Происхождение канульской династии и проблема определения ранней столицы Кануля
Нам практически ничего не известно о начальном этапе истории Канульского царства. На 11 расписных керамических сосудах «стиля кодексов» содержатся «царские списки» владык Кануля различной длины, идущие от «основателя» династии. Самый полный такой список представлен на вазе К6751, на которой перечислены инаугурации 19 царей. Но эти тексты на керамике очень трудно использовать в качестве источника, помогающего реконструировать раннюю историю Кануля. Во-первых, все даты в них даны только по Календарному кругу и не прикреплены к Долгому счету. Поскольку даты Календарного круга повторяются каждые 52 года, нет возможности определить, какому именно отрезку исторического времени они соответствуют. Еще большая проблема заключается в том, что, хотя некоторые имена из этих списков присутствуют в надписях на монументах, они не следуют в том же порядке, и даты воцарения правителей на монументах и на керамике во всех случаях различаются. Кроме того, в «царских списках» отсутствуют некоторые важные ранние цари.[xii] Возможны два объяснения всех этих несоответствий. Либо на сосудах «стиля кодексов» представлена местная версия династического мифа, сходная, например, с сообщением о воцарении Ик'-Мина в Саале в XXII тысячелетии до нашей эры, либо это списки реальных царей, которые правили примерно в I-V веках нашей эры, то есть были предшественниками самых ранних канульских владык, упомянутых в монументальных надписях. В последнем случае династию Кануля следует признать одной из самых древних в области майя.[xiii]
Один из керамических расписных сосудов «стиля кодексов», содержащих «царский список» владык Кануля. Всего подобных «династических ваз» в настоящее время известно одиннадцать. Хотя в списке упоминаются имена реальных исторических лиц, он представляется, скорее, легендарным перечнем.
Важно отметить, что, как показали в своем исследовании Дори Ринтс-Бадет и Рональд Бишоп,[xiv] керамика «стиля кодексов» изготовлялась не в Калакмуле, а в очень ограниченной области в современном департаменте Петен (Гватемала), в которую входили такие крупные центры доклассического периода, как Эль-Мирадор и Накбе. Николай Грюбе полагает, что керамика этого типа производилась, в частности, для удовлетворения потребности в ритуальных предметах, связанных с религиозной практикой. Обнаружение керамики «стиля кодексов» в Калакмуле можно рассматривать как свидетельство тесного союза между этим городом и областью вокруг Эль-Мирадора в классический период. Возможно, «Священные Владыки Кануля» использовали связи с долиной Мирадор для обоснования своей легитимности как продолжателей доклассической династической традиции.[xv]
Анализ изображений и текстов на расписных сосудах подтверждает это предположение об особой роли керамики «стиля кодексов». Николай Грюбе показал, что представители канульской династии связывали свое происхождение с местностью «Холмов Агавы», которую считали своей прародиной также династии Кукуля (Тикаля), Па'чана (Йашчилана) и первая династия владык Шукуупа (Копана). Очевидно, «Холмы Агавы» были неким священным местом, и связь этой местности с ранними датами позволяет предположить, что она приобрела особое значение уже в поздний доклассический период. Иероглифические тексты из разных городов свидетельствуют о том, что «Холмы Агавы» – это название конкретной и реальной местности, возможно, города, процветавшего в доклассический период. Наиболее вероятно, что он располагался в северном Петене или южном Кампече - регионе, где процветала доклассическая цивилизация, и находятся такие городища как Эль-Мирадор, Накбе, Калакмуль. По мнению Николая Грюбе, Эль-Мирадор или Накбе признавался династией Кануля в качестве места ее происхождения, одним из этих городов и были легендарные «Холмы Агавы». Стэнли Гюнтер также отождествляет «Холмы Агавы» с Эль-Мирадором.[xvi]
Варианты «эмблемного иероглифа» Кануля записанные на Монументе 13 из Ц'ибанче (слева) и на сосуде «стиля кодексов» К6751 (справа).
Таким образом, мы имеем доказательства того, что, подобно всем царям классического периода, владыки Кануля стремились связать себя с легендарным прошлым и подчеркивали происхождение своей династии из «Холмов Агавы». Но в каком месте находилась столица Канульского царства в классический период? Споры по этому вопросу продолжаются среди ученых уже не первое десятилетие. «Эмблемный иероглиф» Кануля был впервые опознан еще Генрихом Берлином в его первой публикации по этой проблеме,[xvii] но, в отличие от эмблем Тикаля, Копана и других центров, Берлин не связал его с каким-либо известным городищем майя. В 1973 году Джойс Маркус впервые предположила, что «змеиная» эмблема была связана с Калакмулем, исходя из огромных размеров этого городища, но в течение еще более двадцати лет в нем не было известно сохранившегося «эмблемного иероглифа», который мог бы подтвердить эту точку зрения. Некоторая ясность в этом вопросе была достигнута лишь с выходом в 1994 году работы Дэвида Стюарта и Стивена Хаустона, в которой авторы определили древние топонимы Калакмуля (Чиикнааб' и Хуште'туун) и связали их с деятельностью канульских царей.[xviii] В том же году в Калакмуле был найден первый четкий пример «змеиной» эмблемы.
Варианты так называемого «эмблемного иероглифа» с головой летучей мыши. Вариант а – Стела 114; b – Стела 62 и с – Стела 59 (все из Калакмуля).
Дальнейшие исследования подтвердили, что Чиикнааб' был столицей Канульского царства в правление, по меньшей мере, четырех царей: Йукноом-…ля (630-636), Йукноом-Ч'еена II (Великого) (636-686), Йукноом-Йич'аак-К'ак'а (686-695) и Йукноом-Ток'-К'авииля (>702-731>). Однако отождествление столицы Кануля с Чиикнааб'ом до и после этой столетней эпохи сталкивается с трудностями.
Еще Сильванус Морли, посетивший Калакмуль в 1933 году, обратил внимание на отсутствие в городище ранних стел. На сегодняшний день известны всего два раннеклассических монумента из Калакмуля – это Стелы 43 и 114. Сама по себе малочисленность ранних текстов не является чем-то необычным. Например, в Паленке все известные монументальные надписи относятся к позднему классическому периоду. Однако Саймон Мартин, который проанализировал содержание надписей на ранних калакмульских стелах, обратил внимание на отсутствие в них «эмблемного иероглифа» Кануля.[xix]
Стела 114 из Калакмуля, датированная окончанием бак'туна 9.0.0.0.0 (435 годом нашей эры). Один из двух известных в настоящее время ранних калакмульских монументов.
Стела 114 была найдена археологами в 1994 году внутри специального тайника на передней стороне «Здания 2». Портрет на лицевой стороне монумента откололся, но большая часть текста по бокам и на тыльной стороне читаема. Самая ранняя дата на монументе соответствует 8.19.15.12.13, 8 Бен 6 Моль (16 сентября 431 года), далее упоминается окончание бак'туна 9.0.0.0.0, 8 Ахав 13 Кех (11 декабря 435 года). В надписи основное внимание уделяется совершению ритуалов по случаю 20-летнего юбилея события, которое произошло в 411 году. Личность главного героя стелы опознается по наличию ключевых компонентов имени в головном уборе, сохранившихся от портрета на лицевой стороне. После внимательной проверки истертого знака, непосредственно перед именем правителя был выявлен «эмблемный иероглиф». В ранних текстах (примерно до 500 года) «эмблемный иероглиф» мог следовать не только за именем владыки, но и предшествовать ему. Главный знак эмблемы – название находящейся под контролем царя политической единицы – это не голова змеи, как было бы в «эмблемном иероглифе» Кануля, а голова летучей мыши. Дальше в тексте после сообщения о родителях царя с эмблемой летучей мыши следуют новая дата и событие, кажется, речь идет о воцарении. Действующее лицо события использует или получает титул «Чиикнааб' Ахав», «Владыка Чиикнааб'а». Этот эпитет не является общераспространенным, известен только в двух других примерах. Подразумевается, что один владыка контролировал Чиикнааб' под эгидой другого, имевшего более высокий статус «священного владыки» политии с названием, записанным знаком летучей мыши. Несмотря на довольно хорошее состояние надписи, в ней не обнаружено никаких признаков «эмблемного иероглифа» Кануля.[xx]
Стела 43, которая также была найдена внутри «Здания 2», датируется днем 9.4.0.0.0, 13 Ахав 18 Йаш (18 октября 514 года). Ее текст сохранился довольно хорошо за исключением ключевой части, в которой можно было ожидать полное имя и титулы правителя. Главный герой упоминается в тексте еще несколько раз, но с уверенностью можно утверждать лишь то, что он имеет титул «К'ухуль Чатан Виник», «Священный Человек Чатана». Этот эпитет широко использовался знатью в области вокруг Чиикнааб'а и в соседней долине Мирадор. Он присутствует на многих образцах керамики «стиля кодексов» после текста посвящения и первичной стандартной последовательности. Позиция титула предполагает, что он относился к лицу, которому принадлежал сосуд. Во многих случаях между первичной стандартной последовательностью и титулом «К'ухуль Чатан Виник» появляется личное имя. Следовательно, выражение «К'ухуль Чатан Виник» - это титул, используемый, в данном случае, хозяевами сосудов.[xxi] Высказывалось предположение, что Чатан – это общее древнее название области северного Петена и южного Кампече.[xxii] Как и в случае со Стелой 114, «эмблемный иероглиф» Кануля на Стеле 43 отсутствует.
Если зафиксированный на Стеле 114 «эмблемный иероглиф» с головой летучей мыши действительно использовался правителями некой политии, в сфере влияния которой находились «ахавы» раннеклассического Чиикнааб'а, то это может означать, что в то время Чиикнааб' еще не являлся частью Канульского царства, а входил в состав какого-то другого политического образования. Хотя нельзя полностью исключать возможность того, что голова летучей мыши использовалась в качестве альтернативного «эмблемного иероглифа» владык Кануля, против такой интерпретации свидетельствуют недавние находки в уже упоминавшемся Ошпемуле. Николай Грюбе опознал на монументах из этого городища «эмблемный иероглиф» с головой летучей мыши. Грюбе полагает, что он являлся названием политии со столицей в Ошпемуле.[xxiii] Если эта точка зрения верна, то цари Ошпемуля, вероятно, доминировали в регионе Хуште'туун в ранний классический период, и их гегемония была прервана появлением канульских владык.
За период между 514 и 623 годами в Калакмуле не известно ни одного монумента. Между тем, благодаря текстам из других городов, мы знаем, что в VI и начале VII века цари Кануля развернули активную внешнеполитическую деятельность, подчинив своей власти многие крупные царства низменностей. Отсутствие в Калакмуле упоминаний об этих успехах лишний раз подтверждает, что в то время столица Канульского царства находилась в другом месте.
Одна из ступеней так называемой «Лестницы пленников», обнаруженной в 1994 году в Ц'ибанче. На этих ступенях вырезаны изображения связанных пленников, а также иероглифические тексты, повествующие о военных победах канульского царя Йукноом-Ч'еена I.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что в V-VI веках резиденция «змеиных» царей могла располагаться к северу от Чиикнааб'а, на территории современного мексиканского штата Кинтана-Роо. Наиболее вероятно, что столицей Кануля в это время являлось городище Ц'ибанче. По крайней мере, именно отсюда происходят первые ясные упоминания о канульских владыках. В 1993 году экспедиция археологов под руководством Энрике Нальды обнаружила в Ц'ибанче иероглифические блоки, являвшиеся частью примечательной «Лестницы пленников». Эти камни располагаются теперь в случайном порядке. На каждой ступени имеются иероглифический текст и сцена с пленником. В надписях можно найти имена некоторых пленников, а также порядковые обозначения «второй», «пятый», «восьмой», «шестнадцатый». Это позволяет предположить, что когда-то на лестнице содержался счет узников.[xxiv] В тексте упоминается канульский владыка Йукноом-Ч'еен I. Хотя глагол, употребленный для связи пленников с этим правителем, не расшифрован, кажется, это ему приписываются военные победы с захватом жертв. Хронология лестницы также несколько проблематична, поскольку многие даты сильно разрушены, к тому же они даны только по Календарному кругу и не прикреплены к Долгому счету. Эрик Веласкес Гарсия полагает, что три наиболее хорошо сохранившиеся даты на ступенях, вероятнее всего, соответствуют 484, 490 и 518 годам, это более чем на 100 лет раньше первого прямого упоминания «эмблемного иероглифа» Кануля в связи с регионом Хуште'туун.[xxv] Если данная реконструкция верна, то Йукноом-Ч'еен I царствовал примерно в конце V – начале VI века. Это самый ранний известный нам канульский владыка, историчность которого не вызывает сомнений. Характер сообщений о Йукноом-Ч'еене I свидетельствует о том, что он правил непосредственно в Ц'ибанче, так как рядом с ним не упоминается никакой другой местный владыка. [xxvi]
Ни на одной из ступеней не указано, откуда происходили пленники. Эрик Веласкес Гарсия высказал предположение, что это были люди из мест поблизости от Ц'ибанче, в частности жители соседнего городища Эль-Ресбалон.[xxvii] Если это так, то можно предположить, что Ц'ибанче стало столицей Канульского царства незадолго до Йукноом-Ч'еена I и походы этого правителя были направлены на подчинение окрестных земель в Кинтана-Роо.
Примечания:
[xii] Grube N. El Origin… Рр. 119-120
[xiii] В контексте древности канульской династии уместно упомянуть текст на Иероглифической лестнице из расположенного неподалеку от Ц'ибанче городища Эль-Ресбалон. Лестница предположительно была вырезана в день 9.7.6.4.18, 3 Эц'наб 11 К'айаб (12 февраля 580 года). Оригинальная последовательность блоков нарушена, поэтому содержание надписи трудно понять. Сохранившийся контекст позволяет предположить, что местная династия признавала верховенство правителей Кануля. В тексте присутствует дата Долгого Счета 7.0.16.14.?, которая соответствует 337 году до нашей эры, а также интервальное число 2.4.?.?.?, видимо, предназначавшееся для связи даты создания лестницы с неким событием из далекого прошлого. В надписи упомянуты два канульских царя, один из которых, кажется, соответствует Ут-Чаналю, а второй – это неизвестный ранее правитель, который использовал «эмблемный иероглиф» Кануля. Хотя не ясно, была ли дата 7.0.16.14.? связана именно с ним, существует несомненная вероятность того, что в тексте из Эль-Ресбалона описываются события из очень ранней истории Кануля. Если это так, то мы получаем подтверждение того, что канульские владыки вели происхождение своей династии из далекой эпохи среднего доклассического периода.
[xiv] Reents D., Bishop R. The Late Classic “Codex-Style” Pottery // Memorias
[xv] Grube N. El Origin… Рр. 123-124
[xvi] Grube N. El Origin… Рр. 127-131
[xvii] Berlin H. El Glifo “Emblema” en las Inscripciones Mayas // Journal de la Société des Américanistes. 1958 № 47. Рр. 111-119
[xviii] Stuart D., Houston S. Classic Maya place names.
[xix] Martin S. Of Snakes… Рр. 6-7
[xx] Martin S. Of Snakes… Рр. 9-11
[xxi] Grube N. El Origin… Рр. 121-122
[xxii] Беляев Д.Д. История майя в классический период: общий очерк. Природно-географическая характеристика.
[xxiii] Grube N. Toponyms… Рр. 97-99
[xxiv] Velásquez García Е. Los Escalones Jeroglíficos de Dzibanché // Los Cautivos de Dzibanché. Mexico City, 2004. Pp. 85-86
[xxv] Velásquez García Е. Los Escalones… Рр. 81-82
[xxvi] Velásquez García Е. The Captives of Dzibanche // The PARI Journal. (2005). 6(2). Р. 3.
[xxvii] Там же