Правление Ицамнаах-Б'алама III (Великого)
Сын Йашун-Б'алама III от брака с Иш-Пакаль Вук-Чапаат-К'инич-Ахав воссел на троне Па'чана в день 9.12.9.8.1, 5 Имиш 4 Мак (23 октября 681 года). При коронации он взял себе имя Ицамнаах-Б'алама III. Сама инаугурационная церемония прошла очень торжественно и сопровождалась обрядом вызывания бога Ах-К'ак'-О'-Чаака.[xxxii] Вероятно, К'ак'-О'-Чаак считался богом царского венца, по крайней мере, головная повязка, повязанная на чело Ицамнаах-Б'алама III, называлась Б'олон-Цак-К'ак'-О'-Чаак-Хуун, «Повязка Девяти Вызываний Ах-К'ак'-О'-Чаака».[xxxiii]
Портрет Ицамнаах-Б'алама III на Притолоке 26 из Йашчилана.
Ицамнаах-Б'алам III оставался у власти более 60 лет и его правление является важной вехой в истории царства. Этот владыка построил ряд великолепных зданий, с которыми связано большое количество притолок, резных ступеней и стел, оказав тем самым глубокое влияние на вид своей столицы.
Во внешней политике Па'чан восстановил свою независимость и вышел из-под влияния Йокиба. Первый поход Ицамнаах-Б'алам III (тогда еще Вук-Чапаат-К'инич-Ахав) совершил за восемь месяцев до своей коронации. В день 9.12.8.14.1, 12 Имиш 4 Поп (25 февраля 681 года) он захватил в плен «человека из рода» царя Намана (Ла-Флориды) К'ак'-Ти'-Куя.[xxxiv] Наман являлся союзником Йокиба, из этого царства происходила невеста наследника йокибского трона Ч'ок-Коха (будущего К'инич-Йональ-Ака II) по имени Иш-Винакхаб-Ахав.
Притолока 45 из Йашчилана, созданная около 731 года. Прединаугурационное взятие пленника Вук-Чапаат-К'инич-Ахавом (будущим Ицамнаах-Б'аламом III) в день 9.12.8.14.1, 12 Имиш 4 Поп (25 февраля 681 года). Схваченный за волосы, пленник практически целует хлопковый щит своего покорителя.
Об истории Па'чана в конце VII века сохранились лишь отрывочные свидетельства. В день 9.12.17.12.0, 13 Ахав 3 Муваан (29 ноября 689 года) Ицамнаах-Б'алам III одержал победу над Ах-Сак-Ичий-Патом, «человеком из Саклакаля», области в составе Шукальнаха. Очевидно, эта война была связана с очередной междоусобицей внутри Шукальнаха. На Монументе 1 из Бонампака сообщается, что в юбилейную дату 9.13.0.0.0, 8 Ахав 8 Во' (18 марта 692 года) царь Шукальнаха Ах-Нак'ей «вернулся в землю Укуля». По-видимому, он был изгнан из своего царства около 689 года. Скорее всего, Ах-Нак'ей, как и его предки в начале VII века, опирался на Па'чан и бежал именно в это царство. В этом случае, поход на Саклакаль имел целью реставрацию Ах-Нак'ея, но, несмотря на пленение саклакальского владетеля, оказался неудачным, и шукальнахский царь вернул свой трон лишь через три года.[xxxv]
На рубеже VII-VIII веков о военно-политической активности Па'чана известно крайне мало. На очень плохо сохранившихся ступенях II и VI Иероглифической лестницы 3 из Йашчилана сообщается о захвате двух пленников в день 9.13.6.5.11, 4 Чувен 9 Шуль (6 июня 698 года) и, скорее всего, трех царей (?) в день 9.13.16.3.1, 5 Имиш 9 Поп (25 февраля 708 года). К сожалению, ни имена, ни титулы, ни указания на происхождение пленников в надписях не сохранились.[xxxvi] Почти нет сомнений в том, что самой острой внешнеполитической проблемой для Ицамнаах-Б'алама III в это время было значительное усиление царства Попо' (Тонина), правители которого развернули активную экспансию на Левобережье Усумасинты.
Сразу на трех монументах Ицамнаах-Б'алама III представлена победа, одержанная в день 9.14.1.17.14, 5 Иш 17 К'анк'ин (18 ноября 713 года)[xxxvii], когда был захвачен царь Б'уктууна Ах-К'ан-Усих. «Эмблемный иероглиф» Б'уктууна больше нигде не встречается, поэтому точно неизвестно, где располагалось это царство. Но в надписи на ступени I Иероглифической лестницы 3 победа над Б'уктууном стоит между победами над шукальнахскими князьями в 564 и 729 годах, а на Притолоке 46 после записи о пленении б'уктуунского царя Ицамнаах-Б'алам III назван «продолжившим (или «увековечившим») [дело] оружия» Таб'-Б'алама II, который в 564 году захватил К'ан-Ток-Лука из Шукальнаха. Очевидно, Б'уктуун был небольшим царством, находившимся в сфере влияния Шукальнаха, и их цари были родственниками. К сожалению, обстоятельства этой войны неясны: Б'уктуун мог представлять лагерь противников шукальнахских вассалов Ицамнаах-Б'алама III или в Шукальнахе уже утвердился враждебный Па'чану правитель. В пользу последнего говорит подчеркивание побед царей Па'чана над Шукальнахом.[xxxviii]
Помимо внешней политики Па'чана, внимание исследователей всегда привлекала сложная и во многом все еще неясная проблема отношений внутри семьи Ицамнаах-Б'алама III. Из йашчиланских текстов следует, что у этого правителя было, по меньшей мере, две или три жены. При жизни владыки наибольшим влиянием, несомненно, обладала царица по имени Иш-К'аб'аль-Шоок, которая происходила из влиятельного сахальского рода, связанного родственными узами с царским домом (в одном из текстов сказано, что она принадлежит к «роду Йо'паат-Б'алама»). Иш-К'аб'аль-Шоок стала женой Ицамнаах-Б'алама III еще до его восхождения на трон и принимала участие в церемонии вызывания бога в день коронации мужа.[xxxix]
Прорисовка Притолоки 24 из Йашчилана (ныне хранится в Британском музее). Царица Иш-К'аб'аль-Шоок выполняет ритуал кровопускания – протягивает через свой язык веревку с шипами, забрызгивая кровью бумагу, лежащую в корзине у её ног. Царь освещает ритуал факелом.
Несмотря на значительную роль Иш-К'аб'аль-Шоок при дворе, до сих пор нет определенного ответа на вопрос, родила ли она наследника па'чанского престола? После смерти Ицамнаах-Б'алама III и загадочного десятилетнего «междуцарствия» па'чанским владыкой стал Йашун-Б'алам IV, сын Ицамнаах-Б'алама III, родившийся в день 9.13.17.12.10, 8 Ок 13 Йаш (27 августа 709 года) от брака с канульской царевной Иш-Ух-Чан-Леем (?).[xl] При этом, следует особо подчеркнуть, что Иш-Ух-Чан-Леем ни разу не упоминается в текстах, созданных при жизни Ицамнаах-Б'алама III, все монументы, показывающие ее вместе с мужем, были установлены в правление Йашун-Б'алама IV, который после утверждения на троне развернул активную кампанию, направленную на обоснование легитимности своей власти. Во многих случаях Йашун-Б'алам IV прямо подражает отцу. Притолоки 15, 16 и 17, изготовленные при Йашун-Б'аламе IV, имитируют Притолоки 24, 25 и 26 времен Ицамнаах-Б'алама III. Такое же подражание отчетливо видно в текстах, в которых упоминается Иш-Ух-Чан-Леем. Йашун-Б'алам IV словно противопоставляет свою мать царице Иш-К'аб'аль-Шоок. Например, на Притолоке 24 из Йашчилана сказано, что в день 9.13.17.15.12, 5 Эб 15 Мак (28 октября 709 года, всего через два месяца после рождения Йашун-Б'алама IV) Иш-К'аб'аль-Шоок провела обряд кровопускания[xli], а согласно надписи на созданной при Йашун-Б'аламе IV Притолоке 53 на следующий день после этой церемонии Ицамнаах-Б'алам III совершил ритуальный танец вместе с Иш-Ух-Чан-Леем.[xlii]
Притолока 25 из Йашчилана (ныне хранится в Британском музее). Царица Иш-К'аб'аль-Шоок празднует воцарение своего супруга в 681 году, вызывая видение воина в маске теотиуаканского бога Тлалока, высовывающегося из пасти чудовища – наполовину змеи, наполовину сороконожки.
Историки по-разному объясняют такое внутрисемейное противостояние. По мнению Линды Шиле, Ицамнаах-Б'алам III стремился укрепить позиции Па'чана в борьбе с враждебными царствами, поэтому заключил союз с Канулем. Хотя после поражения в войне с Кукулем в 695 году Канульское царство начало быстро терять свои позиции, на рубеже VII-VIII веков оно все еще оставалось довольно влиятельной силой. Союз был скреплен династическим браком Ицамнаах-Б'алама III с Иш-Ух-Чан-Леем. Однако появление чужеземки вызвало сопротивление местной элиты, на поддержку которой опиралась Иш-К'аб'аль-Шоок. Ицамнаах-Б'алам III, оказавшись в положении нелегкого выбора между внешней и внутренней угрозой, избрал путь компромиссов и балансирования.[xliii]
Некоторые исследователи, однако, сомневаются в законном происхождении Йашун-Б'алама IV. Например, Богухвала Тушиньска полагает, что Иш-Ух-Чан-Леем не являлась женой Ицамнаах-Б'алама III.[xliv] Если эта гипотеза верна, то монументы Йашун-Б'алама IV, на которых он упоминает свою мать, выглядят как фальсификация, призванная доказать законность власти этого правителя.
Прорисовка Притолоки 26 из Йашчилана (ныне хранится в Национальном музее антропологии (Мехико)). Изображены Ицамнаах-Б'алам III и его главная жена Иш-К'аб'аль-Шоок, которая передает мужу шлем в форме головы ягуара для совершения по-прежнему неясного обряда.
Убедительным свидетельством того, что Иш-К'аб'аль-Шоок, по меньшей мере, обладала очень высоким статусом при жизни Ицамнаах-Б'алама III, является «Здание 23». Это одно из самых красивых дворцовых сооружений в городе, его фасад имеет
Стела 18 из Йашчилана, установленная после 729 года. Победитель Ицамнаах-Б'алам III смотрит сверху вниз на своего пленника, шукальнахского военачальника Ах-Пополь-Чая.
Между тем, внешнеполитическое положение Па'чана в 720-х годах вновь обострилось. В это время Попо' теряет контроль над Левобережьем Усумасинты и происходит усиление Сакц'и. Па'чан утратил контроль над Шукальнахом, в 717 году здесь воцарился К'инич-Чак-Чих, вассал Сакц'и. В середине 720-х годов происходит сближение Па'чана с Баакулем. Весной 725 года войска Баакуля одержали победу над Йокибом. Очевидно, Па'чан вмешался в эту войну на стороне Баакуля, но потерпел поражение. На Стеле 8 из Пьедрас-Неграс сообщается, что в день 9.14.14.9.18, 5 Эц'наб 16 Сип (8 апреля 726 года) йокибский владыка К'инич-Йональ-Ак II захватил в плен одного из па'чанских «сахалей». Далее, в день 9.14.17.15.11, 2 Чувен 14 Моль (14 июля 729 года) Ицамнаах-Б'алам III захватил в плен шукальнахского военачальника Ах-Пополь-Чая. Эта победа, безусловно, была направлена против Сакц'и и приходится на промежуток времени между двумя походами баакульского полководца Чак-Сууц'а в Левобережье. Несомненно, действия Баакуля и Па'чана против Сакц'и были скоординированы, но, несмотря на это поражение, Сакц'и сохранило контроль над Шукальнахом.
В начале 730-х годов в поле внимания Ицамнаах-Б'алама III оказывается союзник Йокиба Хиш-Виц. Текст на «Иероглифической лестнице 3» сильно поврежден, поэтому характер событий не вполне ясен. Сначала, в день 9.15.0.12.0, 10 Ахав 8 Соц' (18 апреля 732 года) в Йашчилане появляется некий Чан-Ах-Туун-Наак-Чиу, названный «владыкой Хиш-Вица».[xlvi] Хотя иероглиф перед его именем поврежден, скорее всего, это глагол «захвачен», то есть, некий владыка из Хиш-Вица был приведен в Йашчилан в качестве пленника. Но уже через 63 дня, в день 9.15.0.15.3, 8 Ак'баль 11 Йашк'ин (20 июня 732 года) другой правитель Хиш-Вица …н-Ти'-К'авииль прибыл в Танха'па'чан для участия в церемонии вызывания богов.[xlvii] Неясно при этом, пришел ли он как союзник Ицамнаах-Балама, возведенный на престол победителем вместо попавшего в плен предшественника, или еще один владыка из Хиш-Вица был захвачен па'чанскими войсками. Интересно, что …н-Ти'-К'авииль являлся тезкой тогдашнего царя Южного Кукуля (Дос-Пиласа). На основании имеющихся в нашем распоряжении источников невозможно определить, было ли это простое совпадение имен или имел место союз Па'чана и Южного Кукуля в войне против …Чан-Ак-Нак-Чи', после которой южнокукульский царь присоединил Хиш-Виц к своим владениям.
Свои триумфы Ицамнаах-Б'алам III увековечил в «Здании 44», построенном на территории Западного Акрополя и посвященном в 732 году или вскоре после этой даты. Сооружение украшено тремя рельефными притолоками, а также лестницами с иероглифическими ступенями. В надписях на этих монументах перечисляются военные победы Ицамнаах-Б'алама III, одержанные с 681 по 732 годы. На соседнем двухсотметровом холме в 740 году было построено «Здание 41», также посвященное военным успехам старого царя. К зданию вела длинная, почти стометровая лестница. На пяти стелах перед его фасадом изображены пять важнейших побед владыки. Следует отметить, что и здесь, и в надписях из «Здания 44» опускается поражение от Йокиба в 726 году.
К концу правления Ицамнаах-Б'алама III все более обострялись отношения внутри его семьи. В конце 730-х годов возрастает влияние «юной госпожи» Иш-Сак-Б'ийаан (неясно, была ли она дочерью или еще одной женой Ицамнаах-Б'алама III). Для этой женщины в 738 году было построено «Здание 11». С другой стороны, все настойчивее встает вопрос о наследнике трона. Как сообщается на установленной в правление Йашун-Б'алама IV Стеле 11 из Йашчилана, в день 9.15.9.17.16, 12 Киб 19 Йашк'ин (26 июня 741 года) Ицамнаах-Б'алам III и его сын, будущий царь Йашун-Б'алам IV совершили ритуальный танец с посохами или знаменами «хасав-чан». Исследователи интерпретируют этот танец как свидетельство получения Йашун-Б'аламом IV важных жреческих полномочий еще при жизни отца, вероятно, сфальсифицированное. Можно лишь гадать, каким был статус будущего Йашун-Б'алама IV в 741 году.[xlviii]
Этим же целям обоснования прав Йашун-Б'алама IV на трон служит Притолока 14. В надписи на этом монументе говорится, что в день 9.15.10.0.1, 4 Имиш 4 Моль (1 июля 741 года) был проведен торжественный ритуал кровопускания и вызывания богов. В ритуале принимали участие царица Иш-Ух-Чан-Леем, а также сам Йашун-Б'алам, его жена Иш-Чак-Чами, ее брат «сахаль» Чак-Чами. На помощь родственникам прибыл даже один из канульских владык Чан…К'инич, который также участвовал в обряде.[xlix]
Одна из девяти резных костей, найденных в Погребении 2. На кости указано, что это шип для кровопускания Ицамнаах-Б'алама III.
Ицамнаах-Б'алам III, который в декабре 740 года отпраздновал три двадцатилетия своего пребывания у власти, умер в день 9.15.10.17.14, 6 Хиш 12 Йашк'ин (19 июня 742 года). Гробницей этого царя, вероятно, является обнаруженное в пределах «Здания 23» «Погребение 2», в котором среди подношений были найдены шипы ската и костяные проколки для кровопускания, украшенные различными надписями с именами Иш-К'аб'аль-Шоок и ее мужа.[l]
Несмотря на отдельные неудачи во внешней политике, Ицамнаах-Б'аламу III удалось сделать довольно много для процветания своего царства. В его правление Па'чан контролировал территории вдоль Усумасинты до городища Эль-Чикосапоте, расположенного всего в
Примечания:
[xxxii] Corpus of Maya Hieroglyphic Inscriptions. Yaxchilan: Lintel 25. Transcription, Transliteration and Translation http://www.peabody.harvard.edu/CMHI/detail.php?num=25&site=Yaxchilan&type=Lintel
[xxxiii] Талах В.М. Войовники… ст. 2
[xxxiv] Имя самого пленника до сих пор не расшифровано. В свое время предлагалось чтение Ах-Ник, но в дальнейшем стало очевидно, что оно ошибочное.
[xxxv] Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Ак'е и Шукальнах…
[xxxvi] Сафронов А.В. Государства… страница 126
[xxxvii] Питер Мэтьюз и Линда Шиле относят эту дату на один цикл раньше, к 661 году. Однако на Притолоке 46 присутствует лунная дата «14 сутки» после молодого месяца, которая соответствует именно 18 ноября 713 года (смотрите Талах В.М. Войовники… прим. 11).
[xxxviii] Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Ак'е и Шукальнах…
[xxxix] Талах В.М. Войовники… ст. 2
[xl] Чтение четвертого слова имени царицы остается предметом споров, предлагались варианты Кох, Вин и Цук. В 2007 году Дэвид Стюарт, основываясь на записи на Мичольском кельте, предложил для этого знака чтение «Леем».
[xli] Corpus of Maya Hieroglyphic Inscriptions. Yaxchilan: Lintel 24. Transcription, Transliteration and Translation http://www.peabody.harvard.edu/CMHI/detail.php?num=24&site=Yaxchilan&type=Lintel
[xlii] Яшчилан, Притолока 53. Транслитерация, транскрипция, перевод. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/yaxchilan_lintel_53.html
[xliii] Schele L., Freidel D. A
[xliv] Tuszyńska В. Some Notes on Wives and Concubines // Wayeb Notes, No. 31, 2009 http://www.wayeb.org/notes/wayeb_notes0031.pdf
[xlv] Martin S., Grube N. Chronicle… Рр. 125-126
[xlvi] А. Сафронов читает его имя как …Чан-Ак-Нак-Чи', смотрите Сафронов А.В. Государства… страница 135
[xlvii] Талах В.М. Войовники… ст. 3. Линда Шиле и Николай Грюбе в свое время определяли дату этого события как 9.14.19.14.18, 7 Эц'наб 11 Йашк'ин (18 июня 731 года), однако, такая реконструкция противоречит порядку изложения в тексте.
[xlviii] Токовинин А.А. Ритуальный танец майя в царских надписях городища Йашчилан (2-я пол. VIII в.). // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ. Вып.
[xlix] Чан…К'инич упоминается в одной из надписей под 732 годом, но, вероятно, не был верховным правителем Кануля (смотрите Талах В.М. Войовники… прим. 17).
[l] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 126
[li] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 124