История Па'чана от основания династии до начала правления Ицамнаах-Б'алама III
Мы ничего не знаем о раннеклассической архитектуре Йашчилана, самая древняя известная постройка датируется приблизительно началом VII века. Ранняя история Па'чана известна нам главным образом на основании отрывочной информации из ретроспективных письменных источников, среди которых особо выделяются два царских списка. В первой половине VI века по приказу К'инич-Татб'у-Холя II были вырезаны Притолоки 11, 35, 37 и 49, содержащие перечень первых десяти царей Па'чана. Первоначальное местонахождение этих притолок неизвестно, в правление Йашун-Б'алама IV они были перенесены в «Здание 12», где их в 1882 году и обнаружил Альфред Моудсли. Йашун-Б'алам IV не только сохранил тексты, созданные его предшественником, но и составил собственную, более подробную версию царского списка, высеченную на Иероглифической лестнице 1. К сожалению, сегодня этот монумент поврежден и только часть его длинного текста может быть прочтена.[vi]
Как следует из этих списков, основателем па'чанской династии считался Йо'паат-Б'алам I, который в тексте на Притолоке 21 связывается с «Холмами Агавы». Следовательно, цари Па'чана вели свое происхождение из той же местности, что и владыки Кануля, Кукуля (Тикаля), а также первая династия Шукуупа (Копана).[vii] По поводу даты воцарения основателя династии среди специалистов нет единого мнения. Вернер Нам, проанализировав текст на Иероглифической лестнице 1 из Йашчилана, пришел к выводу, что инаугурация Йо'паат-Б'алама I состоялась в день 8.13.9.14.1, 7 Имиш 14 Соц' (6 августа 307 года). Однако Саймон Мартин и Николай Грюбе реконструируют дату воцарения как 8.16.2.9.1, 7 Имиш 14 Соц' (24 июля 359 года). Таким образом, были предложены две разные хронологии царей Па'чана, которые совпадают только начиная с К'инич-Татб'у-Холя II. Позднее Вернер Нам предположил, что в иероглифических текстах упоминается па'чанский царь, который правил до Йо'паат-Б'алама I. В соответствии с данной гипотезой, упоминаемый на Панели 3 из Пьедрас-Неграс царь Па'чана Йашун-Б'алам – это не Йашун-Б'алам III, как принято считать, а Йашун-Б'алам (0), который воцарился в день 8.12.12.0.16, 5 Киб 19 Мак (10 февраля 290 года) или 8.15.4.13.16, 5 Киб 19 Мак (29 января 342 года) и является подлинным основателем династии. По мнению Нама, отсутствие Йашун-Б'алама (0) в царских списках из Йашчилана объясняется тем, что этот правитель был зависим от Йокиба (Пьедрас-Неграс), поэтому потомки предпочли вычеркнуть его из своей родословной. Гипотеза о Йашун-Б'аламе (0) как основателе династии Па'чана не подтверждается другими источниками, а потому остается довольно сомнительной.[viii]
В обоих царских списках из Йашчилана после имени каждого па'чанского правителя следуют дополнительные фразы, в которых упоминаются владыки из разных других ближних городов и царств. Линда Шиле и Питер Мэтьюз полагали, что это были лица, посетившие с визитом царский двор в Танха'па'чане, однако Николай Грюбе доказал, что в текстах говорится о пленниках. Сложно оценить степень достоверности этих ретроспективных сообщений о военных успехах па'чанских царей. Как бы там ни было, Йо'паат-Б'аламу I приписывали захват трех пленников, в том числе некоего Вак-Чан-Ака. Жертвы не имеют «эмблемных иероглифов», однако Саймон Мартин и Николай Грюбе предположили, что Вак-Чан-Ак происходил из Йокиба, так как часть его имени «Ак» характерна для имен правителей из этого царства и, кроме того, одной из основных идей царского списка на притолоках, из которого мы знаем о пленении Вак-Чан-Ака, является демонстрация превосходства Па'чана в противостоянии с Йокибом.[ix] Если данное предположение верно, то первые стычки между двумя крупнейшими царствами Верхней Усумасинты имели место уже в IV веке, на заре классической цивилизации.
Вторым царем Па'чана был Ицамнаах-Б'алам I. От его правления не сохранилось каких-либо дат, но следующий владыка Йашун-Б'алам I («Птица-Ягуар») воцарился в день 8.14.9.4.16, 2 Киб 14 Моль (20 октября 326 года) по хронологии Нама или 8.17.1.17.16, 2 Киб 14 Моль (7 октября 378 года) по хронологии Мартина и Грюбе. Четвертый владыка Йаш-Шукуб'-Холь («Зеленый/Первый Рогатый Череп») короновался в 369 году по хронологии Нама или 8.17.13.3.8, 4 Ламат 11 Ч'ен (21 октября 389 года) по хронологии Мартина и Грюбе. Имя пятого па'чанского царя …Б'алама записано в разрушенном фрагменте притолоки и поврежденных эрозией блоках лестницы, хотя основным его компонентом, кажется, была голова ягуара. …Б'алам воцарился в 376 году по хронологии Нама или 8.18.6.5.13, 10 Бен 11 Моль (28 сентября 402 года) по хронологии Мартина и Грюбе. Дата воцарения шестого владыки Па'чана К'инич-Татб'у-Холя I неизвестна, но взятый им на войне пленник Йашун-Б'алам назван «Священным Владыкой Ак'е». Это первое упоминание царства Ак'е (местонахождение столицы неизвестно)[x] в письменных источниках и, по мнению ряда исследователей, Йашун-Б'алама следует считать основателем местной династии.[xi]
Седьмой царь Па'чана Хац'о'м-Холь («Череп-Копьеметатель») по хронологии Нама воцарился в 423 году. К его правлению относятся первые надежные свидетельства о войне с Йокибом. На Притолоке 49 из Йашчилана первый достоверно известный царь Йокиба Ицам-К'ан-Ак I упоминается как пленник Хац'о'м-Холя. Согласно хронологии Нама, пленение произошло в день 8.19.10.2.11, 8 Чувен 14 К'айаб (24 марта 426 года), Мартин и Грюбе относят эту войну ко времени около 460 года. В день 9.0.19.2.4, 2 К'ан 2 Йаш (16 октября 454 года, первая надежная дата в хронологии Па'чана) Хац'о'м-Холь посвятил здание «Наах Чан Сууц'наль», «Дом Четырех Нетопырей» (сейчас это сооружение принято обозначать как «Здание 22», в 752 году оно было восстановлено на том же самом месте и повторно посвящено Йашун-Б'аламом IV).[xii]
Преемником Хац'о'м-Холя был Йашун-Б'алам II, который по хронологии Мартина и Грюбе воцарился в день 9.1.12.7.8, 2 Ламат 1 Кех (21 ноября 461 года). Конфликт с Йокибом продолжался и около 478 года Йашун-Б'алам II захватил в плен Сак-Ха Сак-…-Пата, «человека из рода» второго йокибского царя Ицам-К'ан-Ака II.
Девятым царем Па'чана был Таб'(?)-Б'алам I[xiii]. Дата воцарения Таб'-Б'алама I неизвестна, около 499 года он захватил в плен Чак-…-Йаш-Укуля, «человека из рода» царя Ак'е Йат-Ак'иина(?).[xiv] Мы видим, что на протяжении всего V века главными противниками Па'чана выступают Йокиб и Ак'е, которые, очевидно, являлись в то время союзниками.
В начале VI века появляются первые письменные свидетельства о непосредственном влиянии общей политической ситуации в Центральных низменностях майя на события в Западном регионе. Как сообщается на Притолоке 37 из Йашчилана, в день 9.3.13.12.19, 1 Кавак 7 Йашк'ин (9 августа 508 года) Таб'-Б'алам I взял в плен некоего Ах-Б'алама, «человека из рода» кукульского царя Чак-Ток-Ич'аака III. Примечательно, что пленение Ах-Б'алама произошло через две недели после смерти самого Чак-Ток-Ич'аака III. Возможно, кукульский царь умер во время похода в Западные низменности, поскольку о его смерти сообщается на монументе из Тонины. Весьма вероятно, что Кукуль вмешался в конфликт между Йокибом и Па'чаном на стороне Йокиба, но потерпел неудачу.[xv]
Стела 27 из Йашчилана, установленная в 514 году. Портрет Таб'(?)-Б'алама I. Сам монумент представляет собой уникальный пример восстановления в поздний классический период поврежденной ранее стелы.
По случаю окончания к'атуна 9.4.0.0.0, 13 Ахав 18 Йаш (18 октября 514 года) Таб'-Б'алам I установил Стелу 27 – самый ранний из известных монументов Йашчилана. На стеле изображен сам Таб'-Б'алам I, в его одежде особо выделяется опоясывающий орнамент на тыльной стороне монумента, имеющий форму человеческой головы, которая в Йашчилане неизменно представляет собой портрет отца владельца одежды. В данном случае, головной убор в виде ягуара с сидящей наверху небольшой птицей позволяет идентифицировать Йашун-Б'алама II. Стела 27 особо интересна тем, что в какой-то момент она, несомненно, была повреждена, а затем восстановлена. Следы исправлений явно видны в нижней части камня и по стилю могут быть датированы правлением Йашун-Б'алама IV.[xvi]
Главным направлением внешней политики Па'чана в правление Таб'-Б'алама I остается противостояние с Йокибом. Около 505 года был захвачен в плен один из сановников йокибского царя. Несмотря на это, начало VI века характеризуется ростом могущества Йокиба. В день 9.3.16.0.5, 8 Чикчан 3 Кех (13 ноября 510 года) йокибский царь Йат-Ак I совершил обряд «взятия ко'хава» в присутствии «западного калоомте'» (вероятно, правителя Теотиуакана) Тахоом-Ук'аб'-Тууна. Примерно в это же время к титулатуре царей Йокиба добавляется второй «эмблемный иероглиф», что свидетельствует о территориальном расширении царства в начале VI века.[xvii]
Панель 12 из Пьедрас-Неграс. Изображение связанного Таб'(?)-Б'алама I.
Очевидно, заручившись поддержкой «западного калоомте'», цари Йокиба установили свое господство в регионе Верхней Усумасинты. На Панели 12 из Пьедрас-Неграс, установленной в 518 году, изображены три связанных пленника, которые стоят на коленях перед Йат-Аком I или его преемником. На монументе названы имена и титулы пленников – это были царь Лакамтууна[xviii] …Чан-Ак, царь Вабе'[xix] (Санта-Елены) и царь Па'чана Таб'-Б'алам I. На основании этой сцены эпиграфисты делали вывод, что между 514 и 518 годами Йокиб нанес поражение коалиции трех царств, а все три царя союзников попали в плен.[xx] Однако в 2007 году Дэвид Стюарт усомнился в обоснованности такого буквального толкования. В частности, Стюарт указал на то, что царь Лакамтууна …Чан-Ак и царь Па'чана Таб'-Б'алам I продолжали править каждый в своем царстве и после 518 года. Поэтому, по его мнению, сцена на Панели 12 из Пьедрас-Неграс является, прежде всего, символической демонстрацией политического доминирования Йокиба над соседями, ее не следует понимать как свидетельство того, что побежденные цари были взяты в плен и доставлены в столицу победителя.[xxi] Как бы там ни было, не подлежит сомнению, что в 1-й четверти VI века Йокиб стал господствующим царством на Верхней Усумасинте, а Па'чан оказался в сфере его влияния.
На Стеле 14 из Йашчилана содержится дата, которая соответствует 521 году. Имя главного героя стелы не сохранилось, однако отцом царя, кажется, снова назван Йашун-Б'алам II, следовательно, монумент, вероятно, был установлен Таб'-Б'аламом I.[xxii]
Дата воцарения К'инич-Татб'у-Холя II (9.4.11.8.16, 2 Киб 19 Паш или 13 февраля 526 года), записанная изящными «полнофигурными» иероглифами.
В день 9.4.11.8.16, 2 Киб 19 Паш (13 февраля 526 года) новым царем Па'чана стал еще один сын Йашун-Б'алама II и брат Таб'-Б'алама I К'инич-Татб'у-Холь II. Этот правитель известен главным образом благодаря созданию четырех притолок, содержащих очень важный для представления о ранней истории Па'чана царский список. Такие подробные изложения царской родословной и воспоминания о былой славе часто являлись реакцией на бедствия недавнего времени. В этом случае толчком, кажется, послужило поражение от Йокиба при Таб'-Б'аламе I. На притолоках сообщается о воцарении первых десяти царей Па'чана, прославляются их победы над соседями. «Полнофигурные» иероглифы, с которых начинается текст, являются одним из лучших образцов раннеклассической резьбы. Повествование завершается описанием военных успехов самого К'инич-Татб'у-Холя II, которому удалось значительно укрепить позиции своего царства. Между 526 и 537 годами па'чанский царь захватил в плен родственников царей Лакамтууна и Ак'е. Очевидно, в правление К'инич-Татб'у-Холя II Па'чан полностью освободился от влияния Йокиба. Йокиб к тому времени, видимо, уже стал союзником Канульской державы, с которой Па'чан втянулся в войну. Как сообщается на Притолоке 35 из Йашчилана, в день 9.5.2.10.6, 1 Кими 14 Муваан (16 января 537 года) К'инич-Татб'у-Холь II захватил в плен Навакаль-Типина(?), человека «из рода» канульского царя Туун-К'аб'-Хиша.
История Па'чана между 537 и 629 годами известна крайне плохо. Посвященные описанию этого периода блоки Иероглифической лестницы 1 из Йашчилана почти полностью стерлись. Йашун-Б'алам III, который воцарился в 629 году, в одном из текстов назван «пятнадцатым в ряду от Йо'паат-Б'алама», К'инич-Татб'у-Холь II, как известно, был десятым. Следовательно, между 537 и 629 годами правили четыре па'чанских царя, но из них в самом Йашчилане упоминается только один, Таб'-Б'алам II. В двух ретроспективных надписях сообщается, что в день 9.6.10.14.15, 4 Мен 3 Мак (19 ноября 564 года) Таб'-Б'алам II захватил в плен К'ан-Ток-Лука из Шукальнаха. Факт упоминания этой победы в надписях Ицамнаах-Б'алама III свидетельствует о ее важности, видимо, она использовалась для обоснования претензий па'чанских царей на господство над Шукальнахом. По мнению Александра Сафронова, К'ан-Ток-Лук был не царем Шукальнаха, а лишь человеком из царского рода, поскольку в Шукальнахе в это время, вероятно, правил владыка с другим именем.[xxiii]
На рубеже VI-VII веков в Па'чане царствовал Ицамнаах-Б'алам II, о деятельности которого мы знаем благодаря надписям из Паленке и Бонампака. В день 9.8.5.13.8, 6 Ламат 1 Сип (23 апреля 599 года) он принял участие в разорении Лакамхи (область вокруг «Дворца» Паленке) войсками коалиции, во главе которой стоял Кануль. В 610-611 годах Ицамнаах-Б'алам II вмешался в конфликт в Шукальнахе. Подробности конфликта излагаются на Монументе 4 из Бонампака, однако историки оценивали его по-разному. Линда Шиле и Николай Грюбе полагали, что в тексте упоминаются цари Ак'е и Шукальнаха, второй из которых был захвачен в плен и умер. Это толкование основано на точке зрения, что городища Бонампак и Лаканха в древности являлись столицами двух разных царств, Ак'е и Шукальнаха соответственно. Дмитрий Беляев и Александр Сафронов придерживаются мнения, согласно которому как Лаканха, так и Бонампак в древности входили в состав Шукальнаха. В ранний классический период столицей Шукальнаха было городище Лаканха, но около 600 года Йахав-Чан-Муваан I перенес свою резиденцию в Укуль, то есть в Бонампак. При таком подходе события 610-611 годов в Шукальнахе предстают как внутренний династический конфликт.[xxiv]
Противостояние началось с того, что в день 9.8.16.14.10, 10 Ок 8 Поп (19 марта 610 года) царь Шукальнаха Ах-Наль был изгнан из своих владений и бежал в Па'чан. Трон перешел к некоему Ах-Чан-Тоо'к'у. События в Шукальнахе, скорее всего, не были изолированы от общей политической ситуации в Западном регионе. Династический конфликт по времени совпадает с активизацией внешней политики Баакуля (Паленке). Ах-Наль и Ицамнаах-Б'алам II входили в антибаакульскую коалицию во главе с Канулем, поэтому весьма вероятно, что царь Баакуля поддержал оппонентов царской династии внутри Шукальнаха. В тексте на Монументе 4 из Бонампака нет указаний на место происхождения Ах-Чан-Тоо'к'а, то есть он не был внешним противником. Год спустя после своего побега, в день 9.8.17.15.0, 3 Ахав 13 Поп (24 марта 611 года), Ах-Наль разгромил Ах-Чан-Тоо'к'а и вскоре вернулся в Укуль. Следует отметить, что именно в конце марта канульские войска, которые тогда наступали на Баакуль, должны были находиться в районе Верхней Усумасинты. В реставрации Ах-Наля ключевую роль сыграл царь Па'чана Ицамнаах-Б'алам II, удостоившийся чести быть изображенным на Монументе 4 из Бонампака. Оппонент Ах-Наля, Ах-Чан-Тоо'к', вероятно, являлся креатурой противников Канульской державы, в первую очередь Баакуля, и победа над ним была частью масштабной военной кампании. [xxv]
От долгого промежутка 537-629 годов в Йашчилане, кажется, сохранился лишь один памятник, Стела 2. Монумент сильно поврежден, но дата на нем, скорее всего, соответствует окончанию к'атуна 9.9.0.0.0, 3 Ахав 3 Соц' (12 мая 613 года). На стеле упоминается «14-й царь», по всей видимости, речь идет о К'инич-Татб'у-Холе III, отце Йашун-Б'алама III, о котором не сохранилось более никаких сведений.[xxvi]
В день 9.9.16.10.13, 9 Бен 16 Йаш (18 сентября 629 года) на трон Па'чана взошел Йашун-Б'алам III. История его правления реконструируется исключительно на основании ретроспективных упоминаний, а также монументов, «восстановленных» в царствование Йашун-Б'алама IV. На двух монументах Йашун-Б'алам III носит портрет своего отца, представленный в виде опоясывающего орнамента. Это единственное имеющееся у нас доказательство в пользу существования правителя по имени К'инич-Татб'у-Холь III. Жена К'инич-Татб'у-Холя III, которую звали Иш-Пакаль, дожила, по меньшей мере, до 98 лет (она умерла в 702 году). Между 643 и 647 годами у супругов родился сын, будущий царь Па'чана Ицамнаах-Б'алам III. [xxvii]
Изящный «полнофигурный» именной иероглиф Йашун-Б'алама III, вырезанный около 760 года на Троне 2 из Йашчилана.
Во внешней политике Йашун-Б'алама III самым важным оставался вопрос отношений с Йокибом. На Стеле 8 из Пьедрас-Неграс сообщается о пленении «сахаля» па'чанского царя Ицамнаах-Б'алама III в 726 году, там же есть отсылка к некоему событию, произошедшему в день 9.10.6.7.4, 4 К'ан 17 Соц' (20 мая 639 года). Александр Сафронов считает, что речь идет о войне, в которой победил Па'чан, поскольку для военных текстов майя характерно трактовать победу над противником как «месть» за поражение в прошлом. Примечательно, что война случилась через месяц после того, как в Йокибе воцарился 12-летний Ицам-К'ан-Ак III.[xxviii] В день 9.10.14.13.0, 10 Ахав 13 Моль (2 августа 647 года) Йашун-Б'алам III захватил в плен царя Хиш-Вица (Сапоте-Бобаля) Шукууб'-Чан-Ака. В VII веке Хиш-Виц принадлежал к числу союзников Йокиба, поэтому поход, вероятно, был направлен, в первую очередь, против последнего. В 640-х годах вновь разгорелась ожесточенная борьба за власть в Шукальнахе, в конечном итоге Йашун-Б'аламу III, кажется, удалось сохранить контроль над этим царством. Однако вскоре после этих событий Па'чан вновь попал в зависимость от Йокиба. На Панели 3 из Пьедрас-Неграс сообщается, что в день 9.11.1.1.16, 5 Киб 19 Мак (14 ноября 653 года) некий Йашун-Б'алам прибыл ко двору Ицам-К'ан-Ака III и 9.11.1.2.19, 2 Кавак 2 Муваан (7 декабря 653 года) был коронован как вассал Йокиба. Далее в тексте на панели повествуется о событиях середины VIII века и этот Йашун-Б'алам назван «дедом» царя, который тогда правил в Па'чане. Следовательно, речь идет о Йашун-Б'аламе III, который в 653 году получил новый для себя вассальный статус. Не ясно, было ли это результатом военного поражения, но в любом случае Йокиб восстановил свою гегемонию на Верхней Усумасинте.[xxix] В день 9.11.6.2.1, 3 Имиш 19 Кех (24 октября 658 года) правитель входившей в состав Па'чана области К'ан Хуш-Каб'-… принял участие в церемонии «взятия ко'хава» Ицам-К'ан-Аком III, что также является подтверждением зависимости этого царства от Йокиба. В день 9.11.16.2.8, 9 Ламат 16 Йаш (8 сентября 668 года) Йашун-Б'алам III играл в мяч.[xxx] На мяче изображен пленник, поэтому можно предположить, что игра была связана с военной победой. В феврале 669 года Йашун-Б'алам III отпраздновал два двадцатилетия со дня своего воцарения, это последнее упоминание о его долгом правлении.[xxxi]
То, что надписи о правлении Йашун-Б'алама III пришлось восстанавливать или просто придумывать, служит лишним подтверждением некоего кризиса, охватившего Па'чан в это время. Все, что мы знаем об истории этого царства до воцарения Ицамнаах-Б'алама III, было подогнано под политические задачи позднейшей эпохи и остается в значительной степени спорным.
Примечания:
[vi] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and
[vii] Талах В.М. Войовники з берегів Усумасінти. Електронний текст, 2007, ст. 1.
[viii] Сафронов А.В. Государства… страницы 68-69
[ix] Martin S., Grube N. Chronicle… Рр. 118, 140
[x] Локализация царств Ак'е и Шукальнах до сих пор остается очень сложным и спорным вопросом, по которому среди специалистов нет единого мнения. В 1975 году Питер Мэтьюз идентифицировал в надписях из Йашчилана неизвестный «эмблемный иероглиф», который также встречался на Стеле 1 из Бонампака. На основании этого он предположил, что это «эмблемный иероглиф» Бонампака. Позднее этот иероглиф был прочитан как «Ак'е Ахав», «царь Ак'е». В это же время Мэтьюз определил в надписях из Бонампака еще один титул, в состав которого входил знак, изображающий летучую мышь. Впоследствии стало ясно, что это второй «эмблемный иероглиф», который читается «Шукальнаах Ахав» «царь Шукальнаха». В надписи на панели из городища Лаканха, местный «сахаль» (областной правитель) именуется «человеком из Шукальнаха». Соответственно, в литературе прочно утвердилось мнение, что Бонампак был столицей царства Ак'е, а Лаканха - Шукальнаха. Граница между царствами проходила приблизительно с северо-запада на юго-восток вдоль реки Лаканха. Эта реконструкция политической географии Верхней Усумасинты была в частности принята Саймоном Мартином и Николаем Грюбе. Однако российские эпиграфисты Дмитрий Беляев и Александр Сафронов высказали убедительные возражения против традиционной схемы. Начиная с середины VIII века «эмблемные иероглифы» Ак'е и Шукальнаха встречаются вместе в титулатуре одного правителя, что свидетельствует об объединении двух царств. Однако на протяжении почти всего классического периода Ак'е и Шукальнах были двумя независимыми государствами. При этом в надписях непосредственно из Бонампака упоминаются только цари Шукальнаха, в трех случаях носящие простой «эмблемный иероглиф», а в пяти — двойной. Все примеры двойного титула датируются 2-й половиной VIII века. Ни в одном случае местный правитель не назван просто «царь Ак'е». Все четыре известные надписи, высеченные по приказу царей Ак'е или их вассалов, не имеют точной археологической привязки, а были найдены грабителями и в настоящее время разбросаны по частным коллекциям и музеям. Нет никаких оснований утверждать, что они происходят из Бонампака. Следовательно, это городище не может считаться столицей Ак'е. Надписи на Монументах 4 и 5 из Бонампака прямо говорят, что в древности город, видимо, назывался Укуль и являлся столицей царей Шукальнаха. Шукальнах было древним названием не только царства, но и городища Лаканха, поскольку правивший там «сахаль» именовался «человеком из Шукальнаха». Лаканха имела столичный статус в ранний классический период. В начале VII века столицу перенесли в Укуль, однако за царством сохранилось название, связанное с топонимом первой столицы. Таким образом, в соответствии с гипотезой Беляева и Сафронова, городища Лаканха и Бонампак являлись двумя столицами царства Шукальнах, и, соответственно, вся область вокруг них вплоть до Охос-де-Агуа на северо-западе находилась под контролем Шукальнаха. На месте какого археологического городища находилась в таком случае столица Ак'е – неизвестно. Александр Сафронов полагает, что столицей Ак'е могло быть крупное городище План-де-Айутла, но эпиграфических доказательств у этой гипотезы пока нет, так как на территории городища до сих пор не обнаружено ни одной надписи. Подробнее о локализации царств Ак'е и Шукальнах смотрите: Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Ак'е и Шукальнах: история и политическая география государств майя бассейна Верхней Усумасинты http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/ake.html#t19 или Сафронов А.В. Государства… страницы 194-203.
[xi] Сафронов А.В. Государства… страница 71; Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 119
[xii] Corpus of Maya Hieroglyphic Inscriptions. Yaxchilan: Lintel 21. Transcription, Transliteration and Translation http://www.peabody.harvard.edu/CMHI/detail.php?num=21&site=Yaxchilan&type=Lintel
[xiii] Чтение первого иероглифа имени этого царя остается предметом споров. Ранее имя читалось как Хой-Б'алам («Перевязанный Ягуар»), однако проанализировав надпись на так называемой «Брюссельской стеле» Саймон Мартин пришел к выводу, что полная форма данного именного иероглифа представляет собой сочетание неизвестной логограммы в виде черепа с перевязанным глазом и головы ягуара: …-BALAM (Martin S. The Broken Sky… Note 10). Чтение TAB' для первого иероглифа было предложено Виктором Талахом в неопубликованном материале «Войовники з берегів Усумасінти».
[xiv] Чтение последнего слова имени согласно Юрию Полюховичу. Дмитрий Беляев и Александр Сафронов предлагают чтение Уман. Датировка войны 499 годом была предложена Вернером Намом.
[xv] Беляев Д.Д. Государства майя в системе международных отношений Мезоамерики классического периода // Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций. М., 2003. С. 40—52. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/maya-inter.html
[xvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 120
[xvii] Сафронов А.В. Государства… страница 82
[xviii] Лакамтуун – царство классических майя, упоминаемое в текстах из Йашчилана, Пьедрас-Неграс, Сейбаля и Ицана. На сегодняшний день оно не может быть надежно отождествлено ни с одним известным археологическим городищем. Дэвид Стюарт полагает, что Лакамтуун располагался на берегу современной реки Лакантун, левого притока Усумасинты, а его столица могла находиться близ городища Эль-Пальма. Александр Сафронов считает наиболее подходящим для локализации Лакамтууна место слияния рек Лакантун и Салинас. По мнению этого исследователя, столицей Лакамтууна могло быть крупное городище Примера-Сексьон.
[xix] Долгое время «эмблемный иероглиф» этого царства не поддавался прочтению, поэтому в англоязычной литературе полития обозначалась как «Wa-Bird». Чтение Вабе' было предложено Дмитрием Беляевым. По мнению этого исследователя, второй знак, изображающий голову птицы, идентичен редко встречающемуся слоговому знаку –be. Возможно также чтение Вак'ааб' (смотрите также примечание 58 к этому очерку).
[xx] Сафронов А.В. Государства… страница 83
[xxi] Stuart D. The Captives on Piedras Negras, Panel 12 http://decipherment.wordpress.com/2007/08/18/the-captives-on-piedras-negras-panel-12/
[xxii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 121
[xxiii] Сафронов А.В. Государства… страница 85
[xxiv] Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Ак'е и Шукальнах: история и политическая география государств майя бассейна Верхней Усумасинты // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ. 2004. Вып. 6. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/ake.html#t19
[xxv] Там же
[xxvi] Об упоминании «14 царя» см. Сафронов А.В. Государства… страница 93, о К'инич-Татб'у-Холе III см. Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 121
[xxvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 122
[xxviii] Сафронов А.В. Государства… страница 99
[xxix] Сафронов А.В. Государства… страница 103
[xxx] Дата на монументе повреждена, реконструкция 9.11.16.2.8 предложена Линдой Шиле.
[xxxi] Талах В.М. Войовники… ст. 2