Ушбенка в ранний классический период. Гипотеза о связях местной династии с Кукулем
Самые ранние находки, свидетельствующие о проживании людей в Южном Белизе, датируются Палеоиндейским периодом (примерно 15 000 – 8 000 годы до нашей эры).[i] Однако политическая история региона известна исследователям лишь в самых общих чертах по причине малочисленности письменных источников. Насколько позволяют судить имеющиеся данные, в позднюю доклассику и раннюю классику крупнейшим центром Южного Белиза являлось городище Ушбенка, расположенное примерно в 15 километрах на восток от границы с Гватемалой. О его существовании археологи впервые узнали от местных жителей в мае 1984 года, в том же году начались раскопки главной площади.[ii] Радиоуглеродный анализ показал, что старейшие сооружения Ушбенки датируются I веком до нашей эры – I веком нашей эры. Возникнув как небольшое поселение, она после 200 года начала трансформироваться в столичный город.[iii]
Хотя в Ушбенке сохранился весьма солидный монументальный корпус, состоящий из 23 стел и многочисленных фрагментов, почти все эти скульптуры дошли до нас в очень плохом состоянии, сильно разрушены грабителями и вандалами, а также многовековым воздействием окружающей среды. Тем не менее, четыре памятника (стелы 11, 18, 21, 23) по стилю могут быть датированы ранним классическим периодом и на сегодняшний день являются самыми древними известными монументами в Южном Белизе.[iv] Существование в Ушбенке в рассматриваемую эпоху института царской власти подтверждается также открытием богатого, хотя и частично разграбленного, раннеклассического погребения непосредственно перед «Сооружением A-4» на главной площади. Среди подношений археологи нашли керамику, ушные вставки подвески и бусины из жадеита, а также более сотни бусин из раковин. По всей видимости, гробница принадлежала одному из местных правителей. Особый интерес представляет обнаруженная неподалеку резная жадеитовая «ложка» тонкой работы, выполненная в ольмекском стиле и приблизительно датируемая средним доклассическим периодом (900 – 300 годы до нашей эры). Разные авторы считают объекты такого типа ложками либо подносами для вдыхания галлюциногенов, чернильницами или просто подвесками. Так или иначе, этот древний артефакт, вероятно, попал в Ушбенку в ходе торговых контактов и впоследствии стал семейной реликвией местных царей.[v]
Раннеклассическая стела 18 из Ушбенки. Прорисовка Д. Монтгомери
Среди ранних монументов из Ушбенки наибольшее внимание исследователей привлекла стела 11, от которой сохранился лишь нижний фрагмент. На ней вырезан портрет удерживающего ритуальную полосу правителя. Ниже царской руки можно увидеть свисающую набедренную повязку, украшенную иероглифами, которые образуют имя Чак-Ток-Ич’аахк-Йаш-Эхб-Шоок.[vi] Именно так могли бы назваться сразу несколько «Священных Кукульских Владык» – представители династии, которая доминировала в Петене и низменностях майя в ранний классический период и вела свое происхождение от Йаш-Эхб-Шоока I.[vii] Наиболее вероятно, что в данном случае упомянут Чак-Ток-Ич’аахк II, который правил в Кукуле непосредственно перед «прибытием чужеземцев» из Теотиуакана и, видимо, был убит завоевателями в 378 году.[viii] Неожиданное присутствие его имени на монументе в Южном Белизе наводит на мысль, что подъем Ушбенки после 200 года объясняется особо тесными связями этого царства с Кукулем. Ф. Ваньерка даже предположил, что стелу 11 изначально изготовили в Тикале, а уже впоследствии перенесли в Ушбенку, возможно, в рамках переселения туда части элиты, вытесненной из Кукуля чужеземцами.[ix] Такое объяснение, однако, выглядит сомнительным и натянутым. Во-первых, Ушбенка удалена от Тикаля на довольно значительное расстояние, предполагаемым беглецам было бы нелегко транспортировать монумент из Центрального Петена в Южный Белиз. Во-вторых, стоит обратить внимание, что, в полном соответствии с общими канонами царского монументального искусства майя, правитель стелы 11 стоит на топониме. Последний отличается от древнего названия Тикаля, читается Йашха’аль и, видимо, может считаться названием Ушбенки.[x] Следовательно, стела 11 является местным памятником. Как в таком случае интерпретировать появление на ней имен кукульских царей? Скорее всего, в Ушбенке к власти пришла одна из многочисленных ветвей рода потомков Йаш-Эхб-Шоока I, почитавшая Чак-Ток-Ич’аахка в качестве своего предка. Известно, что «Священные Кукульские Владыки» создавали новые царства на периферии, самый яркий такой пример – утверждение юного Бахлах-Чан-К’авииля в Петешбатуне.[xi] В первой половине V века экспансия Кукуля и Теотиуакана привела к основанию династий на юге и западе, в частности выходец из Петена К’инич-Йаш-К’ук’-Мо’ прибыл в город Хушвинтик[xii] (Копан), расположенный в долине реки Мотагуа.[xiii] Ушбенка занимала стратегически важное положение на пути между этими двумя областями, поэтому там вполне могло произойти нечто подобное. Впрочем, для твердых выводов пока слишком мало данных.
Стела 11 из Ушбенки. Прорисовка Д. Монтгомери
Тесная связь Ушбенки с городищами Центрального Петена в доклассический и ранний классический периоды прослеживается также в керамике, архитектуре, общих ритуальных традициях. Например, под стелой 7 из Ушбенки археологи обнаружили посвятительный тайник, состоящий из большого обсидиановых лезвий, осколков кремня и нескольких зубчатых кремней (chert eccentrics). Аналогичные тайники известны под раннеклассическими монументами из Тикаля.[xiv] Что касается прочих стел из Ушбенки, относимых к ранней классике, то они лишь подтверждают, что городище являлось столицей отдельного царства и местом проведения юбилейных церемоний, но, к сожалению, дают мало информации с точки зрения реконструкции истории правящей династии или ее внешних связей. На стелах 18 и 21 можно увидеть портреты царей, на последней также сохранились фрагменты текста, в которых речь шла об освящении монумента в честь окончания календарного цикла и о родословной правителя. Важным событием стало открытие в Ушбенке в 2005 году фрагмента стелы 23, который, в отличие от остальных монументов, хорошо сохранился и содержит элементы даты Начальной серии 9.1.0.0.0, 6 Ахав 13 Йашк’ин (28 августа 455 года). Эта находка подтверждает, что в середине V века в Ушбенке местными правителями уже устанавливались юбилейные камни.[xv]
Стела 23 из Ушбенки. Прорисовка П. Мэтьюза
Долгое время считалось, что примерно до 570 года Ушбенка оставалась единственной царской столицей в Южном Белизе, хотя после недавних раскопок в Ним-Ли-Пуните этот тезис может быть поставлен под сомнение. Так или иначе, в текстах доказательства активной деятельности в регионе представителей других династий появляются не ранее второй половины VI века, в частности в 571 году произошло воцарение первого известного по надписям «Священного Унского Владыки» в Пусильхе. Ф. Ваньерка попытался связать перемены в Южном Белизе с общей политической ситуацией в низменностях майя. По мнению этого исследователя, появление конкурирующих с Ушбенкой центров в Южном Белизе не случайно совпало во времени с крахом гегемонии Кукуля в Петене.[xvi] Хорошо известно, что в 562 году Кукуль потерпел поражение в войне против Кануля, это событие оказало глубокое влияние на ход истории майя.[xvii] В свете гипотетической связи царей Ушбенки с Кукулем представляется вполне логичным, что ослабление покровителя могло ударить по их собственным позициям. Впрочем, делать окончательные выводы пока преждевременно, так как дальнейшие раскопки в регионе и открытие новых надписей могут внести существенные коррективы в наши представления. Пример Ним-Ли-Пунита, на котором мы подробнее остановимся ниже, убедительно показывает, что большая часть долгой местной истории могла никак не отразиться в поздних письменных источниках.
[i] Irish M., Braswell G. Towards an Archaeological Chronology… P. 272.
[ii] Wanyerka P. Classic Maya Political Organization: Epigraphic Evidence of Hierarchical Organization in the Southern Maya Mountains Region of Belize. PhD Dissertation, Southern Illinois University, Carbondale, 2009. – P. 213-215. URL: http://www.famsi.org/research/wanyerka/WanyerkaDissertation2009.pdf
[iii] Prufer K., Moyes H., Culleton B. et al. Formation of a Complex Polity on the Eastern Periphery of the Maya Lowlands // Latin American Antiquity. – 2011. – Vol. 22, No. 2. – P. 199-223.
[iv] Wanyerka P. Classic Maya Political Organization… P. 218, 220.
[v] Wanyerka P. Classic Maya Political Organization… P. 217-218.
[vi] Wanyerka P. Classic Maya Political Organization… P. 247.
[vii] Чтение Кукуль для основного знака «эмблемного иероглифа» правителей Тикаля было обосновано Д. Беляевым и принимается автором данного очерка. Вместе с тем, следует отметить, что многие эпиграфисты по-прежнему придерживаются чтения Мутуль, предложенного ранее Д. Стюартом, и точка в этой дискуссии еще не поставлена. Смотрите подробнее: Древнее название Тикаля: проблема чтения. URL: http://www.indiansworld.org/drevnee-nazvanie-tikalya-problema-chteniya.html
[viii] Подробнее о происхождении «Священных Кукульских Владык» и войне 378 года смотрите: Martin S. In Line of the Founder: A View of Dynastic Politics at Tikal // Tikal: Dynasties, Foreigners, and Affairs of State / Ed. by J. A. Sabloff. – Santa Fe - Oxford: School of American Research Press, 2003. – P. 4-17.
[ix] Wanyerka P. Classic Maya Political Organization… P. 245-246.
[x] Беляев Д. Д. Династическая история царства Вакам… С. 285.
[xi] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. 2nd edition. – London - New York: Thames and Hudson, 2008. – P. 56-58.
[xii] Практически во всех случаях это название записано как Хушвитик, но на стеле 10 из Копана дополнительно присутствует слоговый знак ni, дающий чтение Хушвинтик. Смотрите подробнее: Tokovinine A. Place and Identity in Classic Maya Narratives. – Washington D.C.: Dumbarton Oaks, 2013. – P.134, Note 38.
[xiii] Stuart D. The Origin of Copan’s Founder // Maya Decipherment: A Weblog on the Ancient Maya Script, June 25, 2007. URL: http://decipherment.wordpress.com/2007/06/25/the-origin-of-copans-founder/
[xiv] Wanyerka P. Classic Maya Political Organization… P. 225-226.
[xv] Wanyerka P. Classic Maya Political Organization… P. 250, 253-257.
[xvi] Wanyerka P. Classic Maya Political Organization… P. 231-232.
[xvii] Martin S., Grube N. Chronicle… P. 39-40.