Предисловие (Царство Сааль)
Городище Наранхо расположено в департаменте Петен (Гватемала), примерно в 10 км на запад от границы с Белизом, в междуречье рек Хольмуль и Мопан, что обеспечивало его жителям свободный доступ к их плодородным долинам. Оно было обнаружено в 1905 году выдающимся австрийским исследователем Теобертом Малером. Несмотря на то, что с момента открытия прошло уже более 100 лет, археологические раскопки в Наранхо почти не проводились. Лишь в последние годы здесь начала работать команда археологов под руководством Вильмы Фиалко. Поэтому нет ничего удивительного в том, что городище сильно пострадало от грабителей, а о его становлении и развитии до сих пор известно мало. Этот недостаток в какой-то мере восполняет прекрасное собрание резных стел, позволяющее получить приемлемое представление о политической истории региона.

План города майя Наранхо (столица царства Сааль)
В древности с Наранхо были тесно связаны два топонима – Машам и Вакчаб'наль, при этом различие между ними до сих пор неясно.[1] Город являлся столицей сильного и влиятельного царства Сааль. В пору своего расцвета Сааль занимал в мире майя ключевые позиции, соперничая за влияние с Кукулем и Канулем, и постоянно находился в состоянии войны. Его история четко делится на ранний, средний и поздний периоды с существенными промежуточными пробелами. Эти переходные этапы являлись следствием серьезных военных поражений, после которых Сааль на какое-то время попадал в сферу влияния других царств - K'анту', Кануля или Кукуля.
Наранхо привлекает к себе внимание не только бурной политической историей, но и как важный культурный центр. Найденные на территории городища и окружающей его области образцы расписной керамики являются шедеврами среди изделий майя классического периода.
Примечания:
[1] Определение Вакчаб'наля как топонима было впервые предложено Саймоном Мартином на основании анализа надписи на Притолоке 2 из «Храма 4» в Тикале и остается предположительным, поскольку он никогда прямо не упоминается в таком качестве.