Предисловие
В настоящем очерке цикла «История царств майя» речь пойдет о царствах Южного Белиза (территория современного округа Толедо). Это сравнительно небольшая географическая область в низменностях, довольно надежно отделенная от остальной части мира майя. С севера и запада она ограничена Горами Майя, с востока – Карибским морем, с юга – малопригодными для ведения земледелия болотистыми местностями.[i] Самыми крупными и важными городищами в регионе являются Пусильха, Ушбенка, Лубаантун и Ним-Ли-Пунит. Общие черты в архитектуре, а также довольно большое по сравнению с прочими районами страны (за исключением Караколя) количество монументов с иероглифическими надписями позволяют рассматривать Южный Белиз как единое в культурном отношении пространство, города внутри которого были тесно связаны между собой.[ii] Вместе с тем, подобно другим частям низменной зоны майя, здесь не произошло политической централизации, каждое крупное городище, насколько позволяют судить имеющиеся в нашем распоряжении данные, являлось столицей самостоятельного царства со своей династией. Во всяком случае, такая картина сложилась в поздний классический период, которым датируется подавляющее большинство известных надписей из региона.
Исследователи, занимающиеся изучением истории майя, традиционно рассматривают Южный Белиз как пограничную и периферийную область, царства которой оказывали мало влияния на общий ход политической борьбы.[iii] Действительно, владыки Уна (Пусильха) или Вакаама (Ним-Ли-Пунит) практически не упоминаются в надписях извне. Видимо, географическая удаленность наложила свой отпечаток, и местные элиты проявляли мало интереса к непрерывным войнам и смене гегемонов в Петене. Но, с другой стороны, говорить о полной изоляции и отсутствии всяких контактов с внешним миром также не приходится. Южный Белиз богат важными природными ресурсами, что, очевидно, делало его местом, привлекательным с экономической точки зрения, хотя и труднодоступным. Торговля и обмен занимали видное место в жизни обитателей Южного Белиза, а внимательный анализ иероглифических текстов показывает, что влиятельные внешние игроки, например, цари из крупного городища на севере Альтун-Ха, пытались поставить регион под свой контроль.[iv]
Фото с раскопок в Пусильхе. Взято с сайта Археологического проекта Пусильхи. http://pages.ucsd.edu/~gbraswel/pusap.html
Проводить анализ политической ситуации в Южном Белизе в классический период особенно трудно еще и по той причине, что на монументах пока не найдено четких свидетельств взаимодействия между главными царствами области.[v] Если, скажем, вакаамские владыки и совершали визиты в Ун, то это никак не отражено в текстах. Конечно, прискорбное молчание письменных источников о контактах с ближайшими соседями не следует интерпретировать таким образом, что каждое царство существовало само по себе. Скорее, можно предположить, что, по какой-то неясной нам пока причине, данная тема не считалась заслуживающей первоочередного упоминания на юбилейных стелах. Примечательно, что в надписях из Шукуупа (Копан) также мало внимания уделяется таким аспектам, как войны, внешние союзы или получение дани, и это несмотря на то, что монументальный корпус Копана – один из самых представительных в области майя. Как будет показано в дальнейшем, имеются основания полагать, что владыки Шукуупа состояли в близких отношениях с династией царства Ун, а, возможно, и с Вакаамом. Кроме того, монументы из Ушбенки и Лубаантуна дошли до нас в крайне плохом состоянии, что создает для эпиграфистов значительные трудности при работе с этими источниками информации.
«Сооружение 34» в Лубаантуне
Другой существенный фактор, который также не стоит сбрасывать со счетов, заключается в том, что до недавнего времени Южный Белиз оставался регионом, малоисследованным с археологической точки зрения. Лишь в последние годы положение стало меняться, в настоящее время в ключевых городищах области активно ведут работу сразу несколько проектов. Если говорить об истории археологии в Южном Белизе, то в 1920-х годах Британский Музей провел под руководством Т. Джойса раскопки в Лубаантуне и Пусильхе. По их итогам Джойс опубликовал отчеты с описанием архитектуры Лубаантуна, полихромной керамики из Пусильхи, а также иероглифических надписей из обоих городищ. Однако после этих пионерских исследований раскопки в области приостановились почти на сорок лет. Их новый этап связан с именем Н. Хэммонда. Результатом его проекта в Лубаантуне стала опубликованная в 1975 году обстоятельная монография, которая и сегодня остается ценным источником информации по археологии Южного Белиза.[vi] Уже после выхода работы Хэммонда в области были найдены новые важные городища: Ним-Ли-Пунит, Ушбенка и Шнахеб. Наконец, еще одной знаковой вехой можно считать 2001 год, когда под руководством Д. Брасвелла стартовал «Археологический проект Пусильхи», впоследствии расширенный в «Проект регионального взаимодействия в Толедо» и в этих новых рамках продолжающий свою работу по сей день.[vii] С 2005 года отдельный археологический проект проводит раскопки в Ушбенке.
«Сооружение 7» в Ним-Ли-Пуните, предположительно служившее царской резиденцией
В отчете о результатах своего эпиграфического исследования Ф. Ваньерка собрал данные об известных к концу 2003 года резных монументах и расписных текстах из двенадцати городищ Южного Белиза.[viii] Наиболее хорошо сохранились стелы из Пусильхи и Ним-Ли-Пунита, поэтому в данном очерке речь пойдет, прежде всего, о царствах Ун и Вакаам. Также будет кратко сказано о памятниках из Ушбенки, Лубаантуна и Шнахеба. Очерк основывается, главным образом, на ряде публикаций К. Прагера по эпиграфике Пусильхи, статьях Н. Грюбе, Б. Мак-Лауд, Ф. Ваньерки, Д. Стюарта и Д. Беляева, посвященных истории Ним-Ли-Пунита, а также отчете и докторской диссертации Ф. Ваньерки. При освещении общих вопросов истории майя автор опирался на работы С. Мартина, Н. Грюбе, Д. Стюарта, А. Токовинина, М. Лупера, М. Зендера и других ученых. В качестве дополнительных источников информации использовались отчеты о результатах текущих археологических проектов в регионе.
Площадка для игры в мяч в Ним-Ли-Пуните. Фото с сайта TripAdvisor
Автор чрезвычайно признателен своему другу и коллеге, украинскому эпиграфисту Ю. Полюховичу за помощь при написании очерка и консультации по спорным вопросам, а также В. Талаху, который любезно согласился ознакомиться с черновиком материала. Кроме того, я хотел бы поблагодарить И. Савченко за консультацию по археологической терминологии, Ю. Бернацкую и пользователя под ником «Хытрий Лисиц» с форума сайта «Месоамерика глазами русских первопроходцев» за помощь материалами.
[i] Беляев Д. Д. Династическая история царства Вакам (Ним-Ли-Пунит) в позднеклассический период // Сборник научных трудов XVI Сергеевских чтений. – М.: МГУ, 2010. – С. 276.
[ii] Braswell G., Prufer K. Political Organization and Interaction in Southern Belize // Research Reports in Belizean Archaeology, Vol. 6. – Belize: NICH, 2009. – P. 45.
[iii] Смотрите, например: Беляев Д. Д. Династическая история царства Вакам… С. 276.
[iv] Подробнее о ресурсном богатстве Южного Белиза смотрите: Wanyerka P. The Southern Belize Epigraphic Project: The Hieroglyphic Inscriptions of Southern Belize // FAMSI: Foundation for the Advancement of Mesoamerican Studies, 2004. – P. 3-4. URL: http://www.famsi.org/reports/00077/wanyerka_full.pdf
[v] Braswell G., Prufer K. Political Organization and Interaction… P. 51.
[vi] Hammond N. Lubaantun: A Classic Maya Realm. – Cambridge, Massachusetts: Peabody Museum of Archaeology and Ethnology Harvard University, 1975. – 445 p.
[vii] Смотрите подробнее: Irish M., Braswell G. Towards an Archaeological Chronology of Southern Belize // Research Reports in Belizean Archaeology, Vol. 12. – Belize: NICH, 2015. – P. 271-272.
[viii] Wanyerka P. The Southern Belize Epigraphic Project… P. 4.