ненадолго, новой группой поселенцев. Будучи энергичными строителями, они сделали некоторые важные дополнения к комплексу Акрополя. Связанные с ними находки керамики и скульптуры свидетельствуют о том, что новые жители, вероятно, происходили из Юкатана. Они не оставили после себя надписей, но, почти наверняка, принадлежали к купеческой элите, которая, воспользовавшись отсутствием в этих местах какой-либо центральной власти, взяла под свой контроль проходящие через долину реки Мотагуа торговые пути.[xxxix] Около 900 года городище Киригуа было окончательно заброшено.[xl]


Примечания:

[xxxi] Looper M. Lightning… Р. 187; Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 223

[xxxii] Looper M. Lightning… Рр. 188-189

[xxxiii] Looper M. The History… Рр. 4-6

[xxxiv] Looper M. Lightning… Рр. 189-190; Талах В.М. Сімнадцять… ст. 9

[xxxv] Looper M. Lightning… Рр. 193, 205, 238

[xxxvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 224

[xxxvii] Там же

[xxxviii] Martin S., Grube N. Chronicle… Рp. 224-225

[xxxix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 225

[xl] Looper M. Lightning… Р. 186